Рабочая программа по литературному чтению 2 класс

Пояснительная записка
Настоящая программа по литературному чтению составлена на основе:
1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ. от
29.12.2012.
2. Федерального государственного стандарта начального общего образования (Приказ МО
РФ от 6 октября 2009г. №373, приказ МО РФ от 31 декабря 2015г. «О внесении изменений
в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования»).
3. Примерной программы для общеобразовательных учреждений по литературному
чтению.
4. Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «СОШ
№37».
5. Школьного учебного плана МАОУ «СОШ №37» на 2021-2022 учебный год.
Календарно-тематическое планирование составлено с учетом программы воспитания на
основании следующих документов:
1. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р).
2. Приказа Министерства просвещения России от 11.12.2020 N 712;
3. Рабочей программы воспитания МАОУ «СОШ № 37», утвержденной приказом от
31.08.2021 года.
Реализация ФГОС второго поколения, выполнение требований ФГОС НОО призваны
обеспечить возможность достижения образовательных результатов
Адресат
Программа рекомендована учащимся для обучения литературному чтению во 2 классе
общеобразовательной школы.
Объем и сроки обучения
Программа по литературному чтению рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю)
согласно Базисному учебному плану общеобразовательного учреждения. Каждый раздел
темы имеет свою комплексно-дидактическую цель, в которой заложены специальные
знания и умения.
Роль и место дисциплины
Курс входит в число дисциплин, включенных в учебный план для образовательных
учреждений РФ. Курс призван продолжить обучение чтению в мир художественной
литературы и помочь осмыслить образность словесного искусства. Литературное чтение
пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений. Оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его
личность.
Актуальность
Изменения в общественных отношениях и средствах коммуникации, происходящие в
России,
требуют
повышения
коммуникативной
компетенции
школьников,
совершенствования их филологической подготовки. В связи с этим в языковом
образовании значительно повышается статус предмета « Литературное чтение ».
В связи с переходом на федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования нового поколения, в целях обеспечения эффективного
введения обучения на начальной ступени в соответствии с ФГОС НОО эта проблема

приобретает особое значение, становится в ряд главнейших и требует её решения на
высоком профессиональном уровне.
Особенности программного материала
Курс «Литературное чтение» содержательно и функционально реализуют концепцию,
заложенную в Стандарте, где определена цель воспитания, социально-педагогическая
поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного
и компетентного гражданина России».
Литературное чтение
направлено на формирование навыка чтения и основ
элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и
активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление
грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи по формированию навыков чтения
решаются на уроках обучения чтению и на уроках русского языка.. Обучение чтению идёт
параллельно с обучением письму с учётом принципа координации устной и письменной
речи.
Выделение и осознание общего (позиционного) принципа чтения, даёт широкие
возможности для формирования основ учебной деятельности, т.е. для реализации
деятельностного подхода. Специфика курса обучения заключается в четком
разграничении подготовки в области совершенствования навыка чтения, освоения
приемов смыслового и художественно-эстетического содержания книги и осуществления
литературного чтения, самостоятельного знакомства с миром книг на основе
сформированных читательских умений.
Базой данного курса является учебник «Литературное чтение» под редакцией
Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г. Виноградской Л.А.. Содержание обучения составляет
детская литература и книга во всем объеме доступного младшему школьнику круга
чтения, а также комплекс знаний, умений и навыков, обеспечивающих все стороны
читательской подготовки.
Курс полностью
соответствует современным методологическим
концепциям
обучения, содержит социокультурный компонент, предлагает новые педагогические
технологии. Выделяются упражнения, совершенствующие способ чтения и темп чтения
вслух и про себя; предупреждающие и искореняющие ошибки определенного характера;
формирующие умение выразительно читать и осуществлять сознательный контроль над
правильностью чтения. Вся работа направлена на реализацию ФГОС НОО.
В результате изучения материалов Государственного образовательного стандарта и
данного УМК мы пришли к выводу, что объем и качественное представление материала
не входит и противоречие с типовой государственной программой и способствует
реализации ФГОС второго поколения.
Включение национально-регионального компоненте в содержание обучения
литературному чтению.
В системе образования актуальна проблема формирования, развития личности, способно
усвоить несколько культур, готовой к этническому самоопределению, саморазвитию в
новых социальных условиях на основе сотрудничества и диалога. Поэтому одним из
важных принципов в образовании становится принцип региональности, который
заключается в опоре на культурные ценности, национальные традиции, нравственноэтические правила своего народа, а также на понимание и уважение духовного наследия
других этносов, живущих в Республике Бурятия.
Национально- региональный компонент в программе по литературному чтению
предполагает обратиться к книге для чтения «Тоонто нютаг» которая имеет цель:

- приобщение учащихся 1-4 классов к богатствам фольклора народов республики Бурятия,
к художественным произведениям детских писателей и поэтов нашего края.
Основополагающими являются задачи:
- формирование у младших школьников интереса к культуре народов нашего региона,
чувства уважения к национальным традициям, обычаям;
- Усвоение школьниками идеи общечеловеческого родства, взаимосвязанности людей
разных национальностей средствами самого учебного предмета – произведений
фольклора и детской литературы.
Важными критериями отбора произведений являются их соответствия возрастным
особенностям и интересам учащихся и доступность по проблеме.
Национальный региональный компонент в программе по литературному чтению
предполагает обратится к изучению устного народного творчества бурятского,
монгольского народов к их сказкам, пословицам и поговоркам.
Знакомство учащихся младших классов с устным народным творчеством бурятского
народа имеет большое значение. Устное народное творчество бурят возникло в глубокой
древности и предшествовало развитию литературы. Через произведения устного
народного творчества от поколения к поколению передавалась духовная культура народа.
В сказках отражены труд и быт народов в условиях суровой природы, мечты о победе над
стихией, над злом. В них прославляются мужество, находчивость, упорство, мастерство
человека, выражен народный оптимизм.
Бурятские и монгольские сказки делятся по жанрам на сказки волшебно –
фантастические, бытовые, о животных. Во многих бурятских сказках есть признаки мифа,
т.е. объяснение мира.
Дети должны понять, что в мифологии сибирских народов, в том числе у бурят, есть
духи леса, воды, гор, человек должен жить с ними в мире, не нарушать покой природы,
так детям с малых лет внушалась идея гармонии человека и природы. Добрые духи
показывают свою силу живущим на земле, а это противоестественное желание.
В бурятских народных сказках мораль всегда справедлива, осуждает глупость,
жестокость, об этом свидетельствуют народные сказки. Буряты, веками занимавшиеся
скотоводством и охотой, создали огромное кол-во произведений, насыщенных массой
наблюдений за повадками домашних и диких животных. Особенно много сказок о лисьей
хитрости и собачьей преданности.
Великолепен образ мудрого, находчивого и
неунывающего Будамшу в бурятских народных сказках. Наделяя своего любимого героя
качествами, которые присущий человеку, борющемуся с нуждой и нищетой, ведущему
борьбу за кусок хлеба, народ верил, что такой человек должен быть во всех отношениях
выше своих врагов, которые присваивают плоды чужого труда. Вот эта житейская
мудрость доказанная самой жизнью, борьбой народа против несправедливости,
сформировал вот такой художественный образ.
Во 2 классе происходит знакомство школьников с эпическим жанром. Эпос зародился в
глубокой древности как форма бытового повествования о важном для племени и рода
событии, сюжетом которого служит случай на охоте, столкновения с другими племенами.
Герой эпоса – богатырь (батор), воин в котором воплощаются лучшие черты народного
характера. К ним относят: «Гэсэр», «Меткий Аламжи», «Шоно-батор» и др.
Изучение литературы Бурятии начинается немыслимо без изучения народных пословиц
и загадок. Бурятские народные пословицы имеют аналоги и в русском фольклоре. В
пословицах отражается огромный жизненный опыт, обобщаются многолетние
наблюдения над жизнью.Бурятские народные загадки представляют замысловатое

описание предмета или явления предлагаемые с целью испытания сообразительности, они
развивают способность к поэтической выдумке. Сказки, пословицы, поговорки, загадки,
песни выражают глубокую народную идею – победу добра над злом, в фольклоре народов
нашего региона отражаются национальные черты характера: спокойный нрав, уважение к
старшим, любовь к родной земле, трудолюбие, смелость, находчивость, ум и т.д.
На уроках литературного чтения в начальной школе происходит знакомство
школьником со стихотворными произведениями бурятских писателей. Произведения
Сергея Цырендоржиева, Цырен-Дулмы Дондогой, Николая Дамдинова, Цырен-Базар
Бадмаева вошли в сокровищницу буряткой детской литературы.
В книгу «Тоонто нюнаг» вошли нравоучительные рассказы из жизни детей.
Особое место в книге отводится произведениям бурятских писателей и поэтов о родном
крае, о его красотах, об обычаях и традициях бурятского народа.
В традиционной буряткой культуре в дни Сагаалгана, во время летних игр происходит
состязания улигершинов- сказителей, отгадывание загадок и рассказ о своей родословной.
Введение национально-регионального компонента в программу по начальному
литературному чтению предполагает тесную связь с внеклассной и внеурочной работой, с
семейным домашним чтением. На уроках чтения возможны использования смежных
видов искусства: ИЗО, музыка, изделия народно-прикладного искусства.
Таким образом изучение произведений, введенных в национально – региональный
компонент, предполагает развитие художественно – творческих способностей младшего
школьника: это создание сказок, рассказов, иллюстраций к прочитанным произведениям.
Эта деятельность развивает их эстетический вкус, повышает культуру речи, формирует
творческое воображение, содействует воспитанию трудолюбия, самодисциплины.
В программе предусмотрены уроки, направленные на реализацию дистанционного
обучения. Дистанционное обучение в настоящее время может рассматриваться как
инновационная форма обучения, которая позволяет получать знания через интернет под
контролем учителя.
Цель дистанционного обучения – предоставить ученикам элементы универсального
образования, которые позволят им эффективно адаптироваться к изменяющимся
социально-экономическим условиям и успешно интегрироваться в современное общество.
Данный вид обучения базируется на основе передовых информационных технологий,
применение которых обеспечивает быструю и гибкую адаптацию под изменяющиеся
потребности ученика.
С помощью дистанционного обучения удается решать такие педагогические задачи,
как:
• формирование у учеников познавательной самостоятельности и активности;
• создание эффективного образовательного пространства;
• развитие у детей критического мышления и способности конструктивно обсуждать
различные точки зрения.
Содержание образования по литературному чтению во 2 классе, включающее
дистанционное обучение, реализуется посредством форм обучения
 участие (онлайн, офлайн) в разнообразных интернет мероприятиях (интернетфестивали, олимпиады, конкурсы, викторины и т. д.);
 подготовка к ВПР;
 осуществление проектной и исследовательской деятельности;
 организация дополнительного обучения по «интересам».
Применение дистанционного обучения в учебном процессе позволяет:

 сделать урок наглядным, красочным, информативным;
 использовать дифференцированный и личностно-ориентированный подход к
обучению;
 активизировать познавательную деятельность учащегося;
 повысить мотивацию учащихся к изучению предмета;
 развивать мышление и творческие способности детей.
Целевая установка
Изучение литературного чтения во 2 классе направлено на достижение следующих
целей:
-развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной
отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического
отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности,
умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
-овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым
умением в системе образования младших школьников; формирование читательского
кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
-воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге,
потребности в общении с миром художественной литературы;
-обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о
добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к
культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его
чувства, сознание, волю.
В ходе достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
-развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на
прочитанное,
-учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление,
-формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения,
развивать творческое мышление,
-развивать поэтический слух,
-формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к
литературному творчеству, творчеству писателей,
-обогащать чувственный опыт ребёнка,
-формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни,
-расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров,
-обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые
умения.
Формы организации учебного процесса
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, уроков-утренников,
экскурсий. Развитие устной речи, обучение слушанию, рассказыванию, упражнения
коммуникативного характера являются неотъемлемой органической частью каждого
урока.
Взаимосвязь коллективной ( аудиторной) и самостоятельной работы обучаемых.
При изучении курса для обучаемых предусмотрены большие возможности для
самостоятельной работы, а именно использование знаний , требующих поиска,
переработка информации в новом виде. В ходе прохождения программы, обучающиеся

самостоятельно могут выбирать уровень сложности и характер задания, выполнять
исследовательские задания на разрешение проблем.
Структура программы :
Программа по литературному чтению для 2 класса включает следующие разделы
(темы):
- Самое великое чудо на свете (5 часов)
-Люблю природу русскую. Осень ( 8 часов)
- Устное народное творчество (15 ч)
- Русские писатели (14 ч)
-О братьях наших меньших ( 12 часов)
-Из детских журналов( 9 часов)
- Люблю природу русскую. Зима ( 9 часов)
- Писатели — детям (17ч)
-Я и мои друзья ( 10 часов)
- Люблю природу русскую. Весна.( 10 часов)
-И в шутку и всерьез ( 14 часов)
- Литература зарубежных стран (13 часов)
Итоговый контроль
Комплексная проверочная работа.
Проверка техники чтения без учета темпа.
Проверка техники чтения с учетом темпа.
Проверка уровня начитанности и умения работать с книгами.
Планируемые результаты обучения
литературному чтению
В результате прохождения программного материала обучающийся
имеет представление о следующих понятиях и явлениях:
1.Произведения устного народного творчества.
2. Произведения отечественных авторов и отдельные произведения зарубежной детской
классики.
3. . Научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература.
4. Детские периодические издания.
знает:
-критерии выразительного чтения;
-интонационные особенности произведения: тон, тембр, ритм;
-тексты художественной литературы, рекомендованные программой для изучения;
-законы русской речи и этикетные нормы в ситуациях общения между собеседниками;
- названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов
-наизусть 5—6 стихотворений русских и зарубежных классиков;
-6 русских народных пословиц, считалок, загадок;
- имена и фамилии 5—6 отечественных писателей.
умеет:
- читать текст вслух целыми словами в темпе не менее 50 слов в минуту без искажений
слов;
- читать текст про себя с воспроизведением его содержания по вопросам;

-читать небольшой художественный текст выразительно, соблюдая интонацию
предложений различного типа;
-практически различать сказку, рассказ и стихотворение;
- объяснять заглавие прочитанного произведения;
-высказывать свое отношение к содержанию прочитанного, к поступкам героев устно
рисовать словесную картину к отдельным эпизодам текста;
-пересказывать небольшое произведение с отчетливо выраженным сюжетом, сообщая
последовательность изложения событий;
- делить текст на части в соответствии с предложенным планом;
-отгадывать загадки;
-находить в тексте слова, характеризующие поступки героя;
-различать слова автора и героев;
- определять тему произведения по заглавию;
-различать и называть сказки о животных и бытовые сказки;
- находить в тексте сравнения (простейшее средство художественной выразительности) с
опорой на слова точно, как, словно;
- ориентироваться в учебной книге: уметь пользоваться оглавлением, методическим
аппаратом учебника;
-составлять рассказ по предложенным опорным словам или картинному плану.
I полугодие. Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и
интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого текста.
Темп чтения - не менее 40-50 слов в минуту.
II полугодие. Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и
интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого текста.
Темп чтения – не менее 50--60 слов в минуту.
В результате изучения курса обучающийся должен :
- освоить формы драматизации: чтение по ролям, произнесение реплики героя с
использованием мимики, живые картины (индивидуальные и групповые);
- принимать участие в конкурсах чтецов;
-владеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами
- понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему.
этапы развития - сенсорное развитие, развитие мышления, внимания, памяти, воображения, а также эмоциональной сферы и творческих способностей.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни:
 самостоятельно выбирать и читать книги;
 высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии);
 определять содержание книги по заглавию, аннотации;
 находить в словаре значение неизвестного слова.
УУД, сформированные в процессе усвоения программы
Личностные
Учащиеся научатся:
- на основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);
- с гордостью относиться к произведениям русских писателей-классиков, известных во
всем мире.

Учащиеся получат возможность научиться:
-понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;
- с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих
в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах
восхищение и уважение к ним;
- самостоятельно находить произведения о своей Родине,с интересом читать; создавать
собственные высказывания и произведения о Родине.
Метапредметные
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
-сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с содержанием материала урока в
процессе его изучения;
- формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы;
понимать учебную задачу урока;
-читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и
пр.);
- коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы;
- коллективно составлять план для пересказа литературного произведения;
- контролировать выполнение действий в соответствии с планом;
-оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем;
-оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;
-выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по
изучаемой теме в мини-группе или паре.
-фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей
работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению
результата в ходе выполнения учебных задач;
- анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал,
формулировать их в устной форме по собственному желанию;
- осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу,
пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.
Учащиеся получат возможность научиться:
- формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре),принимать её, сохранять на
протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;
- читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно
наизусть и пр.);
- составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре,
предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;
- выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать
совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;
- оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным
критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.);
- определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы
уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока;
- фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость
своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?»);

-анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой
системы («+» и «−», «?»);
- фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре;
- предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;
- осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу,
пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
-пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами,
используемыми в учебнике для передачи информации;
-отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы;
- понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их
самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов;
-сравнивать лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную
и литературную сказку;
-сопоставлять литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального
произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла;
- создавать небольшое высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме
урока из 5—6 предложений;
-понимать смысл русских народных и литературных сказок,басен И. А. Крылова;
- проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок,
составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсце
нировании и выполнении проектных заданий;
- соотносить пословицы и поговорки с содержанием литературного произведения;
- определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника и рабочей
тетради;
-понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого, фиксировать прочитанную
информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, осмыслении структуры
текста и пр.).
Учащиеся получат возможность научиться:
- определять информацию на основе различных художественных объектов, например
литературного произведения,иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста,
таблицы, схемы и т. д.;
- анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника),
выявлять основную мысль произведения;
- сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять
особенности их поведения в зависимости от мотива;
-находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих
творческих работах;
- самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого
произведения;
-понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих
классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.);
понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы;

- проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов,
небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и
выполнении проектных заданий;
-предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных
установок и ценностей;
- определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл
образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и
героям произведения;
-создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7—8
предложений;
-сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ;
находить сходства и различия;
-соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального
произведения, репродукцией картины художника; самостоятельно подбирать к тексту
произведения репродукции картин художника или фрагменты
музыкальных
произведений.
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
- вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;
- создавать связное высказывание из 5—6 простых предложений по предложенной теме;
-оформлять 1—2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного
высказывания;
прислушиваться к партнёру по общению (деятельности),фиксировать его основные мысли
и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои;
-не конфликтовать, использовать вежливые слова;
- в случае спорной ситуации проявлять терпение, идти на компромиссы, предлагать
варианты и способы разрешения конфликтов;
- употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога; находить примеры
использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений,
описывающих конфликтную ситуацию;
-оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства
(вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/безнравственно
и др.),высказывая свою точку зрения;
- принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары),
участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- определять совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания
(упражнения); оценивать достижения сверстников по выработанным критериям;
-оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев,
проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях;
-находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги,
словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет;
- готовить небольшую презентацию (5—6 слайдов) с помощью взрослых (родителей,
воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.
Учащиеся получат возможность научиться:
- высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или прослушанное
произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
-понимать цель своего высказывания;

-пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;
- участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной
проблемы;
-создавать 3—4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного
высказывания;
- проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения,
предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения
другого;
- объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности;
-отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;
- опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании
событий;
- формулировать цель работы группы, принимать и сохранять её на протяжении всей
работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и
функции;
- определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания
(упражнения); оценивать достижения участников групповой или парной работы по
выработанным критериям;
- определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях
на основе нравственных норм;
- руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных
героев и своего собственного поведения;
-объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из
создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуаций из литературных
произведений;
- находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги,
словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты);
- готовить небольшую презентацию (6—7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым
только в случае затруднений.
-пользовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному
плану.
Предметные результаты изучения учебного предмета
«Литературное чтение»
Второй год обучения
Какие умения нужно сформировать:
– Читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов в темпе не
менее 40 слов в минуту (без отметочного оценивания);
– Читать осознанно с соблюдением орфоэпических и интонационных норм (в том числе
при чтении наизусть), переходить от чтения вслух к чтению про себя в соответствии с
учебной задачей обращаться к различным видам чтения;
– Понимать смысл прослушанного/прочитанного текста;

– Различать и называть отдельные жанры фольклора (пословицы, загадки, небылицы,
народные песни, бытовые и волшебные сказки) и художественной литературы (рассказы,
литературные сказки, басни, стихотворения);
– Определять тему и главную мысль произведения; воспроизводить последовательность
событий в произведении;
– Описывать характер героя, оценивать поступки героев произведения; находить в тексте
портрет героя; сравнивать героев одного произведения по предложенным критериям;
– Называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма); осознанно
применять изученные литературные понятия для анализа произведения;
– Отвечать на вопросы или составлять высказывание на заданную тему по содержанию
произведения (не менее 4 предложений); задавать вопросы к фактическому содержанию
произведений;
– Формулировать устно простые выводы на основе прочитанного/прослушанного текста и
подтверждать ответ примерами из текста;
– Участвовать в беседе по прочитанному, подробно и выборочно пересказывать
содержание произведения; рассказывать о прочитанной книге;
– Сочинять по аналогии с прочитанным (загадки, небольшие сказки, рассказы);
инсценировать;
– Ориентироваться в содержании книги/учебника
предисловию, условным обозначениям;

по

оглавлению,

аннотации,

– Использовать справочную литературу для получения дополнительной информации в
соответствии с учебной задачей;
– Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием
словарей.
Содержание обучения литературному чтению
Самое великое чудо на свете
Читателю. Р. Сеф.
Устное народное творчество
Русские народные песни, потешки и прибаутки, считалки, небылицы и перевёртыши,
загадки, пословицы и поговорки.
Сказки о животных, бытовые и волшебные («Сказка по лесу идёт…» Ю. Мориц,
«Петушок и бобовое зёрнышко», «У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и
журавль», «Каша из топора», «Гуси – лебеди»).
Люблю природу русскую. Осень.
Ф. Тютчев. «Есть в осени первоначальной…», К. Бальмонт.»Поспевает брусника»,
А. Плещеев. «Осень наступила…», А. Фет. «Ласточки пропали…», А. Толстой. »Осень.
Обсыпается весь наш бедный сад…», С. Есенин «Закружилась листва золотая…»,

В. Брюсов. «Сухие листья», И. Токмакова. «Опустел скворечник…», В. Берестов. «Хитрые
грибы», «Грибы» (из энциклопедии), М. Пришвин. «Осеннее утро».
Русские писатели
А. Пушкин. «У лукоморья дуб зелёный…», «Вот север тучи нагоняя», «Зима! Крестьянин,
торжествуя…», «Сказка о рыбаке и рыбке».
И. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и Муравей».
Л. Толстой. «Старый дед и внучек».
О братьях наших меньших
Б. Заходер. «Плачет киска в коридоре...», И. Пивоварова. «Жила-была собака...», В.
Берестов. «Кошкин дом», М. Пришвин . «Ребята и утята», Е. Чарушин. «Страшный
рассказ», Б. Житков. «Храбрый утенок».
Из детских журналов
1. Д. Хармс. «Игра», «Вы знаете?..»; 2. Д. Хармс, С. Mapшак. «Веселые чижи»;
3. Д. Хармс. «Что это было?»; 4. Н. Гернет, Д. Хармс. «Очень-очень вкусный пирог»;
5. Ю. Владимиров. «Чудаки»; 6. А. Введенский. «Ученый Петя».
Люблю природу русскую. Зима
И. Бунин. «Зимним холодом...», К. Бальмонт. «Светло-пушистая...», Я. Аким. «Утром
кот...», Ф. Тютчев. « Чародейкою Зимою…», С. Есенин. «Поет зима — аукает...».
«Береза».
Писатели — детям
Произведения о детях, о природе, написанные К. И. Чу¬ковским («Путаница», «Радость»),
С. Я. Маршаком («Кот и лодыри»), С. В. Михалковым («Мой секрет», «Сила воли», «Мой
щенок»), А. Л. Барто («Веревочка», «Мы не заметили жука,..», «В школу»,
«Вовка — добрая душа»), Н. Н. Носовым («Затейники», «Живая шляпа»,)
Я и мои друзья
В. Берестов. «За игрой», Э. Мошковская. «Я ушел в свою обиду...», В. Берестов. «Гляжу с
высоты...», В. Лунин. «Я и Вовка», Н. Булгаков. «Анна, не грусти!», Ю. Ермолаев. «Два
пирожных», В. Осеева. «Хорошее»
И в шутку и всерьез
1. Б. Заходер. «Товарищам детям», «Что красивей все¬го?», «Песенки Винни Пуха»;
2. Э. Успенский. «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой...», «Над нашей квартирой»,
«Память»; 3. В. Берестов. «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка»; 4. И. Токмакова.
«Плим», «В чудной стране»; 5. Г. Остер. «Будем знакомы»
Литература зарубежных стран
Детский фольклор стран Западной Европы и Америки, произведения зарубежных
классиков («Бульдог по кличке Дог», «Перчатки», «Храбрецы», «Сюзон и мотылек»,
«Знают мамы, знают дети»). Сказки Ш. Перро («Кот в сапогах», «Красная Шапочка»),
Г. X. Андерсена («Принцесса на горошине»), Э. Хогарт («Мафии и паук»).

Календарно-тематическое планирование
№

1
2
3
4
5

6
7
8
9
10
11

12
13
14
15
16
17
18
19
20

21

Наименование
разделов, тем

Всего
часов

В том числе
на :
к/р
р/р п/р

Дата
план.

факт.

1. Самое великое чудо на свете (5 часов)
Вводный урок по курсу.
1
Игра «Крестики –
1
нолики».
Книги, прочитанные
1
летом.
Проект «О чем расскажет
1
1
школьная библиотека»
Напутствие читателю.
1
Р.Сеф.
2. Устное народное творчество (15 часов)
Устное народное
1
творчество.
Русские народные песни.
1
Русские народные
1
потешки и прибаутки.
Скороговорки, считалки,
1
небылицы.
Загадки, пословицы,
1
поговорки.
Народные сказки
1
Ю.Мориц «Сказка по
лесу идёт
Сказка «Петушок и
1
бобовое зёрнышко»
Сказка «У страха глаза
1
велики»
Сказка «Лиса и тетерев
1
Сказка «Лиса и журавль»
1
Бытовые сказки.
Сказка «Каша из топора»
1
Сказка «Гуси – лебеди»
1
А. Шибаев «Вспомни
1
сказку»
Викторина по сказкам
1
Проверим себя и оценим
1
достижения по разделу
3. Люблю природу русскую. Осень (8 часов)
Люблю природу
1
русскую. Осень.

Основные
направления
воспитательной
деятельности
- Выражение
познавательных
интересов, активности,
инициативности
любознательности и
самостоятельности в
познании.

- Владение
первоначальными
представлениями о
единстве и многообразии
языкового и культурного
пространства России, о
языке как основе
национального
самосознания.
- Нравственные
эстетические чувства к
русскому и родному
языкам, литературе.

- Способность
воспринимать и

22
23

24
25

26
27

28

29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42

43

Ф.Тютчев «Есть в осени
первоначальной…»
К.Бальмонт «Поспевает
брусника…», А.Плещеев
«Осень наступила…»
А.Фет «Ласточки
пропали…»
«Осенние листья» - тема
для поэтов. Конкурс
стихотворений.
В.Берестов «Хитрые
грибы»
М. Пришвин «Осеннее
утро», И.Бунин «Сегодня
так светло кругом…»
Обобщение по разделу
«Люблю природу
русскую. Осень»
А.Пушкин «У лукоморья
дуб зелёный…»
Стихи А.Пушкина
Проверка техники чтения
А.Пушкин «Сказка о
рыбаке и рыбке»
А.Пушкин «Сказка о
рыбаке и рыбке»
А.Пушкин «Сказка о
рыбаке и рыбке»
И.Крылов «Лебедь, рак и
щука»
И.Крылов «Стрекоза и
муравей»
Вн.чтение«Басни
Крылова»
Л.Толстой «Старый дед и
внучек»
Л.Толстой «Филипок»
Л.Толстой «Котёнок»,
«Правда всего дороже»
Весёлые стихи
Обобщение по разделу
«Русские писатели»
О братьях наших
меньших. Рассказы для

чувствовать прекрасное в
быту, природе, искусстве,
творчестве людей.
- Выражение желания
участвовать в различных
видах доступного по
возрасту труда, трудовой
деятельности.

1
1

1
1

1
1

1

4. Русские писатели (14 часов)
1
1
1
1

1

1
1
1

- Понимание своей
сопричастности
прошлому, настоящему и
будущему, своей малой
родины, родного края,
своего народа,
российского государства.
- Нравственные
эстетические чувства к
русскому и родному
языкам, литературе.

1
1
1
1
1
1
1
5. О братьях наших меньших (12 часов)
1

- Проявление любови к
природе, бережное

44

45
46

47
48
49
50
51
52
53
54

55

56
57
58
59

60

61
62
63

детей.
Б.Заходер «Плачет киска
в коридоре…»,
И.Пивоварова «Жилабыла собака…»
В.Берестов «Кошкин
щенок»
Вн.чтение. Домашние
животные. «Как собака
друга искала»
М.Пришвин «Ребята и
утята»
Вн .чтение «Рассказы о
животных»
Е.Чарушин «Страшный
рассказ»
Б.Житков «Храбрый
утёнок»
Вн.чтение. Рассказы
Н.Сладкова о природе»
В.Бианки «Музыкант»
В.Бианки «Сова»
Обобщение по разделу
«О братьях наших
меньших»

1

1
1

отношение, неприятие
действий, приносящих
вред природе, особенно
живым существам.
- Понимание зависимости
жизни людей от природы,
ценность природы,
окружающей среды.

1
1
1
1
1
1
1
1

6. Из детских журналов (9 часов)
1

Из детских журналов
«Знакомство с детскими
журналами»
Д.Хармс «Игра»
1
Д.Хармс «Вы знаете?»
1
Д.Хармс, С.Маршак
1
«Весёлые чижи»
Д.Хармс «Что это было?»
1
Творчество Д.Хармса ,
чтение стихов»
Н.Гернет, Д.Хармс
1
«Очень-очень вкусный
пирог»
Ю.Владимиров «Чудаки»
Проверка техники чтения
1
1
А.Введенский «Учёный
1
Петя», «Лошадка»
Обобщение по разделу
1
«Из детских журналов»
7. Люблю природу русскую. Зима (9 часов)

- Проявление уважения к
труду, людям труда,
ответственное
потребление и бережное
отношение к результатам
своего труда и других
людей.
- Проявление уважения и
интерес к науке, научному
знанию в разных областях.

64
65
66
67

68
69
70
71

72

73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83

84
85
86
87

Люблю природу
русскую. Зима.
Стихи о первом снеге.
Ф.Тютчев «Чародейкою
Зимою…»
С.Есенин «Поёт зима –
аукает…», «Берёза»
Вн.чтение«» Конкурс
стихотворений, загадок о
зиме»
Сказка «Два Мороза»
С.Михалков «Новогодняя
быль»
А.Барто «Дело было в
январе…»
Обобщение по разделу
«Люблю природу
русскую. Зима»
Конкурс стихотворений о
Новогоднем празднике.
К.Чуковский «Путаница»
К.Чуковский «Радость»
К.Чуковский «Федорино
горе»
К.Чуковский «Федорино
горе»
Вн.чтение « К.И.Чуковский Тараканище»
С.Маршак «Кот и
лодыри»
С.Михалков «Мой
секрет», «Сила воли»
С.Михалков «Мой
щенок»
А.Барто «Верёвочка»
А.Барто «Мы не заметили жука…», «В школу»
А.Барто «Вовка – добрая
душа»
Вн.чтение «А.Барто
Любочка»
Н.Носов «Затейники»
Н.Носов «Живая шляпа»
Н.Носов «Живая шляпа»
Н.Носов «На горке»

1
1
1
1

1
1
1

- Представление о своей
стране, Родине - России,
ее территории,
расположении.
- Понимание значения
гражданских символов
(государственная
символика России, своего
региона).
- Проявление любви к
природе, бережное
отношение, неприятие
действий, приносящих
вред природе.

1

1
8. Писатели детям (17 часов)
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

- Бережное отношение к
физическому здоровью и
душевному состоянию
своему и других людей.
- Сознание ценностей
честного труда в жизни
человека, семьи, народа,
общества и государства. –
- Проявление уважения к
труду, людям труда,
ответственное
потребление и бережное
отношение к результатам
своего труда и других
людей.

88
89

90
91
92
93
94
95
96
97
98
99

100
101
102
103
104

105
106

107
108
109

110
111

Вн.чтение. « Н.Носов
Фантазеры»
Обобщение по разделу
«Писатели – детям»

1
1
9. Я и мои друзья (10 часов)
1
1
1

Стихи о дружбе и обидах.
В.Лунин « Я и Вовка»
Н.Булгаков «Анна, не
грусти!»
Ю,Ермолаев «Два
1
пирожных»
В.Осеева «Волшебное
1
слово»
В.Осеева «Волшебное
1
слово»
В.Осеева «Хорошее»
1
В.Осеева «Почему?»
1
В.Осеева «Почему?»
1
Обобщение по разделу
1
«Я и мои друзья»
10. Люблю природу русскую. Весна (10 часов)
Проверка техники
1
1
чтения.
Весна. Весенние загадки.
1
Стихи Ф.Тютчева о
1
весне.
Стихи А.Плещеева о
1
весне.
А.Блок «На лугу».
1
С.Маршак «Снег теперь
уже не тот…»
И. Бунин «Матери», «В
1
бурю»
Е.Благинина «Посидим в
1
тишине»
Э.Мошковская «Я маму
мою обидел…»
С.Васильев « День
1
Победы»
Проект «День Победы»
1
1
Обобщение по разделу
1
«Люблю природу
русскую. Весна»
11. И в шутку и всерьез (14 часов)
И в шутку и в серьёз
1
Б.Заходер «Товарищам
1

- Выражение
познавательных
интересов, активности,
инициативности,
любознательности и
самостоятельности в
познании.
- Способность
воспринимать и
чувствовать прекрасное в
быту, природе, искусстве,
творчестве людей.

- Понимание своей
сопричастности
прошлому, настоящему и
будущему своей малой
родины, родного края,
своего народа,
российского государства.
- Первоначальные
представления о своих
гражданских правах и
обязанностях,
ответственности в
обществе и государстве.
- Проявление любови к
природе.

- Проявление стремления
к самовыражению в

112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123

124
125

126

127
128
129
130

131
132

133

детям», «Что красивее
всего?»
Б.Заходер Песенки
Винни – Пуха.
Б.Заходер Песенки
Винни – Пуха.
Э.Успенский
«Чебурашка»
Э.Успенский
«Чебурашка»
Стихи Э.Успенского
Стихи В.Берестова
Стихи И.Токмаковой
Г.Остер «Будем
знакомы»
Вн.чтение Б.Заходер
«Птичья школа»
В.Драгунский «Тайное
становится явным»
В.Драгунский «Тайное
становится явным»
Обобщение по разделу
«И в шутку и в серьёз»

1
1
1
1
1
1
1
1

разных видах
художественной
деятельности, искусства.
- Способность
воспринимать и
чувствовать прекрасное в
быту, природе, искусстве,
творчестве людей.
- Знание и соблюдение
основных правил этикета
в обществе.

1
1
1
1

12. Литература зарубежных стран (13 часов)
Литература зарубежных
1
стран.
Американская и
1
английская народные
песенки.
Песенки «Сюзон и
1
мотылёк», «Знают мамы,
знают дети…»
Ш.Перро «Кот в сапогах»
1
Ш.Перро «Кот в сапогах»
1
Ш.Перро «Красная
1
Шапочка»
Г.Х.Андерсен
1
«Принцесса на
горошине»
Э.Хогарт «Мафин и
1
паук»
Обобщение по разделу
1
«Литература зарубежных
стран»
Проверка техники чтения
1
1

- Выражение
познавательных
интересов, активности,
инициативности,
любознательности и
самостоятельности в
познании.
- Проявление уважения и
интереса к
художественной
литературе.

134
135
136

КВН «Цветик –
семицветик»
«Б.Гримм Храбрый
портной»
Повторение пройденного.
Итого:

1
1
1
136

4

2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 26.02.2025.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(3012)22-70-33

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».