Пояснительная записка
Пояснительная записка
Настоящая программа по литературному чтению составлена на основе:
1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ. от
29.12.2012.
2. Федерального государственного стандарта начального общего образования (Приказ МО
РФ от 6 октября 2009г. №373, приказ МО РФ от 31 декабря 2015г. «О внесении изменений
в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования»).
3. Примерной программы для общеобразовательных учреждений по литературному
чтению.
4. Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «СОШ
№37».
5. Школьного учебного плана МАОУ «СОШ №37» на 2021-2022 учебный год.
Календарно-тематическое планирование составлено с учетом программы воспитания
на основании следующих документов:
1. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р).
2. Приказа Министерства просвещения России от 11.12.2020 N 712;
3. Рабочей программы воспитания МАОУ «СОШ № 37», утвержденной приказом от
31.08.2021 года.
Реализация ФГОС второго поколения, выполнение требований ФГОС НОО призваны
обеспечить возможность достижения образовательных результатов.
Адресат
Программа рекомендована учащимся для обучения литературному чтению в 1
классе общеобразовательной школы.
Объем и сроки обучения
Программа по литературному чтению рассчитана на 132 часа (4 часа в неделю)
согласно Базисному учебному плану общеобразовательного учреждения. Каждый раздел
темы имеет свою комплексно-дидактическую цель, в которой заложены специальные
знания и умения.
Роль и место дисциплины
Курс входит в число дисциплин, включенных в учебный план для образовательных
учреждений РФ. Курс призван продолжить обучение чтению в мир художественной
литературы и помочь осмыслить образность словесного искусства. Литературное чтение
пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных
произведений. Оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует
его личность.
Особенности программного материала
Предлагаемая программа построена на основе УМК « Школа России», автор
Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. В её основу
положены педагогические и
дидактические принципы вариативного развивающего обучения. Цель данного УМК организовать обучение так, чтобы дидактические цели обучения литературному чтению
отвечали развитию мыслительных и творческих способностей школьника. Для реализации
задач, стоящих в ходе изучения предмета, содержание курса выстроено в такой
последовательности, когда ученикам необходимо добывать знания для решения
возникающих перед ним проблем.
Литературное чтение - комплексный раздел обучения русскому языку, соединяющий два
ведущих направления, которые обеспечивают полноценное литературное образование и
формирование техники чтения, характеризующей деятельность квалифицированного
читателя. Литературное чтение является ведущим направлением обучения и стержневым
содержанием литературного образования
Курс литературного чтения начинается с обучения грамоте. Разделы «Обучение
грамоте» и «Литературное
чтение» содержательно и функционально реализуют
концепцию, заложенную в Стандарте, где определена цель воспитания, социальнопедагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного,
инициативного и компетентного гражданина России».
Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ
элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и
активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление
грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на
уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение чтению идёт
параллельно с обучением письму с учётом принципа координации устной и письменной
речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его
периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного
(заключительного). После обучения грамоте начинается раздельное изучение
литературного чтения.
Выделение и осознание общего (позиционного) принципа чтения, даёт широкие
возможности для формирования основ учебной деятельности, т.е. для реализации
деятельностного подхода. Постоянное сопоставление звуков и букв, обсуждение
функциональных возможностей каждой буквы и отражение их в звуко - буквенных
моделях придаёт действиям чтения характер осознанных рефлексивных действий.
Наличие чётких оснований выбора букв в слове на основе позиционного принципа даёт
возможность более эффективно организовать оценочную деятельность на уроке,
позволяет проявлять детям большую самостоятельность и при систематизации знаний.
Систематический курс литературного чтения начинается в 1 классе после завершения
обучения грамоте. Содержание обучения составляет детская литература и книга во всем
объеме доступного младшему школьнику круга чтения и комплекс знаний, умений и
навыков, обеспечивающих все стороны читательской подготовки.
Курс полностью соответствует современным методологическим концепциям
обучения, содержит социокультурный компонент, предлагает новые педагогические
технологии. Выделяются упражнения, совершенствующие способ чтения и темп чтения
вслух и про себя; предупреждающие и искореняющие ошибки определенного характера;
формирующие умение выразительно читать и осуществлять сознательный контроль над
правильностью чтения. Вся работа направлена на реализацию ФГОС НОО.
В результате изучения материалов Государственного образовательного стандарта и
данного УМК мы пришли к выводу, что объем и качественное представление материала
не входит и противоречие с типовой государственной программой и способствует
реализации ФГОС второго поколения.
Включение национально-регионального компоненте в содержание обучения
литературному чтению.
В системе образования актуальна проблема формирования, развития личности,
способно усвоить несколько культур, готовой к этническому самоопределению,
саморазвитию в новых социальных условиях на основе сотрудничества и диалога.
Поэтому одним из важных принципов в образовании становится принцип региональности,
который заключается в опоре на культурные ценности, национальные традиции,
нравственно- этические правила своего народа, а также на понимание и уважение
духовного наследия других этносов, живущих в Республике Бурятия.
Национально- региональный компонент в программе по литературному чтению
предполагает обратиться к книге для чтения «Тоонтонютаг» которая имеет цель:
- приобщение учащихся 1-4 классов к богатствам фольклора народов республики Бурятия,
к художественным произведениям детских писателей и поэтов нашего края.
Основополагающими являются задачи:
- формирование у младших школьников интереса к культуре народов нашего региона,
чувства уважения к национальным традициям, обычаям;
- Усвоение школьниками идеи общечеловеческого родства, взаимосвязанности людей
разных национальностей средствами самого учебного предмета – произведений
фольклора и детской литературы.
Важными критериями отбора произведений являются их соответствия возрастным
особенностям и интересам учащихся и доступность по проблеме.
Национальный региональный компонент в программе по литературному чтению
предполагает обратится к изучению устного народного творчества бурятского,
монгольского народов к их сказкам, пословицам и поговоркам.
Знакомство учащихся младших классов с устным народным творчеством бурятского
народа имеет большое значение. Устное народное творчество бурят возникло в глубокой
древности и предшествовало развитию литературы. Через произведения устного
народного творчества от поколения к поколению передавалась духовная культура народа.
В сказках отражены труд и быт народов в условиях суровой природы, мечты о победе над
стихией, над злом. В них прославляются мужество, находчивость, упорство, мастерство
человека, выражен народный оптимизм.
Бурятские и монгольские сказки делятся по жанрам на сказки волшебно –
фантастические, бытовые, о животных. Во многих бурятских сказках есть признаки мифа,
т.е. объяснение мира.
Дети должны понять, что в мифологии сибирских народов, в том числе у бурят, есть
духи леса, воды, гор, человек должен жить с ними в мире, не нарушать покой природы,
так детям с малых лет внушалась идея гармонии человека и природы. Добрые духи
показывают свою силу живущим на земле, а это противоестественное желание.
В бурятских народных сказках мораль всегда справедлива, осуждает глупость,
жестокость, об этом свидетельствуют народные сказки. Буряты, веками занимавшиеся
скотоводством и охотой, создали огромное кол-во произведений, насыщенных массой
наблюдений за повадками домашних и диких животных. Особенно много сказок о лисьей
хитрости и собачьей преданности.
Великолепен образ мудрого, находчивого и
неунывающего Будамшу в бурятских народных сказках. Наделяя своего любимого героя
качествами, которые присущий человеку, борющемуся с нуждой и нищетой, ведущему
борьбу за кусок хлеба, народ верил, что такой человек должен быть во всех отношениях
выше своих врагов, которые присваивают плоды чужого труда. Вот эта житейская
мудрость доказанная самой жизнью, борьбой народа против несправедливости,
сформировал вот такой художественный образ.
Изучение литературы Бурятии начинается немыслимо без изучения народных
пословиц и загадок. Бурятские народные пословицы имеют аналоги и в русском
фольклоре. В пословицах отражается огромный жизненный опыт, обобщаются
многолетние наблюдения над жизнью. Бурятские народные загадки представляют
замысловатое описание предмета или явления предлагаемые с целью испытания
сообразительности, они развивают способность к поэтической выдумке.
Сказки,
пословицы, поговорки, загадки, песни выражают глубокую народную идею – победу
добра над злом, в фольклоре народов нашего региона отражаются национальные черты
характера: спокойный нрав, уважение к старшим, любовь к родной земле, трудолюбие,
смелость, находчивость, ум и т.д.
На уроках литературного чтения в начальной школе происходит знакомство
школьником со стихотворными произведениями бурятских писателей. Произведения
Сергея Цырендоржиева, Цырен-ДулмыДондогой, Николая Дамдинова, Цырен-Базар
Бадмаева вошли в сокровищницу буряткой детской литературы.
В книгу «Тоонтонюнаг» вошли нравоучительные рассказы из жизни детей.
Особое место в книге отводится произведениям бурятских писателей и поэтов о
родном крае, о его красотах, об обычаях и традициях бурятского народа.
В традиционной буряткой культуре в дни Сагаалгана, во время летних игр происходит
состязания улигершинов- сказителей, отгадывание загадок и рассказ о своей родословной.
Введение национально-регионального компонента в программу по начальному
литературному чтению предполагает тесную связь с внеклассной и внеурочной работой, с
семейным домашним чтением. На уроках чтения возможны использования смежных
видов искусства: ИЗО, музыка, изделия народно-прикладного искусства.
Таким образом изучение произведений, введенных в национально – региональный
компонент, предполагает развитие художественно – творческих способностей младшего
школьника: это создание сказок, рассказов, иллюстраций к прочитанным произведениям.
Эта деятельность развивает их эстетический вкус, повышает культуру речи, формирует
творческое воображение, содействует воспитанию трудолюбия, самодисциплины.
В программе предусмотрены уроки, направленные на реализацию дистанционного
обучения. Дистанционное обучение в настоящее время может рассматриваться как
инновационная форма обучения, которая позволяет получать знания через интернет под
контролем учителя.
Цель дистанционного обучения – предоставить ученикам элементы универсального
образования, которые позволят им эффективно адаптироваться к изменяющимся
социально-экономическим условиям и успешно интегрироваться в современное общество.
Данный вид обучения базируется на основе передовых технологий, применение которых
обеспечивает быструю и гибкую адаптацию под изменяющиеся потребности ученика.
С помощью дистанционного обучения удается решать такие педагогические задачи,
как:
• формирование у учеников познавательной самостоятельности и активности;
• создание эффективного образовательного пространства;
• развитие у детей критического мышления и способности конструктивно обсуждать
различные точки зрения.
Содержание образования по чтению в 1 классе, включающее дистанционное
обучение, реализуется посредством форм обучения
участие (онлайн, офлайн) в разнообразных интернет мероприятиях (интернетфестивали, олимпиады, конкурсы, викторины и т. д.);
подготовка к ВПР;
осуществление проектной и исследовательской деятельности;
организация дополнительного обучения по «интересам».
Применение дистанционного обучения в учебном процессе позволяет:
сделать урок наглядным, красочным, информативным;
использовать дифференцированный и личностно-ориентированный подход к
обучению;
активизировать познавательную деятельность учащегося;
повысить мотивацию учащихся к изучению предмета;
развивать мышление и творческие способности детей.
Целевая установка
Изучение литературного чтения в 1 классе направлено на достижение следующих целей:
-совершенствование навыка чтения, формирование способов и приемов работы над
текстом и книгой, изучение литературы и знакомство с детской книгой, обеспечение
общего и литературного развития, необходимой культуры коммуникации, реализации
творческих способностей, гарантирующих возможность осуществления самостоятельной
квалифицированной читательской деятельности и переход к изучению системного курса
литературы в средних классах.
В ходе достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
-воспитание любви к Родине, её истории, гражданственности;
-воспитание у детей стремления к доброте, честности, порядочности;
-обогащение читательского опыта, сравнение народной и авторской сказки, были и
рассказа;
-обучение краткому и подробному пересказу, определению основной мысли, анализу
произведения;
-обучение сравнению жанров произведения (рассказ, сказка, стихотворение, быль);
-привитие любознательности, стремления к познанию нового;
-развитие внимания, памяти, мышления, восприятия;
-способствование развитию навыков чтения, культуры речи, фонематического слуха,
умения чётко отвечать на вопросы;
-формирование знаний детей о Родине, о России, её символах;
-формирование знаний детей о том, как появились первые русские учебники;
-формирование навыка сознательного, правильного, выразительного, беглого чтения;
-формирование понятий о добре и зле, дружбе, ловкости, уме, глупости.
Формы организации учебного процесса. Педтехнологии.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, уроков-утренников,
экскурсий. Развитие устной речи, обучение слушанию, рассказыванию, упражнения
коммуникативного характера являются неотъемлемой органической частью каждого
урока.
Основными показателями здоровьесберегающей направленности урока должны стать:
1.
учёт особенностей аудитории;
2.
создание благоприятного психологического фона на уроке;
3.
использование приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к
учебному материалу;
4.
создание условий для самовыражения учащихся;
5.
инициация разнообразных видов деятельности;
6.
предупреждение гиподинамии.
Объем домашнего задания и степень его сложности соизмеряется с возможностями
каждого ученика.
Применение в учебном процессе здоровье сберегающих технологий способствует:
- повышению уровня успеваемости и эффективности учебного процесса;
- сохранению и укреплению физического здоровья;
- созданию положительного эмоционального фона и атмосферы психологического
комфорта, ситуаций успеха, укрепляющих уверенность в своих силах;
развитию познавательных процессов, повышению работоспособности творческой
активности учащихся;
- происходит снижение заболеваний опорно-двигательной системы.
Ожидаемыми результатами применения здоровье сберегающих технологий являются:
1. Снижение заболеваемости среди детей
2. Создание сплоченного коллектива учащихся
3. Личностный рост учащихся
4. Повышение качества обучения
5. Принятие учащимися здорового образа жизни как осознанной необходимости.
Взаимосвязь коллективной ( аудиторной) и самостоятельной работы обучаемых.
При изучении курса для обучаемых предусмотрены большие возможности для
коллективной и самостоятельной работы, предполагающих использования знаний,
требующих поиска, переработки информации в новом виде. В ходе прохождения
программы обучающиеся самостоятельно могут выбирать уровень сложности и характер
задания, выполнять исследовательские задания на разрешение проблем.
Структура программы :
Программа по чтению для 1 класса включает следующие разделы ( темы ):
Подготовительный период-11 часов
-Добукварный период- 15 часов
-Букварный период- 65часов
-Изучение произведений-41 час
Итоговый контроль
Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью следующих форм
контроля:
Комплексная проверочная работа.
Проверка техники чтения.
Проверка уровня начитанности и умения работать с книгами
Планируемые результаты обучения
литературному чтению
К концу изучения азбуки учащиеся должны уметь:
-называть все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия (звуки
слышим и произносим, буквы видим и пишем);
-вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность, различать
гласные и согласные звуки и буквы;
-правильно называть мягкие и твёрдые звуки в слове и вне слова;
-выделять слоги, различать ударные и безударные;
-определять место ударения в слове, вычленять слова из предложений;
-устно составлять 3-5 предложений на определённую тему.
К концу изучения блока «Литературное чтение. Обучение грамоте» учащиеся получат
возможность научиться:
-слышать интонацию конца предложения, определять количество определённых
предложений, выделять их предложения слова, определять их количество;
-выделять и характеризовать отдельные звуки слов, определять их последовательность,
обозначать звуковой состав в виде модели;
-различать буквы гласных, обозначающие твердость или мягкость согласных; различать
позиции, когда буквы е,ё,ю,я обозначают два звука или один;
-правильно, плавно читать по слогам и целыми словами небольшие тексты со скоростью,
соответствующей индивидуальному темпу ребёнка;
-соблюдать паузы, отделяющие одно предложение от другого.
К концу изучения блока «Литературное чтение» учащиеся научатся:
-под руководством учителя создавать короткие устные высказывания на основе различных
источников;
-ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать поступки
персонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм;
-делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план;
-передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в виде пересказа
(полного, выборочного, краткого);
-высказывать собственное мнение и обосновывать его фактами из текста.
К концу изучения блока «Литературное чтение» учащиеся получат возможность
научиться:
-понимать прочитанное по ходу чтения;
-определять авторскую позицию и выражать своё отношение к герою и его поступкам;
-эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции.
УУД, сформированные в процессе усвоения программы
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ,
становление
гуманистических
и
демократических
ценностных
ориентации
многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей
и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной
литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной
принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения
сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными
поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и
духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и
познавательных задач;
7) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей,
построения рассуждений;
8) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и
право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и
оценку событий;
9) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности,
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её
достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
10) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон
и сотрудничества;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё
мнение и аргументировать свою точку зрения;
12) активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и
познавательных задач;
13) умение определять общую цель и пути её достижения;
14) умение договориться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты изучения
учебного предмета «Литературное чтение»
Первый год обучения
Какие умения нужно сформировать:
– Читать вслух (использовать слоговое плавное чтение с переходом на чтение словами без
пропусков и перестановок букв и слогов) в темпе не менее 20 слов в минуту (без
отметочного оценивания), читать осознанно, с соблюдением орфоэпических и
интонационных норм (в том числе при чтении наизусть);
– Понимать содержание прослушанного/прочитанного текста;
– Различать и называть отдельные жанры фольклора (потешки, считалки, загадки,
народные сказки) и художественной литературы (литературные сказки, рассказы,
стихотворения);
– Определять последовательность событий в произведении; характеризовать поступки
героя, давать им положительную или отрицательную оценку; различать прозаическую и
стихотворную речь; осознанно применять изученные литературные понятия для беседы о
произведении;
– Отвечать на вопросы о впечатлении от произведения или составлять высказывание о
содержании произведения (не менее 2 предложений); подтверждать ответ примерами из
текста; задавать вопросы к фактическому содержанию произведения;
– Пересказывать содержание произведения с соблюдением последовательности событий, с
опорой на предложенные ключевые слова, вопросы, рисунки, предложенный план;
сочинять небольшие тесты по предложенному началу;
– Ориентироваться в книге/учебнике по обложке, оглавлению, иллюстрациям;
– Объяснять значение незнакомого слова с использованием словаря.
Содержание обучения литературному чтению
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие
звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте,
определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для
эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической
формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь
внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в
соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение
нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие,
прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение
орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения
необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде.
Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте.
Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка
содержания, языковых особенностей и структуры текста.
ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
Речь (устная и письменная) - общее представление.
Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на
слоги с использованием графических схем.
Слог, ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом,
длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове), определение
количества слогов в слове.
Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и
согласных (твердых и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды
в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных.
Выделение в словах отдельных звуков (гласных и согласных), слого-звуковой анализ слов
(установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение
ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью,
отражающей его слого-звуковую структуру.
Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахождение соответствия между
произносимыми (а впоследствии и читаемыми) словами и предъявленными слогозвуковыми схемами-моделями.
Знакомство с буквами а, о, и, ы, у, узнавание букв по их характерным признакам
(изолированно и в составе слова, в различных позициях), правильное соотнесение звуков
и букв.
БУКВАРНЫЙ (ОСНОВНОЙ) ПЕРИОД
I. Обучение чтению
Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со способами обозначения твердости и
мягкости согласных.
Чтение слогов-слияний с ориентировкой на гласную букву, чтение слогов с изученными
буквами.
Составление из букв и слогов разрезной азбуки слов (после предварительного слогозвукового анализа, а затем и без него), их чтение,
Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух
отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по
содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв,
определения ориентиров в читаемом слове, места ударения в нем.
Знакомство с правилами гигиены чтения.
Развитие устной речи
Звуковая культура речи. Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи
(своей и чужой), слуховой памяти и речевого аппарата. Совершенствование общих
речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому
дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию.
Совершенствование произношения слов, особенно сложных по слого-звуковой структуре,
в соответствии с нормами- орфоэпии, с соблюдением ударения. Правильное произнесение
всех звуков родного языка, особенно различение на слух, верное употребление сходных
звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: л - р, с - з, щ - ж, п- б, с - ш и т. д.
(изолированное произнесение в словах, фразах и скороговорках).
Исправление недостатков произнесения некоторых звуков, обусловленных отклонениями
в речевом развитии детей.
Работа над словом. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Правильное
употребление слов - названий предметов, признаков, действий и объяснение их значения.
Объединение и различие по существенным признакам предметов, правильное
употребление видовых и родовых слов-названий. Умение быстро находить нужное слово,
наиболее точно выражающее мысль, приводя его в грамматически верное сочетание с
другими словами. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, различие и
понимание простейших случаев многозначности слов, омонимии, подбор синонимов и
антонимов (без использования терминов). Обучение пониманию образных выражений в
художественном тексте.
Выработка умений пользоваться словом в правильной грамматической форме, борьба с
засорением речи нелитературными словами (диалектизмами, просторечиями).
Работа над предложением и связной устной речью. Совершенствование речевых умений,
полученных детьми до школы. Обдумывание предстоящего ответа на вопросы учителя,
точное его формулирование, использование в ответе предложений различного типа.
Пересказ знакомой сказки или небольшого рассказа без пропусков, повторений и
перестановок частей текста (по вопросам учителя).
Составление по картинке или серии картинок определенного количества предложений,
объединенных общей темой, или небольшого рассказа с соблюдением логики развития
сюжета.
Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам.
Рисование с помощью учителя словесной картинки с использованием нескольких
прочитанных слов, объединенных ситуативно. Дополнение сюжета, самостоятельное
придумывание событий, предшествующих изображенным или последующих.
Составление рассказов о простых случаях из собственной жизни по аналогии с
прочитанным, по сюжету, предложенному учителем.
Развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок,
считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием.
Развитие грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности,
последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и при
пересказе текста.
Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам других
детей.
ПОСЛЕБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД. ПИСЬМО. ЧТЕНИЕ. РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных в
процессе обучения грамоте.
1. Круг произведений для чтения.
Чтение небольших художественных произведений А. Пушкина, Л. Толстого, А. Н.
Толстого, Б. Житкова, К. Чуковского, С. Маршака, В. Осеевой, С. Михалкова, А. Барто о
природе, о детях, о труде, о Родине и т. д., Н. Носова, И. Сладкова, Ш. Перро, Л. Муур;
стихов А. Фета, А, Майкова, В. Жуковского, А. К. Толстого и др.; совершенствование
навыка чтения.
Первоначальное знакомство детей с различными литературными жанрами (стихи,
рассказы, сказки; потешки, загадки, пословицы и др.)
Сопоставление текстов художественных и научно-популярных, стихов и рассказов;
наблюдение над выразительными средствами языка и структурой текстов (с помощью
учителя).
Совместное (коллективное ив группе), индивидуальное и семейное чтение произведений
классиков отечественной и зарубежной литературы.
2. Развитие способности полноценного восприятия художественных произведений.
Развитие внимания к образному слову в художественном тексте, умения чувствовать,
понимать и ценить выразительность слова.
Формирование умения понимать образные выражения на основе сопоставления двух
рядов представлений: реальных (непосредственных) и художественно-образных, развитие
способности чувствовать мелодику языка, звукопись, ритм, рифму стиха.
Воспитание эмоционально-эстетического восприятия художественных произведений;
развитие интереса к творчеству писателей.
Развитие воображения, фантазии и творческих способностей учащихся.
3. Развитие способностей воспринимать красоту окружающего мира в процессе общения с
природой, миром материальной культуры и искусством.
Пробуждение у детей потребности записывать свои впечатления и литературные тексты в
альбомы и красочно оформлять их.
Обогащение эмоций школьников с помощью включения в уроки фонозаписи
литературных произведений.
4. Развитие умения читать текст выразительно, передавать свое отношение к
прочитанному.
Умение читать стихи, скороговорки с различными подтекстами, с различной интонацией.
Календарно-тематическое планирование
№
Наименование разделов,тем
Всего
часов
1
1
2
Подготовительный период
Азбука-первая учебная книга.
Устная и письменная речь.
Предложение.
Слово и предложение.
Слово и предложение.Слог.
Слог. Ударение.
Ударение.
Звуки в окружающем мире и в
речи
Звуки в словах.
Слог – слияние.
Обозначение звуков на
письме и при печатании.
Повторение и обобщение
пройденного.
Букварный период
Гласный звук [а], буквы А, а
Гласный звук [о], буква О,о
Гласный звук [и], буквы И,и
Звук
[и].
Буква
Ии.
Закрепление.
Звук [ы]. Буква ы.
Звук [у]. Буква Уу.
Звуки[н],[н']. Буква Нн.
Звуки[с],[с']. Буква Сс.
Звуки[с],[с']. Буква Сс.
Закрепление.
Звуки[к],[к']. Буква Кк.
Звуки[т],[т']. Буква Тт.
Звуки[т],[т']. Буква Тт.
Закрепление.
Звуки[л],[л']. Буква Лл.
Звуки[л],[л']. Буква Лл.
Закрепление.
Звуки[р],[р']. Буква Рр
Звуки[в],[в']. Буква Вв.
Гласная буква Ее.
11
1
1
3
4
5
6
7
8
9
10
11
2
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
1
1
1
1
1
В том числе
Дата
на:
к/р р/р п/р план. факт.
Основные
направления
воспитательной
деятельности.
Соблюдение таких
важных качеств, как
дружба,
взаимоотношение
друзей.
Формирование
волевых качеств
личности.
1
1
1
1
65
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Формирование чувств
и эмоций.
Формирование
умения общаться в
группе и коллективе.
Воспитание детей на
основе полноценного
восприятия
художественного
текста, освоения
учащимися основ
теории литературы.
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
Буква е-показатель мягкости
согласного звука.
Звуки[п,[п']. Буква Пп.
Звуки[п,[п']. Буква Пп.
Закрепление.
Звуки[м],[м']. Буква Мм.
Звуки[м],[м']. Буква Мм.
Звуки[з],[з']. Буква Зз.
Звуки[з],[з']. Буква Зз.
Закрепление.
Звуки[б],[б']. Буква ББ.
Звуки[б],[б']. Буква ББ.
Закрепление.
Звуки[д],[д']. Буква Дд.
Звуки[д],[д']. Буква Дд.
Парные согласные [д ,[д'][т],[т']. Буквы Дд и Тт.
Буква Яя, обозначающая два
звука [й'а].
Буква Я- показатель мягкости
согласного звука.
Закрепление пройденного о
звуках я, е. Чтение текстов.
Звуки[г],[г']. Буква Гг.
Парные согласные [г ,[г'][к],[к']. Буквы Гг и Кк.
Звук [ч']. Буква Чч.
Звук
[ч'].
Буква
Чч,
буквосочетания
ча,
чу.
Закрепление.
Буква ь- показатель мягкости
согласных.
Буква ь- показатель мягкости
согласных.
Звук [ш]. Буква Шш.
Звук [ш]. Буква Шш.
Закрепление.
Звук
[ш].
Буква
Шш.Сочетание ШИ.
Звук [ж]. Буква Жж.
Звук [ж]. Буква Жж.
Закрепление.
Буква Ёё, обозначающая два
звука [й'о].
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
3
77
78
79
80
81
Буква ё- показатель мягкости
согласного звука.
Звук [й']. Буква Йй.
Звук [й']. Буква Йй.
Закрепление.
Звуки[х],[х']. Буква Хх.
Звуки[х],[х']. Буква Хх.
Закрепление.
Буква ю- показатель мягкости
согласного звука.
Буква ю. Чтение слов с
разделительным Ь и буквой ю.
Звук [ц]. Буква Цц.
Звук [ц]. Буква Цц.
Закрепление.
Гласный звук [э]. Буква Ээ.
Гласный звук [э]. Буква Ээ.
Закрепление.
Звук [щ]. Буква Щщ.
Звук [щ]. Буква Щщ.
Закрепление.
Звук [щ]. Буква Щщ.
Звуки[ф],[ф']. Буква Фф.
Звуки[ф],[ф']. Буква Фф.
Закрепление.
Разделительный мягкий знак и
твердый знаки
Разделительный мягкий знак и
твердый знаки
Алфавит.
Алфавит. Звуки и буквы.
https://www.youtube.com/watch
?v=wtF--lG5sSM
Закрепление пройденного
Послебукварный период
Е .Чарушин « Как мальчик
Женя
научился
говорить
букву»р».
К.Ушинский . Наше
Отечество.
В.Куприн « Первоучители
словенские»
В.Крупин « Первый букварь»
А.С.Пушкин. Сказки.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
15
1
1
1
1
1
Воспитание личности
ребенка,
формирование
умений,
позволяющих
организовать
творческую
деятельность
в
детском коллективе.
https://www.youtube.com/watch
?v=5JKCYgCDg0A
82 Л.Н. Толстой. Рассказы.
83 Великий педагог и учитель
К.Д. Ушинский.
84 К.И.. Чуковский .Телефон.
85 К.И.. Чуковский .Путаница.
86 В.В.Бианки. Первая охота.
87 С.Я.Маршак.Стихи.
88 М.М.Пришвин .Рассказы.
89 С.Михалков, А.Барто. Стихи.
90 Б.Заходер,В.Берестов. Стихи.
91 Проект «Живая азбука»
92 Проверка техники чтения
4 Жили-были буквы..
93 Знакомство с новым
учебником.
В. Данько «Загадочные
буквы».
94 И. Токмакова «Аля, Кляксич
и буква А»..
95 С. Черный «Живая азбука»;
Ф. Кривин «Почему А поется,
а Б нет».
96 Г. Сапгир , М. Бородицкая И.
Гамазкова «Кто как
кричит?».
97 С. Маршак
«Автобус номер двадцать
шесть».
98 Урок-обобщение
«Жили-были буквы».
5
Сказки, загадки, небылицы.
99 Е. Чарушин «Теремок».
100 РНС «Рукавичка».
101 Загадки, песенки.
Особенности жанров.
102 Русские народные потешки.
Обобщение по разделу
«Узнай сказку».
6
Апрель, апрель, звенит
капель…
104 А.
Плещеев
«Сельская
песенка».
103
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
Выражение
познавательных
интересов,
активности,
инициативности,
любознательности и
самостоятельности в
познании.
1
1
1
5
1
1
1
1
Понимание
представления о
таких нравственных
качествах людей, как:
трудолюбие, доброта,
тактичность и т.д.
1
6
1
Проявление уважения
и интерес к
художественной
культуре,
105 А. Майков «Весна»; «Ласточка
промчалась…»
106 Т. Белозеров «Подснежники».
С. Маршак «Апрель».
107 И. Токмакова «Ручей».
108 Е. Трутнева «Когда это
бывает?»
109 Обобщение по разделу
«Апрель! Апрель! Звенит
капель»..
7
И в шутку, и в серьез…
110 И. Токмакова «Мы играли в
хохотушки».
Я. Тайц «Волк».
Г. Кружков «Ррры!»
111 Н. Артюхова
«Саша-дразнилка».
112 К. Чуковский «Федотка».
О. Дриз«Привет».
113 И. Пивоварова «Кулинакипулинаки».
М. Пляцковский
«Помощник». .
114 Обобщение по разделу
«И в шутку и всерьёз».
https://www.youtube.com/watch
?v=ewj8LfVOWqU
8
Я и мои друзья
115 Ю. Ермолаева «Лучший
друг».
Е. Благинина «Подарок».
116 В. Орлов «Кто первый?».
117 С. Михалков «Бараны».
118 Р. Сеф «Совет».
В. Берестов «В магазине
игрушек».
119 И. Пивоварова «Вежливый
ослик». А. Барто «Вот так
защитник».
120 Я. Аким «Моя родня». С.
Маршак «Хороший день».
121 М. Пляцковский
Д. Тихомиров.
122 Обобщение по теме «Я и мои
друзья».
1
1
1
1
восприимчивость к
разным видам
искусства, творчеству
своего народа, других
народов России.
1
5
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
Понимание
нравственного
представления: о
доброте и
сострадании, об
ответственности за
слабого, о сердечном
отношении ко всему
живому, о
великодушии, о
настойчивости и
смелости, о
способности человека
на поступок.
Уважение традиций и
ценностей к своей
семье.
Соблюдение
основных правил
этикета в обществе.
9
123
124
125
126
127
128
129
130
О братьях наших меньших
С. Михалков «Трезор». Р. Сеф
«Кто любит собак»
В. Осеева «Собака яростно
лаяла».
В. Осеева «Собака яростно
лаяла».
И. Токмакова «Купите
собаку».
С. Михалков «Важный
совет».
М. Пляцковский «Цап
Царапыч»
Г. Сапгир «Кошка».
В. Берестов «Лягушата».
Д. Хармс «Храбрый ёж». Н.
Сладков «Лисица и Ёж».
131 Проверка техники чтения
132 Обобщающий
урок
братьях наших меньших
Итого:
«О
10
Формирование
глубокого убеждения
в том, что красота
природы,
разнообразный
животный
и
растительный мир –
это общее богатство
народов
нашей
страны, и богатство
это надо хранить.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
132
2