Пояснительная записка
Настоящая программа по литературному чтению составлена на основе:
1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ. от
29.12.2012.
2.Федерального государственного стандарта начального общего образования (Приказ МО
РФ от 6 октября 2009г. №373, приказ МО РФ от 31 декабря 2015г.«О внесении изменений
в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования»).
3. Примерной программы для общеобразовательных учреждений по литературному
чтению.
4. Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «СОШ
№37».
5. Школьного учебного плана МАОУ «СОШ №37» на 2021-2022 учебный год.
Календарно-тематическое планирование составлено с учетом программы воспитания на
основании следующих документов:
1. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р).
2. Приказа Министерства просвещения России от 11.12.2020 N 712;
3. Рабочей программы воспитания МАОУ «СОШ № 37», утвержденной приказом от
31.08.2021 года.
Реализация ФГОС второго поколения, выполнение требований ФГОС НОО призваны
обеспечить возможность достижения образовательных результатов
Адресат
Программа рекомендована учащимся для обучения литературному чтению в 3 классе
общеобразовательной школы.
Объем и сроки обучения
Программа по литературному чтению рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю)
согласно Базисному учебному плану общеобразовательного учреждения. Каждый раздел
темы имеет свою комплексно-дидактическую цель, в которой заложены специальные
знания и умения.
Роль и место дисциплины
Курс входит в число дисциплин, включенных в учебный план для образовательных
учреждений РФ. Курс призван продолжить обучение чтению в мир художественной
литературы и помочь осмыслить образность словесного искусства. Литературное чтение
пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений. Оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его
личность.
Актуальность
Изменения в общественных отношениях и средствах коммуникации, происходящие в
России,
требуют
повышения
коммуникативной
компетенции
школьников,
совершенствования их филологической подготовки. В связи с этим в языковом
образовании значительно повышается статус предмета « Литературное чтение ».
В связи с переходом на федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования нового поколения, в целях обеспечения эффективного
введения обучения на начальной ступени в соответствии с ФГОС НОО эта проблема
приобретает особое значение, становится в ряд главнейших и требует её решения на
высоком профессиональном уровне.
Особенности программного материала
Курс «Литературное чтение» содержательно и функционально реализуют концепцию,
заложенную в Стандарте, где определена цель воспитания, социально-педагогическая
поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного
и компетентного гражданина России».
Литературное чтение
направлено на формирование навыка чтения и основ
элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и
активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление
грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи по формированию навыков чтения
решаются на уроках обучения чтению и на уроках русского языка.. Обучение чтению идёт
параллельно с обучением письму с учётом принципа координации устной и письменной
речи.
Выделение и осознание общего (позиционного) принципа чтения, даёт широкие
возможности для формирования основ учебной деятельности, т.е. для реализации
деятельностного подхода. Специфика курса обучения заключается в четком
разграничении подготовки в области совершенствования навыка чтения, освоения
приемов смыслового и художественно-эстетического содержания книги и осуществления
литературного чтения, самостоятельного знакомства с миром книг на основе
сформированных читательских умений.
Базой данного курса является учебник « Литературное чтение» под редакцией
Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г. Виноградской Л.А..Содержание обучения составляет
детская литература и книга во всем объеме доступного младшему школьнику круга
чтения , а также комплекс знаний, умений и навыков, обеспечивающих все стороны
читательской подготовки.
Курс полностью
соответствует современным методологическим
концепциям
обучения , содержит социокультурный компонент, предлагает новые педагогические
технологии. Выделяются упражнения, совершенствующие способ чтения и темп чтения
вслух и про себя; предупреждающие и искореняющие ошибки определенного характера;
формирующие умение выразительно читать и осуществлять сознательный контроль над
правильностью чтения. Вся работа направлена на реализацию ФГОС НОО.
В результате изучения материалов Государственного образовательного стандарта и
данного УМК мы пришли к выводу, что объем и качественное представление материала
не входит и противоречие с типовой государственной программой и способствует
реализации ФГОС второго поколения.
Включение национально-регионального компоненте в содержание обучения
литературному чтению.
В системе образования актуальна проблема формирования, развития личности, способно
усвоить несколько культур, готовой к этническому самоопределению, саморазвитию в
новых социальных условиях на основе сотрудничества и диалога. Поэтому одним из
важных принципов в образовании становится принцип региональности, который
заключается в опоре на культурные ценности, национальные традиции, нравственноэтические правила своего народа, а также на понимание и уважение духовного наследия
других этносов, живущих в Республике Бурятия.
Национально- региональный компонент в программе по литературному чтению
предполагает обратиться к книге для чтения «Тоонтонютаг» которая имеет цель:
- приобщение учащихся 1-4 классов к богатствам фольклора народов республики Бурятия,
к художественным произведениям детских писателей и поэтов нашего края.
Основополагающими являются задачи:
- формирование у младших школьников интереса к культуре народов нашего региона,
чувства уважения к национальным традициям, обычаям;
- Усвоение школьниками идеи общечеловеческого родства, взаимосвязанности людей
разных национальностей средствами самого учебного предмета – произведений
фольклора и детской литературы.
Важными критериями отбора произведений являются их соответствия возрастным
особенностям и интересам учащихся и доступность по проблеме.
Национальный региональный компонент в программе по литературному чтению
предполагает обратится к изучению устного народного творчества бурятского,
монгольского народов к их сказкам, пословицам и поговоркам.
Знакомство учащихся младших классов с устным народным творчеством бурятского
народа имеет большое значение. Устное народное творчество бурят возникло в глубокой
древности и предшествовало развитию литературы. Через произведения устного
народного творчества от поколения к поколению передавалась духовная культура народа.
В сказках отражены труд и быт народов в условиях суровой природы, мечты о победе над
стихией, над злом. В них прославляются мужество, находчивость, упорство, мастерство
человека, выражен народный оптимизм.
Бурятские и монгольские сказки делятся по жанрам на сказки волшебно –
фантастические, бытовые, о животных. Во многих бурятских сказках есть признаки мифа,
т.е. объяснение мира.
Дети должны понять, что в мифологии сибирских народов, в том числе у бурят, есть
духи леса, воды, гор, человек должен жить с ними в мире, не нарушать покой природы,
так детям с малых лет внушалась идея гармонии человека и природы. Добрые духи
показывают свою силу живущим на земле, а это противоестественное желание.
В бурятских народных сказках мораль всегда справедлива, осуждает глупость,
жестокость, об этом свидетельствуют народные сказки. Буряты, веками занимавшиеся
скотоводством и охотой, создали огромное кол-во произведений, насыщенных массой
наблюдений за повадками домашних и диких животных. Особенно много сказок о лисьей
хитрости и собачьей преданности.
Великолепен образ мудрого, находчивого и
неунывающего Будамшу в бурятских народных сказках. Наделяя своего любимого героя
качествами, которые присущий человеку, борющемуся с нуждой и нищетой, ведущему
борьбу за кусок хлеба, народ верил, что такой человек должен быть во всех отношениях
выше своих врагов, которые присваивают плоды чужого труда. Вот эта житейская
мудрость доказанная самой жизнью, борьбой народа против несправедливости,
сформировал вот такой художественный образ.
Во 2 классе происходит знакомство школьников с эпическим жанром. Эпос зародился в
глубокой древности как форма бытового повествования о важном для племени и рода
событии, сюжетом которого служит случай на охоте, столкновения с другими племенами.
Герой эпоса – богатырь (батор), воин в котором воплощаются лучшие черты народного
характера. К ним относят: «Гэсэр», «Меткий Аламжи», «Шоно-батор» и др.
Изучение литературы Бурятии начинается немыслимо без изучения народных пословиц
и загадок. Бурятские народные пословицы имеют аналоги и в русском фольклоре. В
пословицах отражается огромный жизненный опыт, обобщаются многолетние
наблюдения над жизнью.Бурятские народные загадки представляют замысловатое
описание предмета или явления предлагаемые с целью испытания сообразительности, они
развивают способность к поэтической выдумке. Сказки, пословицы, поговорки, загадки,
песни выражают глубокую народную идею – победу добра над злом, в фольклоре народов
нашего региона отражаются национальные черты характера: спокойный нрав, уважение к
старшим, любовь к родной земле, трудолюбие, смелость, находчивость, ум и т.д.
На уроках литературного чтения в начальной школе происходит знакомство
школьником со стихотворными произведениями бурятских писателей. Произведения
Сергея Цырендоржиева, Цырен-ДулмыДондогой, Николая Дамдинова, Цырен-Базар
Бадмаева вошли в сокровищницу буряткой детской литературы.
В книгу «Тоонтонюнаг» вошли нравоучительные рассказы из жизни детей.
Особое место в книге отводится произведениям бурятских писателей и поэтов о родном
крае, о его красотах, об обычаях и традициях бурятского народа.
В традиционной буряткой культуре в дни Сагаалгана, во время летних игр происходит
состязания улигершинов- сказителей, отгадывание загадок и рассказ о своей родословной.
Введение национально-регионального компонента в программу по начальному
литературному чтению предполагает тесную связь с внеклассной и внеурочной работой, с
семейным домашним чтением. На уроках чтения возможны использования смежных
видов искусства: ИЗО, музыка, изделия народно-прикладного искусства.
Таким образом изучение произведений, введенных в национально – региональный
компонент, предполагает развитие художественно – творческих способностей младшего
школьника: это создание сказок, рассказов, иллюстраций к прочитанным произведениям.
Эта деятельность развивает их эстетический вкус, повышает культуру речи, формирует
творческое воображение, содействует воспитанию трудолюбия, самодисциплины.
В программе предусмотрены уроки, направленные на реализацию дистанционного
обучения. Дистанционное обучение в настоящее время может рассматриваться как
инновационная форма обучения, которая позволяет получать знания через интернет под
контролем учителя.
Цель дистанционного обучения – предоставить ученикам элементы универсального
образования, которые позволят им эффективно адаптироваться к изменяющимся
социально-экономическим условиям и успешно интегрироваться в современное общество.
Данный вид обучения базируется на основе передовых информационных технологий,
применение которых обеспечивает быструю и гибкую адаптацию под изменяющиеся
потребности ученика.
С помощью дистанционного обучения удается решать такие педагогические задачи,
как:
• формирование у учеников познавательной самостоятельности и активности;
• создание эффективного образовательного пространства;
• развитие у детей критического мышления и способности конструктивно обсуждать
различные точки зрения.
Содержание образования по литературному чтению в 3 классе, включающее
дистанционное обучение, реализуется посредством форм обучения
участие (онлайн, офлайн) в разнообразных интернет мероприятиях (интернетфестивали, олимпиады, конкурсы, викторины и т. д.);
подготовка к ВПР
осуществление проектной и исследовательской деятельности;
организация дополнительного обучения по«интересам».
Применение дистанционного обучения в учебном процессе позволяет:
сделать урок наглядным, красочным, информативным;
использовать дифференцированный и личностно-ориентированный подход к
обучению;
активизировать познавательную деятельность учащегося;
повысить мотивацию учащихся к изучению предмета;
развивать мышление и творческие способности детей.
Целевая установка
Изучение литературного чтения в 3 классе направлено на достижение следующих целей:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым
навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов
речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов;
развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и
приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
-развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной
отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического
отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной
литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и
ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре
народов многонациональной России и других стран.
Литературное чтение как учебный предмет в особой мере влияет на решение следующих
задач:
1.Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание
интереса к чтению и книге.
Решение этой задачи предполагает формирование у младших школьников осмысленного
читательского навыка, т.е. в результате освоения предметного содержания литературного
чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты, работать с
различной информацией, интерпретировать информацию в соответствии с запросами.
2.Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов,
ориентироваться в книге, использовать её для расширения знаний об окружающем мире.
В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строя монологические
высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают
различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным материалом
учебника, находя информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, высказывают
собственное мнение на основе прочитанного и услышанного.
3.Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в
художественной литературе.
Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения, как
особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность
и анализировать ( на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение
сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, музыка); находить
сходство и различия используемых художественных средств; создавать свои собственные
художественные произведения на основе прочитанных.
4.Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего
школьника; понимание духовной сущности произведения.
С учётом особенностей художественной литературы, её нравственной сущности, влияния
на становление личности маленького читателя, решение этой задачи приобретает особое
значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник
осваивает основные нравственно-этические ценности с окружающим миром, получает
навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание
значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует
воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного
поведения в жизни.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями,
духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства,
сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств,
соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся
на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими
принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного
сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и
других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и
выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге,
использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень
коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать
собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с
различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом
учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая
младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию
читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает
потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с
текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг,
умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных
произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную
природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему
миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся
чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Формы организации учебного процесса
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, уроков-утренников,
экскурсий. Развитие устной речи, обучение слушанию, рассказыванию, упражнения
коммуникативного характера являются неотъемлемой органической частью каждого
урока.
Взаимосвязь коллективной ( аудиторной) и самостоятельной работы обучаемых.
При изучении курса для обучаемых предусмотрены большие возможности для
самостоятельной работы, а именно использование знаний , требующих поиска,
переработка информации в новом виде. В ходе прохождения программы, обучающиеся
самостоятельно могут выбирать уровень сложности и характер задания, выполнять
исследовательские задания на разрешение проблем.
Структура программы :
Программа по литературному чтению для 3 класса включает следующие разделы
(темы):
- Самое великое чудо на свете (5 ч)
- Устное народное творчество (14 ч)
- Поэтическая тетрадь 1 (11 ч)
- Великие русские писатели ( 24 ч)
- Поэтическая тетрадь 2 ( 6 ч)
- Литературные сказки ( 8 ч)
-Были-небылицы (10ч)
- Поэтическая тетрадь 1 ( 6ч)
- Люби живое (16 часов)
- Поэтическая тетрадь 2 (8 ч)
-Собирай по ягодке - наберёшь кузовок (12 часов)
- По страницам детских журналов ( 8 ч)
- Зарубежная литература (8 ч)
Итоговый контроль
Комплексная проверочная работа.
Проверка техники чтения без учета темпа.
Проверка техники чтения с учетом темпа.
Проверка уровня начитанности и умения работать с книгами.
Планируемые результаты обучения
литературному чтению
В результате прохождения программного материала обучающийся
имеет представление о следующих понятиях и явлениях:
1.Произведения устного народного творчества.
2. Произведения отечественных авторов и отдельные произведения зарубежной детской
классики.
3. . Научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература.
4. Детские периодические издания.
В результате изучения литературного чтения ученик должен
знать/понимать:
наизусть не менее 15 стихотворений;
названия, основное содержание изученных литературных произведений, их
авторов;
элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация).
уметь:
повышать и понижать голос в соответствии со знаками препинания и характером
содержания;
соблюдать паузы и выбирать темп чтения в зависимости от смысла читаемого;
определять тему и главную мысль произведения;
воспроизводить содержание текста по вопросам или картинному плану, данному в
учебнике;
подробно пересказывать небольшие произведения с отчетливо выраженным
сюжетом;
отвечать на вопросы по содержанию текста, находить в нем предложения,
подтверждающие устное высказывание;
раскрывать содержание иллюстраций к произведению; соотносить их с отрывками
рассказа, находить в тексте слова соответствующие им;
делить текст на части, озаглавливать их, выявлять основную мысль прочитанного;
сопоставлять слова близкие по значению; понимать значение слов и выражений в
контексте: различать простейшие случаи многозначности слов, отыскивать в тексте
слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины
природы;
ориентироваться в учебной книге: знакомство с содержанием; нахождение в нем
названия нужного произведения; умение пользоваться заданиями и вопросами,
помещёнными в учебных книгах;
читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать
сказки народные и литературные;
приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки).
овладеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми
словами при темпе громкого чтения незнакомого текста не ниже 70 – 75 слов в
минуту.
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
самостоятельного чтения книг;
высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;
работы с различными источниками информации (словарями, справочниками, в том
числе на электронных носителях).
В результате изучения курса обучающийся должен :
- освоить формы драматизации: чтение по ролям, произнесение реплики героя с
использованием мимики, живые картины (индивидуальные и групповые);
- принимать участие в конкурсах чтецов;
-владеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами
- понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему.
этапы развития - сенсорное развитие, развитие мышления, внимания, памяти, воображения, а также эмоциональной сферы и творческих способностей.
УУД, сформированные в процессе усвоения программы
Личностные
Учащиеся научатся:
- на основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);
- с гордостью относиться к произведениям русских писателей-классиков, известных во
всем мире.
Учащиеся получат возможность научиться:
-понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;
- с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих
в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах
восхищение и уважение к ним;
- самостоятельно находить произведения о своей Родине,с интересом читать; создавать
собственные высказывания и произведения о Родине.
Метапредметные
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
-сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с содержанием материала урока в
процессе его изучения;
- формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы;
понимать учебную задачу урока;
-читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и
пр.);
- коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы;
- коллективно составлять план для пересказа литературного произведения;
- контролировать выполнение действий в соответствии с планом;
-оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем;
-оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;
-выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по
изучаемой теме в мини-группе или паре.
-фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей
работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению
результата в ходе выполнения учебных задач;
- анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал,
формулировать их в устной форме по собственному желанию;
- осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу,
пользоваться ими в случае неудачи на уроке,проговаривая во внутренней речи.
Учащиеся получат возможность научиться:
-формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре),принимать её, сохранять на
протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;
-читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно
наизусть и пр.);
-составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре,
предлагать совместно с группой(парой) план изучения темы урока;
-выбирать вместе с группой (в паре) форму оцениваниярезультатов, вырабатывать
совместно с группой (в паре)критерии оценивания результатов;
-оценивать свои достижения и результаты сверстниковв группе (паре) по выработанным
критериям и выбраннымформам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.);
-определять границы коллективного знания и незнания потеме самостоятельно (Что мы
уже знаем по данной теме?Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока;
-фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость
своей работой на уроке(с помощью шкал, значков «+» и «−», «?»);
-анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой
системы («+» и «−», «?»);
-фиксировать причины неудач в устной форме в группеили паре;
-предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;
-осознавать смысл и назначение позитивных установокна успешную работу, пользоваться
ими в случае неудачи науроке, проговаривая во внешней речи.
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
-пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами,
используемыми в учебнике для передачиинформации;
-отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать своисобственные вопросы;
-понимать переносное значение образного слова, фразыили предложения, объяснять их
самостоятельно, с помощьюродителей, справочных материалов;
-сравнивать лирические и прозаические произведения, баснюи стихотворение, народную и
литературную сказку;
-сопоставлять литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального
произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла;
- создавать небольшое высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме
урока из 5—6 предложений;
-понимать смысл русских народных и литературных сказок,басен И. А. Крылова;
- проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок,
составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсце
нировании и выполнении проектных заданий;
- соотносить пословицы и поговорки с содержанием литературного произведения;
- определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника и рабочей
тетради;
-понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого, фиксировать прочитанную
информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, осмыслении структуры
текста и пр.).
Учащиеся получат возможность научиться:
- определять информацию на основе различных художественных объектов, например
литературного произведения,иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста,
таблицы, схемы и т. д.;
- анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника),
выявлять основную мысль произведения;
- сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять
особенности их поведения в зависимости от мотива;
-находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих
творческих работах;
- самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого
произведения;
-понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих
классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.);
понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы;
- проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов,
небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и
выполнении проектных заданий;
-предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных
установок и ценностей;
- определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл
образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и
героям произведения;
-создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7—8
предложений;
-сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ;
находить сходства и различия;
-соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального
произведения, репродукцией картины художника; самостоятельно подбирать к тексту
произведения репродукции картин художника или фрагменты
музыкальных
произведений.
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
- вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;
- создавать связное высказывание из 5—6 простых предложений по предложенной теме;
-оформлять 1—2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного
высказывания;
прислушиваться к партнёру по общению (деятельности),фиксировать его основные мысли
и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои;
-не конфликтовать, использовать вежливые слова;
- в случае спорной ситуации проявлять терпение, идти на компромиссы, предлагать
варианты и способы разрешения конфликтов;
- употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога; находить примеры
использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений,
описывающих конфликтную ситуацию;
-оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства
(вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/безнравственно
и др.),высказывая свою точку зрения;
- принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары),
участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- определять совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания
(упражнения); оценивать достижения сверстников по выработанным критериям;
-оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев,
проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях;
-находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги,
словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет;
- готовить небольшую презентацию (5—6 слайдов) с помощью взрослых (родителей,
воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.
Учащиеся получат возможность научиться:
- высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или прослушанное
произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
-понимать цель своего высказывания;
-пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;
-участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной
проблемы;
-создавать 3—4 слайда к проекту, письменно фиксируяосновные положения устного
высказывания;
-проявлять терпимость к другому мнению, не допускатьагрессивного поведения,
предлагать компромиссы, способыпримирения в случае несогласия с точкой зрения
другого;
-объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности;
-отбирать аргументы и факты для доказательства своейточки зрения;
-опираться на собственный нравственный опыт в ходедоказательства и оценивании
событий;
-формулировать цель работы группы, принимать и сохранятьеё на протяжении всей
работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и
функции;
-определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания
(упражнения); оцениватьдостижения участников групповой или парной работы по
выработанным критериям;
-определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на
основе нравственных норм;
-руководствоваться выработанными критериями приоценке поступков литературных
героев и своего собственного поведения;
-объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из
создавшейся ситуации; приводитьпримеры похожих ситуаций из литературных
произведений;
-находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги,
словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты);
-готовить небольшую презентацию (6—7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым
только в случае затруднений.
-пользовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному
плану.
Предметные результаты изучения
учебного предмета «Литературное чтение»
Третий год обучения
Какие умения нужно сформировать:
– Читать осознанно про себя и вслух целыми словами с переходом на чтение группами
слов без пропусков и перестановок букв и слогов в темпе не менее 60 слов в минуту (без
отметочного оценивания) и с соблюдением орфоэпических и интонационных норм (в том
числе при чтении наизусть) в соответствии с учебной задачей обращаться к различным
видам чтения;
– Различать произведения фольклора и литературы; приводить примеры произведений
художественной литературы и фольклора разных жанров;
– Различать художественные произведения и познавательные тексты;
– Определять главную мысль, тему произведения; устанавливать взаимосвязь между
характером героя и его поступками; выявлять связь событий, эпизодов текста; отличать
автора произведения от героя и рассказчика;
– Характеризовать героев, определять авторское отношение к героям, поступкам,
описанной картине; выявлять взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами
героев;
– Находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении;
называть средства изображения героев и выражения их чувств, портрет героя, описание
пейзажа интерьера;
– Составлять портретные характеристики персонажей; сравнивать героев одного
произведения и сопоставлять их поступки по предложенным критериям (по аналогии или
по контрасту);
– Осознанно применять изученные литературные понятия для анализа и интерпретации
произведения;
– Задавать вопросы к учебным и художественным текстам; строить устное диалогическое
и монологическое высказывание с соблюдением орфоэпических норм, правильной
интонации; устно и письменно формулировать простые выводы на основе
прочитанного/прослушанного текста, подтверждать ответ примерами из текста;
– Пересказывать подробно, выборочно, сжато содержание произведения; составлять план
текста (вопросный, номинативный) с выделением эпизодов и смысловых частей;
– Рассказывать о прочитанных произведениях; читать по ролям, инсценировать;
придумывать продолжение прочитанного произведения; сочинять произведения по
аналогии с прочитанным;
– Составлять рассказ по иллюстрациям, по началу; составлять устные и письменные
высказывания на заданную тему по содержанию произведения (не менее 6 предложений),
корректировать собственный письменный текст;
– Приводить примеры произведений фольклора разных народовРоссии;
– Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст, с использованием
словарей и других источников информации.
Содержание обучения литературному чтению
Введение (1 ч)
Знакомство с учебником.
Самое великое чудо на свете (4 ч)
Знакомство с названием раздела.
Рукописные книги древней Руси.
Первопечатник Иван Федоров.
Урок-путешествие в прошлое. Оценка достижений.
Обучающиеся должны знать:
историю создания книги,
имя русского первопечатника Ивана Федорова
Обучающиеся должны уметь:
обобщить полученную информацию по истории создания книги;
осмыслить значение книги для прошлого, настоящего и будущего;
придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации.
Устное народное творчество (14 ч)
Знакомство с названием раздела.
Русские народные песни.
Докучные сказки.Сочинение докучных сказок.
Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская
и богородская игрушка.
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк».
Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк».
Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк».
Русская народная сказка «Сивка-бурка».
Русская народная сказка «Сивка-бурка».
Художники-иллюстраторы В. Васнецов и И. Билибин.
КВН (обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество»).
Проект «Сочиняем волшебную сказку. Оценка достижений.».
Обучающиеся должны знать:
различные произведения устного народного творчества (пословицы ,загадки,
песни, сказки)
Обучающиеся должны уметь:
различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры
приводить примеры произведений фольклора ( пословицы ,загадки, песни, сказки)
отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности
определять тему и главную мысль произведения;
пересказывать текст объемом не более 1,5 страниц;
делить текст на смысловые части;
составлять его простой план
участвовать в диалоге при обсуждении произведения;
выражать личное отношение к прочитанному.
Поэтическая тетрадь 1 (11 ч)
Знакомство с названием раздела.
Проект «Как научиться читать стихи» (на основе научно-популярной статьи Я.
Смоленского).
Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза».
Ф. И. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья».
А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...».
И. С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...».
И. Никитин «Встреча зимы».
И. З. Суриков. «Детство».
И. З. Суриков «Зима».Сравнение как средство создания картины природы в
лирическом стихотворении.
Путешествие в Литературную страну (обобщающий урок по разделу «Поэтическая
тетрадь 1»).
Оценка достижений.
Обучающиеся должны знать:
произведения выдающихся представителей русской литературы (Ф. И. Тютчев, А.
А. Фет, И. С. Никитин.И. З. Суриков)
названия, основное содержание изученных литературных произведений;
имена, фамилии их авторов
выразительные средства( эпитеты ,метафоры, сравнения)
Обучающиеся должны уметь:
читать стихотворные произведения наизусть (по выбору).
осуществлять выбор произведений для чтения перед аудиторией
Великие русские писатели (24 ч)
Знакомство с названием раздела.
А. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С.
Пушкина».
А. Пушкин. Лирические стихотворения.
А. Пушкин «Зимнее утро».
А. Пушкин «Зимний вечер».
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».
Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом.
И. Крылов. Подготовка сообщения о И.А. Крылове на основе статьи учебника, книг
о Крылове.
И. Крылов «Мартышка и очки».
И. Крылов «Зеркало и Обезьяна».
И. Крылов «Ворона и Лисица».
М. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе
статьи.
М. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…».
М. Лермонтов «Утёс», «Осень».
Л. Толстой «Детство» (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения.
Л. Толстой «Акула».
Л. Толстой «Прыжок».
Л. Толстой «Лев и собачка».
Л. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?».
Сравнение текстов.
Оценка достижений.
Литературный праздник (обобщающий урок по разделу Великие русские
писатели).
Обучающиеся должны знать:
произведения выдающихся представителей русской литературы (И. А. Крылов, А.
С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой);
классиков советской детской литературы;
произведения
современной
отечественной
литературы
(с
учетом
многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для
восприятия младшими школьниками.
Обучающиеся должны уметь:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни:
читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая
правила произношения и соответствующую интонацию
последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления или
получения ответа на поставленный вопрос
читать стихотворные произведения наизусть (по выбору)
читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета
скорости);
определять тему и главную мысль произведения;
пересказывать текст;
приводить примеры художественных произведений разной тематики по
изученному материалу
Поэтическая тетрадь 2 (6 ч)
Знакомство с названием раздела.
Н. Некрасов «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором…».
Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».
К. Бальмонт «Золотое слово».
И. Бунин. Выразительное чтение стихотворение.
Развивающий час (урок-обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 2»). Оценка
достижений.
Обучающиеся должны знать :
произведения выдающихся представителей русской литературы (Н. А. Некрасов
К. Д. Бальмонт, И. А. Бунин )
названия, основное содержание изученных литературных произведений;
имена, фамилии их авторов.
выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения)
Обучающиеся должны уметь :
отвечать на вопросы по содержанию произведения,
характеризовать выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения)
заучивать стихотворение с помощью иллюстраций и опорных слов,
выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией (с
предварительной самостоятельной подготовкой)
составлять отзыв о понравившемся произведении
Литературные сказки (8 ч)
Знакомство с названием раздела.
Д. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки» (присказка).
Д. Мамин-Сибиряк «Сказка прохраброго Зайца-Длинные Уши, Косые Глаза,
Короткий Хвост».
В. Гаршин «Лягушка-путешественница».
В. Гаршин «Лягушка-путешественница».
В. Одоевский «Мороз Иванович».
В. Одоевский «Мороз Иванович».
Оценка достижений. Контрольная работа. КВН (обобщающий урок по I части
учебника).
Обучающиеся должны знать :
жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые
фольклорные-жанры, народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть,
стихотворение, басня
особенности литературной сказки
названия, основное содержание изученных литературных произведений
имена, фамилии их авторов.
Обучающиеся должны уметь:
составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст,
оценивать события, героев произведения;
создавать небольшой устный текст на заданную тему;
различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), сказки
народные и литературные
Были и небылицы (10 ч)
Знакомство с названием раздела.
М. Горький «Случай с Евсейкой».
М. Горький «Случай с Евсейкой».
К. Паустовской «Растрёпанный воробей».
К. Паустовской «Растрёпанный воробей».
К. Паустовской «Растрёпанный воробей».
А. Куприн «Слон».
А. Куприн «Слон».
А. Куприн «Слон».
Урок-путешествие по разделу «Были-небылицы». Оценка достижений.
Обучающиеся должны знать:
названия, основное содержание изученных литературных произведений, их
авторов.
Обучающиеся должны уметь:
последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления или
получения ответа на поставленный вопрос;
воспринимать на слух и понимать художественные произведения разных жанров
передавать их содержания по вопросам.
осознавать цели и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных
произведений и книг.
Поэтическая тетрадь 1 (6 ч)
Знакомство с названием раздела. С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?..».
С. Чёрный «Воробей», «Слон».
А. Блок «Ветхая избушка».
А. Блок «Сны», «Ворона».
С. Есенин «Черёмуха».
Урок-викторина по разделу «Поэтическая тетрадь 1». Оценка достижений.
Обучающиеся должны знать:
названия, основное содержание изученных литературных произведений, их
авторов;
имена поэтов ( Саша Черный, А.А. Блок, С.А.Есенин)
Обучающиеся должны уметь:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни;
читать
вслух
текст,
соблюдая
правила
произношения
и
соответствующуюинтонациючитать стихотворные произведения наизусть;
безошибочно читать незнакомый текст с соблюдением норм литературного
произношения;
не допускать искажения ударений
Люби живое (16ч)
Знакомство с названием раздела.
М. Пришвин «Моя Родина». Заголовок-«входная дверь» в текст. Сочинение на
основе художественного текста.
И. Соколов-Микитов «Листопадничек».
И. Соколов-Микитов «Листопадничек».
В. Белов «Малька провинилась».
В. Белов «Ещё раз про Мальку».
В. Бианки «Мышонок Пик».
В. Бианки «Мышонок Пик».
Б. Житков «Про обезьянку».
Б. Житков «Про обезьянку».
Б. Житков «Про обезьянку».
В. Дуров «Наша Жучка».
В. Астафьев «Капалуха».
В. Драгунский «Он живой и светится».
Урок-конференция «Земля-наш дом родной» (обобщающий урок по разделу «Люби
живое»).
Оценка достижений.
Обучающиеся должны знать:
названия, основное содержание изученных литературных произведений, их
авторов.
Обучающиеся должны уметь:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном
произведении (герое, событии)
выражать личное отношение к прослушанному (прочитанному), аргументировать
свою позицию с привлечением текста произведения
пересказывать текст, последовательно воспроизводить содержание рассказа,
кратко пересказывать произведение ( эпизод)
составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
оценивать события, героев произведения
создавать небольшой устный текст на заданную тему
Поэтическая тетрадь 2 (8 ч)
Знакомство с названием раздела.
С. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…».
А. Барто «Разлука».
А. Барто «В театре».
С. Михалков «Если». «Рисунок».
Е. Благинина «Кукушка», «Котёнок».
«Крестики-нолики» (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2»).
Оценка достижений.
Обучающиеся должны знать:
названия, основное содержание изученных литературных произведений, их
авторов;
Обучающиеся должны уметь:
выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией (с
предварительной самостоятельной подготовкой)
читать стихотворные произведения наизусть (по выбору)
Собирай по ягодке — наберешь кузовок (12 ч)
Знакомство с названием раздела.
Б. Шергин «Собирай по ягодке-наберёшь кузовок». Особенность заголовка
произведения.
А. Платонов «Цветок на земле».
А. Платонов «Цветок на земле».
А. Платонов «Ещё мама».
А. Платонов «Ещё мама».
М. Зощенко «Золотые слова».
М. Зощенко «Великие путешественники».
Н. Носов «Федина задача».
Н. Носов «Телефон».
В. Драгунский «Друг детства».
Урок-конкурс по разделу «Собирай по ягодке-наберёшь кузовок». Оценка
достижений.
Обучающиеся должны знать:
основное содержание текста.
героев произведения;
Обучающиеся должны уметь:
составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
оценивать события, героев произведения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном
произведении (герое произведения, событии)
По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки» (8 ч)
Знакомство с названием раздела.
Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой».
Ю. Ермолаев «Проговорился».
Ю. Ермолаев «Воспитатели».
Г. Остер «Вредные советы».
Г. Остер «Как получаются легенды».
Р. Сеф «Весёлые стихи».
Читательская конференция «По страницам детских журналов» (обобщающий
урок). Оценка достижений.
Обучающиеся должны знать:
основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
героев произведения;
Обучающиеся должны уметь:
находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме;
готовить сообщение по теме, используя информацию журнала;
читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая
правила произношения и соответствующую интонацию;
читать осознанно текст художественного произведения «про себя» ;
создавать небольшие письменные ответы на поставленный вопрос по
прочитанному произведению;
участвовать в литературных играх
Зарубежная литература (8 ч)
Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции.
Мифы Древней Греции.
Мифы Древней Греции.
Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».
Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».
Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».
Развивающий час по теме «Зарубежная литература».
«Брейн-ринг» (обобщающий урок за курс 3 класса).
Обучающиеся должны знать:
изученные произведения зарубежной литературы,
их авторов;
героев произведения;
Обучающиеся должны уметь:
находить в мифологическом тексте эпизоды рассказывающие о представлениях
древних людей о мире;
сравнивать сказки разных народов,
сочинять свои сказки
делить текст на смысловые части, составлять его простой план
выделять в тексте главное, анализировать, находить ответы на вопросы;
четко, ясно, развернуто излагать свои мысли в устной и письменной форме;
проявлять артистичность, эмоциональность, выразительность при чтении,
инсценировании произведений зарубежной литературы
Календарно-тематическое планирование
№
1
1
2
3
4
5
2
Наименование
разделов, тем
Самое великое чудо
на свете
Знакомство с учебником.
Знакомство с названием
раздела.
Рукописные книги
древней Руси.
Первопечатник Иван
Федоров.
Урок-путешествие в
прошлое. Оценка достижений.
Устное народное
творчество.
Всего
часов
5
1
1
1
В том числе
на :
к/р р/р п/р
.
Дата
план.
Основные направления
воспитательной
факт. деятельности
Воспитание бережного
отношения к книгам.
Воспитание чувства
патриотизма, уважительного
отношения к книге, любви к
чтению.
1
1
14
Воспитание в детях
эстетических чувств, без
которых немыслимы
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
3
20
21
22
23
24
Проверка техники
чтения.
Русские народные песни.
Докучные сказки.
Сочинение докучных
сказок.
Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская
посуда, дымковская и
богородская игрушка.
Русская народная сказка
«Сестрица Алёнушка и
братец Иванушка».
Русская народная сказка
«Сестрица Алёнушка и
братец Иванушка».
Русская народная сказка
«Иван-царевич и Серый
Волк».
Русская народная сказка
«Иван-царевич и Серый
Волк».
Русская народная сказка
«Иван-царевич и Серый
Волк».
Русская народная сказка
«Сивка-бурка».
Русская народная сказка
«Сивка-бурка».
Художники-иллюстраторы В. Васнецов и И.
Билибин.
КВН (обобщающий урок
по разделу «Устное
народное творчество»).
Проект «Сочиняем
волшебную сказку.
Поэтическая тетрадь 1
Знакомство с названием
раздела.
Проект «Как научиться
читать стихи» (на основе
научно-популярной
статьи Я. Смоленского).
И. Тютчев. «Весенняя
гроза».
Ф. И. Тютчев «Листья».
Сочинение-миниатюра
«О чём расскажут
осенние листья».
А. А. Фет. «Мама! Глянька из окошка...», «Зреет
1
1
1
благородство и сердечная
чуткость.
Воспитание положительного
отношения
к
творчеству
художников-иллюстраторов,
посредством ознакомления с их
творчеством и произведений, к
которым сделаны иллюстрации.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Осознание нравственных и
11
1
1
1
1
1
1
эстетических ценностей (добра,
мира, терпения,
взаимопонимания).
Овладение первоначальными
представлениями о единстве и
многообразии языкового и
культурного пространства
России, о языке как основе
национального самосознания.
Воспитание нравственных
эстетических чувств к русскому
и родному языкам, литературе.
25
26
27
28
29
30
4
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
рожь над жаркой
нивой...».
Проверка техники
чтения.
И. С. Никитин. «Полно,
степь моя, спать
беспробудно...».
И. Никитин «Встреча
зимы».
И. З. Суриков. «Детство».
И. З. Суриков «Зима».
Путешествие в Литературную страну (обобщающий урок по разделу
«Поэтическая тетрадь 1»)
Великие русские
писатели
Знакомство с названием
раздела.
А. Пушкин. Подготовка
сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С.
Пушкина».
А. Пушкин. Лирические
стихотворения.
А. Пушкин «Зимнее
утро».
А. Пушкин «Зимний
вечер».
А. Пушкин «Сказка о
царе Салтане…».
А. Пушкин «Сказка о
царе Салтане…».
А. Пушкин «Сказка о
царе Салтане…».
А. Пушкин «Сказка о
царе Салтане…».
Рисунки И. Билибина к
сказке.
И. Крылов. Подготовка
сообщения о И.А.
Крылове на основе
статьи учебника, книг о
Крылове.
И. Крылов «Мартышка и
очки».
И. Крылов «Зеркало и
Обезьяна».
И. Крылов «Ворона и
Лисица».
М. Лермонтов. Статья В.
Воскобойникова.
1
1
1
1
1
1
1
24
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Воспитание любви к природе, к
временам года, к прекрасному.
Осмысление нравственных
ценностей сказки, осознание
эстетической ценности
произведения.
Воспитание художественного
вкуса, положительных
человеческих качеств.
Воспитание интереса к чтению,
желание быть непохожими на
персонажей басни, воспитывать
стремление быть лучше.
46
47
48
49
50
51
52
53
54
5
55
56
57
58
59
60
6
61
62
63
64
65
66
М. Лермонтов «Горные
вершины…», «На севере
диком стоит одиноко…».
М. Лермонтов «Утёс»,
«Осень».
Л. Толстой «Детство» (из
воспоминаний писателя).
Подготовка сообщения.
Л. Толстой «Акула».
Л. Толстой «Прыжок».
Л. Толстой «Лев и
собачка».
Л. Толстой «Какая
бывает роса на траве»,
«Куда девается вода из
моря?». Сравнение
текстов.
Литературный праздник
(обобщающий урок по
разделу Великие русские
писатели).
Проверка техники чтения
Поэтическая тетрадь 2
Знакомство с названием
раздела.
Н. Некрасов «Славная
осень!..», «Не ветер
бушует над бором…».
Н. Некрасов «Дедушка
Мазай и зайцы».
К. Бальмонт «Золотое
слово».
И. Бунин. Выразительное
чтение стихотворение.
Развивающий час (урокобобщение по разделу
«Поэтическая тетрадь 2»)
Литературные сказки
Знакомство с названием
раздела.
Д. Мамин-Сибиряк
«Алёнушкины сказки»
(присказка).
Д. Мамин-Сибиряк
«Сказка прохраброго
Зайца-Длинные Уши,
Косые Глаза, Короткий
Хвост».
В. Гаршин «Лягушкапутешественница».
В. Гаршин «Лягушкапутешественница».
В. Одоевский «Мороз
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6
1
1
Воспитание нравственных
эстетических чувств к русскому
и родному языкам, литературе.
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
Воспитание любви к животным.
содействие воспитанию
нравственных качеств на
примере произведений.
Оценивание поступков героев
произведения
и
свои
собственные под руководством
учителя
с
точки
зрения
моральных ценностей
67
68
7
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
8
79
80
81
82
83
84
9
85
86
87
88
89
Иванович».
В. Одоевский «Мороз
Иванович».
КВН (обобщающий урок
по I части учебника).
https://uchi.ru/
Были-небылицы
Знакомство с названием
раздела.
М. Горький «Случай с
Евсейкой».
М. Горький «Случай с
Евсейкой».
К. Паустовской
«Растрёпанный воробей».
К. Паустовской
«Растрёпанный воробей».
К. Паустовской
«Растрёпанный воробей».
А. Куприн «Слон».
А. Куприн «Слон».
А. Куприн «Слон».
Урок-путешествие по
разделу «Были-небылицы».
Поэтическая тетрадь 1
Знакомство с названием
раздела. С. Чёрный «Что
ты тискаешь утёнка?..».
С. Чёрный «Воробей»,
«Слон».
А. Блок «Ветхая
избушка».
А. Блок «Сны»,
«Ворона».
С. Есенин «Черёмуха».
Урок-викторина по
разделу «Поэтическая
тетрадь 1».
Люби живое
Знакомство с названием
раздела.
М. Пришвин «Моя
Родина». Заголовок«входная дверь» в текст.
Сочинение на основе
художественного текста.
И. Соколов-Микитов
«Листопадничек».
И. Соколов-Микитов
«Листопадничек».
В. Белов «Малька
провинилась».
1
1
10
1
1
1
1
Воспитание уважения и
вежливости во
взаимоотношениях; воспитание
любви и уважения в семье;
воспитание любви к природе, к
окружающему миру,
состраданию к "братьям
меньшим".
1
1
1
1
1
1
6
1
1
Воспитание любви к слову, к
родной природе..
Анализирование своих и чужих
поступков с позиции их
соответствия
нравственным
нормам.
1
1
1
1
16
1
1
1
1
1
Воспитание чувства гордости за
свою Родину, формирование
чувства ответственности за
природу своего края.
Воспитание интереса детей к
чтению и обогащение их
читательского опыта через
систему упражнений с
литературным произведением.
Формирование способности
эмоционально откликаться на
прочитанное, сопереживание
герою.
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
10
101
102
103
104
105
106
107
108
11
109
110
111
112
113
114
В. Белов «Ещё раз про
Мальку».
В. Бианки «Мышонок
Пик».
В. Бианки «Мышонок
Пик».
Б. Житков «Про
обезьянку».
Б. Житков «Про
обезьянку».
Б. Житков «Про
обезьянку».
В. Дуров «Наша Жучка».
Проверка техники
чтения.
В. Астафьев «Капалуха».
В. Драгунский «Он
живой и светится».
Урок-конференция
«Земля-наш дом родной»
(обобщающий урок по
разделу «Люби живое»).
Поэтическая тетрадь 2
Знакомство с названием
раздела.
С. Маршак «Гроза днём»,
«В лесу над росистой
поляной…».
А. Барто «Разлука».
А. Барто «В театре».
С. Михалков «Если».
«Рисунок».
Е. Благинина «Кукушка»,
«Котёнок».
«Крестики-нолики»
(обобщающий урок по
разделу «Поэтическая
тетрадь 2»).
Проект «В гостях у
писателя»
Собирай по ягодке наберёшь кузовок
Знакомство с названием
раздела.
Б. Шергин «Собирай по
ягодке-наберёшь
кузовок».
А. Платонов «Цветок на
земле».
А. Платонов «Цветок на
земле».
А. Платонов «Ещё мама».
А. Платонов «Ещё мама».
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Оценивание усваиваемого
содержания, исходя из
социальных и личностных
ценностей, осознание через
чтение художественного
произведения основные
ценности взаимоотношений.
8
1
1
1
1
1
1
1
1
11
1
1
1
1
1
1
1
Воспитывание чувства доброты
и сострадания.
Формирование внутренней
позиции школьника на уровне
положительного отношения к
маме, ориентации на
содержательные моменты
действительности и принятия
образца «хорошего
сына/дочери».
Воспитание культуры общения,
доброжелательности и чувства
доброты, заботливого
115
116
117
118
119
120
12
121
122
123
124
125
126
127
128
13
129
130
131
132
133
134
135
136
М. Зощенко «Золотые
слова».
М. Зощенко «Великие
путешественники».
Н. Носов «Федина
задача».
Н. Носов «Телефон».
В. Драгунский «Друг
детства».
Урок-конкурс по разделу
«Собирай по ягодкенаберёшь кузовок».
По страницам детских
журналов
Знакомство с названием
раздела.
Л. Кассиль «Отметки
Риммы Лебедевой».
Ю. Ермолаев
«Проговорился».
Ю. Ермолаев
«Воспитатели».
Г. Остер «Вредные
советы».
Г. Остер «Как
получаются легенды».
Р. Сеф «Весёлые стихи».
Урок – проект « Мир
любимых произведений».
Зарубежная литература
Знакомство с названием
раздела.
Мифы Древней Греции.
Мифы Древней
Греции.https://www.youtu
be.com/watch?v=1AKLVN
yDszI
Проверка техники
чтения.
Г.Х. Андерсен «Гадкий
утёнок».
Г.Х. Андерсен «Гадкий
утёнок».
Г.Х. Андерсен «Гадкий
утёнок».
«Брейн-ринг» (обобщающий урок за курс 3 класса)
Итого:
отношения к другим людям,
воспитывать любовь к книгам
и чтению.
1
1
1
1
1
1
Оценивание
жизненных
ситуаций и поступков героев
художественных произведений
с
точки
зрения
общечеловеческих
норм,
нравственных
и
этических
ценностей.
8
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Формирование эмоционально –
ценностного
отношения
к
культуре Древней Греции ,
развитие
уважительного
отношения к историческому
прошлому других стран.
8
1
1
1
1
Воспитание чувства любви ко
всему, что окружает человека.
Учить проявлению чувств
доброты, сострадания, радости.
1
1
1
1
1
136
5
1
4