Пояснительная записка
Настоящая программа по литературе составлена на основе:
1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от
29.12.2012.
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования. (Приказ МО РФ от 17 декабря 2010г. №1897).
2. Примерной программы по литературе основного общего образования (Примерные
программы по учебным предметам. Основная школа. В 2-х частях, М.: «Просвещение»,
2020 год).
3. Авторской программы по литературе к предметной линии учебников Т.Ф.
Курдюмовой («Литература: программа по литературе для общеобразовательных
учреждений. 5-11 кл. / Т.Ф. Курдюмова, Н.А. Демидова, Е.Н. Колокольцев и др.; под ред.
Т.Ф. Курдюмовой. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2020).
4. Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ
«СОШ №37».
5. Учебного плана МАОУ «СОШ №37» на 2021-2022 учебный год.
Календарно-тематическое планирование составлено с учетом программы воспитания
на основании следующих документов:
1. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р).
2. Приказа Министерства просвещения России от 11.12.2020 N 712.
3. Рабочей программы воспитания МАОУ «СОШ № 37», утвержденной приказом от
31.08.2021 года.
Адресат
Программа рекомендована для обучения литературе в 7 классе общеобразовательной
школы.
Объем и сроки обучения
Программа по литературе общим объемом 68 часов изучается в течение учебного года
согласно Базисному учебному плану ОУ.
Роль и место дисциплины
Курс входит в число дисциплин, включенных в учебный план для
общеобразовательных учреждений РФ. Особое место данного курса обусловлено
необходимостью воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему
общество, нацеленного на совершенствование этого общества, развитие духовнонравственного мира школьника, его национального самосознания. Изучение данного курса
тесно связано с такими дисциплинами, как русский язык, русская родная литература,
история России, мировая художественная культура.
Особенности программного материала
Компетентностный подход планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и
совершенствование ключевых общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на
различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с
возрастными особенностями развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет
воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать
причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для
осмысленного восприятия разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем,
существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать
развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их
приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к
социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно
востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной
политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в
современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система
уроков сориентирована на формирование активной личности, мотивированной к
самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками
к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе
творческой деятельности обучающихся на основе личностного осмысления литературных
фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их
мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое
использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики проблемных
дискуссий, межпредметных интегрированных уроков, мультимедиа и т. д.
Предлагаемая программа построена на основе учебника «Литература 7 класс.
Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях» под редакцией Т.Ф.
Курдюмовой с учетом принципов системности, научности и доступности, а также
преемственности и перспективности между различными разделами курса. Данный учебник
полностью соответствует современным методологическим концепциям обучения, богат
социокультурным компонентом, а также предлагает новые педагогические технологии,
направленные на реализацию Государственного образовательного стандарта в
практической деятельности учителя. Изучение материалов Государственного
образовательного стандарта и данного учебника показало, что объем и качественное
представление материала не входит в противоречие с типовой государственной
программой.
В программе предусмотрены уроки, направленные на реализацию дистанционного
обучения. Дистанционное обучение в настоящее время может рассматриваться как
инновационная форма обучения, которая позволяет получать знания через интернет под
контролем учителя.
Цель дистанционного обучения – предоставить ученикам элементы универсального
образования, которые позволят им эффективно адаптироваться к изменяющимся
социально-экономическим условиям и успешно интегрироваться в современное общество.
Данный вид обучения базируется на основе передовых информационных технологий,
применение которых обеспечивает быструю и гибкую адаптацию под изменяющиеся
потребности ученика.
Обучение в дистанционной форме осуществляется по отдельным темам русского
языка, при необходимости организации такого обучения (карантин, временная
нетрудоспособность и т.п.), так и по всему комплексу тем.
С помощью дистанционного обучения удается решать такие педагогические задачи,
как:
формирование у учеников познавательной самостоятельности и активности;
создание эффективного образовательного пространства;
развитие у детей критического мышления и способности конструктивно обсуждать
различные точки зрения.
С использованием электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий в 6 классе по русскому языку организуются такие формы учебной деятельности,
как:
уроки;
лекции;
семинары;
практические занятия;
контрольные работы;
самостоятельные работы;
консультации с преподавателями;
e-mail;
дистанционные конкурсы, олимпиады.
Самостоятельная работа включает организационные формы дистанционного
обучения:
работа с электронным учебником;
просмотр видеолекций;
прослушивание аудиокассет;
компьютерное тестирование;
изучение печатных и других учебных и методических материалов.
Сопровождение предметных дистанционных курсов может осуществлятъся в
следующих режимах:
тестирование онлайн;
консультации онлайн;
предоставление методических материалов;
сопровождение офлайн (проверка тестов, контрольных работ, различные виды
текущего контроля и промежуточной аттестации).
Основными принципами дистанционного обучения являются
принцип uнmеракmuвносmu, выражающийся в возможности постоянных
контактов всех участников учебной деятельности с помощью специализированной
информационно-образовательной среды (в том числе, форумы, электронная почта,
интернет-конференции, онлайн уроки, онлайн - олимпиады и др.);
принцип адапmивносmи, позволяющий легко использовать учебные материалы
нового поколения, содержащие цифровые образовательные ресурсы, в конкретных
условиях учебной деятельности, что способствует сочетанию разных дидактических
моделей проведения уроков с применением дистанционных образовательных технологий и
сетевых средств обучения: интерактивных тестов, тренажеров, лабораторных практикумов
удаленного доступа и др.;
прuнцип гибкости, дающий возможность участникам учебной деятельности
работать в необходимом для них темпе и в удобное для себя время, а также в дни
возможности непосещения занятий обучающимися по неблагоприятным погодным
условиям и дни, пропущенные по болезни или в период карантина;
принцuп модульносmи, позволяющий использовать обучающимся и
преподавателю необходимые им сетевые учебные курсы (или отдельные составляющие
учебного курса) для реализации индивидуальных учебных планов;
принцuп операmuвносmи и объекmuвносmи оцениваная учебньrх достижений
обучающихся.
В период длительной болезни обучающихся или карантина в классе (школе)
возможность получать консультации преподавателей по соответствующей дисциплине
через электронную почту, программу Skype, ViЬеr, WhatsApp, используя для этого
возможные каналы выхода в Интернет.
Применение дистанционного обучения в учебном процессе позволяет:
сделать урок наглядным, красочным, информативным;
использовать дифференцированный и личностно-ориентированный подход к
обучению;
активизировать познавательную деятельность учащегося;
повысить мотивацию учащихся к изучению предмета;
развивать мышление и творческие способности детей.
Целевая установка
Целью прохождения настоящего курса является:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического
мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к
литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и
аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания
авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в
ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных
произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания,
основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с
привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории
литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого
содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании
собственных устных и письменных высказываний.
В ходе достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
развивать коммуникативные умения, нравственные и эстетические чувства,
способность к творческой деятельности;
развивать ключевые компетенции, составляющие основу умения учиться;
формирование знаний и умений по чтению и анализу художественных
произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и
необходимых сведений по истории литературы;
научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое,
характеристике героя;
отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного
владения письменной речью;
продолжить формирование основы гражданской идентичности.
Взаимосвязь коллективной и самостоятельной работы обучаемых
При изучении курса для обучаемых предусмотрены возможности для
самостоятельной работы, а именно использование заданий, требующих поиска,
переработки и представления информации в новом виде. Освоение курса предполагает
изменения роли ученика и учителя в учебном процессе относительно традиционной
парадигмы, а также учета динамики передачи ученику ответственности за собственное
учение. В ходе прохождения программы обучающиеся самостоятельно могут выбирать
уровень сложности и характер задания, роль и характер участия в групповой работе,
выполнять исследовательские задания на разрешение проблем и проектные работы.
Формы организации учебного процесса
индивидуальная;
парная;
групповая;
коллективная.
Структура программы
Программа про русскому языку для 6 класса включает следующие разделы (темы):
Пояснительную записку.
Планируемые результаты обучения литературе.
Содержание обучения литературе.
Тематическое планирование
Итоговый контроль
Оценка достижений требований предполагает сравнение реального уровня
обученности ученика с эталонным уровнем, зафиксированным в стандарте. Оценка знаний
и умений обучающихся проводится с помощью устного сообщения, доклада, зачёта,
сочинения, тестирования (с заданиями альтернативного типа, с заданиями на
множественный выбор, на перегруппировку. на распознавание и т.п.)
Предполагаемый результат:
умение применять на практике понятия, связанные со структурой и языком
художественного произведения;
развитие умения читательской и литературно-творческой деятельности;
развитие речеведческих, коммуникативных и культуроведческих компетенций.
Планируемые результаты освоения предмета «Литература»
7 класс
Личностные результаты
Обучающийся научится:
- понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих
способностей и моральных качеств личности;
- анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих,
строить свои взаимоотношения с их учетом.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознавать эстетическую ценность русской литературы;
- оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
- умению контроля;
- принятию решений в проблемных ситуациях;
- оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений (убедительно, ложно,
истинно, существенно, несущественно).
Обучающийся получит возможность научиться:
- основам саморегуляции;
- осуществлению познавательной рефлексии.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных
изданиях, рекомендуемых учителем;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации;
- пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведенными в
учебной литературе;
- строить сообщения в устной и письменной форме на лингвистическую тему;
- находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;
- воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений
разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных
признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с
использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов;
- записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;
- находить самостоятельно разные способы решения учебной задачи;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по
самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
- строить логическое
рассуждение как связь суждений об объекте (явлении).
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
- организовывать деловое сотрудничество;
- осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера;
- оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.
Обучающийся получит возможность научиться:
- вступать в диалог;
- в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать
партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действий.
Предметные результаты
Устное народное творчество
Обучающийся научится:
- осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и
литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным
образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения,
сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств
(иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
- выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития
представлений о нравственном идеале русского и других народов, формирования
представлений о русском национальном характере;
- видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами,
явлениями, действиями.
Обучающийся получит возможность научиться:
- сравнивая произведения героического эпоса разных народов, определять черты
национального характера;
- выбирать произведения устного народного творчества разных народов для
самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
- устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне
тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX - XX
вв. Литература народов России. Зарубежная литература
Обучающийся научится:
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;
- интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать
произведения для чтения;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора
читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной
литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на
этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в
диалог с другими читателями;
Обучающийся получит возможность научиться:
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе
художественного текста;
- дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их
художественную и смысловую функцию;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать
их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других
искусств;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её
результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Содержание учебного предмета «Литература»
7 класс
Роды и жанры литературы
Богатство и разнообразие жанров
Основные роды искусства слова: эпос, лирика и драма. Род как исторически
сложившаяся общность художественных произведений. Судьба жанров эпоса,
лирики и драмы в литературе разных народов.
Богатство и разнообразие жанров всех трех родов литературы. Постоянное
обновление жанров: появление новых и угасание старых, обогащение и слияние
жанров. Новое содержание и старые формы. Новое содержание и новые формы.
Теория. Роды и жанры литературы.
Фольклор
Жизнь жанров фольклора. Самые древние и самые молодые жанры. Живые
жанры устного народного творчества.
Обстоятельства появления новых жанров. Современная жизнь малых жанров
фольклора. Судьбы школьного фольклора. Драматические произведения
фольклора.
Теория. Жанры современного фольклора.
«Барин». Народный театр на ярмарках и гуляньях. Народные пьесы на
ярмарочных подмостках и в обычной избе. Элементы игры в народных пьесах.
Сатирическая драма «Барин» как пьеса и как народная игра. Сюжет, герои и
участники пьесы-игры - все присутствующие, которые именуются «фофанцы».
Античная литература
Гомер. «Илиада», «Одиссея» (фрагменты).
Героический эпос древности». «Илиада» - поэма о Троянской войне. Ахилл герой поэмы. «Одиссея» - рассказ о странствиях и трудном пути домой Одиссея одного из героев легендарной Троянской войны. Одиссей у Циклопа.
Теория. Героический эпос.
Литература эпохи Возрождения
Великие имена эпохи и герои их произведений.
У. Шекспир. Сонеты. «Ромео и Джульетта». Трагедия как жанр
драматического произведения. Отражение в трагедии «вечных» тем: любовь,
преданность, вражда, месть. Основной конфликт трагедии. Судьба юных
влюбленных в мире несправедливости и злобы. Смысл финала трагедии. Понятие
о катарсисе.
Сонеты (Сонет 130 - «Ее глаза на небо не похожи...» и др.).
Теория. Трагедия. Сонет.
Из истории сонета. Сонет как одна из популярных форм стиха в литературе
разных стран на протяжении нескольких столетий: А. С. Пушкин. «Сонет»
(«Суровый Дант не презирал сонета...»). И. Ф. Анненский. «Перебой ритма»; К. Д.
Бальмонт. «Хвала сонету»; В. Я. Брюсов. «Сонет к форме»; Н. С. Гумилев. «Сонет»;
Игорь Северянин. «Бунин» и др. (по выбору учителя).
Литература XIX века
Популярные жанры литературы XIX в. Золотой век русской поэзии. Расцвет
жанра басни в начале века. Классические жанры русской прозы XIX в.: роман,
повесть, рассказ. Жанры драматургии. Связь жанров.
Теория. Жанры эпоса, лирики, драмы.
Из истории басни. Басня в античной литературе Греции и Рима. Басни Эзопа.
Басни Ж. де Лафонтена. Басни Лессинга («Свинья и Дуб»). Русская басня XVIII в.
А. П. Сумароков. Расцвет русской басни в начале XIX в. Великий баснописец И. А.
Крылов. Басни Козьмы Пруткова.
Теория. Басня и притча.
Из истории баллады. Истоки жанра баллады. Баллады Жуковского в
современной ему литературе. Баллады писателей XIX и XX вв. Баллада Э. По
«Аннабель Ли». Баллада в устном народном творчестве, в том числе в школьном
фольклоре.
В. А. Жуковский. «Перчатка», «Светлана». Баллады Жуковского. Трагические
сюжеты. Смелость рыцаря и его чувство собственного достоинства. Герои и сюжет
в переводах Жуковского и Лермонтова. Взыскательность нравственной позиции
автора. Легкость стиля. «Светлана». Сюжет и народные поверья (фольклорная
основа баллады). Романтический облик героини. Органическая связь героини с
миром природы.
Теория. Баллада
А. С. Пушкин. «Элегия», «К портрету Жуковского», «К***» («Я помню чудное
мгновенье...»), «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я Вас любил...», «Туча»,
«Друзьям», «19 октября» (Роняет лес багряный свой убор...»), «Моя эпитафия»).
Богатство тематики и разнообразие жанров в творчестве А. С. Пушкина. Жанры
лирики поэта: послание, элегия, стансы, эпиграмма и др. Эмоциональная яркость и
совершенство формы лирических произведений поэта.
Жанры прозы А. С. Пушкина.
«Повести Белкина» («Барышня-крестьянка» и др.). Героиня повести - Лиза
(Бетси). Автор и его решение вопросов композиции повести. Сюжет и герои.
Рассказ или повесть?
«Дубровский». Незавершенный роман «Дубровский». Сюжетные особенности
незавершенного произведения, в котором соединены признаки любовного и
социального романа. Владимир Дубровский как романтический герой. Маша. Их
окружение. Судьба героев.
Теория. Жанры лирики и эпоса.
Из истории романа. Расцвет жанра романа. Богатство вариантов этого жанра.
Споры о его роли в современной литературе.
М. Ю. Лермонтов. «Смерть поэта», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Элегия»,
«Стансы», «Песня», «Романс», «Дума», «Молитва»
(«В минуту жизни
трудную...»), «Эпиграммы и мадригалы», «эпитафия». Различные жанры в
творчестве поэта: богатство жанров лирики, лироэпические произведения (баллада,
поэма). Стихотворение «Смерть поэта» и его роль в судьбе автора. Особенности
композиции стихотворения. Яркость стилистики, передающей силу чувств автора.
«Мцыри». Герой поэмы и его исповедь. Необычность сюжета. Особенности
пейзажа. Совершенство стиха поэта. Рифма в поэме.
Теория. Рифма. «Словарь рифм» М.Ю.Лермонтова.
Н. В. Гоголь. «Ревизор». История создания комедии. Отражение России XIX в.
в сюжете и героях комедии. Сила обличения социального зла в комедии.
Городничий и чиновники города N. Хлестаков. Знаменитые сцены и знаменитые
реплики комедии. Женские образы комедии. Мастерство композиции и речевых
характеристик. Авторские ремарки в пьесе. Гоголь о комедии. «Хлестаковщина».
Сценическая история комедии (театр, кино).
Теория. Афиша комедии. Особенности отражения действительности в
драматическом произведении. Структура драматического произведения и образ
героя. Ремарки в пьесе как один из приемов создания образа.
И. С. Тургенев. «Свидание», «Стихотворения в прозе» («Русский язык»,
«Собака», «Дурак» и др.). Поэтический образ героини рассказа «Свидание». Роль
пейзажа в создании облика и характера героев. Последние годы творчества и
последние произведения Тургенева - «Стихотворения в прозе». Творческая
лаборатория писателя и история создания «Стихотворений в прозе». Нравственный
пафос и художественные особенности этих произведений.
Теория. Стихотворение в прозе.
Н.А.Некрасов. «Железная дорога», «Размышление у парадного подъезда».
Гражданская лирика Некрасова. Судьба народа в лирических и лироэпических
произведениях. Сюжеты и композиция лироэпических произведений Некрасова и
их герои. Позиция Автора. Стиль, отвечающий теме.
Теория. Стиль. Сюжет в лироэпических произведениях.
Н. С. Лесков. «Левша». Сюжет и герои сказа. Особенности стиля прозы
Лескова «...тонко знающего русский язык и влюбленного в его красоту» (М.
Горький). Пафос творческого труда в произведении. Герои сказа: Левша, Платов,
цари государства Российского и чиновники разных рангов. Сценическая история
постановок сказа.
Теория. Сказ как жанр эпоса.
М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов
прокормил», «Премудрый пискарь», «Богатырь». Сатирические сказки писателя.
Герои сказок и их сюжеты. Социальная острота проблематики и художественные
особенности сказок. Особенности создания сатирического образа. Объяснение
авторского названия «Повесть о том...» (почему сказка названа повестью).
Жанровое определение произведения и его условность. Сюжет сказки-повести.
Герои - два генерала и один мужик. Герой сказки «Богатырь». Нравственные
проблемы в изображении героев сказок («Премудрый пискарь», «Карась идеалист» и др.) и убедительность авторских суждений. Сатира и гротеск. Сатира
«как гром негодования, гроза духа» (В. Г. Белинский).
Теория. Гротеск. Сатира - форма комического в лирике и прозе.
А. П. Чехов. «Хирургия», «Жалобная книга», «Смерть чиновника».
Юмористические рассказы Чехова. Стремительность развития сюжета
«Хирургии». Забавный набор реплик, которые характеризуют авторов «Жалобной
книги». Безудержный юмор и жизнелюбие повествования. Сочувствие к забавным
героям рассказов. Рассказ «Смерть чиновника» как социальная зарисовка.
Разнообразие ситуаций и сюжетов. Герои рассказов и их судьбы.
Теория. Юмореска.
Описания на страницах художественных произведений
Портрет героя в произведениях различных жанров
Искусство портрета в творчестве писателей XIX в. Портрет в эпических
произведениях: романе, повести, рассказе. Портрет в лирическом произведении.
Портрет в поэме. Портрет в искусстве слова и в других видах искусства.
Теория. Портрет.
Пейзаж в художественных произведениях различных жанров.
Искусство изображения картин природы в различных жанрах. Пейзаж и автор.
Пейзажная лирика. Пейзаж в большом эпическом произведении. Роль пейзажа в
изученных произведениях: поэме «Мцыри», повести «Барышня-крестьянка» и
других произведениях.
Теория. Пейзаж.
Литература XX века
Особенности русской литературы XX в. Нравственная проблематика в лирике
XX в. Богатство и разнообразие жанров и форм стиха. Эпические произведения как
основа читательских увлечений. Драматургия и читатель. Роль кино и телевидения
в расширении сферы воздействия литературы. Связь различных искусств и их
влияние на обогащение жанров произведений искусства слова.
Отражение духовных поисков человека XX века в лирике. В. Я. Брюсов.
«Хвала человеку», «Труд»; И. А. Бунин. «Изгнание», «У птицы есть гнездо...»; К.
Д. Бальмонт. «Бог создал мир из ничего...»; Игорь Северянин. «Не завидуй
другу...»; Р. Киплинг. «Если...» (перевод С. Маршака), «Заповедь» (перевод М.
Лозинского); А. Т. Твардовский. «Как после мартовских метелей...», «Июль макушка лета». Лирические раздумья поэта; Н. А. Заболоцкий. «Гроза идет»; Б. Ш.
Окуджава. «Арбатский романс»; В. С. Высоцкий. «Я не люблю...»; М. Карим.
«Европа - Азия» и др.
Теория. Тематика лирики. Новые жанры в искусстве.
М. Горький. «Песня о Буревестнике», «Старуха Изергиль», «Старый Год».
Максим Горький, его творчество и роль в судьбах русской культуры. «Песня о
Буревестнике». Романтическая песня - призыв. Смысл жизни героя. Прием
контраста в романтическом произведении. «Старуха Изергиль» как одно из ранних
произведений писателя. Сочетание реалистического повествования и легенд о
Данко и Ларре. «Легенда о Данко» - утверждение подвига во имя людей. Сюжет
легенды и его место в произведении «Старуха Изергиль». Романтический сюжет и
романтический образ Данко. Обилие и разнообразие произведений эпических
жанров в творчестве писателя. Сказка «Старый Год» и ее герои. Элементы притчи
в жанре сказки.
Теория. Разнообразие жанров в творчестве писателя.
В.В.Маяковский. «Гимн обеду». «Необычайное приключение, бывшее с
Владимиром Маяковским летом на даче» как лироэпическое произведение.
Проблема творчества. Новаторство Маяковского. Поэт и Солнце. Мир
Маяковского - мир гипербол. Сатирические гимны поэта. «Гимн обеду». Новое
оформление старых жанров. Особенности стиха Маяковского.
Теория. Тонический стих Маяковского.
М.А.Булгаков. «Ревизор с вышибанием» (новая постановка). Гоголь любимый писатель Булгакова. Связь реального события и сюжета «Ревизора»
Гоголя. Участники юмористической сценки. «Ревизор с вышибанием» - сатира на
злобу дня и на невежество героев «новой постановки». Необычная связь эпиграфа
с текстом.
Теория. Драматическая сценка.
К.Г.Паустовский. Лирическая проза Паустовского. Мир героев писателя и мир
творчества. Попытка писателя воссоздать в художественном слове процесс
творчества («Золотая роза»). «Рождение рассказа». Герой рассказа и его
мучительные поиски творческого подъема, вдохновения. Природа и окружающие
люди как причина возникновения творческого импульса.
Теория. Замысел и его реализация в произведении искусства. Произведения
эпоса: роман – повесть - рассказ.
Ф.А.Абрамов. «О чем плачут лошади». Эстетические, нравственные и
экологические проблемы, поднятые писателем в рассказе. Рыжуха и ее диалог с
рассказчиком-автором. Логика истории и развития связей природы и человека.
Теория. Сюжет и аллегорические герои.
А.В.Вампилов. «Несравненный Наконечников». Решение проблемы выбора
призвания в водевиле. Наконечников, Эдуардов и другие герои. Психологическая
точность и юмор диалогов. Мастерство ремарок. Серьезные проблемы веселого
жанра. Замысел незавершенного водевиля.
Теория. Водевиль.
Из истории эссе. Рождение жанра. Популярность жанра в современной
литературе. К. Г. Паустовский. «Радость творчества».
Теория. Эссе.
Великая Отечественная война в художественной литературе
Лирическое стихотворение. Поэма. Песня. Очерк. Новелла. Рассказ. Повесть.
Роман. Роман-эпопея. Общий обзор богатства жанров, через которые на
протяжении десятилетий раскрывалась тема Великой Отечественной войны
(повторение с привлечением ранее изученных произведений).
А.Н.Толстой. «Русский характер». События и герои Великой Отечественной
войны в рассказе. Тема патриотизма.
М.А.Шолохов. «Они сражались за Родину» (фрагменты). Сражения в первые
месяцы войны. Трагические события отступления армии. Эпизоды боев в южных
степях страны. Стойкость и героизм участников сражений.
Теория. Живой отклик искусства на события войны.
В.Г.Распутин. «Уроки французского». Трудные военные годы в жизни страны.
Любознательность юного героя. Душевная теплота учительницы, ее умение помочь
ученику. Значение названия рассказа. Гуманизм рассказа.
Теория. Живой отклик искусства на исторические события.
Фантастика и ее жанры
Фантастика и ее жанры в современной литературе.
Р.Шекли. «Запах мысли». Жанр рассказа в научно-фантастической литературе.
Рассказ «Запах мысли». Герой - Лерой Кливи и обитатели планеты З — М — 22.
Что помогло спастись герою рассказа. Виды коммуникаций и телепатия.
Особенности юмора в фантастическом произведении.
Теория. Жанры научной фантастики.
Детективная литература и ее жанры
Особенности произведений детективного жанра. Читатель классики и читатель
детектива.
А. Конан Дойл. «Пляшущие человечки». Конан Дойл и его герой Шерлок
Холмс в оценке читателей XIX и XX вв. Особенность композиции новелл о Холмсе.
Сюжет «Пляшущих человечков» и герои новеллы. Причины творческого
долголетия главного героя новелл Дойла.
Теория. Новелла.
Из истории пародии. Пародия как жанр критико-сатирической литературы.
Пародия и ее роль в истории литературы. Пародия в литературе разных эпох (от
древности до наших дней). Козьма Прутков и его «творчество». Современная
пародия. Пародия и карикатура. Пародия и шарж.
Теория. Пародия. Фельетон. Шарж. Карикатура.
Обобщение изученного
Мир литературы и богатство его жанров. Рекомендации по самостоятельному
чтению во время летних каникул.
Тематическое планирование
В том числе на:
№
Наименование разделов и
тем
Всего
часов
к/р р/р
Введение (1 час)
1
Основные роды искусства
слова (эпос, лирика, драма)
как исторически
сложившиеся
разновидности
художественных
произведений
Дата
п/р
план.
Основные
направления
воспитательной
деятельности
факт.
- Понимание
эмоционального
воздействия
искусства, его
влияния на
душевное
состояние и
поведение
людей.
1
Фольклор (3 часа)
2
3
4
Жизнь фольклорных
жанров. Пословицы,
поговорки, загадки как
афористичные жанры.
Особенности построения
фольклорной сказки
Жанры народного театра.
Сатирическая сказка
«Барин» как пьеса и как
народная игра
1
1
1
- Привлечение
школьников к
ценностному
аспекту
изучаемых
произведений.
- Уважение к
творчеству
своего народа.
Античная литература (1 час)
Героический эпос
древности: «Илиада»
Гомера как поэма о
Троянской войне.
5
1
-. Проявлять
уважение,
ценностное
отношение к
историческому и
культурному
наследию своего
и других
народов
Литература эпохи Возрождения (3 часа)
6
7
У. Шекспир «Ромео и
Джульетта». Трагедия как
жанр драматического
произведения. Вечные
проблемы в трагедии
У.Шекспир «Ромео и
Джульетта». Судьба юных
влюбленных в мире
несправедливости и злобы
1
1
- Знать и
уважать
художественное
творчество
своего и других
народов,
понимать его
значение в
культуре.
Сонет как особый
стихотворный жанр.
Своеобразие сонетов .
8
9
10
11
12
13
14
15
1
Русская литература XIX века (32+4 часа)
Жанровые особенности
басни. Басня в античной
1
литературе Греции и Рима.
Басни Эзопа и Лафонтена
Развитие русской басни в
литературе XVIII – XIX
1
веков. Различие басни и
притчи
Истоки жанра баллады.
Особенности баллады Э. По
1
«Аннабель Ли»
Сюжет и герои баллады
«Перчатка» в переводах
1
В.А.Жуковского и
М.Ю.Лермонтова
А.С.Пушкин. Богатство
тематики и разнообразие
жанров в лирике. Любовь и
дружба в лирике поэта на
основе анализа стихов
1
«К***», «На холмах
Грузии…», «Я вас любил…»,
«Друзьям», «К портрету
Жуковского»., «Зимний
вечер», «Няне», «Пущину»
А.С.Пушкин. Совершенство
формы и эмоциональная
яркость лирических
1
произведений на основе
анализа стихов «Туча», «Моя
эпитафия», «Элегия»
А. С. Пушкин. Жанровое
разнообразие пушкинской
прозы (сборник «Повести
1
Белкина»). Композиционные
особенности повести
«Барышня-крестьянка
-Прививать
любовь к
чтению
-Развивать
навыки
выразительного
чтения
-Развивать
навыки
выразительного
чтения.
-Взывать любовь
к людям, к
природе.
-Учить логике,
точному и
выразительному
изложению
мысли.
-Развивать
воображение
-Сознавать
значение
художественной
культуры как
средства
коммуникации и
самовыражения
в современном
обществе,
значение
нравственных
норм, ценностей,
традиций в
искусстве.
Выражать
понимание
ценности
отечественного
и мирового
художественног
о наследия, роли
народных
традиций и
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
А. С. Пушкин. Роман
«Дубровский». История
создания романа, завязка.
Дубровский – старший и
Троекуров.
А. С. Пушкин. Роман
«Дубровский». Изображение
русского барства. Отец и
сын.
А. С. Пушкин. Роман
«Дубровский». История
любви Владимира и Маши.
Подготовка к сочинению по
роману А.С. Пушкина
«Дубровский»
Сочинение по роману А.С.
Пушкина «Дубровский»
М.Ю. Лермонтов. Богатство
жанров лирики
(стихотворения «Нет, я не
Байрон…», «Элегия»,
«Стансы», «Песня»,
«Романс», «Дума»,
«Молитва» (В минуту жизни
трудную).
М.Ю. Лермонтов.
Эмоциональная окраска
стихотворений «Тучи»,
«Узник», «Утёс»
М.Ю. Лермонтов. Жанр
баллады в творчестве
(стихотворения «Листок»,
«Три пальмы»)
М.Ю. Лермонтов. Роль
стихотворения «Смерть
Поэта» в судьбе автора.
Особенности композиции и
стилистики произведения.
М.Ю. Лермонтов. История
создания, особенности
композиции поэмы
«Мцыри».
народного
творчества в
искусстве.
Ориентировать
на
самовыражение
в разных видах
искусства,
художественном
творчестве
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
-Проявлять
уважение к
старшим, к
российским
традиционным
семейным
ценностям,
институту брака
как союзу
мужчины и
женщины для
создания семьи,
рождения и
воспитания
детей
-. Знающий
язык, культуру
своего народа,
своего края,
основы
культурного
наследия
народов России
и человечества;
испытывающий
чувство
уважения к
русскому и
родному языку,
литературе.
-. Понимающий
глобальный
характер
26
27
28
М.Ю. Лермонтов. Исповедь
романтического героя в
поэме
М.Ю. Лермонтов.
Особенности
романтического пейзажа в
поэме. Совершенство
лермонтовской рифмы
Сочинение по поэме М.Ю.
Лермонтова «Мцыри»
1
1
1
Н.В.Гоголь. История
создания комедии
«Ревизор». Идейный
замысел и особенности
построения комедии
29
30
31
32
1
Н.В.Гоголь «Ревизор».
Отражение России XIX
века в сюжете и
персонажах комедии.
Страх перед ревизором как
основа развития
комедийного действия
Н.В.Гоголь «Ревизор».
Разоблачение нравственных
и социальных пороков
человечества в комедии.
Мастерство речевых
характеристик
Н.В.Гоголь «Ревизор».
Общечеловеческое значение
характеров комедии.
1
1
1
1
экологических
проблем, путей
их решения,
значение
экологической
культуры в
современном
мире.
Выражающий
неприятие
действий,
приносящих
вред природе,
окружающей
среде.
Сознающий
свою роль и
ответственность
как гражданина
и потребителя в
условиях
взаимосвязи
природной,
технологической
и социальной
сред.
Выражающий
готовность к
участию в
практической
деятельности
экологической,
природоохранно
й
направленностей
.
-. Выражающий
готовность
оценивать свое
поведение и
поступки,
поведение и
поступки других
людей с позиций
традиционных
российских
духовнонравственных,
социокультурны
х ценностей и
норм с учетом
осознания
33
34
35
36
37
38
39
40
Авторские ремарки как один
из приёмов создания образа
Н.В.Гоголь «Ревизор».
Хлестаков и
«хлестаковщина».
Мастерство писателя сатирика.
Подготовка к домашнему
сочинению по комедии
Н.В.Гоголя «Ревизор».
И.С.Тургенев. Роль пейзажа
в создании облика и
характера героев в рассказе
«Свидание». Поэтический
образ героини рассказа
И.С.Тургенев. Жанровые
особенности «стихотворений
в прозе». Нравственный
пафос произведений
Н.А. Некрасов.
Стихотворения «Железная
дорога» и «Размышления у
парадного подъезда» как
образец гражданской
лирики.
Н.С. Лесков. Сказ «Левша»
как жанр эпоса. Пафос
творческого труда в
произведении
Н.С. Лесков. Сказ «Левша».
Образы героев.
М.Е.Салтыков - Щедрин.
Острота социальной
проблематики и
художественные
особенности сказки
1
1
1
1
1
1
1
1
«Повесть о том, как один
мужик двух генералов
прокормил»
41
42
М.Е.Салтыков - Щедрин.
Сатира и гротеск в сказках
«Премудрый пискарь»,
«Богатырь»
М.Твен. Рассказ «Как я
редактировал
сельскохозяйственную
газету» как памфлет.
1
1
1
последствий
поступков.
Ориентированн
ый на
традиционные
духовные
ценности и
моральные
нормы народов
России,
российского
общества в
ситуациях
нравственного
выбора.
Выражающий
активное
неприятие
аморальных,
асоциальных
поступков,
поведения,
противоречащих
традиционным в
России
ценностям и
нормам.
-. Сознающий
себя патриотом
своего народа и
народа России в
целом.
-. Сознающий
значение
художественной
культуры как
средства
коммуникации и
самовыражения
в современном
обществе,
значение
нравственных
норм, ценностей,
традиций в
искусстве.
Выражающий
понимание
ценности
отечественного
и мирового
43
44
45
46
47
48
49
50
Особенности сатиры
писателя.
А.П.Чехов. Природа
комического в
юмористических рассказах
1
«Хирургия», «Жалобная
книга», «Смерть чиновника»,
«Тоска».
Обобщающий
урок
по
литературе XIX века. Роль
портрета и пейзажа в
1
произведениях
различных
родов и жанров литературы
XIX века.
Русская литература XX века (16+2 часа)
Отражение духовных
поисков человека XX века в
лирике В.Я.Брюсова
1
(«Труд», «Гимн человеку»),
И.А.Бунина («Изгнание», «У
птицы есть гнездо…»).
Отражение духовных
поисков человека XX века в
лирике К.Д.Бальмонта («Бог
создал мир из ничего…»),
1
И.Северянина («Не завидуй
другу…»), Р.Киплинга
(«Если….», «Заповедь»).
А.М. Горький.
Романтические произведения
«Песня о Буревестнике» и
1
«Старуха Изергиль». Приём
контраста в романтическом
произведении
А.М.Горький. Элементы
притчи в сказке «Старый
1
Год»
В.В. Маяковский.
«Необычайное приключение,
бывшее с Владимиром
Маяковским летом на даче»
1
как лироэпическое
произведение.
Представления поэта о
сущности творчества
В.В. Маяковский.
1
Поэтическое новаторство.
художественног
о наследия, роли
народных
традиций и
народного
творчества в
искусстве.
Ориентированн
ый на
самовыражение
в разных видах
искусства,
художественном
творчестве.
-Развивать
навыки
выразительного
чтения.
-Учить логике в
рассуждениях,
точному
и
выразительному
изложению
мысли.
-Взывать
в
учащихся
любовь к людям.
Знать
и
принимать свою
российскую
гражданскую
идентичность в
поликультурном
и
многоконфессио
нальном
российском
обществе,
в
современном
мировом
сообществе.
Проявляющий
уважение,
ценностное
отношение
к
государственны
51
52
53
54
55
56
57
58
«Гимн обеду» как
сатирическое произведение
М.А.Булгаков «Ревизор с
вышибанием». Связь
реального события и
гоголевского сюжета в
драматической сценке
К.Г.Паустовский.
Поэтическая проза. Природа
и люди как причина
возникновения творческого
импульса в «Рождении
рассказа»
К.Г.Паустовский.
Популярность жанра эссе в
современной литературе.
«Радость творчества» как
эссе.
Сочинение в жанре эссе
Ф.А.Абрамов «О чём плачут
лошади». Эстетическая,
нравственная и
экологическая проблематика
рассказа
А. В. Вампилов
«Несравненный
Наконечников».
Водевильное решение
выбора призвания в водевиле
Состояние души лирического
героя в стихотворениях
поэтов второй половины 20
века. А.Т.Твардовского «Как
после мартовских
метелей…», «июль макушка лета…»,
Н.А.Заболоцкого «Гроза
идёт», Б.Ш.Окуджавы
«Арбатский романс»,
В.С.Высоцкого «Я не
люблю…».
М.А.Шолохов «Они
сражались за Родину».
Великая Отечественная
война в художественной
литературе. Описание
событий войны по живым
следам в романе
м
символам
России,
праздникам,
традициям
народа России.
Понимающий и
принимающий
свою
сопричастность
прошлому,
настоящему
и
будущему
народам России,
тысячелетней
истории
российской
государственнос
ти.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
-Ориентировать
на применение
знаний
естественных и
социальных наук
для
решения
задач в области
охраны
окружающей
среды,
планирования
своих поступков
и оценки их
возможных
последствий для
окружающей
среды. Понимать
глобальный
характер
экологических
проблем, путей
их
решения,
значение
экологической
культуры
в
современном
мире. Выражать
59
60
61
А.Н.Толстой «Русский
характер». Тема патриотизма
в рассказе
В.Г.Распутин «Уроки
французского». Отражение в
рассказе трудностей
послевоенного времени
В.Г.Распутин «Уроки
французского». Душевная
щедрость главной героини
рассказа. Смысл названия
произведения
Сочинение в жанре эссе
«Нравственный выбор моего
ровесника»
62
1
1
1
1
1
неприятие
действий,
приносящих
вред
природе,
окружающей
среде.
Сознающий
свою роль и
ответственность
как гражданина
и потребителя в
условиях
взаимосвязи
природной,
технологической
и
социальной
сред. Выражать
готовность
к
участию
в
практической
деятельности
экологической,
природоохранно
й
направленностей
.
Зарубежная литература (4 часа)
63
64
65
66
67
68
Научно-фантастическая
литература.
Р.Шекли «Запах мысли» как
научно-фантастический
рассказ. Особенности юмора в
фантастическом произведении
Детективная литература
1
1
1
А. Конан Дойл. Особенности
детективных новелл о
1
Шерлоке Холмсе
Обобщение и систематизация материала (2 часа)
Итоговая контрольная работа
1
1
Анализ контрольной работы.
Рекомендации для летнего
чтения
Итого
1
68
1
7
- Проявляющий
уважение,
ценностное
отношение к
историческому и
культурному
наследию своего
и других
народов.
-Воспитывать
линтерес к
литературе