Рабочая программа по родной русской литературе 10 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа по родной литературе в 10 классе составлена на основе:
1. Конституции Российской Федерации;
2. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
3. Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального
общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (в ред. Приказов
Минобрнауки России от 5 марта 2004 г.№1089, от 03.06.2008 №164, от 31.08.2009 №320, от
19.10.2009 №427 от 10.11.2011 №2643, от 24.01.2012 №39, от 31.01.2012 №69).
4. Письма Министерства образования Ростовской области от 13.05.2020 №24/4.1-6874
«О направлении рекомендаций»;
5. Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в
образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего
образования;
6. Примерной программы по учебному предмету «Родная литература» для
образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования. 59 классы с учётом
 «Концепции преподавания русского языка и литературы», утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637.
 «Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской
Федерации», утвержденной Правительством Российской Федерации от 03.06.2017 № 1155.
 Перечня «100 книг по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации,
рекомендуемых школьникам к самостоятельному прочтению» (письмо Министерства
образования и науки Российской Федерации от 16.01.2013 г. № НТ- 41/08).
Календарно-тематическое планирование составлено с учетом программы воспитания на
основании следующих документов:
1. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р).
2. Приказа Министерства просвещения России от 11.12.2020 N 712;
3. Рабочей программы воспитания МАОУ «СОШ № 37», утвержденной приказом от
31.08.2021 года.
Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса
литературы, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено
на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного
общего образования по литературе, заданных соответствующим федеральным
государственным образовательным стандартом.
Адресат
Программа рекомендована учащимся для обучения русскому языку в 10 классе
общеобразовательной школы.
Объём и сроки обучения
Программа по русскому языку общим объёмом 17 часов изучается в течение учебного года,
согласно Базисному учебному плану ОУ.
Цель изучения учебного предмета «Родная литература»:
воспитание уважительного и бережного отношение к родной литературе как величайшей
духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.
Задачи:
 формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной
литературы;
 обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям
и художественному многообразию родной литературы, к отдельным ее произведениям;
 приобщение к литературному наследию своего народа;
 формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание
исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры
народа;

 формирование умения актуализировать в художественных текстах родной литературы
личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать исторический, историкокультурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного
литературного произведения;
 обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся
культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в
соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета.
ФГОС ООО признает приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для
школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ и уважающего его
традиции, язык и культуру. Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессах
воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в
сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений.
Родная литература как культурный символ России, высшая форма существования российской
духовности и языка в качестве школьного предмета посредством воздействия на эстетические
чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности
к культуре, народу и всему человечеству.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета

1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета (личностные,
метапредметные УУД, предметные УУД):
- личностные:
 воспитание
духовно
развитой
личности,
обладающей
гуманистическим
мировоззрением, национальным самосознанием, чувством патриотизма через приобщение
учащихся к искусству слова, богатству русской родной литературы;
 формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и
себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
 осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего
развития;
 понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни;
 воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом;
 овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе
понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного,
делового, публицистического.
- метапредметные:
 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
 умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
её решения;
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
 умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

 умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
 смысловое чтение;
 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
 умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической
контекстной речью;
 формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий.
- предметные:
в том числе: (по разделам)
 понимание ключевых проблем изученных произведений древнерусской литературы,
русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России;
 понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление
заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного
звучания;
 умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к
одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею,
нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять
героев одного или нескольких произведений;
 определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного
содержания изведения (элементы филологического анализа); владение элементарной
литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
 приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры,
сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
 формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
 собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных
произведений;
 понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
 восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и
адекватное восприятие;
 умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием
образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному
или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа,
вести диалог;
 написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных
произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и
общекультурные темы;
 понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
 понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительновыразительных языковых средств в создании художественных образов литературных
произведений.
Выпускник на базовом уровне научится:
– демонстрировать знание произведений родной литературы (русской), приводя примеры
двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;

– понимать значимость чтения на родном языке (русском) и изучения родной литературы
(русской) для своего дальнейшего развития; осознавать потребность в систематическом
чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и
общества, многоаспектного диалога;
– осознавать родную литературу (русскую) как одну из основных национальнокультурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
– обеспечению культурной самоидентификации, осознанию коммуникативноэстетических возможностей родного языка (русского) на основе изучения выдающихся
произведений культуры своего народа;
– навыкам понимания литературных художественных произведений, отражающих разные
этнокультурные традиции;
– в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а
именно:
 обосновывать выбор художественного произведения для анализа,
приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику
(содержащиеся в нем смыслы и подтексты);
 использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты
произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;
 давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или
более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их
взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира
произведения;
 анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и
связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы
изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия
и/или развития их характеров;
 определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном
произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их
художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой
наполненности, эстетической значимости;
 анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в
произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей
текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое
воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения,
выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);
 анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется
отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например,
ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);
– осуществлять следующую продуктивную деятельность:
 давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или
создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя
целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности
произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе
(периоду);
 выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои
собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с
использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов
и т. п.);
– анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем
объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской
индивидуальности;
– анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими
областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);

– анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического
произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного
чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный
текст.
Содержание учебного предмета, курса:
Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русской родной литературы
опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области
«Русский язык и литература», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные
линии настоящей программы соотносятся с основными содержательными линиями основного
курса русской литературы в образовательной организации, но не дублируют.
В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки:
1. «Введение. Из древнерусской литературы» представлено содержание, изучение
которого позволит понять, что «литература дает нам колоссальный, обширнейший и
глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только
чувство красоты, но и понимание жизни» (Д.С.Лихачев), раскрыть взаимосвязь литературы и
истории.
2. «Из русской литературы XIX века» представлены произведения, дающие
возможность формировать ценностные ориентиры обучающихся.
3. «Из русской прозы XX века» собраны произведения, знакомящие с разными аспектами
жизни, помогающие осознать духовно-нравственные ценности.
4. «Великая Отечественная война в русской литературе» – знакомство с
произведениями, направленными на формирование чувства патриотизма, сострадания,
уважения к людям любой национальности, гуманизма.
5. «Из современной русской литературы ХХI века» представлены произведения,
помогающие осмыслить такие понятия, как выбор, взаимопонимание, милосердие.

Календарно - тематическое планирование

№
пп

1

2

3
4

5

6
7
8
9
10

11

12

13

14

15
16

Наименование разделов и тем
Введение. Любите читать!
Житийный жанр в
древнерусской литературе.
«Житие Сергия Радонежского».
А.П. Чехов. Обзор жизни и
творчества. Рассказы.
("Душечка", "Анна на шее" и
др.)
История любви в повести
И.С.Тургенева «Вешние воды».
Нравственные проблемы
рассказа К.Г. Паустовского
«Телеграмма».
В.П. Астафьев. «Рукавички»,
«Рукой согретый хлеб» (из
книги «Затеси»). Личные
переживания героя-рассказчика.
А.С. Грин. Рассказ «Зелёная
лампа». Характеры героев.
Смысл названия.
Письменная работа
«Размышляя над прочитанным»
Проблема утраты связи с отчим
домом в рассказе Ю.П. Казакова
«Запах хлеба».
Ю. Нагибин «Старая черепаха».
Что такое ответственность?
Нравственные уроки (по
повести А.Алексина «Безумная
Евдокия»).
Г. Н. Щербакова. «Вам и не
снилось». История о первой
любви. Взаимоотношения
родителей и детей в повести
«Смелого пуля боится…»
Рассказ К.Симонова «Третий
адъютант».
А. Н. Толстой «Русский
характер». Черты характера
русского человека.
К.Д. Воробьев «Седой тополь».
Борьба за жизнь в лагере
военнопленных.
Л. Улицкая «Детство сорок
девять». Книга о послевоенном
детстве.
Проблемы и уроки литературы
XX и ХХI веков

В том числе
на:
Всего
часов к/р р/р п/р

1

1
1

1

1

1
1
1

1

1

1

1

1
1

план

факт.

Основные
направления
воспитательной
деятельности
- Воспитание
уважительного и
бережного
отношение к
родной
литературе как
величайшей
духовной,
нравственной и
культурной
ценности
русского народа.

1

1

Дата

1

- Понимание
родной
литературы как
одной из
основных
национальнокультурных
ценностей
народа, как
особого способа
познания жизни;
- Воспитание
квалифицирован
ного читателя со
сформированны
м эстетическим
вкусом.

17

Письменная работа
«Размышляя о прочитанном»

1

1

17

2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 26.02.2025.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(3012)22-70-33

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».