Рабочая программа по химии 9 класс

Пояснительная записка
Настоящая программа по химии составлена на основе:
1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ. от
29.12.2012.
2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17
декабря 2010года №1897.
3. Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ
«СОШ №37».
4. Школьного учебного плана МАОУ «СОШ №37» на 2021-2022 учебный год.
Календарно-тематическое планирование составлено с учетом программы
воспитания на основании следующих документов:
1. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р).
2. Приказа Министерства просвещения России от 11.12.2020 N 712;
3. Рабочей программы воспитания МАОУ «СОШ № 37», утвержденной приказом
от 31.08.2021 года.
5. Примерной программы по химии для 8-9 классов.
Адресат
Программа рекомендована учащимся для обучения химии в 9 классе
общеобразовательной школы.
Объем и сроки обучения
Программа по химии общим объемом 68 часов (2 часа в неделю, базовый
уровень) изучается в течение учебного года, согласно Базисного учебного плана
общеобразовательного учреждения.
Роль и место дисциплины (курса, предмета)
Курс входит в число дисциплин, включенных в учебный план для
общеобразовательных учреждений РФ, особое место данного курса обусловлено
необходимостью формирования целостного представления о мире, основанного на
приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности, приобретении опыта
разнообразной деятельности, познания и самопознания, подготовке к осуществлению
осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как биология, геология,
физика, математика, экология.
Актуальность
В настоящее время к числу важных вопросов образования относится проблема
обучения химии. Химия является междисциплинарной наукой и играет ключевую роль
среди естественных наук. Она дает фундаментальные знания, необходимые для
прикладных наук, таких как астрономия, материаловедение, химическая технология,
медицина и фармакология. Курс химии в школе в настоящее время находится в связи с
другими дисциплинами (физикой, математикой, биологией, геологией, экологией).
Преподавание химии развивается в направлении все большего соответствия учебной
дисциплины химической науке – ее системе и характеру проявляемой научной
деятельности.
Особенности программного материала
Специфика данной учебной дисциплины обусловлена возрастными и
психологическими особенностями данного возраста, основана на принципах
индивидуализации и дифференциации материала.
На этапе основного общего среднего образования происходит включение
обучаемых в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют
такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы,
классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения,

объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же
относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика,
разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки
проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать
материал и др. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и
развитию познавательных способностей. Таким образом, в программе обозначено
целеполагание курса химии на разных уровнях: на уровне метапредметных, предметных и
личностных целей; на уровне метапредметных, предметных и личностных
образовательных результатов (требований); на уровне учебных действий. Особенности
содержания обучения химии в основной школе обусловлены спецификой химии как науки
и поставленными задачами. Основными проблемами химии являются изучение состава и
строения веществ, зависимости их свойств от строения, получение веществ с заданными
свойствами, исследование закономерностей химических реакций и путей управления ими
в целях получения веществ, материалов, энергии. Поэтому в программе по химии нашли
отражение основные содержательные линии:

вещество— знания о составе и строении веществ, их важнейших
физических и химических свойствах, биологическом действии;

химическая реакция— знания об условиях, в которых проявляются
химические свойства веществ, способах управления химическими процессами;

применение веществ— знания и опыт практической деятельности с
веществами, которые наиболее часто употребляются в повседневной жизни,
широко используются в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте;

язык химии— система важнейших понятий химии и терминов, в которых
они описываются, номенклатура неорганических веществ, т. е. их названия (в том
числе и тривиальные), химические формулы и уравнения, а также правила
перевода информации с естественного языка на язык химии и обратно.
Данный курс ориентирован на реализацию развивающего обучения, в частности
прогностической направленности изучаемого химического материала. Учащимся
предлагается не запоминать набор химических фактов, а генерировать эти знания на
основе общих принципов, теорий и законов химии.
В содержании курса 9 класса вначале обобщенно раскрыты сведения о свойствах
классов веществ — металлов и неметаллов, а затем подробно освещены свойства
щелочных и щелочноземельных металлов и галогенов. Наряду с этим в курсе
раскрываются также и свойства отдельных важных в народнохозяйственном отношении
веществ. Заканчивается курс знакомством с органическими соединениями, в основе
отбора которых лежит идея генетического развития органических веществ от
углеводородов до биополимеров (белков и углеводов).
Особое внимание уделяется связи изучаемого материала с жизнью. Особый
акцент в программе сделан на использование коллективных дискуссий, проектную,
групповую и парную работу учащихся, что является очевидным признаком соответствия
современным требованиям к организации учебного процесса.
В данной рабочей программе 5 контрольных работ, 6 практических работ
распределены по темам и проводятся после изучения соответствующего теоретического
материала, что считается более целесообразно, так как служит не только средством
закрепления знаний, умений и навыков, но также является средством контроля качества
их сформированности.
Предлагаемая программа построена на основе УМК «Химия-9», автор О.С.
Габриелян.
В программе предусмотрены уроки, направленные на реализацию
дистанционного обучения. Дистанционное обучение в настоящее время может
рассматриваться как инновационная форма обучения, которая позволяет получать знания
через интернет под контролем учителя.

Цель дистанционного обучения – предоставить ученикам элементы
универсального образования, которые позволят им эффективно адаптироваться к
изменяющимся социально-экономическим условиям и успешно интегрироваться в
современное общество. Данный вид обучения базируется на основе передовых
информационных технологий, применение которых обеспечивает быструю и гибкую
адаптацию под изменяющиеся потребности ученика.
С помощью дистанционного обучения удается решать такие педагогические
задачи, как:

формирование у учеников познавательной самостоятельности и активности;

создание эффективного образовательного пространства;

развитие у детей критического мышления и способности конструктивно
обсуждать различные точки зрения.
Содержание образования химии в 9 классе, включающее дистанционное
обучение, реализуется посредством форм обучения

участие (онлайн, офлайн) в разнообразных интернет мероприятиях
(интернет - фестивали, олимпиады),

конкурсы, викторины и т. д.);

подготовка к экзаменам;

осуществление проектной и исследовательской деятельности;

организация дополнительного обучения по «интересам».
Применение дистанционного обучения в учебном процессе позволяет:

сделать урок наглядным, красочным, информативным;

использовать дифференцированный и личностно-ориентированный подход к
обучению;

активизировать познавательную деятельность учащегося;

повысить мотивацию учащихся к изучению предмета;

развивать мышление и творческие способности детей.
Целевая установка
Главная цель курса:
освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической
символике;
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический
эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений
химических реакций;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в
процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний
в соответствии с возникающими жизненными потребностями,
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов
естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ
и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач
в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и
окружающей среде.
Учебно-воспитательные задачи предмета:
изучение основ науки: важнейших фактов, понятий, химических законов и теорий,
химической символики, доступных обобщений мировоззренческого характера;
ознакомлениес технологическим применением законов химии, с научными основами
химического производства, с трудом людей на химическом и смежных производствах;
воспитание нравственности, гуманизма, бережного отношения к природе и
собственности;

воспитаниеосознанной потребности в труде, совершенствование трудовых умений и
навыков, подготовка к сознательному выбору профессии в соответствии с личными
способностями и потребностями общества;
формирование умений сравнивать, вычленять в изученном существенное;
устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщения; связно и доказательно
излагать учебный материал; самостоятельно применять, пополнять и систематизировать
знания;
формирование умений обращаться с химическими веществами, простейшими
приборами, оборудованием; соблюдать правила техники безопасности; учитывать
химическую природу вещества для предупреждения опасных для человека явлений (пожаров,
взрывов, отравлений и т. п.); наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в
природе, лаборатории, на производстве и в повседневной жизни; фиксировать результаты
опытов; делать соответствующие обобщения;
формирование умений организовывать свой учебный труд; пользоваться
учебником, справочной литературой; соблюдать правила работы в классе, коллективе, на
рабочем месте.
Ведущие принципы:
в основу содержания и структуры предмета положен дидактический принцип
личностно-ориентированного обучения, в качестве главного объекта учебновоспитательного процесса рассматривающий учащегося с его индивидуальными
особенностями восприятия и осмысления фундаментальных и прикладных знаний и
умений.
В курсе обеспечено единство содержательной и процессуальной сторон
обучения, которое подразумевает не только передачу учащимся определенной системы
научных знаний и умений, но и обучение их способам учебной деятельности по
самостоятельному добыванию упомянутых знаний и умений с применением новейших
учебных технологий и форм организации учебного процесса.
Принцип компетентностного подхода, т.е. конечный результат обучения
определяется не столько суммой приобретенных знаний, сколько умением применять их
на практике, в повседневной жизни, использовать для развития чувственных, волевых,
интеллектуальных и других качеств личности учащегося.
Формы организации учебного процесса
При реализации программы используются элементы технологий:
- личностно-ориентированного обучения, направленного на перевод обучения на
субъективную основу с установкой на саморазвитие личности;
- развивающего обучения, в основе которого лежит способ обучения,
направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьников;
- объяснительно-иллюстративного обучения, суть которого в информировании,
просвещении учащихся и организации их репродуктивной деятельности с целью
выработки как общеучебных, так и специальных (предметных) знаний;
- формирования учебной деятельности школьников, которая направлена на
приобретение знаний с помощью решения учебных задач; в начале урока классу
предлагаются учебные задачи, которые решаются по ходу урока, в конце урока согласно
этим задачам проводится диагностирующая проверка результатов усвоения с помощью
тестов;
- проектной деятельности, где школьники учатся оценивать и прогнозировать
положительные и отрицательные изменения природных объектов под воздействием
человека;
- дифференцированного обучения, когда учащиеся класса делятся на условные
группы с учетом их типологических особенностей школьников; при формировании групп
учитывается личностное отношение школьников к учебе, степень обученности и
обучаемости, интерес к изучению предмета, к личности учителя;

- учебно-игровой деятельности, которая дает положительный результат при
условии ее серьезной подготовки, когда активен и ученик, и учитель; особое значение
имеет хорошо разработанный сценарий игры, где четко обозначены учебные задачи,
каждая позиция игры, обозначены возможные методические приемы выхода из сложной
ситуации, спланированы способы оценки результатов;
- здоровьесберегающей, которая дает возможность выйти на формирование не
только готовности ребенка к здоровьетворению, но и готовности к единению с самим
собой, другими людьми и природой; готовности к самоорганизации; готовности к
творчеству, как развитию адаптивных свойств личности;
- технология проблемного подхода.
При реализации программы использовали и такие традиционные технологии, как
технология формирования приемов учебной работы, изложенная в виде правил,
алгоритмов, образцов, планов описаний.
При реализации программы используются практически все методы организации
учебно-познавательной деятельности, классифицирующиеся по характеру познавательной
деятельности школьников (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод
проблемного изложения, частично-поисковый); по источникам знаний (словесные,
наглядные, практические); по логике раскрытия учебного материала (индуктивные и
дедуктивные) и по степени самостоятельности учащихся.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, практических
занятий, конференций, диспутов, уроков-путешествий. Значительное место в учебном
процессе должны занять лекции, семинарские занятия, разнообразные по форме их
проведения, ролевые игры, групповые и индивидуальные самостоятельные работы, зачеты,
различные виды проверки и самопроверки знаний и умений. На уроках следует использовать
средства обучения и воспитания в комплексе, включая технические средства,
микропроцессорную технику.
Взаимосвязь коллективной (аудиторной) и самостоятельной работы обучаемых
При изучении курса для обучаемых предусмотрены большие возможности для
самостоятельной работы, а именно использование знаний, требующих поиска,
переработки и представления информации в новом виде. Освоение курса предполагает
изменения роли ученика и учителя в учебном процессе относительно традиционной
парадигмы, а также учета динамики передачи ученику ответственности за собственное
учение. В ходе прохождения программы обучающиеся самостоятельно могут выбирать
уровень сложности и характер задания, роль и характер участия в групповой работе,
выполнять исследовательские задания на разрешение проблем и проектные работы.
Формы организации учебного процесса

индивидуальная

парная

групповая

коллективная
Структура программы
Программа по химии для 9 класса включает следующие разделы:

Пояснительную записку.

Планируемые результаты обучения химии.

Содержание обучения химии.

Календарно - тематическое планирование.
Итоговый контроль
Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью контрольных
работ (зачетов, тестирования, текстовых контрольных работ, итогового тестирования),
которые включают вопросы по основным проблемам курса.

Планируемый результат
При изучении химии в основной школе обеспечивается достижение личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Предметные:
1.В познавательной сфере:
давать определения изученных понятий: «химический элемент», «атом», «ион»,
«молекула», «простые и сложные вещества», «вещество», «химическая формула»,
«относительная атомная масса», «относительная молекулярная масса», «валентность»,
«степень окисления», «кристаллическая решетка», «оксиды», «кислоты», «основания»,
«соли»,
«амфотерность»,
«индикатор»,
«периодический
закон»,
«периодическая таблица», «изотопы», «химическая связь», «электроотрицательность»,
«химическая реакция», «химическое уравнение», «генетическая связь», «окисление»,
«восстановление», «электролитическая диссоциация», «скорость химической реакции»;
описать демонстрационные и самостоятельно проведенные химические
эксперименты;
описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и
сложные вещества, химические реакции;
классифицировать изученные объекты и явления;
делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических
закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со
свойствами изученных;
структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную
из других источников;
моделировать строение атомов элементов 1-3 периодов, строение простых
молекул;
2. Вценностно – ориентационной сфере:
анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и
производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;
3. В трудовой сфере:
проводить химический эксперимент;
4. В сфере безопасности жизнедеятельности:
оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных
с веществами и лабораторным оборудованием.
Выпускник научится:
 описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их
существенные признаки;
 характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать
причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
 раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула»,
«химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество»,
«валентность», используя знаковую систему химии;
 изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и
сущность химических реакций с помощью химических уравнений;
 вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также
массовую долю химического элемента в соединениях для оценки их
практической значимости;
 сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли;
 классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли по
составу;
 пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;


























проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменениями
свойств веществ в процессе их превращений; соблюдать правила техники
безопасности при проведении наблюдений и опытов;
различать экспериментально кислоты и щёлочи, пользуясь индикаторами;
осознавать необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с
кислотами и щелочами.
раскрывать смысл периодического закона Д. И. Менделеева;
описывать и характеризовать табличную форму периодической системы
химических элементов;
характеризовать состав атомных ядер и распределение числа электронов по
электронным слоям атомов химических элементов малых периодов
периодической системы, а также калия и кальция;
различать виды химической связи: ионную, ковалентную полярную,
ковалентную неполярную и металлическую;
изображать
электронно-ионные
формулы
веществ,
образованных
химическими связями разного вида;
выявлять зависимость свойств веществ от строения их кристаллических
решёток: ионных, атомных, молекулярных, металлических;
характеризовать химические элементы и их соединения на основе положения
элементов в периодической системе и особенностей строения их атомов;
характеризовать научное и мировоззренческое значение периодического
закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева;
объяснять суть химических процессов и их принципиальное отличие от
физических;
называть признаки и условия протекания химических реакций;
устанавливать принадлежность химической реакции к определённому типу по
одному из классификационных признаков: 1) по числу и составу исходных
веществ и продуктов реакции (реакции соединения, разложения, замещения и
обмена); 2) по выделению или поглощению теплоты (реакции
экзотермические и эндотермические); 3) по изменению степеней окисления
химических элементов (реакции окислительно-восстановительные); 4) по
обратимости процесса (реакции обратимые и необратимые);
составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей,
солей; полные и сокращённые ионные уравнения реакций обмена; уравнения
окислительно-восстановительных реакций;
продукты химических реакций по формулам/названиям исходных веществ;
определять исходные вещества по формулам/названиям продуктов реакции;
составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности
(«цепочке») превращений неорганических веществ различных классов;
выявлять в процессе эксперимента признаки, свидетельствующие о
протекании химической реакции;
приготовлять растворы с определённой массовой долей растворённого
вещества;
определять характер среды водных растворов кислот и щелочей по изменению
окраски индикаторов;
проводить качественные реакции, подтверждающие наличие в водных
растворах веществ отдельных ионов
определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных
классов/групп: металлы и неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли;
составлять формулы веществ по их названиям;
определять валентность и степень окисления элементов в веществах;



составлять формулы неорганических соединений по валентностям и степеням
окисления элементов, а также зарядам ионов, указанным в таблице
растворимости кислот, оснований и солей;
 объяснять закономерности изменения физических и химических свойств
простых веществ (металлов и неметаллов) и их высших оксидов,
образованных элементами второго и третьего периодов;
 называть общие химические свойства, характерные для групп оксидов:
кислотных, оснóвных;
 называть общие химические свойства, характерные для каждого из классов
неорганических веществ: кислот, оснований, солей;
 приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства
неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований и солей;
 определять вещество-окислитель и вещество-восстановитель в окислительновосстановительных реакциях;
 составлять окислительно-восстановительный баланс (для изученных реакций)
по предложенным схемам реакций;
 проводить лабораторные опыты, подтверждающие химические свойства
основных классов неорганических веществ;
Выпускник получит возможность научиться:
 грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;
 осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного
поведения в окружающей природной среде;
 понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в
инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;
 использовать приобретённые ключевые компетентности при выполнении
исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и
распознавания веществ;
 развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и
письменной коммуникации при работе с текстами учебника и
дополнительной литературой, справочными таблицами, проявлять готовность
к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной
работы;
 объективно оценивать различных веществ.
 осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности
человека;
 описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного
анализа;
 применять знания о закономерностях периодической системы химических
элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ;
 развивать информационную компетентность посредством углубления знаний
об истории становления химической науки, её основных понятий,
периодического закона как одного из важнейших законов природы, а также о
современных достижениях науки и техники.
 составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращённым
ионным уравнениям;
 приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи
между основными классами неорганических веществ;
 прогнозировать результаты воздействия различных факторов на изменение
скорости химической реакции;
 прогнозировать результаты воздействия различных факторов на смещение
химического равновесия.



прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и
строения;
 прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или
восстановительные свойства с учётом степеней окисления элементов,
входящих в его состав;
 выявлять существование генетической взаимосвязи между веществами в
ряду: простое вещество — оксид — гидроксид — соль;
 организовывать, проводить ученические проекты по исследованию свойств
веществ, имеющих важное практическое значение.
Метапредметные:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.
Личностные:
в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую
химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей;
в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей
образовательной траектории;

в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять
своей познавательной деятельностью.
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
Предполагаемый результат
Личностными результатами изучения предмета «Химия» являются следующие
умения:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его
познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:
осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках
самостоятельной деятельности вне школы;
оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и
сохранения здоровья;
оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе,
особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая
стратегию рационального природопользования.
Средством развития личностных результатов служат учебный материал и
продуктивные задания учебника, нацеленные на 6-ю линию развития – умение оценивать
поведение человека с точки зрения химической безопасности по отношению к человеку и
природе.
Метапредметными результатами изучения курса «Химия» является
формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять
цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать
из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения
проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,
исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии
оценки.
Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и
индивидуальной учебной деятельности.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать
из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить
способы выхода из ситуации неуспеха.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного
диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных
достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая
основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на
основе дихотомического деления (на основе отрицания).

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик
объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить
поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как
инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче
инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять
общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных
позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология
проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и работа в малых группах,
также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения предмета «Химия 9» являются следующие
умения:
Тема№1 «Общая характеристика химических элементов. ПЗ и ПСХЭ»
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
использовать при характеристике превращений веществ понятия: «химическая
реакция», «реакции соединения», «реакции разложения», «реакции обмена», «реакции
замещения», «реакции нейтрализации», «экзотермические реакции», «эндотермические
реакции»,
«обратимые
реакции»,
«необратимые
реакции»,
«окислительновосстановительные реакции», «гомогенные реакции», «гетерогенные реакции»,
«каталитические реакции», «некаталитические реакции», «тепловой эффект химической
реакции», «скорость химической реакции», «катализатор»;
характеризовать химические элементы 1—3-го периодов по их положению в
Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева: химический знак,
порядковый номер, период, группа, подгруппа, относительная атомная масса, строение
атома (заряд ядра, число протонов и нейтронов в ядре, общее число электронов,
распределение электронов по электронным слоям, простое вещество, формула, название и
тип высшего оксида и гидроксида, летучего водородного соединения (для неметаллов));
характеризовать общие химические свойства амфотерных оксидов и гидроксидов;
приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства амфотерных оксидов
и гидроксидов;
давать характеристику химических реакций по числу и составу исходных веществ
и продуктов реакции; тепловому эффекту; направлению протекания реакции; изменению
степеней окисления элементов; агрегатному состоянию исходных веществ; участию
катализатора;
объяснять и приводить примеры влияния некоторых факторов (природа
реагирующих веществ, концентрация веществ, давление, температура, катализатор,
поверхность соприкосновения реагирующих веществ) на скорость химических реакций;
наблюдать и описывать уравнения реакций между веществами с помощью
естественного (русского или родного) языка и языка химии;

проводить опыты, подтверждающие химические свойства амфотерных оксидов и
гидроксидов; зависимость скорости химической реакции от различных факторов (природа
реагирующих веществ, концентрация веществ, давление, температура, катализатор,
поверхность соприкосновения реагирующих веществ).
Метапредметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно,
искать средства ее осуществления, работая по плану, сверять свои действия с целью и при
необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и самостоятельно;
составлять аннотацию текста;
создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и
представлением их в пространственно-графической или знаково-символической форме;
определять виды классификации (естественную и искусственную);
осуществлять прямое дедуктивное доказательство.
Тема №2 «Металлы»
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
использовать при характеристике превращений веществ понятия: «химическая
реакция», «реакции соединения», «реакции разложения», «реакции обмена», «реакции
замещения», «реакции нейтрализации», «экзотермические реакции», «эндотермические
реакции»,
«обратимые
реакции»,
«необратимые
реакции»,
«окислительновосстановительные реакции», «гомогенные реакции», «гетерогенные реакции»,
«каталитические реакции», «некаталитические реакции», «тепловой эффект химической
реакции», «скорость химической реакции», «катализатор»;
характеризовать химические элементы 1—3-го периодов по их положению в
Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева: химический знак,
порядковый номер, период, группа, подгруппа, относительная атомная масса, строение
атома (заряд ядра, число протонов и нейтронов в ядре, общее число электронов,
распределение электронов по электронным слоям, простое вещество, формула, название и
тип высшего оксида и гидроксида, летучего водородного соединения (для неметаллов));
характеризовать общие химические свойства амфотерных оксидов и гидроксидов;
приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства амфотерных оксидов
и гидроксидов;
давать характеристику химических реакций по числу и составу исходных веществ
и продуктов реакции; тепловому эффекту; направлению протекания реакции; изменению
степеней окисления элементов; агрегатному состоянию исходных веществ; участию
катализатора;
объяснять и приводить примеры влияния некоторых факторов (природа
реагирующих веществ, концентрация веществ, давление, температура, катализатор,
поверхность соприкосновения реагирующих веществ) на скорость химических реакций;
наблюдать и описывать уравнения реакций между веществами с помощью
естественного (русского или родного) языка и языка химии;
проводить опыты, подтверждающие химические свойства амфотерных оксидов и
гидроксидов; зависимость скорости химической реакции от различных факторов (природа
реагирующих веществ, концентрация веществ, давление, температура, катализатор,
поверхность соприкосновения реагирующих веществ).

Метапредметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно,
искать средства ее осуществления, работая по плану, сверять свои действия с целью и при
необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и самостоятельно;
составлять аннотацию текста;
создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и
представлением их в пространственно-графической или знаково-символической форме;
определять виды классификации (естественную и искусственную);
осуществлять прямое дедуктивное доказательство.
Тема №3 «Неметаллы»
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
использовать при характеристике металлов и их соединений понятия:
«неметаллы», «галогены», «аллотропные видоизменения», «жесткость воды», «временная
жесткость воды», «постоянная жесткость воды», «общая жесткость воды»;
давать характеристику химических элементов-неметаллов (водорода, галогенов,
кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния) по их положению в Периодической
системе химических элементов Д. И. Менделеева (химический знак, порядковый номер,
период, группа, подгруппа, относительная атомная масса, строение атома (заряд ядра,
число протонов и нейтронов в ядре, общее число электронов, распределение электронов
по электронным слоям), простое вещество, формула, название и тип высшего оксида и
гидроксида, формула и характер летучего водородного соединения);
называть соединения неметаллов и составлять их формулы по названию;
характеризовать строение, общие физические и химические свойства простых
веществ-неметаллов;
объяснять зависимость свойств (или предсказывать свойства) химических
элементов-неметаллов (радиус, неметаллические свойства элементов, окислительновосстановительные свойства элементов) и образуемых ими соединений (кислотноосновные свойства высших оксидов и гидроксидов, летучих водородных соединений,
окислительно-восстановительные свойства) от положения в Периодической системе
химических элементов Д. И. Менделеева;
описывать общие химические свойства неметаллов с помощью естественного
(русского или родного) языка и языка химии;
составлять молекулярные уравнения реакций, характеризующих химические
свойства неметаллов и их соединений, а также электронные уравнения процессов
окисления-восстановления;
уравнения электролитической диссоциации; молекулярные, полные и
сокращенные ионные уравнения реакций с участием электролитов;
устанавливать причинно-следственные связи между строением атома, химической
связью, типом кристаллической решетки неметаллов и их соединений, их общими
физическими и химическими свойствами;
описывать химические свойства водорода, галогенов, кислорода, серы, азота,
фосфора, графита, алмаза, кремния и их соединений с помощью естественного (русского
или родного) языка и языка химии;
описывать способы устранения жесткости воды и выполнять соответствующий
им химический эксперимент;
выполнять, наблюдать и описывать химический эксперимент по распознаванию
ионов водорода и аммония, сульфат -, карбонат -, силикат -, фосфат -, хлорид -, бромид -,
иодид - ионов;
экспериментально исследовать свойства металлов и их соединений, решать
экспериментальные задачи по теме «Неметаллы»;

описывать химический эксперимент с помощью естественного (русского или
родного) языка и языка химии;
проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций,
протекающих с участием неметаллов и их соединений.
Метапредметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли,
договариваться друг с другом и т. д.);
предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;
понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации;
в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять
степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся
критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и
самооценки;
отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее;
подтверждать аргументы фактами;
критично относиться к своему мнению;
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым
изменить свою точку зрения;
составлять реферат по определенной форме;
Тема №5 «Обобщение знаний по химии за курс основной школы»
Личностные результаты обучения
Учащийся должен:
знать и понимать: основные исторические события, связанные с развитием химии
и общества; достижения в области химии и культурные традиции (в частности, научные
традиции) своей страны; общемировые достижения в области химии; основные принципы
и правила отношения к природе; основы здорового образа жизни и здоровьесберегающих
технологий;
правила поведения в чрезвычайных ситуациях, связанных с воздействием
различных веществ; основные права и обязанности гражданина (в том числе учащегося),
связанные с личностным, профессиональным и жизненным самоопределением;
социальную значимость и содержание профессий, связанных с химией;
испытывать: чувство гордости за российскую химическую науку и уважение к
истории ее развития; уважение и принятие достижений химии в мире; любовь к природе;
уважение к окружающим (учащимся, учителям, родителям и др.) — уметь слушать и
слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение, принимать решения
с учетом позиций всех участников; чувство прекрасного и эстетических чувств на основе
знакомства с миром веществ и их превращений; самоуважение и эмоциональноположительное отношение к себе;
признавать: ценность здоровья (своего и других людей); необходимость
самовыражения, самореализации, социального признания;
осознавать: готовность (или неготовность) к самостоятельным поступкам и
действиям, ответственность за их результаты; готовность (или неготовность) открыто
выражать и отстаивать свою позицию и критично относиться к своим поступкам;
проявлять:
экологическое
сознание;
доброжелательность,
доверие
и
внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем,
кто в ней нуждается; обобщенный, устойчивый и избирательный познавательный интерес,
инициативу и любознательность в изучении мира веществ и реакций; целеустремленность
и настойчивость в достижении целей, готовность к преодолению трудностей;
убежденность в возможности познания природы, необходимости разумного
использования достижений науки и технологий для развития общества;

уметь: устанавливать связь между целью изучения химии и тем, для чего она
осуществляется (мотивами); выполнять корригирующую самооценку, заключающуюся в
контроле за процессом изучения химии и внесении необходимых коррективов,
соответствующих этапам и способам изучения курса химии; выполнять ретроспективную
самооценку, заключающуюся в оценке процесса и результата изучения курса химии
основной школы, подведении итогов на основе соотнесения целей и результатов;
строить жизненные и профессиональные планы с учетом конкретных социальноисторических, политических и экономических условий; осознавать собственные ценности
и соответствие их принимаемым в жизни решениям; вести диалог на основе равноправных
отношений и взаимного уважения; выделять нравственный аспект поведения и соотносить
поступки (свои и других людей) и события с принятыми этическими нормами; в пределах
своих возможностей противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу
жизни, здоровью и безопасности личности и общества.
Содержание учебного предмета «Химия» в 9 классе.
Тема 1 Общая характеристика химических элементов и химических реакций. ПЗ
и ПСХЭ» (9 ч)
Характеристика элемента по его положению в Периодической системе
химических элементов Д. И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в
свете теории электролитической диссоциации и окисления-восстановления. Понятие о
переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
Химическая организация живой и неживой природы. Химический состав ядра, мантии и
земной коры. Химические элементы в клетках живых организмов. Макро- и
микроэлементы. Обобщение сведений о химических реакциях.
Лабораторные опыты. 1. Получение гидроксида цинка и исследование его
свойств. 2. Моделирование построения Периодической системы химических элементов Д.
И. Менделеева. 3. Замещение железом меди в растворе сульфата меди (II).
Практическая работа №1 «Осуществление цепочки химических превращений»
Входная контрольная работа
Тема 2. Металлы (20 ч)
Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д. И.
Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь.
Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические
свойства металлов как восстановителей, а также в свете их положения в
электрохимическом ряду напряжений металлов. Коррозия металлов и способы борьбы с
ней. Металлы в природе. Общие способы их получения. Общая характеристика щелочных
металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов.
Щелочные металлы — простые вещества. Важнейшие соединения щелочных металлов —
оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и
применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения. Общая характеристика
элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы
— простые вещества. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды,
гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты, фосфаты), их свойства и
применение в народном хозяйстве. Алюминий. Строение атома, физические и химические
свойства простого вещества. Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный
характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений. Железо.
Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические
ряды Fe+2 и Fe+3 . Важнейшие соли железа. Значение железа и его соединений для
природы и народного хозяйства. Демонстрации. Образцы щелочных и щелочноземельных
металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой.
Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами.
Получение гидроксидов железа (II) и (III).

Лабораторные опыты. 12. Взаимодействие растворов кислот и солей с
металлами. 13. Ознакомление с рудами железа. 14. Окрашивание пламени солями
щелочных металлов. 15. Взаимодействие кальция с водой. 16. Получение гидроксида
кальция и исследование его свойств. 17. Получение гидроксида алюминия и исследование
его свойств. 18. Взаимодействие железа с соляной кислотой. 19. Получение гидроксидов
железа (II) и (III) и изучение их свойств
Практическая работа № 2 «Получение и свойства соединений металлов».
Практическая работа №3 «Экспериментальные задачи на распознавание и
получение веществ».
Контрольная работа -2
Тема 3. Неметаллы (28 ч)
Общая характеристика неметаллов: положение в Периодической системе
химических элементов Д. И. Менделеева, особенности строения атомов,
электроотрицательность (ЭО) как мера «неметалличности», ряд ЭО. Кристаллическое
строение неметаллов — простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов.
Относительность понятий «металл» и «неметалл». Водород. Положение водорода в
Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и
молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.
Вода. Строение молекулы. Водородная химическая связь. Физические свойства воды.
Аномалии свойств воды. Гидрофильные и гидрофобные вещества. Химические свойства
воды. Круговорот воды в природе. Водоочистка. Аэрация воды. Бытовые фильтры.
Минеральные воды. Дистиллированная вода, ее получение и применение. Общая
характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества и основные соединения
галогенов, их свойства. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и йоде. Применение
галогенов и их соединений в народном хозяйстве. Сера. Строение атома, аллотропия,
свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), их получение,
свойства и применение. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве.
Производство серной кислоты. Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого
вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их
свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и
применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной
продукции. Азотные удобрения. Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и
красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V) и
ортофосфорная кислота, фосфаты. Фосфорные удобрения. Углерод. Строение атома,
аллотропия, свойства модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства
и применение. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека.
Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид
кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в
живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности. Демонстрации.
Образцы галогенов — простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, с
алюминием. Вытеснение хлором брома или иода из растворов их солей. Взаимодействие
серы с металлами, водородом и кислородом. Взаимодействие концентрированной азотной
кислоты с медью. Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление
меди из ее оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода,
кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов,
фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.
Лабораторные опыты. 20. Получение и распознавание водорода. 21.
Исследование поверхностного натяжения воды. 22. Растворение перманганата калия или
медного купороса в воде. 23. Гидратация обезвоженного сульфата меди (II). 25.
Ознакомление с коллекцией бытовых фильтров. 26. Ознакомление с составом
минеральной воды. 27. Качественная реакция на галогенид-ионы. 28. Получение и
распознавание кислорода. 29. Горение серы на воздухе и в кислороде. 30. Свойства

разбавленной серной кислоты. 31. Изучение свойств аммиака. 32. Распознавание солей
аммония. 33. Свойства разбавленной азотной кислоты. 34. Взаимодействие
концентрированной азотной кислоты с медью. 35. Горение фосфора на воздухе и в
кислороде. 36. Распознавание фосфатов. 37. Горение угля в кислороде. 38. Получение
угольной кислоты и изучение ее свойств. 39. Переход карбонатов в гидрокарбонаты. 40.
Разложение гидрокарбоната натрия. 41. Получение газа.
Практическая работа №4 «Решение экспериментальных задач по теме
«Подгруппа кислорода».
Практическая работа №5 «Получение аммиака и изучение его свойств».
Практическая работа № 6 «Решение экспериментальных задач по теме
«Подгруппы азота и углерода».
Контрольная работа -1
Тема №4. Обобщение знаний по химии за курс основной школы (11часов)
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И.
Менделеева. Физический смысл порядкового номера элемента, номеров периода и
группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и
группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического
закона. Виды химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения
и свойств веществ. Классификация химических реакций по различным признакам (число и
состав реагирующих и образующихся веществ; наличие границы раздела фаз; тепловой
эффект; изменение степеней окисления атомов; использование катализатора; направление
протекания). Скорость химических реакций и факторы, влияющие на нее. Обратимость
химических реакций и способы смещения химического равновесия. Простые и сложные
вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного
металла. Оксиды и гидроксиды (основания, кислоты, амфотерные гидроксиды), соли. Их
состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической
диссоциации и окислительно-восстановительного процесса.

Календарно - тематический план

№
п/п

1

2

3

4
5

6

7

8

9

Наименование разделов Кол-во
и тем уроков
часов

В том числе
на
к/р

р/р п/р

Дата
проведения
План

Факт

Основные направления
воспитательной
деятельности

Общая характеристика химических элементов. ПЗ и ПСХЭ (9 часов)
Характеристика
Познавательная
химического элемента по
Выражение
1
положению в ПСХЭ Д.И.
познавательных
Менделеева.
интересов
Приобретение
Кислотно-основные
наглядных навыков
свойства оксидов и
1
наблюдения, накопление
гидроксидов.
фактов
Характеристика
Трудовое
химического элемента по
Выражение готовности к
кислотно-основным
1
участию в решении
свойствам его оксидов и
практических трудовых
гидроксидов.
дел, задач.
Амфотерные оксиды и
1
Экологическое
гидроксиды.
Применение полученных
Свойства оксидов,
знаний для решения
оснований в свете теории
задач
электролитической
1
Знание и применение
диссоциации и процессов
умения разумного,
окислениябережливого
восстановления.
природопользования в
Свойства кислот и солей в
быту, в общественном
свете теории
пространстве
электролитической
1
диссоциации и процессов
окислениявосстановления.
Практическая работа №1
«Осуществление цепочки
1
1
химических
превращений»
Периодический закон и
периодическая система
1
химических элементов
Д.И. Менделеева.
Входная диагностика.
1
1
Контрольная работа №1.
Металлы (20 часов)

10

Положение металлов в
ПСХЭ Д.И.Менделеева и
особенности строения их
атомов.

1

Познавательная
Выражение
познавательных
интересов

11

Физические свойства
металлов. Сплавы.

14

Химические свойства
металлов.
Металлы в природе.
Общие способы
получения металлов.
Коррозия металлов.

15

Электролиз расплавов.

16

Электролиз растворов.

17

Контрольная работа №2.

18

Щелочные металлы IА
группы.
Соединения щелочных
металлов.
Общая характеристика
элементов IIA группы.
Соединения металловIIА
группы.
Решение задач на
определение выхода
продукта реакции.
Алюминий, его
физические и химические
свойства.
Соединения алюминия.

12
13

19
20
21
22

23

24
25
26

27

28

29

Железо, его физические и
химические свойства
Соединения железа.
Генетические ряды Fe2+,
Fe3+
Практическая работа № 2
«Получение и свойства
соединений металлов».
Практическая работа №3
«Экспериментальные
задачи на распознавание и
получение веществ».
Контрольная работа № 2
по теме «Химия
металлов».

Приобретение
наглядных навыков
наблюдения, накопление
фактов

1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1

1
1
1
1

1

1

1

1

1

1
Неметаллы (28 часов)

30

Общая характеристика
неметаллов.

1

Познавательная
Выражение

31

32
33
34

35

Неметаллы в клетках
живых организмов.
Водород.
Общая характеристика
галогенов
Соединения галогенов.
Получение галогенов.
Биологическое значение и
применение галогенов и
их соединений.
Кислород.

40

Сера. Оксиды серы (IV) и
(VI).
Серная кислота.
Сульфаты.
Получение и применение
серной кислоты.
Практическая работа №4
«Решение
экспериментальных задач
по теме «Подгруппа
кислорода».
Азот

41

Аммиак.

42

Соли аммония.

43

45

Кислородные соединения
азота.
Практическая работа №5
«Получение аммиака и
изучение его свойств».
Фосфор и его соединения.

46

Минеральные удобрения.

47

Углерод.

48

Кислородные соединения
углерода.
Кремний и его
соединения. Силикатная
промышленность.
Практическая работа № 6
«Решение
экспериментальных задач
по теме «Подгруппы азота
и углерода».

36
37
38
39

44

49

50

1
1
1

1

1
1
1
1

1

1

1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1

1

1

познавательных
интересов
Приобретение
наглядных навыков
наблюдения, накопление
фактов
Физическое
Соблюдение правила
личной и общественной
безопасности, в том
числе безопасного
поведения.
Трудовое
Проявление интереса к
практическому изучению
предмета химии и труда
на основе изучаемых
предметных знаний.
Сознание важности
обучения труду,
накопления навыков
трудовой деятельности
на протяжении жизни
для успешной
профессиональной
самореализации в
обществе.

51

52
53

54

55

56

57

58

59

60

61

62
63

64

Обобщение,
систематизация и
коррекция знаний,
умений, навыков
учащихся по теме
«Неметаллы».
Контрольная работа №3
по теме «Неметаллы»
Решение расчетных задач.
Вычисление массы,
объёма продуктов реакции
по массе, объёму
исходных веществ.
Объёмные отношения
газов. Определение
состава смеси.
Определение избытка и
недостатка исходных
веществ.
Определение выхода
продукта реакции в
процентах от
теоретически возможного.
Решение задач смешанных
типов.

1

1

1

1

1

1

1

1

Обобщение знаний по химии за курс основной школы (11 часов)
Периодическая система
Патриотическое
Д.И. Менделеева и
1
Знание и уважение
строение атома.
достижения нашей
общей Родины – России
Электроотрицательность.
в науке.
Степень окисления.
1
Гражданское
Строение вещества.
Понимание и принятие
Классификация
своей сопричастности
химических реакций.
1
прошлому, настоящему и
Скорость химических
будущему народам
реакций.
России, тысячелетней
Диссоциация
истории российской
электролитов в водных
1
государственности.
растворах. Ионные
Трудовое
уравнения реакций.
Проявление интереса к
Реакции ионного обмена.
1
практическому изучению
профессий и труда
Окислительноразличного рода на
восстановительные
1
основе изучаемых
реакции.
предметных знаний.
Неорганические вещества,
их номенклатура и
1
классификация.

65

66

67

68

Характерные химические
свойства оксидов,
оснований.
Характерные химические
свойства кислот.

1

1

Характерные химические
свойства солей.

1

Контрольная работа № 4
за курс основной школы.

1

1

68

4

Итого:
6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 26.02.2025.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(3012)22-70-33

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».