Пояснительная записка
Рабочая программа по «Родной русской литературе» составлена на основе требований
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования к результатам освоения основной образовательной программы основного
общего образования по учебному предмету «Родная русская литература», входящему в
образовательную область «Родной язык и родная литература», и предназначена для
обучающихся 7 класса общеобразовательной школы.
Данная программа разработана на основе
1. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов
Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ).
3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря
2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31
декабря 2015 г. № 1577).
4. Письма Минобрнауки от 09.10.2017 № ТС-945/08.
5. Примерной программы по учебному предмету «Родная русская литература» для
образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования.
6. Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ
«СОШ №37».
7. Школьного учебного плана МАОУ «СОШ №37» на 2021-2022 учебный год.
Календарно-тематическое планирование составлено с учетом программы воспитания
на основании следующих документов:
1. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р).
2. Приказа Министерства просвещения России от 11.12.2020 N 712;
3. Рабочей программы воспитания МАОУ «СОШ № 37», утвержденной приказом от
31.08.2021 года.
Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного
курса литературы, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и
направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы
основного общего образования по литературе, заданных соответствующим федеральным
государственным образовательным стандартом.
Адресат
Программа рекомендована учащимся для обучения «Родной русской литературе» в 7
классе общеобразовательной школы.
Объем и сроки обучения
Программа по «Родной русской литературе» общим объемом 17 часов изучается в
течение полугодия согласно Базисному учебному плану ОУ.
Роль и место дисциплины
Программа по родной русской литературе составлена на основе требований к
предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной
в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего
образования.
Особенности программного материала
ФГОС ООО признает приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для
школьника - будущего гражданина своей страны, любящего свой народ и уважающего его
традиции, язык и культуру. Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессах
воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в
сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности
поколений. Родная литература как культурный символ России, высшая форма
существования российской духовности и языка в качестве школьного предмета
посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм,
чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству,
помогает школьнику осмыслить непреходящую историко-культурную и нравственноценностную роль родной литературы.
Предлагаемая программа построена на основе учебника «Родная русская литература.
7 класс» О.М. Александровой с учетом принципов системности, научности и доступности,
а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Данный
учебник полностью соответствует современным методологическим концепциям обучения,
богат социокультурным компонентом, а также предлагает новые педагогические
технологии, направленные на реализацию Государственного образовательного стандарта в
практической деятельности учителя. Объем и качественное представление материала не
входит в противоречие с типовой государственной программой.
В программе предусмотрены уроки, направленные на реализацию дистанционного
обучения. Дистанционное обучение в настоящее время может рассматриваться как
инновационная форма обучения, которая позволяет получать знания через интернет под
контролем учителя.
Цель дистанционного обучения – предоставить ученикам элементы универсального
образования, которые позволят им эффективно адаптироваться к изменяющимся
социально-экономическим условиям и успешно интегрироваться в современное общество.
Данный вид обучения базируется на основе передовых информационных технологий,
применение которых обеспечивает быструю и гибкую адаптацию под изменяющиеся
потребности ученика.
Обучение в дистанционной форме осуществляется по отдельным темам русского
языка, при необходимости организации такого обучения (карантин, временная
нетрудоспособность и т.п.), так и по всему комплексу тем.
С помощью дистанционного обучения удается решать такие педагогические задачи,
как:
формирование у учеников познавательной самостоятельности и активности;
создание эффективного образовательного пространства;
развитие у детей критического мышления и способности конструктивно
обсуждать различные точки зрения.
С использованием электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий в 7 классе по родной русской литературе организуются такие формы учебной
деятельности, как:
уроки;
лекции;
семинары;
практические занятия;
контрольные работы;
самостоятельные работы;
консультации с преподавателями;
e-mail;
дистанционные конкурсы, олимпиады.
Самостоятельная работа включает организационные формы дистанционного
обучения:
просмотр видеолекций;
прослушивание аудиокассет;
компьютерное тестирование;
изучение печатных и других учебных и методических материалов.
Сопровождение предметных дистанционных курсов может осуществлятъся в
следующих режимах:
тестирование онлайн;
консультации онлайн;
предоставление методических материалов;
сопровождение офлайн (проверка тестов, контрольных работ, различные виды
текущего контроля и промежуточной аттестации).
Основными принципами дистанционного обучения являются
принцип uнmеракmuвносmu, выражающийся в возможности постоянных
контактов всех участников учебной деятельности с помощью специализированной
информационно-образовательной среды (в том числе, форумы, электронная почта,
интернет-конференции, онлайн уроки, онлайн - олимпиады и др.);
принцип адапmивносmи, позволяющий легко использовать учебные материалы
нового поколения, содержащие цифровые образовательные ресурсы, в конкретных
условиях учебной деятельности, что способствует сочетанию разных дидактических
моделей проведения уроков с применением дистанционных образовательных технологий и
сетевых средств обучения: интерактивных тестов, тренажеров, лабораторных практикумов
удаленного доступа и др.;
прuнцип гибкости, дающий возможность участникам учебной деятельности
работать в необходимом для них темпе и в удобное для себя время, а также в дни
возможности непосещения занятий обучающимися по неблагоприятным погодным
условиям и дни, пропущенные по болезни или в период карантина;
принцuп модульносmи, позволяющий использовать обучающимся и
преподавателю необходимые им сетевые учебные курсы (или отдельные составляющие
учебного курса) для реализации индивидуальных учебных планов;
принцuп операmuвносmи и объекmuвносmи оцениваная учебньrх достижений
обучающихся.
В период длительной болезни обучающихся или карантина в классе (школе)
возможность получать консультации преподавателей по соответствующей дисциплине
через электронную почту, программу Skype, ViЬеr, WhatsApp, используя для этого
возможные каналы выхода в Интернет.
Применение дистанционного обучения в учебном процессе позволяет:
сделать урок наглядным, красочным, информативным;
использовать дифференцированный и личностно-ориентированный подход к
обучению;
активизировать познавательную деятельность учащегося;
повысить мотивацию учащихся к изучению предмета;
развивать мышление и творческие способности детей.
Целевая установка
Целью прохождения настоящего курса является:
создание представлений о русской литературе как едином национальном
достоянии;
приобщение к литературному наследию своего народа;
воспитание ценностного отношения к родному русскому языку и родной русской)
литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание
исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры
народа.
развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение
практического опыта исследовательской работы по родной русской литературе, воспитание
самостоятельности в приобретении знаний.
Важнейшими задачами курса по родной русской литературе являются:
формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения
родной литературы;
обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным
ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным ее
произведениям;
приобщение к литературному наследию своего народа;
формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание
исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры
народа;
формирование умения актуализировать в художественных текстах родной
литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать исторический,
историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа
художественного литературного произведения
Взаимосвязь коллективной (аудиторной) и самостоятельной работы обучаемых
При изучении курса для обучаемых предусмотрены возможности для
самостоятельной работы, а именно использование заданий, требующих поиска,
переработки и представления информации в новом виде. Освоение курса предполагает
изменения роли ученика и учителя в учебном процессе относительно традиционной
парадигмы, а также учета динамики передачи ученику ответственности за собственное
учение. В ходе прохождения программы обучающиеся самостоятельно могут выбирать
уровень сложности и характер задания, роль и характер участия в групповой работе.
Формы организации учебного процесса
индивидуальная;
парная;
групповая;
коллективная.
Структура программы
Программа по родной русской литературе для 7 класса включает следующие разделы:
Пояснительную записку.
Планируемые результаты обучения родной русской литературе.
Содержание обучения родной русской литературе.
Тематическое планирование.
Итоговый контроль
Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью контрольных работ,
практических занятий, различных сообщений, которые включают вопросы по основным
проблемам курса.
Предполагаемый результат:
понимание ключевых проблем изученных произведений;
понимание связи произведения с эпохой его написания;
владение элементарными навыками анализа художественного произведения;
понимание слова в художественном произведении в его эстетической функции;
создание рефератов на литературные и общекультурные темы.
умение формулировать и аргументировать свои мысли;
умение привлекать новый и изученный материал;
совершенствование устной и письменной речи;
воспитание любви к родной русской литературе.
Планируемые результаты освоения учебного курса
«Родная русская литература»
7 класс
Личностные результаты:
1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание
истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных
ценностей
многонационального
российского
общества;
воспитание
чувства
ответственности и долга перед Родиной;
2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с
учётом устойчивых познавательных интересов;
3. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
4. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
5. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8. формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни
во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде;
9. осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
10. развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами изучения курса родная русская литература
является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
умение
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного
чтения и технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
учиться
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную,
подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную
информацию текста, воспринятого на слух;
пользоваться
разными
видами
чтения:
изучающим,
просмотровым,
ознакомительным;
извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя),
представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация,
таблица, схема);
владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным,
детальным);
перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из
одной формы в другую (переводить сплошной тест в план, таблицу, схему и наоборот: по
плану, по схеме, по таблице составлять сплошной) текст;
излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато,
выборочно;
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его
методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать
решения и делать выборы;
уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,
в том числе в ситуации столкновения интересов;
уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности
и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя;
уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);
осознать важность коммуникативных умений в жизни человека;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации,
создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
адекватно
использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи,
различными видами монолога и диалога;
высказывать и обосновывать свою точку зрения (при методической поддержке
учителя);
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Предметными результатами изучения курса родная русская литература является
сформированность следующих умений:
1. осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего
дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве
познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества,
многоаспектного диалога;
2. понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3. обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативноэстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений
культуры своего народа, российской и мировой культуры;
4. воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим
вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и
письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания
аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного,
сознательно планировать свое досуговое чтение;
5. развитие способности понимать литературные художественные произведения,
отражающие разные этнокультурные традиции;
6. овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе
понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного,
делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать,
критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную
картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только
эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления».
Важнейшие умения в 7 классе следующие:
правильно, бегло и выразительно читать художественные, публицистические и
учебные тексты;
выразительно читать произведения или отрывки из них наизусть;
осмысливать, характеризовать, анализировать изучаемое в школе или прочитанное
самостоятельно художественное произведение (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос,
лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований;
обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, готовить
аргументированный отзыв о произведении;
выявлять роль героя, портрета, пейзажа, детали, авторской оценки в раскрытии
содержания произведения;
составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
объяснять роль художественных средств в произведении и пользоваться
справочным аппаратом учебника;
владеть монологической и диалогической речью, уметь готовить сообщения,
доклады, рефераты;
письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную
темы;
выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания критиков и
литературоведов, делать выводы и умозаключения;
высказывать собственное суждение об иллюстрациях;
сопоставлять произведения разных видов искусства, писать сочинение по картине.
Обучающийся научится:
владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным,
просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием
основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной
переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных
функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и
функциональных разновидностей языка;
пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием
образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному
или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа;
уметь вести диалог;
понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного
произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких
произведений;
понимать литературные художественные произведения, отражающие разные
этнокультурные традиции;
осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном
произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального
осмысления
определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного
содержания произведения (элементы филологического анализа);
владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе
литературного произведения;
Обучающийся получит возможность научиться:
анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации
общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные
причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей
деятельности;
аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных
высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и
интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно
планировать свое досуговое чтение;
участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и
аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта.
Содержание учебного предмета «Родная русская литература»
7 класс
1. Россия – Родина моя
Песня русская – душа народная (2 ч)
Русская народная песня. «На заре то было, братцы, на утренней…» «Ах вы, ветры, ветры
буйные…» А.С Пушкин «Песни о Стеньке Разине». И. З Суриков «Я ли в поле да не
травушка была…». А.К. Толстой «Моя душа летит приветом».
Города земли русской (2 ч)
Сибирью прирастает земля русская. В.Г. Распутин «Сибирь, Сибирь…» А. И. Солженицын
«Колокол Углича».
Родные просторы (1 ч)
Русское поле. И. С Никитин «Поле». И. А. Гофф «Русское поле». Д. В. Григорович
«Пахарь».
2. Русские традиции
Праздники русского мира (3ч)
Пасха. К. Д. Бальмонт «Благовещенье в Москве». А. С. Хомяков «Кремлевская заутреня на
Пасху». А.А. Фет «Христос воскресе! – клик весенний…» А.П. Чехов «Казак».
Тепло родного дома (2ч)
Русские мастера. В.А.Солоухин «Камешки на ладони». Ф.А. Абрамов «Дом» Р. И.
Рождественский «О мастерах».
3. Русский характер – русская душа
«Не до ордена – была бы Родина…» (2 ч)
На Первой мировой войне. С.М Городецкий «Воздушный витязь». Н. С Гумилев
«Наступление». «Война». М.М Пришвин «Голубая стрекоза».
Загадки русской души (2 ч)
Долюшка женская. Ф.И.Тютчев «Русской женщине». Н.А Некрасов «Внимая ужасам
войны». Ю.В.Друнина «Запас прочности», «И откуда вдруг берутся силы…» В.М. Тушнова
«Вот говорят: Россия…». Ф.А Абрамов «Золотые руки»
О ваших ровесниках (2 ч)
Взрослые детские проблемы. Н.Н Назаркин «Изумрудная рыбка», «Ах, миледи!», «Про
личную жизнь». А. С. Игнатова «Джинн Сева»
«Лишь слову жизнь дана…» (1ч)
«Такого языка на свете не бывало…». В.А. Рождественский «В родной поэзии совсем не
старовер…».
Календарно - тематическое планирование
№
пп
Наименование разделов и тем
Всего
часов
В том числе на:
к/р р/р п/р
Дата
план. факт.
Основные
направления
воспитательной
деятельности
Россия – Родина моя (5 часов)
1.
2.
3.
4.
5.
Песня русская – душа
народная. Русская народная
песня «На заре то было,
братцы, на утренней…», «Ах
вы, ветры, ветры буйные…».
А.С Пушкин «Песни о Стеньке
Разине».
И. З. Суриков «Я ли в поле да
не травушка была…». А.К.
Толстой «Моя душа летит
приветом».
Города земли русской
Сибирью прирастает земля
русская. В.Г. Распутин
«Сибирь, Сибирь…».
А. И. Солженицын «Колокол
Углича».
Родные просторы
Русское поле. И. С Никитин
«Поле». И. А. Гофф «Русское
поле». Д. В. Григорович
«Пахарь».
1
1
1
1
- Привлечение
школьников к
ценностному
аспекту
изучаемых
произведений.
- Уважение к
творчеству
своего народа.
- Понимание
искусства, его
влияния на
людей.
- Сознавать свою
этнокультурную
идентичность,
любящий свой
народ, его
традиции,
культуру.
-. Сознающий
себя патриотом
своего народа и
народа России в
целом, свою
общероссийскую
культурную
идентичность
Русские традиции (5 часов)
6.
7.
8.
Праздники русского мира
Пасха. К. Д. Бальмонт
«Благовещенье в Москве».
А. С. Хомяков «Кремлевская
заутреня на Пасху». А.А. Фет
«Христос воскресе! – клик
весенний…».
А.П. Чехов «Казак»
1
1
1
- Понимать
ценность
межрелигиозного,
межнационально
го согласия
людей, граждан,
народов в
России,
умеющий
общаться с
людьми разных
народов,
вероисповеданий.
9.
10.
Тепло родного дома
Русские мастера. В.А.Солоухин
«Камешки на ладони».
Ф.А. Абрамов «Дом» Р. И.
Рождественский «О мастерах».
1
1
-. Сознавать себя
патриотом
своего народа и
народа России в
целом.
Русский характер – русская душа (7 часов)
11
12
13
14
15
«Не до ордена – была бы
Родина…»
На Первой мировой войне. С.М
Городецкий «Воздушный
витязь».
Н. С. Гумилев «Наступление»,
«Война». М.М Пришвин
«Голубая стрекоза»
Загадки русской души.
Долюшка женская. Ф.И.Тютчев
«Русской женщине». Н.А
Некрасов «Внимая ужасам
войны».
Ю.В. Друнина «Запас
прочности», «И откуда вдруг
берутся силы…». В.М. Тушнова
«Вот говорят: Россия…». Ф.А
Абрамов «Золотые руки».
О ваших ровесниках.
Взрослые детские проблемы. Н.Н.
Назаркин «Изумрудная рыбка»,
«Ах, миледи!», «Про личную
жизнь».
А. С. Игнатова «Джинн Сева».
16
1
1
1
1
1
1
«Лишь слову жизнь дана…».
17
«Такого языка на свете не
бывало…». В.А. Рождественский
1
Знать и уважать
боевые подвиги
героев и
защитников
Отечества в
прошлом и
современности.
-Выражать
активное
неприятие
аморальных,
асоциальных
поступков,
поведения.
- Понимать и
принимать свою
сопричастность
прошлому,
настоящему и
будущему
народам России,
тысячелетней
истории
российской
государственнос
ти.
- Ориентировать
на
традиционные
духовные
ценности и
моральные
нормы народов
России,
российского
общества в
ситуациях
нравственного
выбора.
-Воспитывать
бережное
отношение к
языку,
стремление
«В родной поэзии совсем не
старовер…».
Итого:
к знаниям.
17