Пояснительная записка
Настоящая программа по бурятскому языку составлена на основе:
1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273ФЗ.
2. Федерального государственного стандарта основного общего образования (Приказ МО
РФ от 17 декабря 2010г. №1897).
3. Законом «О языках народов РФ», «О языках народов РБ» (07.03.2015г. с изменениями).
4.«Региональным стандартом начального и основного общего образования по бурятскому
языку как государственному Республики Бурятия» (от 09.06.2008 г.№ 830, изданный 2009 г.).
5. Примерной программы основного общего образования по бурятскому языку.
6. Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ «СОШ
№37».
7. Школьного учебного плана МАОУ «СОШ №37» на 2021-2022 учебный год.
Календарно-тематическое планирование составлено с учетом программы воспитания на
основании следующих документов:
1. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р).
2. Приказа Министерства просвещения России от 11.12.2020 N 712;
3. Рабочей программы воспитания МАОУ «СОШ № 37», утвержденной приказом от
31.08.2021 года.
Адресат
Программа рекомендована учащимся для обучения бурятскому языку в 9 классе в
общеобразовательных школах с русским языком обучения.
Объем и сроки обучения
Программа по бурятскому языку общим объемом 68 часов изучается в течение учебного
года, согласно Базисного учебного плана ОУ.
Роль и место дисциплины
Курс входит в число дисциплин включенных в учебный план для образовательных
учреждений РБ, место данного курса обусловлено необходимостью представлений о единстве и
многообразии языкового и культурного пространства России о языке, на основе национального
самосознания. Изучение данного курса тесно связано с русским языком, историей Бурятии.
Особенности программного материала
Специфика данной учебной дисциплины обусловлена возрастными и психологическими
особенностями данного возраста, основана на принципах индивидуализации и дифференциации
материла. Учащиеся относятся к известному в педагогической психологии старшему
подростковому возрасту, когда происходит коренная перестройка сложившихся психологических
структур; возникают новообразования (стремление к взрослости, развитие самооценки в
результате постоянного сравнения себя с другими); продолжают закладываться основы
сознательного поведения, овладение нормами общения в различных ситуациях. Основная
психологическая потребность учащихся этого возраста - общение. Учебная деятельность,
сохраняя свою актуальность в системе образования, в психологическом отношении уже не играет
решающей роли в развитии их личности. Ведущей для психического развития оказывается
общественно полезная деятельность, включающая такие ее виды, как учебная, производственнотрудовая, организационно-общественная, художественная и спортивная. В этом возрасте
возникают благоприятные условия для формирования таких приемов и форм работы, которые бы
удовлетворяли потребности школьников в общении со сверстниками и взрослыми и потребность
в самоутверждении, помогали усваивать правила и нормы вербального и невербального
поведения и формировали у учащихся самооценку. Этому могут способствовать ролевые игры,
проблемные ситуации, тестовые задания на само- и взаимоконтроль, задания с оценкой действий
героев прочитанных и прослушанных текстов и т.д. Основным, ведущим мотивом изучения
второго (бурятского) языка в этом возрасте является его общеобразовательная значимость, т. е.
школьник изучает предмет для получения образования, повышения общего культурного уровня.
Учебно-методический комплект «Бурятский язык» (автор О.Г. Макарова.) предназначен для
русскоязычных учащихся старших классов общеобразовательной школы и включает в себя:
1. Учебник (книга для учащихся).
Основной характеристикой УМК является развитие коммуникативных умений учащихся в
говорении, чтении, понимании на слух и письме на бурятском языке. Курс построен в
соответствии задач воспитания коммуникативной культуры учащихся, расширения и обогащения
их коммуникативного и жизненного опыта в новом контексте общения, расширения кругозора
учащихся. Тексты сопровождаются лексико-грамматическими заданиями; разделы грамматики
представлены инструктивно и в таблицах. Учебник содержит страноведческий материал,
призванный ознакомить учащихся с реалиями жизни бурятского народа, материалы из устного
народного творчества, по некоторым темам имеются краткие словари изучаемых лексических
единиц. Нами изучены материалы Государственного образовательного стандарта и данного
УМК, в результате чего пришли к выводу, что объем и качественное представление не входит в
противоречие с государственной программой.
В программе предусмотрены уроки, направленные на реализацию дистанционного обучения.
Данный вид обучения базируется на основе передовых информационных технологий,
применение которых обеспечивает быструю и гибкую адаптацию под изменяющиеся
потребности ученика.
С помощью дистанционного обучения удается решать такие педагогические задачи, как:
расширение
возможности
пользования
электронными
библиотеками,
информационными фондами.
создание эффективного образовательного пространства;
развитие у детей критического мышления и способности конструктивно обсуждать
различные точки зрения.
Содержание образования по бурятскому языку в 9 классе, включающее дистанционное
обучение, реализуется посредством форм обучения
участие (онлайн, офлайн) в разнообразных интернет мероприятиях (интернетконкурсы, фестивали, олимпиады, викторины и т. д.);
осуществление проектной и исследовательской деятельности;
организация дополнительного обучения по «интересам».
Применение дистанционного обучения в учебном процессе позволяет:
сделать урок наглядным, красочным, информативным;
использовать дифференцированный и личностно-ориентированный подход к обучению;
активизировать познавательную деятельность учащегося;
повысить мотивацию учащихся к изучению предмета;
развивать мышление и творческие способности детей.
Целевая установка
Изучение бурятского языка рассматривается как процесс межкультурного развития наций,
населяющих республику, процесс развития, взаимопонимания и взаимоотношений народов. В
связи с этим программа предусматривает формирование навыков, характерных для всех видов
деятельности (устной речи, аудирования, чтения и письма). Курс изучения бурятского языка
призван научить русскоязычных учащихся понимать бурятскую речь, реагировать на реплики в
типичных ситуациях, знакомить с жизнью и бытом бурятского народа.
Обучение бурятскому языку по курсу "Бурятский язык" в 9 классе основной школы
обеспечивает развитие и совершенствование сформированной к этому времени
коммуникативной компетенции на бурятском языке в говорении, аудировании, чтении и письме,
включающей языковую и социокультурную компетенции, а также развитие учебно-познавательной и компенсаторной компетенций.
Коммуникативная компетенция развивается и совершенствуется в соответствии с
отобранными для данного этапа обучения темами, проблемами и ситуациями общения в
пределах следующих сфер общения: социально-бытовой, учебно-трудовой, социальнокультурной.
Расширяется спектр социокультурных знаний и умений учащихся 9 класса с учетом их
интересов и возрастных психологических особенностей. Целенаправленно формируются умения
представлять свой регион, ее культуру средствами бурятского языка в условиях межкультурного
общения.
В контексте формирования системы межличностных отношений, способности к
самоанализу и самооценке, эмоционально-ценностного отношения к миру, происходящих в
основной школе, автором ставится задача акцентировать внимание учащихся на стремлении к
взаимопониманию людей разных сообществ, осознании роли бурятского языка, как одного из
средств межличностного и межкультурного общения в регионе: на формирование
положительного отношения к бурятскому языку, культуре народа, говорящего на нем;
понимании важности изучения бурятского и других языков в современном мире и потребности
пользоваться ими, в том числе и как одним из способов самореализации и социальной адаптации.
Продолжается накопление лингвистических знаний, позволяющих осознавать особенности
своего мышления на основе сопоставления бурятского языка с русским; формирование знаний о
культуре, реалиях и традициях бурятского народа, представлений о достижениях культуры
народов Республики Бурятия в развитии общечеловеческой культуры.
Большое значение придается проектной деятельности, осуществляемой в индивидуальном
режиме и сотрудничестве. Учащиеся приобретают опыт творческой и поисковой деятельности.
В 9 классе круг интересов учащихся не только расширяется, но и дифференцируется в
зависимости от социальной среды, индивидуальных интересов и склонностей.
К 9 классу большинство учащихся проявляют интерес к самостоятельной поисковой и
творческой деятельности, демонстрируют способность к анализу и обобщению накапливаемых
знаний, проявляют избирательный интерес к некоторым областям знаний.
В ходе достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
расширять лингвистический, филологический и общий кругозор;
формировать знания о культуре, традициях и обычаях бурятского народа, представления
о достижениях культуры, искусства, спорта
народов Республики Бурятия в развитии
общечеловеческой культуры;
развивать коммуникативные умения, нравственные и эстетические чувства, способность к
творческой деятельности, их способность и готовность использовать бурятский язык в реальном
общении;
понимание учащимися роли изучения языков в современном поликультурном мире,
осознание важности бурятского языка как средства социальной адаптации; воспитание
толерантности по отношению к иным языкам и культуре.
реализация здоровьесберегающей технологии, посредством внедрения на уроках
аутентичного материала, психологического климата, релаксации, чередования деятельности
учащихся, игр, бесед и других методов и средств воспитывающего характера.
Взаимосвязь коллективной (аудиторной) и самостоятельной работы обучаемых.
При изучении курса для обучаемых предусмотрены большие возможности для
самостоятельной работы (использование заданий требующих поиска, переработки и
представления информации в новом виде). Расширяется спектр общеучебных и специальных
учебных умений, таких, как умение пользоваться справочником учебника, двуязычным словарем, электронным учебником по бурятскому языку.
Формы организации учебного процесса.
индивидуальная;
парная;
групповая;
коллективная.
Структура программы.
Пояснительная записка
Планируемые результаты обучения бурятскому языку
Содержание обучения бурятскому языку
Календарно-тематическое планирование
Итоговый контроль.
Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью контрольной работы (зачета,
диктанта, итогового теста), которая включает вопросы по основным проблемам курса.
Предполагаемый результат
Овладение грамматическими явлениями, повышение практической грамотности; развитие
коммуникативных умений; воспитание патриотизма, формирование положительного отношения
к языку, культуре народов Республики Бурятии; понимании важности изучения бурятского и
других языков в современном мире и потребности пользоваться ими, в том числе и как одним из
способов самореализации и социальной адаптации.
Планируемые результаты обучения
бурятскому языку
Учащиеся должны знать:
основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний),
основные способы словообразования, изученные в 8 классе;
основные признаки разговорной речи, литературного бурятского языка;
особенности структуры простых и сложных предложений бурятского языка языка,
интонацию различных типов коммуникативных предложений;
признаки изученных грамматических явлений (видовременных форм глаголов,
модальных слов, существительных, местоимений, числительных, послелогов);
основные нормы речевого этикета (реплики-клише), принятые в сфере общения на
бурятском языке;
роль владения несколькими языками в современном мире; особенности образа
жизни, быта, культуры бурятского народа (известные достопримечательности, выдающиеся
люди и их вклад), сходство и различия в традициях своего народа и бурятского народа.
Учащиеся должны уметь:
аудирование
понимать на слух распоряжений и кратких сообщений учителя и высказываний
одноклассников.
воспринимать и понимать на слух тексты с разными целями: с глубоким
проникновением в их содержание, с пониманием основного смысла, с выборочным
извлечением информации;
использовать в процессе слушания компенсаторные стратегии;
фонетика и графика
давать им фонетическую характеристику;
не смешивать звуки и буквы; работа со словарями;
орфоэпия
правильно произносить гласные, согласные, дифтонги и их сочетания в составе
слова;
использовать логическое ударение для усиления выразительности речи;
лексика
употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
толковать лексическое значение известных слов;
пользоваться двуязычным словарем;
словообразование
выделять морфемы (в словах несложной структуры);
подбирать однокоренные слова с учетом значения слов;
по типичным суффиксам и окончанию определять части речи и их формы;
морфология
квалифицировать слово как часть речи по вопросу и общему значению;
правильно определять грамматические признаки изученных частей речи;
образовывать формы изученных частей речи в соответствии с нормами
литературного языка;
синтаксис
выделять словосочетания в предложении;
составлять словосочетания;
составлять простые и сложные предложения изученных видов;
орфография
находить в словах изученные орфограммы и правильно писать слова с изученными
орфограммами;
пользоваться с орфографическим словарем.
связная речь
определять тему и основную мысль текста;
составлять простой план текста;
писать мини-сочинения повествовательного характера;
подробно и сжато излагать повествовательные тексты;
совершенствовать содержание и языковое оформление (в соответствии с изученным
языковым материалом).
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
осознания роли бурятского языка в развитии интеллектуальных и творческих
способностей личности, значения бурятского языка в жизни человека и общества;
развития речевой культуры, уважительного и сознательного отношения к бурятского
языку;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социальнокультурных ситуациях общения;
обогащения словарного запаса, расширения круга используемых грамматических
средств;
получения знаний по другим учебным предметам.
УУД, сформированные в процессе усвоения программы
знать:
роль бурятского языка
как национального языка
бурятского народа,
государственного языка
Республики Бурятия и средства межнационального
общения;
смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; ситуация речевого
общения;
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы литературного бурятского языка (орфоэпические, лексические,
грамматические, орфографические, пунктуационные) для данного периода
обучения;
нормы речевого этикета;
уметь:
поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая
нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивать, уточнять;
различать разговорную речь;
определять тему, основную мысль текста;
объяснять с помощью словаря значение слов;
аудирование и чтение:
понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегченных,
доступных по объему текстов с опорой на зрительную наглядность;
читать вслух, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию,
доступные по объему тексты, построенные на изученном языковом материале; уметь
определять тему текста в результате беглого просмотра или выбирать нужный текст
из серии предложенных, выделять основные факты, отделять основные факты от
второстепенных, осмыслять главную идею текста.
читать про себя, понимать основное содержание доступных по объему текстов,
построенных на изученном языковом материале, пользуясь в случае необходимости
двуязычным словарем.
ориентироваться в тексте на бурятском языке, прогнозировать его содержание по
заголовку;
читать аутентичные тексты разных жанров, отрывки из художественной прозы,
газетные статьи, тексты рекламного характера с незначительной адаптацией, меню;
читать текст с извлечением нужной или интересующей информации;
совершенствовать технику чтения
говорение и письмо:
вести этикетный диалог в стандартных ситуациях общения в рамках тем учебника,
используя соответствующие формулы речевого этикета;
давать советы; положительно или отрицательно реагировать на советы
собеседников;
пользоваться различными видами диалога (этикетный диалог, диалог-расспрос,
диалог-обмен мнениями), комбинируя их в зависимости от ситуации общения;
вариативно выражать просьбу, совет, предлагать, рекомендовать, уговаривать,
убеждать, используя не только повелительные предложения, но и различные
синонимические средства с опорой на образец и без нее.
делать краткие сообщения о своей школе, о своих проблемах, о своем селе/городе, о
своих увлечениях, о достопримечательностях городов Республики Бурятия,
районных центров;
выражать свое отношение к прочитанному: понравилось / не понравилось, что было
известно / что нет, с чем можно согласиться / с чем нельзя и др.;
описывать (характеризовать друзей, членов семьи, персонажей литературных
произведений на основе усвоенной логико-семантической схемы: кто, каков, что
делает, как, где, зачем; каково название, кем написано, где издано, о чем написано,
кто главные персонажи).
кратко передавать содержание прочитанного с непосредственной опорой на текст, а
также с опорой на план к тексту, опорные слова;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
осознания значения бурятского языка в жизни человека и общества;
развития речевой культуры, бережного, уважительного и сознательного
отношения к бурятскому языку;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых,
социально-культурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса
развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной
речью;
Личностными результатами изучения предмета «Бурятский язык» являются
следующие умения и качества:
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
познавательный интерес к чтению, к ведению диалога;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к
ним, проблемно-диалогическая технология.
Метапредметными результатами изучения курса «Бурятский язык» является
формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к
целеполаганию, включая постановку новых целей;
самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
работать по плану, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями
(самооценка, самоконтроль, взаимоконтроль)
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и
технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
пользоваться
разными
видами
чтения:
изучающим,
просмотровым,
ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах;
владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным,
детальным);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую
(составлять план, таблицу, схему);
структурировать свои знания по темам;
ориентироваться в системе своих знаний, умение построить речевое высказывание;
действовать по образцу – написать слова, сказать предложение.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический
аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
уметь вступать в мини-диалог, умение слушать и понимать речь других, строить
фразы;
осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач;
слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;
выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Бурятский язык» является
сформированность следующих умений:
по фонетике и графике:
соотносить звуковой облик слова с его графическим изображением;
не смешивать буквы и звуки;
по орфоэпии:
правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;
по лексике:
пользоваться русско-бурятским, бурятско-русским словарем, онлайн-словарём;
толковать лексическое значение слова с помощью толкового словаря;
давать элементарный анализ лексического значения слова;
находить однозначные и многозначные слова (общее понятие);
по морфемике и словообразованию:
выделять морфемы на основе словообразовательного анализа слова;
выделять основу слова;
образовывать новые слова с помощью типичных для изученных частей речи
суффиксов;
использовать наиболее продуктивные суффиксы.
по морфологии:
различать части речи по наличию у слова определённых морфологических признаков;
уметь образовывать формы изученных частей речи;
различать знаменательные и служебные части речи;
по синтаксису:
выделять словосочетание в предложении;
образовывать словосочетания с именем существительным;
образовывать простые распространенные предложения;
уметь ставить специальные, альтернативные вопросы;
по орфографии:
находить изученные орфограммы в словах и между словами, правильно писать слова
с изученными орфограммами;
обосновывать выбор написания;
находить и исправлять орфографические ошибки;
соблюдать ударение в исконно-бурятском слове, соблюдение акцентного ударения в
слове и ударения в фразе;
соблюдать интонаций в повелительных, утвердительных, вопросительных (общий,
специальный, альтернативный и разделительный вопросы) и восклицательных
предложениях
по пунктуации:
правильно оформлять предложения;
по связной речи, чтению и работе с информацией:
читать учебно-научный текст изучающим чтением;
владеть отдельными приёмами ознакомительного чтения учебно-научного текста;
выделять в учебно-научном тексте ключевые слова, составлять план;
определять тему, основную мысль в тексте, пересказывать текст подробно и сжато.
Содержание обучения бурятскому языку
День Знаний. Г. Чимитов «День Знаний»
Знакомство. Формы речевого этикета. Выражение извинения. Ответ на извинение. Согласие.
Выражение несогласия.
Закон гармонии гласных. Человек. Здоровье.
Имя числительное. Семья.
Структура предложения. Осень.
Личные местоимения. Учебные принадлежности.
Глагол. Одежда. В магазине одежды. Национальная одежда бурят.
Имя существительное. Именительный падеж. Дом (квартира). Адрес. Традиционное жилище
бурят.
Родительный падеж. Послелоги. Зима.
Дательно-местный падеж. Сагаалган. Монгольский календарь. Благопожелания.
Винительный падеж. Послелоги: на, над, под, в. Еда. Бурятская кухня.
Орудный падеж. Наречие. Школа.
Совместный падеж. Утвердительная частица юм. Улан-Удэ.
Исходный падеж. Бурятия. Районы Бурятии. Гимн Бурятии.
Личное притяжание. Байкал. Легенда о Байкале. Викторина.
Безличное (возвратное) притяжание. Почта.
Множественное число. Весна. Весной в лесу.
Отрицание. Домашние и дикие животные.
Наречие. Первый бурятский ученый Доржи Банзаров.
Имя прилагательное. Театр. Кино.
Формы обращения. Парикмахерская.
Причастие. Хоца Намсараевич Намсараев.
Деепричастие. Музеи.
Причастные и деепричастные обороты. Растения. Природа.
Заимствованные слова. Из истории родного края.
Сложносочиненное предложение. Дондок Аюшеевич Улзытуев.
Вводные слова. Устное народное творчество бурят.
Сложноподчиненное предложение. Агван Доржиев.
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
Календарно-тематическое планирование
9 класс
Наименование разделов
колиз них:
дата
и тем
во
часов к/р р/р п/р план. факт.
День знаний
Г. Чимитов. Стихи «День Знаний»
1
1
Знакомство
Выражение извинения. Ответ на
извинение.
Вежливое обращение с просьбой.
Согласие. Выражение несогласия.
Контрольный тест
Работа над ошибками
Закон гармонии гласных
Закон гармонии гласных. Есть ли
ударение в бурятском слове?
Человек. Здоровье.
Мой друг.
4
1
Имя числительное.
Простые и составные
числительные.
Семья.
Структура предложения
Структура предложения.
Вопросительное предложение.
Осень.
2
1
Личные местоимения
Личные местоимения. Склонения
местоимений.
Учебные принадлежности.
Лично-предикативные частицы.
Контрольная работа
Работа над ошибками
Глагол
Глагол. Спряжение глаголов.
Одежда. В магазине одежды.
Национальная одежда бурят.
Имя существительное
Имя существительное.
Именительный падеж.
Дом (квартира). Адрес.
Традиционное жилище бурят.
Родительный падеж
5
1
1
1
1
3
1
1
1
1
1
3
1
1
1
1
1
1
1
3
1
1
1
3
1
1
1
2
Основные
направления
воспитательной
деятельности
Воспитание
любви к родному
языку,
сознательного
отношения к
языку, как к
духовной
ценности.
Воспитание
толерантности,
культуры
поведения и речи.
1
Формирование у
школьников
знаний, умений и
навыков по
здоровому образу
жизни.
Воспитание в
детях доброго
отношения к
родителям.
Воспитание
трудолюбия,
бережного
отношения к
природе.
Воспитание таких
личностных
качеств, как
аккуратность при
выполнении
поручений и
заданий.
Воспитание
культуры
поведения и речи.
Воспитывать
чувство
коллективизма.
Приобщение
Родительный падеж. Послелоги.
Зима.
Дательно-местный падеж.
Дательно-местный падеж.
Сагаалган. Монгольский
календарь.
1
1
2
1
1
Винительный падеж. Послелоги.
29 Винительный падеж. Послелоги:
на, над, под, в.
30 Еда. Бурятская кухня.
31 Контрольный тест
32 Работа над ошибками
4
1
Орудный падеж. Наречие.
Орудный падеж. Наречие.
Школа.
2
1
1
Совместный падеж.
Совместный падеж.
Утвердительная частица юм.
Улан-Удэ
Исходный падеж.
Исходный падеж.
Бурятия. Районы Бурятии.
2
1
Личное притяжание
Личное притяжание.
Байкал. Легенда о Байкале и его
дочери Ангаре.
2
1
1
41
42
Безличное притяжание
Безличное притяжание
Почта.
2
1
1
43
44
Множественное число
Множественное число
Весна.
2
1
1
45
46
Отрицание.
Отрицание.
Домашние и дикие животные.
2
1
1
47
Наречие.
Наречие.
1
1
25
26
27
28
33
34
35
36
37
38
39
40
1
1
1
1
2
1
1
1
учащихся к миру
прекрасного.
Воспитывать в
детях
нравственные
начала на примере
духовных
ценностей в
культуре бурят.
Развитие
представления о
социокультурных
аспектах питания,
его связи с
культурой и
историей народа.
Воспитание
личностных
качеств, как
коллективизм.
Воспитывать
уважение к
родному городу,
его богатству.
Формирование
чувств
патриотизма и
уважения к
народу.
Воспитывать
любовь к Родине,
к природе,
бережное
отношение.
Воспитание
трудолюбия,
бережного
отношения к
труду других
людей.
Воспитание
бережного
отношения к
природе.
Воспитывать
внимательное и
бережное
отношение к
природе и
животным.
Воспитывать
культуру
поведения в
Имя прилагательное.
Первый бурятский ученый Доржи
Банзаров. Имя прилагательное.
1
1
4
1
1
53
54
Формы обращения
Театр. Кино. Формы обращения.
Парикмахерская. Формы
обращения.
Контрольная работа
Работа над ошибками
Причастие
Причастие.
Х.Н. Намсараев.
55
56
Деепричастие
Деепричастие.
Музей.
2
1
1
48
49
50
51
52
Причастные и деепричастные
обороты.
57 Причастные и деепричастные
обороты.
58 Растения. Природа.
Заимствованные слова
59 Заимствованные слова
60 Из истории родного края.
Сложносочиненное предложение.
61 Сложносочиненное предложение.
62 Д.А. Улзытуев. «Наказ»
63
64
Вводные слова
Вводные слова
Устное народное творчество бурят
Сложноподчиненное предложение.
65 Сложноподчиненное
предложение.
66 Агван Доржиев
67 Контрольная работа
68 Работа над ошибками
Итого:
1
1
2
1
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
4
1
1
1
1
1
68
5
группе.
Воспитывать
интерес к
познанию,
активность,
организованность.
Воспитывать
стремление с
пользой
проводить
свободное время.
Воспитание
уважительного
отношения
старшему
поколению.
Воспитание
любви к истории,
как к духовной
ценности.
Воспитывать
внимательное и
бережное
отношение к
природе.
Формирование
чувств
патриотизма.
Воспитывать
способность
наслаждаться
художественным
словом,
посредством
произведений.
Побуждать детей
эмоционально
откликаться на
происходящие
события в
процессе знакомс
тва с
произведением
Способствовать
становлению
личности ребёнка
через
формирование его
художественного
вкуса.