7 Рабочая программа по алгебре 7 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа по алгебре для обучающихся 7 класса основной
общеобразовательной школы составлена на основе:
1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ. от
29.12.2012.
2. Федерального компонента Государственного образовательного стандарта (Приказ
МО от 05. 03.2004 №1089).
3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004
№ 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных
учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации,
реализующих программы общего образования».
4. Примерной программы для общеобразовательных учреждений по математике.
5. Основной образовательной программы среднего общего образования МАОУ
«СОШ №37».
6. Школьного учебного плана МАОУ «СОШ №37» на 2019-2020 учебный год.
Календарно-тематическое планирование составлено с учетом программы воспитания на
основании следующих документов:
1. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р).
2. Приказа Министерства просвещения России от 11.12.2020 N 712;
3. Рабочей программы воспитания МАОУ «СОШ № 37», утвержденной приказом от
31.08.2021 года.
Адресат.
Программа рекомендована учащимся для обучения математике в 7 классе
общеобразовательной школы.
Объем и сроки обучения.
Программа по математике общим объемом 102 часов (3ч. в неделю) изучается в
течение учебного года согласно Базисного плана ОУ.
Роль и место дисциплины.
Курс входит в число дисциплин, включенных в учебный план для образовательных
учреждений РФ, особое место данного курса обусловлено необходимостью
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального
языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов.
Актуальность.
Программа по математике составлена на основе Фундаментального ядра
содержания общего образования, требований к результатам освоения
образовательной программы основного общего образования, представленных в
федеральном государственном образовательном стандарте основного общего
образования, с учѐтом преемственности с примерными программами для начального
общего образования по математике. В ней также учитываются доминирующие идеи и
положения программы развития и формирования универсальных учебных действий
для основного общего образования, которые обеспечивают формирование
российской гражданской идентичности, коммуникативных качеств личности и
способствуют формированию ключевой компетенции — умения учиться.
Особенности программного материала.
Курс алгебры 7 класса является фундаментом для математического образования и
развития школьников, доминирующей функцией при его изучении в этом возрасте
является интеллектуальное развитие учащихся. Курс построен на взвешенном
соотношении новых и ранее усвоенных знаний, обязательных и дополнительных тем

для изучения, а также учитывает возрастные и индивидуальные особенности
усвоения знаний учащимися.
Практическая значимость школьного курса алгебры 7 класса состоит в том, что
предметом еѐ изучения являются пространственные формы и количественные
отношения реального мира. В современном обществе математическая подготовка
необходима каждому человеку, так как математика присутствует во всех сферах
человеческой деятельности.
Математика является одним из опорных школьных предметов. Математические
знания и умения необходимы для изучения алгебры и геометрии в 7-9 классах, а
также для изучения смежных дисциплин.
Обучение математике даѐт возможность школьникам научиться планировать свою
деятельность, критически оценивать еѐ, принимать самостоятельные решения,
отстаивать свои взгляды и убеждения.
В процессе изучения математики школьники учатся излагать свои мысли ясно и
исчерпывающе, приобретают навыки чѐткого и грамотного выполнения
математических записей, при этом использование математического языка позволяет
развивать у учащихся грамотную устную и письменную речь.
Знакомство с историей развития математики как науки формирует у учащихся
представления о математике как части общечеловеческой культуры.
Значительное внимание в изложении теоретического материала курса уделяется его
мотивации, раскрытию сути основных понятий, идей, методов. Обучение построено
на базе теории развивающего обучения, что достигается особенностями изложения
теоретического материала и упражнениями на сравнение, анализ, выделение
главного, установление связей, классификацию, обобщение и систематизацию. Особо
акцентируются содержательное раскрытие математических понятий, толкование
сущности математических методов и области их применения, демонстрация
возможностей применения теоретических знаний для решения задач прикладного
характера, например решения текстовых задач, денежных и процентных расчѐтов,
умение пользоваться количественной информацией, представленной в различных
формах.
Осознание общего, существенного является основной базой для решения
упражнений. Важно приводить детальные пояснения к решению типовых
упражнений. Этим раскрывается суть метода, подхода, предлагается алгоритм или
эвристическая схема решения упражнений определѐнного типа.
Национально-региональный компонент в образовательной области «Математика»
выражается в повышении уровня математического образования, формировании
представлений о математических методах как части общечеловеческой культуры, как
форме хозяйственной специфики.
При составлении задач:
включаю местный краеведческий материал, сообщаю экономические сведения
родного края;
решаем конкретные учебные и воспитательные задачи на заданиях и примерах,
составленных на местном материале;
-воспитываю человека, способного понять культуру другого народа, быть
толерантным к ней и уметь общаться на разных уровнях (житейском, научном,
религиозном) с представителями других наций. Использование элементов
национально - регионального компонента делает курс более интересным и значимым
с точки значимым воспитания у учащихся патриотических ценностей. Задачи, в
содержании которых присутствует национально-региональный компонент, изучаются
при повторении материала за курс математики.
Предлагамая программа построена на основе УМК

•
•
•
•
•

Алгебра: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /
А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С.Якир. – М.: Вентана–Граф, 2017.
Алгебра: 7 класс: дидактические материалы: сборник задач и контрольных
работ/ А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – М.: Вентана–Граф, 2017.
Алгебра: 7 класс: методическое пособие / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С.
Якир. – М.: Вентана–Граф, 2017.
Алгебра: 7 класс: рабочая тетрадь/ А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир.
– М.: Вентана–Граф, 2017.
Интернет-ресурс:http://www.pcmath.ru.
Базой данного курса является учебник, который полностью соответствует
современным методологическим концепциям обучения, предлагает новые
педагогические технологии, направленные на реализацию Государственного
образовательного стандарта в практической деятельности учителя.

Курс может использоваться и в качестве дистанционных занятий. В
программе предусмотрены уроки, направленные на реализацию дистанционного
обучения. Дистанционное обучение в настоящее время может рассматриваться как
инновационная форма обучения, которая позволяет получать знания через интернет
под контролем учителя.
Цель дистанционного обучения – предоставить ученикам элементы
универсального образования, которые позволят им эффективно адаптироваться к
изменяющимся социально-экономическим условиям и успешно интегрироваться в
современное общество. Данный вид обучения базируется на основе передовых
информационных технологий, применение которых обеспечивает быструю и гибкую
адаптацию под изменяющиеся потребности ученика.
С помощью дистанционного обучения удается решать такие педагогические
задачи, как:
•
формирование у учеников познавательной самостоятельности и
активности;
•
создание эффективного образовательного пространства;
•
развитие у детей критического мышления и способности
конструктивно обсуждать различные точки зрения.
Содержание образования, включающее дистанционное обучение, реализуется
посредством форм обучения
•
участие (онлайн, офлайн) в разнообразных интернет мероприятиях
(интернет- фестивали, олимпиады, конкурсы, викторины и т. д.);
•

подготовка к экзаменам;

•
осуществление проектной и исследовательской деятельности;
организация дополнительного обучения по «интересам».
Применение дистанционного обучения в учебном процессе позволяет:
•
сделать урок наглядным, красочным, информативным;
•
использовать дифференцированный и личностно-ориентированный
подход к обучению;
•
активизировать познавательную деятельность учащегося;
повысить мотивацию учащихся к изучению предмета;
•
развивать мышление и творческие способности детей.
Информационные средства:

•
мультимедийные обучающие программы и электронные учебные
издания по основным разделам курса математики;
•
инструментальная среда по математике.
Техническое обеспечение:
1.
Персональный компьютер, подключенный к интернету.
2.
Сканер.
3.
Микрофон, наушники или колонки.

Интернет – ресурсы:
Сайты для учащихся:
1.
Интерактивный учебник. Алгебра 7 класс. Правила, задачи, примеры
https://schoolassistant.ru/?class=7_algebra
2.
Энциклопедия
для
детей
http://the800.info/yentsiklopediya-dlya-deteymatematika
3.
Энциклопедия по
математике http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/matematika/MATEMATIKA.html
4.
Справочник
по
математике
для
школьников
https://may.alleng.org/d/math/math520.htm
5.
Математика он-лайн http://uchit.rastu.ru Сайты для учителя:
1.
Педсовет, математика http://pedsovet.su/load/135
2.
Учительский портал. Математика http://www.uchportal.ru/load/28
3.
Уроки.
Нет.
Для
учителя
математики,
алгебры,
геометрии
http://www.uroki.net/docmat.htm
4.
Видеоуроки по математике – 7 класс , UROKIMATEMAIKI.RU ( Игорь
Жаборовский )
5.
Электронный учебник
6.
"Математика. 5-7 классы. Таблицытренажеры"https://adminlibrary.moy.su/news/matematika_5_7_klassy_tablicy_trenazhery_svetl
ana_tokareva/2017-08-25-64
7.
Тренажер по математике. Издательство « Экзамен»
8.
Я иду на урок математики (методические разработки).- Режим доступа:
www.festival.1september.ru
9.
Единая коллекция образовательных ресурсов. - Режим доступа:
http://schoolcollection.edu.ru/
10.
Федеральный центр информационно – образовательных ресурсов . – Режим
доступа: http://fcior.edu.ru/
Целевая установка.
Изучение математики направлено на достижение следующих целей:
•
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых
человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных
математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления,
интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры,
пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
•
формирование представлений об идеях и методах математики как
универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и
процессов;

•
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части
общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Содержание образования по математике в 6 классе определяет следующие задачи:
• развить представления о натуральном числе, десятичной и обыкновенной
дроби и роли вычислений в человеческой практике;
• сформировать практические навыки выполнения устных, письменных
вычислений, развить вычислительную культуру;
• развить представления об изучаемых понятиях: уравнение, координаты и
координатная прямая, процент, упрощение буквенных выражений, угол и
треугольник, формула и методах решения текстовых задач как важнейших
средствах математического моделирования реальных процессов и явлений;
• получить представление о статистических закономерностях и
различных
способах их изучения, об особенностях прогнозов , носящих вероятностный
характер;
• развить логическое мышление и речь-умение логически обосновывать
суждения, проводить несложные систематизации, проводить примеры,
использовать словесный и символический языки математики для
иллюстрации, аргументации и доказательства.
Форма организации образовательного процесса:
индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные.
На уроках используются такие формы занятий как:
практические занятия; тренинг, консультация;
Технологии, используемые в обучении:
– технологии полного усвоения;
– технологии обучения на основе решения задач;
– технологии обучения на основе схематичных и знаковых моделей; – технология
развивающего обучения – технологии проблемного обучения.
Основные виды контроля:
Текущий и итоговый контроль проводится в форме контрольных работ,
рассчитанных на 45 минут, тестов и самостоятельных работ на 15 – 20 минут с
дифференцированным оцениванием. Текущий контроль проводится с целью
проверки усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; содержание
определяются учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также
особенностей обучающихся класса.
Итоговые контрольные работы проводятся:
- после изучения наиболее значимых тем
программы, - в конце учебной четверти.
Взаимосвязь коллективной и самостоятельной работы.
При изучении курса для обучаемых предусмотрены большие возможности для
самостоятельной работы, а именно использование заданий, требующих поиска,
переработки и представления информации в новом виде. Освоение курса
предполагает изменения роли ученика и учителя в учебном процессе относительно
традиционной парадигмы, а также учета динамики передачи ученику
ответственности за собственное учение. В ходе прохождения программы,
обучающиеся самостоятельно смогут выбирать уровень сложности и характер
задания, роль и характер участия в групповой работе, выполнять исследовательские
задания на разрешение проблем и проектные работы.
Итоговый контроль.
Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью контрольной работы,
которая включает вопросы по основным проблемам курса.

Предполагаемый результат.
Приобретение математических знаний и умений, развитие коммуникативных,
рефлексивных,
личностного
саморазвития,
ценностно-ориентационных
и
смыслопоисковых компетенций, воспитание культуры личности
Планируемые результаты изучения алгебры в 7 классе
Изучение математики способствует формированию у учащихся личностных,
метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих
требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования.
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, осознания вклада отечественных учѐных в развитие мировой науки;
2) ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3) осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных
предпочтений с учѐтом устойчивых познавательных интересов, а также на основе
формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в
социально значимом труде;
4) умение контролировать процесс и результат учебной и математической
деятельности;
5) критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении
математических задач.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учѐбе, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
2) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
3) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации;
4) умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и
делать выводы;
5) развитие
компетентности
в
области
использования
информационнокоммуникационных технологий;
6) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об
универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и
процессов;
7) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в
других дисциплинах, в окружающей жизни;

8) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для
решения математических проблем, и представлять еѐ в понятной форме,
принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или
вероятностной информации;
9) умение понимать и использовать математические средства наглядности
(графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации,
аргументации;
10) умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их
проверки;
11) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в
соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные результаты
1) осознание значения математики для повседневной жизни человека;
2) представление о математической науке как сфере математической
деятельности, об этапах еѐ развития, о еѐ значимости для развития
цивилизации;
3) развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать,
извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои
мысли с применением математической
терминологии
и
символики, проводить
классификации, логические обоснования;
4) владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
5) систематические знания о функциях и их свойствах;
6) практически значимые математические умения и навыки, их применение к
решению математических и нематематических задач предполагающее умения:
7) выполнять вычисления с действительными числами;
8) решать уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств;
9) решать текстовые задачи арифметическим способом, с помощью составления
и решения уравнений, систем уравнений и неравенств;
10) использовать алгебраический язык для описания предметов окружающего
мира и создания соответствующих математических моделей;
11) проверить практические расчѐты: вычисления с процентами, вычисления с
числовыми
последовательностями,
вычисления
статистических
характеристик, выполнение приближѐнных вычислений;
12) выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
13) выполнять операции над множествами;
14) исследовать функции и строить их графики;
15) читать и использовать информацию, представленную в виде таблицы,
диаграммы (столбчатой или круговой);
16) решать простейшие комбинаторные задачи.

Содержание курса алгебра 7 класса
Алгебраические выражения
Выражение с переменными. Значение выражения с переменными. Допустимые
значения переменных. Тождества. Тождественные преобразования алгебраических
выражений. Доказательство тождеств.
Степень с натуральным показателем и еѐ свойства. Одночлены. Одночлен
стандартного вида. Степень одночлена Многочлены. Многочлен стандартного
вида. Степень многочлена. Сложение, вычитание и умножение многочленов
Формулы сокращѐнного умножения: квадрат суммы и квадрат разности двух
выражений, произведение разности суммы двух выражений. Разложение
многочлена на множители. Вынесение общего множителя за скобки. Метод
группировки. Разность квадратов двух выражений. Сумм и разность кубов двух
выражений.
Уравнения
Уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Равносильные уравнения.
Свойства уравнений с одной переменной. Уравнение как математическая модель
реальной ситуации.
Линейное уравнение. Рациональные уравнения. Решение рациональных
уравнений, сводящихся к линейным. Решение текстовых задач с помощью
рациональных уравнений.
Уравнение с двумя переменными. График уравнения с двумя переменными.
Линейное уравнение с двумя переменными и его график.
Системы уравнений с двумя переменными. Графический метод решения
системы уравнений с двумя переменными. Решение систем уравнений методом
подстановки и сложения. Система двух уравнений с двумя переменными как
модель реальной ситуации.
Функции
Числовые функции
Функциональные зависимости между величинами. Понятие функции. Функция
как математическая модель реального процесса. Область определения и область
значения функции. Способы задания функции. График функции.
Линейная функция, ее свойства и графики.

Календарно-тематический план по математике Алгебра 7 класс.

№
п/п

Номер
урока

Наименование разделов и тем

Всего
часов
к/р

Повторение и систематизация учебного материала
Глава 1. Линейное уравнение с одной переменной
1
7-9
Введение в алгебру
2
10-12
Линейное уравнение с одной переменной
3
13-16
Решение задач с помощью уравнений
17
Повторение и систематизация учебного
материала
18
Контрольная работа № 1

6
12
3
3
4
1

Глава 2. Целые выражения
4
19-20
Тождественно равные выражения. Тождества
5
21-23
Степень с натуральным показателем
6
24-26
Свойства степени с натуральным показателем
7
27-28
Одночлены
8
29
Многочлены
9
30-31
Сложение и вычитание многочленов
32
Повторение и систематизация учебного
материала
33
Контрольная работа № 2
10
34-37
Умножение одночлена на многочлен
11
38-41
Умножение многочлена на многочлен
12
42-44
Разложение многочленов на множители.
Вынесение общего множителя за скобки
13
45-47
Разложение многочленов на множители. Метод
группировки
48
Контрольная работа № 3
14
49-51
Произведение разности и суммы двух
выражений
15
52-53
Разность квадратов двух выражений
16
54-56
Квадрат суммы и квадрат разности двух
выражений
17
57-59
Преобразование многочлена в квадрат суммы
или разности двух выражений
60
Повторение и систематизация учебного
материала
61
Контрольная работа № 4
18
62-63
Сумма и разность кубов двух выражений

50
2
3
3
2
1
2
1

1

1
4
4
3
3
1
3
2
3
3
1
1
2

Основные
направления
воспитательной
деятельности
Воспитание у
учащихся
устойчивого
интереса к
изучению
математики,
творческого
отношения к
учебной
деятельности
математического
характера
- формирование
качеств
личности,
обеспечивающих
социальную
мобильность,
способность
принимать
самостоятельные
решения;
- формирование
привычки к
самопроверке,
подчинения
своих действий
поставленной
задаче,
доведения
начатой работы
до конца.

Применение различных способов разложения
многочлена на множители
67
Повторение и систематизация учебного
материала
68
Контрольная работа № 5
Глава 3. Функции
20
69-70
Связи между величинами. Функция
21
71-72
Способы задания функции
22
73-74
График функции
23
75-78
Линейная функция, еѐ график и свойства
79
Повторение и систематизация учебного
материала
80
Контрольная работа № 6
19

64-66

3
1
1
12
2
2
2
4
1
1

-развитие у
обучающихся
умения использовать
различные языки
математики
(словесный,
символический,
графический)
- воспитание
аккуратности при
построении
графиков функций

Глава 4. Системы линейных уравнений с двумя
переменными
24
81-82
Уравнения с двумя переменными
25
83-85
Линейное уравнение с двумя переменными и
его график
26
86-88
Системы уравнений с двумя переменными.
Графический метод решения системы двух
линейных уравнений с двумя переменными
27
89-90
Решение систем линейных уравнений методом
подстановки
28
91-93
Решение систем линейных уравнений методом
сложения
29
94-96
Решение задач с помощью систем линейных
уравнений
97
Повторение и систематизация учебного
материала
98
Контрольная работа № 7

18

Повторение и систематизация учебного материала
99-101 Упражнения для повторения курса 7 класса
102
Итоговая контрольная работа

4
3

Итого

- формирование
понимания
уравнения как
важнейшей
математической
модели для описания
и изучения
разнообразных
реальных ситуаций;

2
3
3

2
3
3
1
1

1

102

формировать
умение
видеть
математическую
задачу в контексте
проблемной
ситуации в других
дисциплинах,
в
окружающей жизни;


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 26.02.2025.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(3012)22-70-33

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».