Пояснительная записка
Пояснительная записка
Настоящая программа по литературному чтению составлена на основе:
1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ. от
29.12.2012.
2.Федерального государственного стандарта начального общего образования (Приказ МО
РФ от 6 октября 2009г. №373, приказ МО РФ от 31 декабря 2015г.«О внесении изменений
в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования»).
3. Примерной программы для общеобразовательных учреждений по литературному
чтению.
4. Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «СОШ
№37».
5. Школьного учебного плана МАОУ «СОШ №37» на 2021-2022 учебный год.
Календарно-тематическое планирование составлено с учетом программы воспитания на
основании следующих документов:
1. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р).
2. Приказа Министерства просвещения России от 11.12.2020 N 712;
3. Рабочей программы воспитания МАОУ «СОШ № 37», утвержденной приказом от
31.08.2021 года.
Реализация ФГОС второго поколения, выполнение требований ФГОС НОО призваны
обеспечить возможность достижения образовательных результатов
Адресат
Программа рекомендована учащимся для обучения литературному чтению в 4
классе общеобразовательной школы.
Объем и сроки обучения
Программа по литературному чтению рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю)
согласно Базисному учебному плану общеобразовательного учреждения. Каждый раздел
темы имеет свою комплексно-дидактическую цель, в которой заложены специальные
знания и умения.
Роль и место дисциплины
Курс входит в число дисциплин, включенных в учебный план для образовательных
учреждений РФ. Курс призван продолжить обучение чтению в мир художественной
литературы и помочь осмыслить образность словесного искусства. Литературное чтение
пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений. Оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его
личность.
Актуальность
Изменения в общественных отношениях и средствах коммуникации, происходящие
в России, требуют повышения коммуникативной компетенции школьников,
совершенствования их филологической подготовки. В связи с этим в языковом
образовании значительно повышается статус предмета « Литературное чтение ».
В связи с переходом на федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования нового поколения, в целях обеспечения эффективного
введения обучения на начальной ступени в соответствии с ФГОС НОО эта проблема
приобретает особое значение, становится в ряд главнейших и требует её решения на
высоком профессиональном уровне.
Особенности программного материала
Курс «Литературное чтение» содержательно и функционально реализуют концепцию,
заложенную в Стандарте, где определена цель воспитания, социально-педагогическая
поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного
и компетентного гражданина России».
Литературное чтение направлено на формирование навыка чтения и основ
элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и
активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление
грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи по формированию навыков чтения
решаются на уроках обучения чтению и на уроках русского языка.. Обучение чтению идёт
параллельно с обучением письму с учётом принципа координации устной и письменной
речи.
Выделение и осознание общего (позиционного) принципа чтения, даёт широкие
возможности для формирования основ учебной деятельности, т.е. для реализации
деятельностного подхода. Специфика курса обучения заключается в четком
разграничении подготовки в области совершенствования навыка чтения, освоения
приемов смыслового и художественно-эстетического содержания книги и осуществления
литературного чтения, самостоятельного знакомства с миром книг на основе
сформированных читательских умений.
Базой данного курса является учебник «Литературное чтение» под редакцией
Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г. Виноградской Л.А..Содержание обучения составляет
детская литература и книга во всем объеме доступного младшему школьнику круга
чтения, а также комплекс знаний, умений и навыков, обеспечивающих все стороны
читательской подготовки.
Курс полностью соответствует современным методологическим концепциям
обучения , содержит социокультурный компонент, предлагает новые педагогические
технологии. Выделяются упражнения, совершенствующие способ чтения и темп чтения
вслух и про себя; предупреждающие и искореняющие ошибки определенного характера;
формирующие умение выразительно читать и осуществлять сознательный контроль над
правильностью чтения. Вся работа направлена на реализацию ФГОС НОО.
В результате изучения материалов Государственного образовательного стандарта и
данного УМК мы пришли к выводу, что объем и качественное представление материала
не входит и противоречие с типовой государственной программой и способствует
реализации ФГОС второго поколения.
Включение национально-регионального компоненте в содержание обучения
литературному чтению.
В системе образования актуальна проблема формирования, развития личности,
способно усвоить несколько культур, готовой к этническому самоопределению,
саморазвитию в новых социальных условиях на основе сотрудничества и диалога.
Поэтому одним из важных принципов в образовании становится принцип региональности,
который заключается в опоре на культурные ценности, национальные традиции,
нравственно- этические правила своего народа, а также на понимание и уважение
духовного наследия других этносов, живущих в Республике Бурятия.
Национально- региональный компонент в программе по литературному чтению
предполагает обратиться к книге для чтения «Тоонтонютаг» которая имеет цель:
- приобщение учащихся 1-4 классов к богатствам фольклора народов республики Бурятия,
к художественным произведениям детских писателей и поэтов нашего края.
Основополагающими являются задачи:
- формирование у младших школьников интереса к культуре народов нашего региона,
чувства уважения к национальным традициям, обычаям;
- Усвоение школьниками идеи общечеловеческого родства, взаимосвязанности людей
разных национальностей средствами самого учебного предмета – произведений
фольклора и детской литературы.
Важными критериями отбора произведений являются их соответствия возрастным
особенностям и интересам учащихся и доступность по проблеме.
Национальный региональный компонент в программе по литературному чтению
предполагает обратится к изучению устного народного творчества бурятского,
монгольского народов к их сказкам, пословицам и поговоркам.
Знакомство учащихся младших классов с устным народным творчеством бурятского
народа имеет большое значение. Устное народное творчество бурят возникло в глубокой
древности и предшествовало развитию литературы. Через произведения устного
народного творчества от поколения к поколению передавалась духовная культура народа.
В сказках отражены труд и быт народов в условиях суровой природы, мечты о победе над
стихией, над злом. В них прославляются мужество, находчивость, упорство, мастерство
человека, выражен народный оптимизм.
Бурятские и монгольские сказки делятся по жанрам на сказки волшебно –
фантастические, бытовые, о животных. Во многих бурятских сказках есть признаки мифа,
т.е. объяснение мира.
Дети должны понять, что в мифологии сибирских народов, в том числе у бурят, есть
духи леса, воды, гор, человек должен жить с ними в мире, не нарушать покой природы,
так детям с малых лет внушалась идея гармонии человека и природы. Добрые духи
показывают свою силу живущим на земле, а это противоестественное желание.
В бурятских народных сказках мораль всегда справедлива, осуждает глупость,
жестокость, об этом свидетельствуют народные сказки. Буряты, веками занимавшиеся
скотоводством и охотой, создали огромное кол-во произведений, насыщенных массой
наблюдений за повадками домашних и диких животных. Особенно много сказок о лисьей
хитрости и собачьей преданности.
Великолепен образ мудрого, находчивого и
неунывающего Будамшу в бурятских народных сказках. Наделяя своего любимого героя
качествами, которые присущий человеку, борющемуся с нуждой и нищетой, ведущему
борьбу за кусок хлеба, народ верил, что такой человек должен быть во всех отношениях
выше своих врагов, которые присваивают плоды чужого труда. Вот эта житейская
мудрость доказанная самой жизнью, борьбой народа против несправедливости,
сформировал вот такой художественный образ.
Во 2 классе происходит знакомство школьников с эпическим жанром. Эпос
зародился в глубокой древности как форма бытового повествования о важном для
племени и рода событии, сюжетом которого служит случай на охоте, столкновения с
другими племенами. Герой эпоса – богатырь (батор), воин в котором воплощаются
лучшие черты народного характера. К ним относят: «Гэсэр», «Меткий Аламжи», «Шонобатор» и др.
Изучение литературы Бурятии начинается немыслимо без изучения народных
пословиц и загадок. Бурятские народные пословицы имеют аналоги и в русском
фольклоре. В пословицах отражается огромный жизненный опыт, обобщаются
многолетние наблюдения над жизнью.Бурятские народные загадки представляют
замысловатое описание предмета или явления предлагаемые с целью испытания
сообразительности, они развивают способность к поэтической выдумке.
Сказки,
пословицы, поговорки, загадки, песни выражают глубокую народную идею – победу
добра над злом, в фольклоре народов нашего региона отражаются национальные черты
характера: спокойный нрав, уважение к старшим, любовь к родной земле, трудолюбие,
смелость, находчивость, ум и т.д.
На уроках литературного чтения в начальной школе происходит знакомство
школьником со стихотворными произведениями бурятских писателей. Произведения
Сергея Цырендоржиева, Цырен-ДулмыДондогой, Николая Дамдинова, Цырен-Базар
Бадмаева вошли в сокровищницу буряткой детской литературы.
В книгу «Тоонтонюнаг» вошли нравоучительные рассказы из жизни детей.
Особое место в книге отводится произведениям бурятских писателей и поэтов о
родном крае, о его красотах, об обычаях и традициях бурятского народа.
В традиционной буряткой культуре в дни Сагаалгана, во время летних игр происходит
состязания улигершинов- сказителей, отгадывание загадок и рассказ о своей родословной.
Введение национально-регионального компонента в программу по начальному
литературному чтению предполагает тесную связь с внеклассной и внеурочной работой, с
семейным домашним чтением. На уроках чтения возможны использования смежных
видов искусства: ИЗО, музыка, изделия народно-прикладного искусства.
Таким образом изучение произведений, введенных в национально – региональный
компонент, предполагает развитие художественно – творческих способностей младшего
школьника: это создание сказок, рассказов, иллюстраций к прочитанным произведениям.
Эта деятельность развивает их эстетический вкус, повышает культуру речи, формирует
творческое воображение, содействует воспитанию трудолюбия, самодисциплины.
В программе предусмотрены уроки, направленные на реализацию дистанционного
обучения. Дистанционное обучение в настоящее время может рассматриваться как
инновационная форма обучения, которая позволяет получать знания через интернет под
контролем учителя.
Цель дистанционного обучения – предоставить ученикам элементы универсального
образования, которые позволят им эффективно адаптироваться к изменяющимся
социально-экономическим условиям и успешно интегрироваться в современное общество.
Данный вид обучения базируется на основе передовых информационных технологий,
применение которых обеспечивает быструю и гибкую адаптацию под изменяющиеся
потребности ученика.
С помощью дистанционного обучения удается решать такие педагогические задачи,
как:
• формирование у учеников познавательной самостоятельности и активности;
• создание эффективного образовательного пространства;
• развитие у детей критического мышления и способности конструктивно обсуждать
различные точки зрения.
Содержание образования по литературному чтению в 4 классе, включающее
дистанционное обучение, реализуется посредством форм обучения
участие (онлайн, офлайн) в разнообразных интернет мероприятиях (интернетфестивали, олимпиады, конкурсы, викторины и т. д.);
подготовка к ВПР;
осуществление проектной и исследовательской деятельности;
организация дополнительного обучения по «интересам».
Применение дистанционного обучения в учебном процессе позволяет:
сделать урок наглядным, красочным, информативным;
использовать дифференцированный и личностно-ориентированный подход к
обучению;
активизировать познавательную деятельность учащегося;
повысить мотивацию учащихся к изучению предмета;
развивать мышление и творческие способности детей.
Целевая установка
Изучение литературного чтения в 4 классе направлено на достижение следующих
целей:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым
навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов
речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов;
развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и
приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
-развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной
отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического
отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной
литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и
ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре
народов многонациональной России и других стран.
Литературное чтение как учебный предмет в особой мере влияет на решение следующих
задач:
1.Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание
интереса к чтению и книге.
Решение этой задачи предполагает формирование у младших школьников осмысленного
читательского навыка, т.е. в результате освоения предметного содержания литературного
чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты, работать с
различной информацией, интерпретировать информацию в соответствии с запросами.
2.Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов,
ориентироваться в книге, использовать её для расширения знаний об окружающем мире.
В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строя монологические
высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают
различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным материалом
учебника, находя информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, высказывают
собственное мнение на основе прочитанного и услышанного.
3.Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в
художественной литературе.
Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения, как
особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность
и анализировать ( на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение
сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, музыка); находить
сходство и различия используемых художественных средств; создавать свои собственные
художественные произведения на основе прочитанных.
4.Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего
школьника; понимание духовной сущности произведения.
С учётом особенностей художественной литературы, её нравственной сущности, влияния
на становление личности маленького читателя, решение этой задачи приобретает особое
значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник
осваивает основные нравственно-этические ценности с окружающим миром, получает
навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание
значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует
воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного
поведения в жизни.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями,
духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства,
сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств,
соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся
на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими
принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного
сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и
других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и
выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге,
использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень
коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать
собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с
различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом
учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая
младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию
читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает
потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с
текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг,
умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных
произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную
природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему
миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся
чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Формы организации учебного процесса
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, уроков-утренников,
экскурсий. Развитие устной речи, обучение слушанию, рассказыванию, упражнения
коммуникативного характера являются неотъемлемой органической частью каждого
урока.
Взаимосвязь коллективной ( аудиторной ) и самостоятельной работы обучаемых.
При изучении курса для обучаемых предусмотрены большие возможности для
самостоятельной работы, а именно использование знаний,требующих поиска, переработка
информации в новом виде. В ходе прохождения программы, обучающиеся самостоятельно
могут выбирать уровень сложности и характер задания, выполнять исследовательские
задания на разрешение проблем.
Структура программы:
№п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Название темы
Количество часов
Летописи, былины, сказания, жития
9
Чудесный мир классики
17
Поэтическая тетрадь № 1
6
Литературные сказки
12
Делу время – потехе час
6
Страна детства
7
Поэтическая тетрадь № 2
4
Природа и мы
11
Поэтическая тетрадь № 3
6
Родина
5
Страна Фантазия
6
Зарубежная литература
12
Итоговый контроль
Комплексная проверочная работа.
Проверка техники чтения без учета темпа.
Проверка техники чтения с учетом темпа.
Проверка уровня начитанности и умения работать с книгами.
Планируемые результаты обучения
литературному чтению
В результате прохождения программного материала обучающийся
имеет
представление
о
следующих
понятиях
и
явлениях:
1.Произведения устного народного творчества.
2. Произведения отечественных авторов и отдельные произведения зарубежной детской
классики.
3. . Научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература.
4. Детские периодические издания.
В результате изучения литературного чтения ученик должен
знать/понимать:
наизусть не менее 15 стихотворений;
названия, основное содержание изученных литературных произведений, их
авторов;
элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация).
уметь:
повышать и понижать голос в соответствии со знаками препинания и характером
содержания;
соблюдать паузы и выбирать темп чтения в зависимости от смысла читаемого;
определять тему и главную мысль произведения;
воспроизводить содержание текста по вопросам или картинному плану, данному в
учебнике;
подробно пересказывать небольшие произведения с отчетливо выраженным
сюжетом;
отвечать на вопросы по содержанию текста, находить в нем предложения,
подтверждающие устное высказывание;
раскрывать содержание иллюстраций к произведению; соотносить их с отрывками
рассказа, находить в тексте слова соответствующие им;
делить текст на части, озаглавливать их, выявлять основную мысль прочитанного;
сопоставлять слова близкие по значению; понимать значение слов и выражений в
контексте: различать простейшие случаи многозначности слов, отыскивать в тексте
слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины
природы;
ориентироваться в учебной книге: знакомство с содержанием; нахождение в нем
названия нужного произведения; умение пользоваться заданиями и вопросами,
помещёнными в учебных книгах;
читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать
сказки народные и литературные;
приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки).
овладеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми
словами при темпе громкого чтения незнакомого текста не ниже 70 – 75 слов в
минуту.
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
самостоятельного чтения книг;
высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;
работы с различными источниками информации (словарями, справочниками, в том
числе на электронных носителях).
В результате изучения курса обучающийся должен :
- освоить формы драматизации: чтение по ролям, произнесение реплики героя с
использованием мимики, живые картины (индивидуальные и групповые);
- принимать участие в конкурсах чтецов;
-владеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами
- понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему.
этапы развития - сенсорное развитие, развитие мышления, внимания, памяти, воображения, а также эмоциональной сферы и творческих способностей.
УУД, сформированные в процессе усвоения программы
Личностные
Учащиеся научатся:
- на основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);
- с гордостью относиться к произведениям русских писателей-классиков, известных во
всем мире.
Учащиеся получат возможность научиться:
-понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;
- с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих
в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах
восхищение и уважение к ним;
- самостоятельно находить произведения о своей Родине,с интересом читать; создавать
собственные высказывания и произведения о Родине.
Метапредметные
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
-сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с содержанием материала урока в
процессе его изучения;
- формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы;
понимать учебную задачу урока;
-читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и
пр.);
- коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы;
- коллективно составлять план для пересказа литературного произведения;
- контролировать выполнение действий в соответствии с планом;
-оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем;
-оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;
-выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по
изучаемой теме в мини-группе или паре.
-фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей
работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению
результата в ходе выполнения учебных задач;
- анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал,
формулировать их в устной форме по собственному желанию;
- осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу,
пользоваться ими в случае неудачи на уроке,проговаривая во внутренней речи.
Учащиеся получат возможность научиться:
-формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре),принимать её, сохранять на
протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;
-читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно
наизусть и пр.);
-составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре,
предлагать совместно с группой(парой) план изучения темы урока;
-выбирать вместе с группой (в паре) форму оцениваниярезультатов, вырабатывать
совместно с группой (в паре)критерии оценивания результатов;
-оценивать свои достижения и результаты сверстниковв группе (паре) по выработанным
критериям и выбраннымформам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.);
-определять границы коллективного знания и незнания потеме самостоятельно (Что мы
уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока;
-фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость
своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?»);
-анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой
системы («+» и «−», «?»);
-фиксировать причины неудач в устной форме в группеили паре;
-предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;
-осознавать смысл и назначение позитивных установокна успешную работу, пользоваться
ими в случае неудачи науроке, проговаривая во внешней речи.
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
-пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами,
используемыми в учебнике для передачиинформации;
-отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать своисобственные вопросы;
-понимать переносное значение образного слова, фразыили предложения, объяснять их
самостоятельно, с помощьюродителей, справочных материалов;
-сравнивать лирические и прозаические произведения, баснюи стихотворение, народную и
литературную сказку;
-сопоставлять литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального
произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла;
- создавать небольшое высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме
урока из 5—6 предложений;
-понимать смысл русских народных и литературных сказок,басен И. А. Крылова;
- проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок,
составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсце
нировании и выполнении проектных заданий;
- соотносить пословицы и поговорки с содержанием литературного произведения;
- определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника и рабочей
тетради;
-понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого, фиксировать прочитанную
информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, осмыслении структуры
текста и пр.).
Учащиеся получат возможность научиться:
- определять информацию на основе различных художественных объектов, например
литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста,
таблицы, схемы и т. д.;
- анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника),
выявлять основную мысль произведения;
- сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять
особенности их поведения в зависимости от мотива;
-находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих
творческих работах;
- самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого
произведения;
-понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих
классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.);
понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы;
- проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов,
небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и
выполнении проектных заданий;
-предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных
установок и ценностей;
- определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл
образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и
героям произведения;
-создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7—8
предложений;
-сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ;
находить сходства и различия;
-соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального
произведения, репродукцией картины художника; самостоятельно подбирать к тексту
произведения репродукции картин художника или фрагменты
музыкальных
произведений.
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
- вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;
- создавать связное высказывание из 5—6 простых предложений по предложенной теме;
-оформлять 1—2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного
высказывания;
прислушиваться к партнёру по общению (деятельности),фиксировать его основные мысли
и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои;
-не конфликтовать, использовать вежливые слова;
- в случае спорной ситуации проявлять терпение, идти на компромиссы, предлагать
варианты и способы разрешения конфликтов;
- употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога; находить примеры
использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений,
описывающих конфликтную ситуацию;
-оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства
(вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/безнравственно
и др.),высказывая свою точку зрения;
- принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары),
участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- определять совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания
(упражнения); оценивать достижения сверстников по выработанным критериям;
-оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев,
проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях;
-находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги,
словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет;
- готовить небольшую презентацию (5—6 слайдов) с помощью взрослых (родителей,
воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.
Учащиеся получат возможность научиться:
- высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или прослушанное
произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
-понимать цель своего высказывания;
-пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;
-участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной
проблемы;
-создавать 3—4 слайда к проекту, письменно фиксируяосновные положения устного
высказывания;
-проявлять терпимость к другому мнению, не допускатьагрессивного поведения,
предлагать компромиссы, способыпримирения в случае несогласия с точкой зрения
другого;
-объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности;
-отбирать аргументы и факты для доказательства своейточки зрения;
-опираться на собственный нравственный опыт в ходедоказательства и оценивании
событий;
-формулировать цель работы группы, принимать и сохранятьеё на протяжении всей
работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и
функции;
-определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания
(упражнения); оцениватьдостижения участников групповой или парной работы по
выработанным критериям;
-определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на
основе нравственных норм;
-руководствоваться выработанными критериями приоценке поступков литературных
героев и своего собственного поведения;
-объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из
создавшейся ситуации; приводитьпримеры похожих ситуаций из литературных
произведений;
-находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги,
словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты);
-готовить небольшую презентацию (6—7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым
только в случае затруднений.
-пользовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному
плану.
Предметные результаты изучения
учебного предмета «Литературное чтение»
Четвертый год обучения
Какие умения нужно сформировать:
– Читать осознанно про себя и вслух целыми словами с переходом на чтение группами
слов без пропусков и перестановок букв и слогов в темпе не менее 60 слов в минуту (без
отметочного оценивания) и с соблюдением орфоэпических и интонационных норм (в том
числе при чтении наизусть) в соответствии с учебной задачей обращаться к различным
видам чтения;
– Различать произведения фольклора и литературы; приводить примеры произведений
художественной литературы и фольклора разных жанров;
– Различать художественные произведения и познавательные тексты;
– Определять главную мысль, тему произведения; устанавливать взаимосвязь между
характером героя и его поступками; выявлять связь событий, эпизодов текста; отличать
автора произведения от героя и рассказчика;
– Характеризовать героев, определять авторское отношение к героям, поступкам,
описанной картине; выявлять взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами
героев;
– Находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении;
называть средства изображения героев и выражения их чувств, портрет героя, описание
пейзажа интерьера;
– Составлять портретные характеристики персонажей; сравнивать героев одного
произведения и сопоставлять их поступки по предложенным критериям (по аналогии или
по контрасту);
– Осознанно применять изученные литературные понятия для анализа и интерпретации
произведения;
– Задавать вопросы к учебным и художественным текстам; строить устное диалогическое
и монологическое высказывание с соблюдением орфоэпических норм, правильной
интонации; устно и письменно формулировать простые выводы на основе
прочитанного/прослушанного текста, подтверждать ответ примерами из текста;
– Пересказывать подробно, выборочно, сжато содержание произведения; составлять план
текста (вопросный, номинативный) с выделением эпизодов и смысловых частей;
– Рассказывать о прочитанных произведениях; читать по ролям, инсценировать;
придумывать продолжение прочитанного произведения; сочинять произведения по
аналогии с прочитанным;
– Составлять рассказ по иллюстрациям, по началу; составлять устные и письменные
высказывания на заданную тему по содержанию произведения (не менее 6 предложений),
корректировать собственный письменный текст;
– Приводить примеры произведений фольклора разных народовРоссии;
– Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст, с использованием
словарей и других источников информации.
Содержание обучения литературному чтению
4 (102 ч)
Продолжается работа с произведениями фольклора, с былинами, дети читают отрывки из
древнерусских повестей и «Начальной русской летописи». Расширяется круг
произведений отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы,
усложняется структура курса и содержание произведений.
Среди произведений классиков русской и современной литературы учитель выбирает
прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации.
Целесообразно выделить не менее 8 – 10 произведений для заучивания наизусть по
рекомендации учителя или по выбору самого ученика.
Былины. Летописи. Жития. (9ч)
О былинах. «Ильины три поездочки». Летописи. Жития. «И повесил Олег щит свой на
вратах Цареграда...», «И вспомнил Олег коня своего...», «Житие Сергия Радонежского».
Проект «Создание календаря исторических событий»
Чудесный мир классики. (17 ч)
1. П. П. Ершов. «Конек-горбунок» (отрывок); 2. А. С. Пушкин. «Няне», «Туча», «Унылая
пора!..», «Птичка Божия не знает...», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; 3.
М. Ю. Лермонтов. «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Кериб»; 4. А. П. Чехов. «Мальчики».
Поэтическая тетрадь (6 ч)
1. Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...»; 2. А. А. Фет.
«Весенний дождь», «Бабочка»; 3. Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...»,
«Где сладкий шепот...»; 4. А. Н. Плещеев. «Дети и птичка»; 5. И. С. Никитин. «В синем
небе плывут над полями...»; 6. Н. А. Некрасов. «Школьник», «В зимние сумерки нянины
сказки...»; 7. И. А. Бунин. «Листопад».
Литературные сказки. (12ч)
1. В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке»; 2. П. П. Бажов. «Серебряное копытце»; 3. С. Т.
Аксаков. «Аленький цветочек»; 4. В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе».
Делу время – потехе час (6 ч)
1. Е. Д. Шварц. «Сказка о потерянном времени»; 2. В. Ю. Драгунский. «Главные реки»,
«Что любит Мишка»; 3. В. В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел».
Страна детства (7 ч)
1. Б. С. Житков. «Как я ловил человечков»; 2. К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми
шишками»; 3. М. М. Зощенко. «Елка».
Поэтическая тетрадь (4 ч)
1. В. Я. Брюсов. «Опять сон», «Детская»; 2. С. А. Есенин. «Бабушкины сказки»; 3. М. И.
Цветаева. «Бежит тропинка бугорка...», «Наши царства».
Природа и мы (11 ч)
1. Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш»; 2. А. И. Куприн. «Барбос и Жулька»; 3. М.
Пришвин. «Выскочка»; 4. К. Г. Паустовский. «Скрипучие половицы»; 5. Е. И. Чарушин.
«Кабан»; 6. В. П. Астафьев. «Стрижонок Скрип».
Проект «Природа и мы».
Поэтическая тетрадь (6 ч)
1. Б. Л. Пастернак. «Золотая осень»; 2. С. А. Клычков. «Весна в лесу»;
3. Д. Б. Кедрин. «Бабье лето»; 4. Н. М. Рубцов. «Сентябрь»; 5. С. А. Есенин. «Лебедушка».
Родина (5 ч)
1. И. С. Никитин «Русь»; 2. С. Д. Дрожжин. «Родине»; 3. А. В. Жигулин. «О, Родина!
В неярком блеске...»; 4. Б. А. Слуцкий. «Лошади в океане».
Проект «Они защищали Родину».
Страна «Фантазия» (6 ч)
Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника». К. Булычев. «Путешествие Алисы».
Зарубежная литература (12 ч)
1. Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»; 2. Г. X. Андерсен. «Русалочка»; 3. М. Твен.
«Приключения Тома Сойера»; 4. С. Лагерлёф. «Святая ночь», «В Назарете».
Календарно-тематическое планирование
№
Наименование
разделов, тем
Всего
часов
1
Летописи,
былины, жития
Вводный урок. .
Из летописи « И
повесил Олег щит
свой на вратах
Царьграда»
Из летописи.
«И повесил Олег
щит на вратах
Царьграда»
Особенности
летописи как
исторического
произведения.
Поэтический
текст былины «
Ильины три
поездочки»
Поэтический
текст былины в
9
1
2
3
4
5
1
1
1
1
1
В том числе на :
к/р
р/р
п/р
Дата
план. факт.
Основные направления
воспитательной
деятельности
Понимание ценности
каждой человеческой
жизни, признание
индивидуальности и
достоинство каждого
человека. Умение
анализировать свои и
чужие поступки с позиции
их соответствия
нравственным нормам,
давать нравственную
оценку своим поступкам,
отвечать за них.
6
7
8
9
2
10
11
12
13
14
15
16
17
пересказе И.
Карнауховой
«Житие Сергия
Радонежского»памятник древнерусской
литературы.
«Житие Сергия
Радонежского»
https://www.youtu
be.com/watch?v=5
nB6eIqvNPA
Проверка техники
чтения
Оценка
достижений.
Проект «
Создание
календаря
исторических
событий».
Чудесный мир
классики
П.П.Ершов
«Конек –
Горбунок».
П.П.Ершов
«Конек –
Горбунок».
П.П. Ершов
«КонёкГорбунок»..
А. С. Пушкин «
Няне»
А. С. Пушкин «
Туча», « Унылая
пора! Очей
очарованье!..
А. С. Пушкин
«Сказка о мертвой
царевне и семи
богатырях».
А. С. Пушкин
«Сказка о мертвой
царевне и семи
богатырях».
Характеристика
героев.
А. С. Пушкин
«Сказка о мертвой
царевне и семи
богатырях»..
М. Ю. Лермонтов
1
1
1
1
17
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Проявление
сопереживания,
готовности оказывать
помощь, выражение
неприятие любых форм
поведения, причиняющего
физический и моральный
вред другим людям.
Понимание
необходимости
нравственного
совершенствования, роли
в этом личных усилий
человека, проявляющий
готовность к
сознательному
самоограничению.
18
19
20
21
22
23
24
25
26
3
27
28
29
30
31
32
«Дары Терека».
Проверка техники
чтения
М. Ю. Лермонтов
« Ашик – Кериб»
М. Ю. Лермонтов
« Ашик – Кериб».
М. Ю. Лермонтов
« Ашик – Кериб».
Л.Н. Толстой. О
нём. Повесть
«Детство».
Л.Н. Толстой
«Как мужик убрал
камень».
А. П. Чехов
«Мальчики».
А. П. Чехов
«Мальчики».
Урок-викторина.
Проверим себя и
свои достижения.
Поэтическая
тетрадь №1
Ф. И. Тютчев «
Еще земли
печален вид..», «
Как неожиданно и
ярко…»
А.А. Фет «
Весенний дождь»,
« Бабочки»
Е. А. Баратынский
«Весна, весна!
Как воздух
чист!...»
А. Н. Плещеев «
Дети и птичка
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6
1
1
1
И. С. Никитин « В
синем небе плывут
над полями…»
Н. А. Некрасов
« Школьник»
Н. А. Некрасов « В
зимние сумерки
нянины сказки..»
И. А. Бунин «
Листопад».
1
Урок-игра по
теме
«Поэтическая
тетрадь №2».
Оценка достижений.
1
1
Знание и уважение
традициям и ценностям
своей семьи, российские
традиционные семейные
ценности (с учетом
этнической, религиозной
принадлежности).
Осознание и понимание
своей половой
принадлежности,
соответствующие ему
психологические и
поведенческие
особенности с учетом
возраста.
4
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
5
45
46
47
48
49
Литературные
сказки
В.Ф. Одоевский «
Городок в
табакерке».
В.Ф. Одоевский «
Городок в
табакерке».
В.М. Гаршин «
Сказка о жабе и
розе».
В.М. Гаршин «
Сказка о жабе и
розе».
П.П. Бажов «
Серебряное
копытце» .
П.П. Бажов «
Серебряное
копытце» .
П.П. Бажов «
Серебряное
копытце» .
С. Т. Аксаков
«Аленький
цветочек».
С.Т. Аксаков «
Аленький
цветочек»
С.Т. Аксаков «
Аленький
цветочек»
Обобщающий
урок – игра «
Крестики –
нолики»
Проверка техники
чтения
Делу времяпотехе час
Е. Л. Шварц
«Сказка о
потерянном
времени»
В. Ю. Драгунский
«Главные реки».
В. Ю. Драгунский
«Что любит
Мишка».
В. В. Голявкин «
Никакой горчицы
я не ел».
В. В. Голявкин «
Проявление стремления к
самовыражению в разных
видах художественной
деятельности, искусства.
Способность
воспринимать и
чувствовать прекрасное в
быту, природе, искусстве,
творчестве людей.
12
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
Осознание ценности
честного труда в жизни
человека, семьи, народа,
общества и государства.
Проявление уважения к
труду, людям труда,
ответственное
потребление и бережное
отношение к результатам
своего труда и других
людей, прошлых
поколений.
50
6
51
52
53
54
55
56
57
7
58
59
60
61
8
62
Никакой горчицы
я не ел».
Урокпутешествие по
теме: «Делу время
– потехе час».
Обобщающий
урок.
Страна детства
Б.С. Житков « Как
я ловил
человечков».
Б.С. Житков « Как
я ловил
человечков».
К.Г. Паустовский
« Корзина с
еловыми
шишками».
К.Г. Паустовский
« Корзина с
еловыми
шишками».
К.Г. Паустовский
« Корзина с
еловыми
шишками
М.М. Зощенко «
Ёлка»
Обобщающий
урок « Страна
детства»
Поэтическая
тетрадь №2
. В. Я. Брюсов «
Опять сон», «
Детская»
С. А. Есенин «
Бабушкины
сказки»
М. И. Цветаева «
Бежит тропинка с
бугорка», « Наши
царства»
Устный журнал
«Мне
вспомнились
детства далёкие
годы».
Обобщающий
урок.
Природа и мы
Д. Н. Мамин –
1
7
1
1
1
1
Выражение
познавательных
интересов, активность,
инициативность,
любознательность и
самостоятельность в
познании. Обладание
первоначальными
представлениями о
природных и социальных
объектах как компонентах
единого мира,
многообразии объектов и
явлений природы.
1
1
1
4
1
1
Знание и уважение
традиций и ценностей
своей семьи, российские
традиционные семейные
ценности (с учетом
этнической, религиозной
принадлежности).
1
1
11
1
Понимание зависимости
жизни людей от природы,
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
9
73
74
75
76
77
78
Сибиряк «
Приемыш»
Д. Н. Мамин –
Сибиряк «
Приемыш»
А. И. Куприн
«Барбос и
Жулька»..
А. И. Куприн «
Барбос и
Жулька».
М.М. Пришвин «
Выскочка»
М.М. Пришвин
«Выскочка»
Е. И. Чарушин «
Кабан»
В.П. Астафьев
«Стрижонок
Скрип».
В.П. Астафьев
«Стрижонок
Скрип».
Проект «Природа
и мы». Проверим
себя и свои
достижения.
У Обобщающий
урок – конкурс «
Природа и мы».
Поэтическая
тетрадь №4
Б.Л. Пастернак «
Золотая осень»
С.А. Клычков «
Весна в лесу»
Проверка техники
чтения
Д. Б. Кедрин «
Бабье лето» ,Н.М.
Рубцов «
Лебедушка»
Д. Б. Кедрин «
Бабье лето» ,Н.М.
Рубцов «
Лебедушка»
С.А.Есенин
Лебедушка».
Обобщающий
урок – конкурс «
Поэзии
прекрасные
страницы»
ценность природы,
окружающей среды.
Проявление любви к
природе, бережное
отношение, неприятие
действий, приносящих
вред природе, особенно
живым существам.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
1
Проявление стремления к
самовыражению в разных
видах художественной
деятельности, искусства.
Способность
воспринимать и
чувствовать прекрасное в
быту, природе, искусстве,
творчестве людей.
10
79
80
81
82
83
11
84
85
87
88
89
90
12
91
92
93
Родина
И.С. Никитин
«Русь».
С.Д. Дрожжин «
Родине».
А.В. Жигулин «
О, Родина! В
неярком
блеске…»
Обобщающий
урок « Родина»
Проект «Они
защищали
Родину!».
Урок-викторина
по теме:
Поэтическая
тетрадь «Родина»
Обобщающий
урок.
https://uchi.ru/
Страна
Фантазия
Е.С. Велтистов
«Приключения
Электро-ника».
Е.С. Велтистов
«Приключения
Электро-ника».
К. Булычев
«Путешест-вие
Алисы».
К. Булычев
«Путешест-вие
Алисы».жанра.
Урок-КВН.
Проверим себя и
свои достижения.
Урокпутешествие по
теме: Страна
«Фанта-зия».
Обобщающий
урок.
Зарубежная
литература
Дж. Свифт «
Путешествие
Гулливера».
Д Дж. Свифт «
Путешествие
Гулливера»..
Г.Х. Андерсен
5
1
1
1
1
1
Понимание своей
сопричастности к
прошлому, настоящему и
будущему своей малой
родины, родного края,
своего народа,
российского государства.
Имеють первоначальные
представления о своих
гражданских правах и
обязанностях,
ответственности в
обществе и государстве.
1
6
1
1
Выражение
познавательных
интересов, активность,
инициативность,
любознательность и
самостоятельность в
познании.
1
1
1
1
12
1
1
1
Проявление уважения и
интерес к художественной
культуре,
восприимчивость к
разным видам искусства,
творчеству своего народа,
других народов России.
94
95
96
97
98
99
10
0
10
1
10
2
«Русалочка».
Г.Х. Андерсен
«Русалочка».
Г.Х. Андерсен
«Русалочка».
Авторская сказка.
Г.Х. Андерсен
«Русалочка».
Проверка техники
чтения
М. Твен «
Приключения
Тома Сойера»
М. Твен «
Приключения
Тома Сойера»
С. Лагерлёф «
Святая ночь»
С. Лагерлёф « В
Назарете». Иисус
и Иуда
Урок-игра
«Литературные
тайны». Проверим
себя и свои
достижения.
Итого:
1
1
1
1
1
1
1
1
1
102
5
3