Рабочая программа по истории 7 класс

Пояснительная записка
Соответствие Государственному образовательному стандарту
Рабочая программа по истории для обучающихся 7 класса основной общеобразовательной
школы составлена на основе:
1. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов
Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ).
3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010
г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря
2015 г. № 1577).
4. Письма Минобрнауки от 09.10.2017 № ТС-945/08.
5. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в
образовательном
процессе
в
образовательных
учреждениях,
реализующих
образовательные программы общего образования и имеющих государственную
аккредитацию на 2021/2022 учебный год.
6. Методического письма «О преподавании учебного предмета «История» в условиях
введения федерального компонента государственного стандарта общего образования».
7. Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории.
8. Историко-культурного стандарта.
9. Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ,
утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
29.12. 2010 №189.
10.Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ «СОШ
№37».
11. Школьного учебного плана МАОУ «СОШ №37» на 2021-2022 учебный год.
Календарно-тематическое планирование составлено с учетом программы воспитания на
основании следующих документов:
1. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р).
2. Приказа Министерства просвещения России от 11.12.2020 N 712;
3. Рабочей программы воспитания МАОУ «СОШ № 37», утвержденной приказом от
31.08.2021 года.
Адресат.
Программа рекомендована учащимся для обучения истории
в 7 классе
общеобразовательной школы.
Объем и сроки обучения.
Программа по истории общим объемом 68 часов изучается в течении учебного года,
согласно Базисного учебного плана ОУ, из которых 24 часа на изучение истории нового
времени, 44 часа на изучение истории России.
Роль и место дисциплины.
Курс входит в число дисциплин, включенных в учебный план для образовательных
учреждений РФ, особое место данного курса обусловлено необходимостью формирования
гражданственности,
личностной
ориентации,
гражданского,
национального
самосознания молодых россиян,
воспитание
патриотизма, приобщения их к
национальным и мировым культурным традициям. Это в первую очередь относится к
отечественной истории. Изучение данного курса тесно связано с такими предметами как
обществознание, литература, МХК.

Особенности программного материала.


Специфика данной учебной дисциплины обусловлена возрастными и
психологическими особенностями данного возраста, основана на принципах
индивидуализации и дифференциации материала. Учащиеся отличаются
природным любопытством и стремлением узнать окружающий мир, что позволяет
вовлекать их в различные виды деятельности в процессе обучения. Особый акцент
в программе сделан на использование коллективных дискуссий, что позволяет
формировать коммуникативную культуру, проектную групповую, парную работу
учащихся, что является очевидным признаком соответствия современным
требованиям к организации учебного процесса. Предлагаемая
программа
построена на основе УМК:
 Дмитриева О. В.: под редакцией доктора исторических наук, академика РАН С.П.
Карпова «Всеобщая история. История Нового времени конец XV-XVIII век».7
класс М., «Русское слово», 2021 г.
 Пчелов Е. В., Лукин П. В./ под редакцией профессора, доктора исторических наук,
директора Института российской истории РАН Ю.А. Петрова «История России»
XVI-XVII в. М., «Русское слово», 2021 г.
Базой данного курса являются учебники, которые полностью соответствуют
современным методологическим концепциям обучения, богаты социокультурным
компонентом, а также предлагают новые педагогические технологии, направленные на
реализацию Федерального государственного образовательного стандарта в практической
деятельности учителя. Эффективность образовательной политики, решение задач
гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения в
многонациональном государстве, каковым является Российская Федерация, в
значительной степени определяются оптимальным соотношением федерального и
национально-регионального компонентов (НРК) школьного образования. Интеграция
молодого человека в существующую государственную целостность, осознание себя
гражданином нашей страны возможно на основе знания богатого исторического и
культурного наследия народов России. Понимание исторических корней и традиций
народов нашей страны помогает учащимся строить общение с людьми другой культуры,
национальной и религиозной принадлежности. Республика Бурятия характеризуется
многонациональным и поликонфессиональным составом населения, обладает историкокультурным наследием, выходящим за рамки современных границ республики. Введение
НРК связано с необходимостью учета национальных, экономических, экологических,
демографических и других особенностей Бурятии,
направлено на формирование
этнокультуроведческой компетенции: знание особенностей хозяйства, общественных
отношений; системное знание национальных процессов, самоидентификация с этносом,
национальное самосознание личности в поликультурном пространстве; толерантность,
уважительное отношение к иным культурным традициям и обычаям. В программу
включён национально - региональный компонент – история родного края в XYI-XYIIв.в.
Материал изучается по темам «Церковный раскол», «Освоение Сибири и Дальнего
Востока», а также на заключительных уроках. Изучение истории родного края позволяет
увидеть свой край в контексте мировой истории.
Данная программа предполагает изучение истории России и дистанционным способом,
формирует мотивацию успешного изучения дисциплины с применением ИКТ, Интернета,
электронной почты, различных мессенджеров, различных компьютерных учебных

программ и учебных платформ Zoom, РЭШ, Якласс, Учи.ру,
Решу ОГЭ-ЕГЭ,
интерактивных тетрадей, Гуглтестов.
Цель ДО:
1. углубление и расширение знаний учащихся по истории посредством дистанционного
обучения;
2. приобщение учащихся к поисково-исследовательской деятельности.
Задачи:
Образовательные:
 Обучать активным формам деятельности в обстановке информационной работы;
 Мотивировать познавательную деятельность методом практического применения
полученных знаний;
 Обучать самостоятельной работе с библиографическими источниками;
 Формировать систему ЗУН по основам дистанционной методики;
 Формировать навыки поиска информации в Интернете;
 Учить ребенка передавать собранную информацию по электронной почте, на
магнитном носителе;
 Учить ребенка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей,
оценивать их с точки зрения развития истории и культуры;
Развивающие:
 Развивать уверенность в реализации личностных качеств;
 Содействовать раскрытию творческого потенциала, творческой самореализации;
 Развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем
дистанционного обучения.
Воспитательные:
 Воспитывать целеустремленность в овладении
дистанционным методом
самореализации, самосовершенствования;
 Воспитывать культуру общения, творческого взаимодействия на дистанционных
уроках;
При реализации программы используются следующие методы обучения:
 Репродуктивный
 Метод проблемного изложения
 Частично-поисковая работа
 Поисковый метод
 Эвристический
Целевая установка и задачи.
Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования направлено на
достижение следующих целей:
·
воспитание
гражданственности,
национальной
идентичности,
развитие
мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически
сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и
социальных установок, идеологических доктрин; расширение социального опыта
учащихся при анализе и обсуждении форм человеческого взаимодействия в истории;
·
развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и
процессов современного мира, критически анализировать полученную историкосоциальную информацию, определять собственную позицию по отношению к

окружающей реальности, соотносить ее с исторически возникшими мировоззренческими
системами;
·
освоение систематизированных знаний об истории человечества и элементов
философско-исторических и методологических знаний об историческом процессе;
подготовка учащихся к продолжению образования в области гуманитарных дисциплин;
·
овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами
исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как
основы решения исследовательских задач;
·
формирование исторического мышления как способности рассматривать события
и явления с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять
историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и
современности, определять и аргументировано представлять собственное отношение к
дискуссионным проблемам истории.
Исходя из поставленных целей можно определить следующие задачи обучения:
·
понимать и критически осмысливать общественные процессы и ситуации;
·
определить собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни,
исходя из их исторической обусловленности;
·
формулировать свои мировоззренческие взгляды и принципы, соотнося их с
исторически возникшими мировоззренческими системами, идеологическими теориями;
·
глубокое ознакомление учащихся с социокультурным опытом человечества,
исторически сложившимися мировоззренческими системами, ролью России во всемирноисторическом процессе;
·
формирование у учащихся способности понимать историческую обусловленность
явлений и процессов современного мира;
·
формировать общеучебные навыки, универсальные способы деятельности,
ключевые компетентности.
В современных условиях знания и умения как единицы образовательного процесса
необходимы, но недостаточны. Чтобы быть успешным в информационном обществе, для
человека чрезвычайно важна не столько энциклопедическая грамотность, сколько
способность применять обобщенные знания и умения для разрешения конкретных
ситуаций и проблем, возникающих в реальной деятельности, способы действия,
позволяющие человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и
профессиональной деятельности, при таком подходе знания являются базой
формирования компетентности. Исходя из этого, данная программа предусматривает
применение на уроках истории следующих компетенций:
·
Ценностно-смысловая компетенция, включающая мировоззрение, ценностные
ориентации ученика, способность видеть, понимать окружающий мир;
·
Общекультурная компетенция, обеспечивающая осведомленность в национальной
и общечеловеческой культуре, закладывающая основы духовно-нравственной жизни
человека;
·
Учебно-познавательная
компетенция,
предполагающая
возможность
самостоятельной познавательной деятельности, формирования знаний и умений
организации целеполагания, планирования, анализа, самооценки познавательной
деятельности;
·
Информационная компетенция формирует умение самостоятельно при помощи
информационных технологий искать, анализировать, отбирать, преобразовывать,
сохранять и передавать информацию;

·
Коммуникативная компетенция, которая включает организацию способов
взаимодействия с людьми, навыки работы в группе;
·
Социально-трудовая компетенция означает овладение знаниями и опытом в сферах
гражданско-общественной, социально-трудовой, экономической, семейной и т.д.;
·
Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение
способов физического, духовного, интеллектуального саморазвития.
Форма организации образовательного процесса:
 индивидуальная;
 парная;
 групповая;
 коллективная.
Технологии, используемые в обучении:
 Чтение и письмо для развития критического мышления
 ИКТ
 Обучение в сотрудничестве
 Исследовательские методы обучения
 ТРИЗ
 Здоровьесберегающие технологии
 Игровые методы обучения
Основные виды контроля:
Одно из требований принципа систематичности и последовательности предполагает
необходимость осуществления контроля на всех этапах образовательного процесса по
литературе. Этому способствует применение следующих видов контроля:
Предварительный – диагностика начального уровня знаний обучающихся с целью
выявления ими важнейших элементов учебного содержания, полученных при изучении
предшествующих разделов, необходимых для успешного усвоения нового материала
(беседа по вопросам; мозговой штурм; тестирование, письменный опрос).
Текущий – систематическая диагностика усвоения основных элементов содержания
каждого урока по ходу изучения темы или раздела (беседа; индивидуальный опрос;
подготовка сообщений, докладов, рефератов, проектов; работа по карточкам; составление
схем, таблиц, рисунков, написание мини-сочинений).
Промежуточный – по ходу изучения темы, но по истечении нескольких уроков: пересказ
(подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный),
выразительное чтение (в том числе наизусть), развернутый ответ на вопрос, анализ
эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, составление
простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного, конспектирование
(фрагментов критической статьи, лекции учителя, статьи учебника), составление
сравнительной характеристики литературного героя по заданным критериям, викторины,
игры, конкурсы, сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и
историко-культурную темы, презентация проектов, сочинение синквейнов;
Тематический – по окончании изучения темы (тестирование; оформление презентаций,
составление тезисных планов).
Итоговый – проводится по итогам изучения раздела курса «Литература» с целью
диагностирования усвоения обучающимися основных понятий раздела и понимания их
взаимосвязи (контрольные работы, контрольное тестирование, анализ стихотворения,
письменный развернутый ответ на проблемный вопрос, презентация проектов): анализ

стихотворения, письменный развернутый ответ на проблемный вопрос, презентация
проектов, сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода, тест,
включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность
обучающегося, теоретико-литературные знания, дифференцированный зачет с творческим
заданием; проектная, исследовательская работа.
Взаимосвязь коллективной и самостоятельной работы обучаемых
При изучении курса для обучаемых предусмотрены большие возможности для
самостоятельной работы учащихся, а именно использование заданий, требующих поиска,
переработки и представления информации в новом виде.
Освоение курс предполагает изменения роли ученика и учителя в учебном процессе
относительно традиционной парадигмы, а также учета динамики передачи ученику
ответственности за собственное учение. В ходе прохождения программы, обучающиеся
самостоятельно могут выбирать уровень сложности и характер задания, роль и характер
участия в групповой работе, выполнять исследовательские задания на разрешение
проблем и проектные работы.
Предполагаемый результат
Повышение качества знаний по истории, развитие хронологических, коммуникативных,
словесных, логических умений, воспитание чувства патриотизма и уважения к родной
стране.

Планируемые результаты обучения истории
Учащиеся научатся:
•
локализовать во времени этапы становления и развития Российского государства;
соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;
•
использовать историческую карту как источник информации о территории, об
экономических и культурных центрах Руси, направлениях крупнейших передвижений
людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.;
•
проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических
памятниках Средневековья;
•
составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых
обществах на Руси, памятников материальной и художественной культуры, рассказывать
о значительных событиях средневековой российской истории;
•
раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных
отношений, политического строя на Руси; б) ценностей, господствовавших в
средневековом российском обществе, религиозных воззрений, представлений
средневекового человека о мире;
•
объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной истории
Средних веков;
•
сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать
общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность»,
«централизованное государство» и др.);
•
давать оценку событиям и личностям отечественной истории периода Средних
веков.
Учащиеся получат возможность научиться:
• давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Нового
времени (Русь, Запад, Восток);
• сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и
различия;
• составлять на основе учебника и дополнительной литературы описания памятников
культуры Руси, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и
значение.
В результате изучения истории ученик должен
знать:



основные этапы и ключевые события истории мира; выдающихся деятелей истории;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе
исторического развития;
 изученные виды исторических источников;
уметь:
 соотносить даты событий истории с веком; определять последовательность и
длительность важнейших событий истории;
 использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении
различных учебных задач;
 показывать на исторической карте территории расселения народов, границы
государств, города, места значительных исторических событий;




рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках;
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять
существенные черты исторических процессов, явлений и событий; объяснять смысл
изученных исторических понятий и терминов;
 объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям, культуры;
 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
 понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений
современной жизни;
 высказывания собственных суждений об историческом наследии народов мира;
 использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с
людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Уметь объяснять разнообразие современного мира:
 Определять и объяснять временные границы средневековой истории человечества и
истории России, предлагать и объяснять этапы средневековой российской истории
 Различать в общемировой культуре крупные цивилизации (культурные области),
сложившиеся в Средневековье и развивающиеся до сих пор: христианский мир
(католическая цивилизация, православная цивилизация), исламский мир, индийская
цивилизация, дальневосточная цивилизация.
 Относить разные средневековые народы и государства, существовавшие на территории
современной России, к различным цивилизациям Средневековья.
 Свободно использовать в своей письменной и устной речи понятия (явления),
развившиеся в эпоху Средних веков: в хозяйственной жизни – феодальные отношения;
в общественном делении – сословия, церковь; в государственной жизни –
раздробленность и централизация; в культуре – язычество и мировые религии
(христианство, ислам, буддизм и др.), гуманизм, Возрождение и т.д.
Уметь рассматривать общественные процессы в развитии:
 Определять основные причины и следствия перехода народов России и мира со
ступени первобытности на ступень цивилизации в эпоху Средних веков.
 Предлагать варианты мотивов поступков как известных исторических личностей (Карл
Великий, Мухаммед, Владимир Святославич, Сергий Радонежский и др.), так и
представителей различных общественных слоев и культур Средневековья.
 Получить целостное представление об историческом пути Руси, соседних народов и
государств с древнейших времен до конца XVIв.;
 Научиться применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для
раскрытия сущности и значения следующих событий и явлений: образование
Древнерусского государства, начало политической раздробленности, Крещение Руси,
установление зависимости русских земель от Золотой орды, объединение русских
земель вокруг Москвы, расцвет и упадок русской государственности в период
правления Ивана Грозного.
 Уметь изучать и систематизировать информацию из различных исторических и
современных источников как по периоду в целом , так и по отдельным темтическим
блокам ( Древняя Русь, политическая раздробленность, возвышение московского
княжества, Русское государство в XVI в)
 Получить опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний
общественно- политических деятелей отечественной истории IX-XVI вв



Уметь применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и
культурных памятников истории России до конца XVI в.
Нравственное самоопределение:
 При оценке таких явлений, как набеги викингов, Крестовые походы, монгольские
завоевания, деятельность Франциска Ассизского, Сергия Радонежского и т.д.,
выявлять гуманистические нравственные ценности
Культурное и гражданско-патриотическое самоопределение:
 Давать и объяснять собственные оценки действиям исторических деятелей (в том
числе безымянным) по защите своей родины, установлению тех или иных порядков
(Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван III и т.д.).
 Определять свое собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах
эпохи Средних веков (арабы и иноверцы, крестоносцы и мусульмане, крестьяне и
феодалы, русичи и степняки, ордынцы и русские, новгородцы и московиты и т.д.).
Находить или предлагать варианты терпимого, уважительного отношения к иным
позициям как в прошлом, так и в современности.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета "История"
К личностным результатам изучения истории в основной школе относятся:
 российская гражданская идентичность, патриотизм, любовь и уважение к Отечеству,
чувство гордости за свою Родину, прошлое многонационального народа России;
 осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего
края в контексте общемирового культурного наследия;
 усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества,
гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод
человека;
 осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,
способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном
обществе;
 понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других
народов, толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в
следующем:
 способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность,
осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного
внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце
действия, так и по ходу его реализации;
 умение работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими
действиями (определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных и
родовидовых связей и др.);
 использование современных источников информации, в том числе материалов на
электронных носителях и ресурсов сети Интернет;

 способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности
в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
 готовность к коллективной работе, к сотрудничеству с соучениками, освоение основ
межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
 умение работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое
мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами,
продуктивно разрешать конфликт на основе учета интересов и позиций всех его участников,
поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.
Предметные результаты освоения курса отечественной истории предполагают, что у
учащегося сформированы:
 целостные представления о месте и роли России в мировой истории;
 базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития России
с древности до настоящего времени;
 способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы
исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий российской истории;
 способность применять исторические знания для осмысления общественных событий
и явлений прошлого России;
 умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую
информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее
социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и
аргументировать свое отношение к ней;
 умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими
источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
 уважение к отечественному историческому наследию, культуре своего и других
народов России; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения
исторических и культурных памятников своей страны, региона.

Содержание учебного курса
Содержание курса. История России XVI- XVII век. 7 класс. (44 ч)
Введение (1 ч)
Хронологические рамки курса. Особенности государственного, экономического,
социального и культурного развития России в XVI—XVII вв. Принципы периодизации
отечественной истории XVI—XVII вв. Источники по российской истории XVI—XVII вв.
Основные понятия и термины: исторический источник.
Раздел I. Создание Московского царства (11 ч)
Завершение объединения русских земель. Правление Василия III. Завершение
объединения русских земель вокруг Москвы: присоединение Псковской, Смоленской,
Рязанской земель. Укрепление великокняжеской власти. Складывание системы
управления единым государством. Формирование первых приказных учреждений.
Боярская дума, её роль в управлении государством. Местничество. Местное управление:
наместники и волостели, система кормлений. Складывание сословной системы общества.
Дворянство, духовенство, торгово-ремесленное население городов. Крестьянство.
Крестьянские повинности. Формирование казачества. Падение Византии и рост церковнополитической роли Москвы в православном мире. Теория «Москва — третий Рим».
Основные понятия и термины: самодержавие, Боярская дума, думные чины,
окольничие, местничество, наместники, волостели, волость, стан, сословия, дворянство,
помещики, вотчина, поместье, духовенство, посадский люд, тягло; черносошные,
владельческие и монастырские крестьяне, оброк, барщина, казачество.
Иван Грозный — первый русский царь
Регентство Елены Глинской. Сопротивление удельных князей великокняжеской
власти. Мятеж князя Андрея Старицкого. Унификация денежной системы. Стародубская
война с Польшей и Литвой. Период боярского правления. Детство Ивана IV и условия
становления его личности. Значение венчания на царство Ивана IV для
внутриполитического развития и международного статуса Московского государства.
Московское восстание 1547 г. Избранная рада: её состав и значение. Земские соборы.
Развитие приказной системы.Отмена кормлений. Система налогообложения. Земская
реформа: формирование органов местного самоуправления. Судебник 1550 г. Служилые
люди. Создание стрелецких полков и «Уложение о службе».
Основные понятия и термины: царь, Избранная рада, Земский собор, приказы,
дьяки, губные старосты городовые приказчики, земские старосты, Судебник 1550 г.,
дворянское ополчение, стрелецкое войско, стрельцы.
Основные персоналии: Елена Глинская, Андрей Старицкий, Иван IV, А.Ф.
Адашев, А.М. Курбский, митрополит Макарий, священник Сильвестр.
Внешняя политика России при Иване Грозном
Основные направления внешней политики Ивана Грозного. Присоединение
Казанского и Астраханского ханств. Значение включения Среднего и Нижнего Поволжья
в
состав
Российского
государства.
Народы Поволжья после присоединения к России. Укрепление южных границ
Российского
государства.
Ливонская война: причины и характер. Причины поражения России и его
последствия для экономического и политического положения страны. Предпосылки и
причины продвижения русских на восток. Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское

ханство. Роль казаков в освоении Сибири. Начало присоединения к России Западной
Сибири.Основные понятия и термины: засечная черта, ясак.Основные персоналии: Иван
IV, И.Г. Выродков, Ермак, хан Кучум, Стефан Баторий, И.П. Шуйский. Опричное
лихолетье и конец московской династии Рюриковичей. Опричнина, дискуссия о её
причинах и характере. Опричный террор. Разгром Новгорода и Пскова. Московские казни
1570 г. Отношение современников к деятельности Ивана Грозного в период опричнины
(митрополит Филипп, князь Андрей Курбский, Малюта Скуратов и др.). Набег хана
Девлет-Гирея 1571 г. и сожжение Москвы. Битва при Молодях. Начало закрепощения
крестьян: указ о «заповедных летах». Результаты и последствия опричнины.
Противоречивость личности Ивана Грозного и проводимых им преобразований. Цена
реформ. Царствование Фёдора Иоанновича: характер царя и его правление. Возвышение
боярина Бориса Годунова. Введение «урочных лет» как продолжение политики
закрепощения крестьян. Противостояние с Крымским ханством. Отражение набега хана
Казы
(Гази)-Гирея
в
1591
г.
Русско-шведская война. Тявзинский мирный договор: восстановление позиций в
Прибалтике. Пресечение царской династии Рюриковичей.
Основные понятия и термины: опричнина, опричник, земщина, заповедные лета,
урочные лета, закрепощение крестьян.
Основные персоналии: Иван IV, митрополит Филипп, Малюта Скуратов, хан
Девлет-Гирей, М.И. Воротынский, царь Фёдор Иоаннович, хан Казы (Гази)-Гирей, Б.Ф.
Годунов. Русская православная церковь в XVI в. Особенности отношения
государственной и церковной властей в XVI в. Стоглавый собор. Святые и еретики XVI в.
Учреждение патриаршества и его историческое значение. Основные понятия и термины:
Стоглавый собор, юродивые, еретики, патриаршество.
Русская культура в XVI в.
Развитие письменности в XVI в. Начало книгопечатания. Основные жанры русской
литературы XVI в.Лицевой летописный свод. Переписка Ивана Грозного с князем
Андреем Курбским. Домострой. Развитие изобразительного искусства в XVI в.
Продолжение формирования дворцово-храмового ансамбля Соборной площади в Москве.
Крепостное строительство: Китай-город, Смоленский, Зарайский, Нижегородский,
Серпуховской, Коломенский кремли. Фёдор Конь. Архитектурный ансамбль КириллоБелозерского монастыря. Шатровый стиль в архитектуре. Собор Покрова на Рву (храм
Василия Блаженного).Развитие науки и техники в XVI в.Основные понятия и
термины: скоропись, книгопечатание, летописный свод, парсуна, шатровый стиль.
Основные персоналии: Иван Фёдоров, Пётр Мстиславец, Алевиз Новый, Петрок
Малый, Фёдор Конь, Барма, Постник Яковлев, Андрей Чохов.
Раздел II. Смутное время (7 ч)
В преддверии Смуты
Предпосылки и причины Смуты в России на рубеже XVI—XVII вв. Тайна гибели
царевича Дмитрия. Династический кризис. Земский собор 1598 г. и избрание на царство
Бориса Годунова. Политика Бориса Годунова в отношении боярства. Опала семейства
Романовых. Голод 1601—1603 гг. и обострение социально-экономического кризиса.
Основные понятия и термины: Смутное время, династический кризис, Земский
собор.
Основные персоналии: Б.Ф. Годунов, В.И. Шуйский, царевич Дмитрий, Ф.Н.
Романов.
Лжедмитрий I. Предпосылки появления самозванства. Личность Лжедмитрия I.
Война Лжедмитрия I с Борисом Годуновым. Правление и гибель Лжедмитрия I.

Основные понятия и термины: самозванство, казаки, холопы.
Основные персоналии: Лжедмитрий I, Марина Мнишек, Ф.И. Мстиславский.
Правление Василия Шуйского
Обстоятельства восшествия на престол Василия Шуйского. Причины, социальный
состав, цели участников движения И.И. Болотникова; основные эпизоды и причины
поражения. Перерастание внутреннего кризиса в гражданскую войну.
Основные понятия и термины: «крестоцеловальная запись», бояре.
Основные персоналии: В.И. Шуйский, патриарх Гермоген, митрополит Филарет,
И.И. Болотников,И. Пашков, П. Ляпунов, Г.П. Шаховской, А.А. Телятевский.
Лжедмитрий II. Вторжение
Лжедмитрий II: личность самозванца, его социальная опора и военно-политическая
поддержка. Тушинский лагерь самозванца под Москвой. Вторжение на территорию
России польско-литовских отрядов. Оборона Троице-Сергиева монастыря. Расцвет
самозванства. Выборгский договор между Россией и Швецией. Поход войска М.В.
Скопина-Шуйского и Я.-П. Делагарди и распад тушинского лагеря. Открытое вступление
в войну против России Речи Посполитой. Оборона Смоленска. Захват Новгорода
шведскими войсками.
Основные понятия и термины: Тушинский вор, «тушинские перелёты».
Основные персоналии: В.И. Шуйский, Лжедмитрий II, И.М. Заруцкий, Я. Сапега,
.В. Скопин-Шуйский, Сигизмунд III, М.Б. Шеин, королевич Владислав, С. Жолкевский,
Карл
IX.
Междуцарствие (1610—1613)
Свержение с престола Василия Шуйского и переход власти к Семибоярщине.
Договор об избрании на престол польского королевича Владислава. Вступление польсколитовского гарнизона в Москву. Русская православная церковь и патриарх Гермоген как
духовные организаторы борьбы за спасение России. Первое ополчение: социальная база
участников, внутренние противоречия. Лжедмитрий III. Основные понятия и термины:
Семибоярщина, народное ополчение, «Совет всея земли». Основные персоналии: Ф.И.
Мстиславский, королевич Владислав, патриарх Гермоген, П.П. Ляпунов, И.М. Заруцкий,
Д.Т. Трубецкой, Лжедмитрий III. Второе ополчение и освобождение Москвы. Ситуация в
стране к середине 1612 г. Формирование Второго ополчения, социальный состав и
предводители (Кузьма Минин и князь Д.М. Пожарский). Освобождение Москвы в 1612 г.
Подготовка к Земскому собору. Претенденты на российский престол и преимущества
кандидатуры М.Ф.Романова. Избрание царя из династии Романовых и его венчание на
царство.
Подвиг
Ивана
Сусанина.
Основные понятия и термины: Семибоярщина, народное ополчение, «Совет всея
земли»,
Земский
собор.
Основные персоналии: королевич Владислав, Кузьма Минин, Д.М. Пожарский,
М.Ф. Романов.

Раздел III. Россия при первых Романовых (20 ч)
Правление Михаила Фёдоровича (1613—1645)
Борьба с казачьими выступлениями против центральной власти. Столбовский мир
со Швецией: утрата выхода к Балтийскому морю. Продолжение войны с Речью
Посполитой. Поход королевича Владислава на Москву. Заключение Деулинского
перемирия с Речью Посполитой. Итоги и последствия Смутного времени. Основные
направления внутренней политики Михаила Фёдоровича. Роль Земских соборов и
патриарха Филарета в политической жизни России в царствование Михаила Романова.
Восстановление экономического потенциала страны. Смоленская война (1632—1637) и
причины поражения в ней России. Укрепление южных границ Московского государства в
контексте отношений с Крымским ханством
и Османской империей. Взятие Азова и проблема принятия его «под руку Москвы». Итоги
правления Михаила Фёдоровича и положение России в середине XVII в.
Основные понятия и термины: Столбовский мир, Деулинское перемирие,
пятинные деньги, соха,Поляновскиймир,«Азовскоесидение».
Основные персоналии: М.Ф. Романов, патриарх Филарет, М.Б. Шеин.
Правление Алексея Михайловича (1645—1676)
Личность царя Алексея Михайловича. Правительство Б.И. Морозова. Соляной бунт 1648
г.: предпосылки и причины восстания, социальный состав его участников, требования и
действия восставших, последствия. Соборное уложение 1649 г.: основные положения.
Окончательное оформление крепостного права в России. Русский Север, Дон и Сибирь
как регионы, свободные от крепостничества.
Основные понятия и термины: Соляной бунт, челобитная, белые слободы,
Соборное уложение, тягло, крепостное право.
Основные персоналии: царь Алексей Михайлович, Б.И. Морозов, Н.И.
Одоевский.
Россия в XVII в.
Территория и население России в XVII в. Административное деление страны.
Россия как многонациональное государство. Система государственного управления.
Укрепление самодержавия и ослабление роли Боярской думы в управлении государством.
Затухание деятельности Земских соборов. Развитие приказного строя. Приказ Тайных дел.
Усиление воеводской власти в уездах и постепенная ликвидация земского
самоуправления. Создание полков нового(иноземного)строя. Экономическое развитие
России в XVII в. Развитие внутренних торговых связей и хозяйственной специализации
регионов
Российского
государства. Ярмарки. Торговый и Новоторговый уставы. Торговля с европейскими
странами, Прибалтикой, Востоком. Возникновение мануфактурного производства.
Основные понятия и термины: сословно-представительная монархия, абсолютизм,
Боярская дума, Государев двор, приказы, приказные люди, приказ Тайных дел, воеводы,
земские старосты, городовые приказчики, дворяне, дворянское ополчение, полки нового
(иноземного) строя, мелкотоварное производство, ярмарка, купцы, мануфактура,
приписные крестьяне.
Русская деревня в XVII в.
Последствия Смуты для сельского хозяйства страны. Освоение новых
сельскохозяйственных угодий.Развитие растениеводства, огородничества и скотоводства в
XVII в. Рыбный промысел.
КрестьянствовXVIIв.Распространениедворянскогоземлевладения.Основные понятия и
термины:барщина,оброк,тягло,бобыли,захребетники,однодворцы.ПрисоединениеУкраины
кРоссииУкраинские земли под властью Речи Посполитой. Запорожская Сечь — центр

борьбы украинского народа за освобождение. Восстание Богдана Хмельницкого.
Переяславская рада 8 января 1654 г. Война России с Речью Посполитой 1654—1667 гг.
Русско-шведская война 1656—1658гг.иеёрезультаты.
Основные понятия и термины: Люблинская уния, католицизм, Униатская
церковь, шляхта, казачество, гетман, реестровые казаки, Запорожская Сечь, атаман,
Зборовский договор, Белоцерковский мир, Переяславская рада, Андрусовское перемирие.
Основные персоналии: Б.М.Хмельницкий, И.Выговский.
Раскол в Русской православной церкви
Необходимость церковных реформ в середине XVII в. Кружок ревнителей
благочестия. Личность патриарха Никона и суть церковной реформы. Сущность раскола
Русской православной церкви. Никон и Аввакум: столкновение судеб и характеров.
Старообрядчество. Трагические страницы истории старообрядчества: «дело боярыни
Морозовой»,
осада
Соловецкого
монастыря.
Основные понятия и термины: кружок ревнителей благочестия, церковный
обряд,
старообрядчество,
раскол.
Основные персоналии: Стефан Вонифатьев, патриарх Никон, царь Алексей
Михайлович, Епифаний Славинецкий, протопоп Аввакум, боярыня Феодосия Морозова.
Народные волнения в 1660—1670-е гг.
Предпосылки и причины народных волнений в связи с внутренней и внешней
политикой царя Алексея Михайловича. Медный бунт (1662): причины, социальная база,
результаты и последствия. Общее и особенное в городских восстаниях 1648 и 1662 гг.
Донское казачество в XVIIв.:условия формирования, образ жизни, роль в охране южных
рубежей России, отношения с царской властью, социальное и имущественное расслоение
казаков. Степан Разин как предводитель донского войска. Восстание 1670—1671 гг.: цели
и социальный состав участников,«прелестныеписьма»,основные места сражений разинцев
с
правительственными
войсками,
итоги
восстания.
Основные понятия и термины: Медный бунт, поход «за зипунами», «прелестные
письма».
Основные персоналии: царь Алексей Михайлович, С.Т.Разин.
Наследники Алексея Михайловича
Дети Алексея Михайловича. Личность Фёдора Алексеевича. Планы
преобразований. Налоговая реформа. «Чигиринская война» и Бахчисарайский мирный
договор. Отмена местничества. События 1682г.
Основные понятия и термины: местничество, подворное налогообложение,
cтрелецкий
бунт,
Вечный
мир
с
Речью
Посполитой.
Основные персоналии: Фёдор Алексеевич, Софья Алексеевна, Пётр и Иван
Алексеевичи, Н.М.Зотов,И.А.Хованский.
Освоение Сибири и Дальнего Востока в XVII в.
Народы Сибири и Дальнего Востока. Цели и способы освоения русскими
пространств Сибири и Дальнего Востока в XVII в. Политика властей в отношении народов
Сибири и Дальнего Востока, а также условия их вхождения в состав Российского
государства. Сибирский приказ (1637).Основание русских острогов и городов в Сибири и
на Дальнем Востоке. Миссионерство и христианизация. Межэтнические отношения,
формирование многонациональной элиты. Русские географические открытия. Плавание
Семён. Дежнёва. Выход к Тихому океану. Походы Ерофея Хабарова и Василия Пояркова
и исследование бассейна реки Амур. Коч — корабль русских первопроходцев. Военные
столкновения с маньчжурами и империей Цин. Нерчинский договор (1689)с Китаем.

Основные понятия и термины: землепроходцы, «мягкая рухлядь», острог, ясак,
Сибирский
приказ,
Нерчинский
договор.
Основные персоналии: Ермак, И.Ю. Москвитин, С.И. Дежнёв, Ф.А. Попов, В.Д.
Поярков, Е.П. Хабаров, В.В.Атласов.
Просвещение, литература и театр в XVII в.
Развитие грамотности, книжного дела и просвещения в России в XVII в. Школы
при Аптекарском и Посольском приказах. Открытие Славяно-греко-латинского училища.
Обмирщение культуры. Причины угасания жанра летописей и популярности
произведений светского характера. Сказания, повести, сатирические произведения XVII в.
«Синопсис» Иннокентия Гизеля — первое учебное пособие по истории.
Театр времён Алексея Михайловича как новое явление культурной жизни царского двора.
Основные понятия и термины: Псалтырь, Часослов, Славяно-греко-латинское
училище, сказание, повесть,«вирши»,газета ,театр.
Основные персоналии: С. Медведев, М. Смотрицкий, К. Истомин, Ф.М. Ртищев,
братья Софроний и Иоанникий Лихуды, Авраамий Палицын, Симеон Полоцкий,
Иннокентий Гизель, Иоганн Грегори.
Искусство
XVIIв.
Новые черты в архитектуре XVII в. Приказ каменных дел и Оружейная палата.
Выдающиеся произведения каменного и деревянного зодчества в столице России, в
старых городах и новых землях Московского царства. Московское (нарышкинское)
барокко. Реализм в церковной и светской живописи XVII в. Парсунная живопись.
«Строгановская» школа иконописи. Симон Фёдорович Ушаков и особенности его
творчества. Ярославская школа иконописи. Развитие декоративно-прикладногоискусства.
Основные понятия и термины: «узорочье», московское (нарышкинское) барокко,
«строгановская»
и
ярославская
школы
иконописи,
парсуна,
изразец.
Основные персоналии: Прокопий Чирин, И. и Н. Савины, С.Ф. Ушаков.
Жизнь и быт различных сословий
Семья и семейные отношения. Изменения в картине мира человека XVII в.
Повседневная жизнь. Жилище и предметы быта. Проникновение элементов европейской
культуры
в
быт
высших
слоёв
населения
страны.
Одежда.
Основные понятия и термины: курная изба, подклет, горница, хоромы, амбар,
мыльня, сорочка, зипун, кафтан, сарафан, душегрея, чёботы
Обобщающее повторение (2 ч).
Всеобщая история Нового времени конец XV – XVII век.
Раздел I. Раннее Новое время. Конец XV – первая половина XVII века. (1 ч.)
Понятие «Новая история», хронологические рамки Новой истории.
Раздел I Великие Географические Открытия (3 ч.) Великие географические
открытия и их последствия.
Путешествия В. да Гамы, Х. Колумба, Ф. Магеллана. Открытие европейцами
Америки, торговых путей в Азию. Захват и освоение европейцами Нового Совета.
Порабощение населения завоеванных территорий. Э. Кортес. Ф. Писарро. Начало
создания колониальных империй. Пиратство. Ф. Дрейк.
Раздел II Меняющийся облик Европы (4 ч.)
Капитализм и новое классовое деление общества. Технические достижения и
новые открытия., упадок рыцарства и первый этап мировой глоболизации. Город в XVI
веке.
Раздел III Европейское Возрождение (2 ч.).
Эпоха Возрождения.

Духовные искания эпохи Возрождения. Гуманизм. Данте Алигьери. Э.
Роттердамский. Ф. Рабле. Т. Мор. В. Шекспир. Искусство Ренессанса. Переворот во
взглядах на природу. Н. Коперник. Дж. Бруно. Г. Галилей. Р. Декарт. Начало процесса
модернизации в Европе в XVI-XVII вв. Зарождение капиталистических отношений.
Буржуазия и наемные рабочие. Совершенствование техники. Возникновение мануфактур,
развитие товарного производства. Торговые компании.
Раздел IV Реформация и Контрреформация в Европе (3 ч.). (3 ч.)
Реформация. Утверждение абсолютизма.
Причины Реформации. Протестантизм. М. Лютер. Ж. Кальвин. Распространение
идей Реформации в Европе. Контрреформация. И. Лойола. Религиозные войны.
Европейские государства в XVI-XVII вв. Утверждение абсолютизма. Укрепление
королевской власти в Англии и Франции. Генрих VIII. Елизавета I. Кардинал Ришелье.
Людовик XIV. Испанская империя при Карле V. Тридцатилетняя война и Вестфальская
система.
Раздел V Государства Западной Европы в XVI – XVII веке (7 ч.)
Испания и Австрия в Новое Время. «Век Габсбургов». Карл I. Филипп II.
Нидерланды под властью Испании. Революционно-освободительная борьба в провинциях
Нидерландов. Создание Голландской республики. Англия при Тюдорах. Англиканство.
Централизация во Франции. Франциск I.
Раздел VI Культура и Наука в Новое Время (2 ч.)
«Старое» и «Новое» в Европейской культуре. Великие композиторы и литераторы.
Наука в Европе XVII века.
Раздел VII Взлеты и падения монархий (3 ч.) Страны Европы в Новое Время
Абсолютизм в Центральной Европе. Франция на пике абсолютизма, правление
Людовика XIV «Короля - солнце». Начало промышленного переворота в Англии,
причины и предпосылки Английской Революции. Гражданская Война. Король и
парламент. Оливер Кромвель. Парламентаризм в Англии.
Раздел VIII Две стороны одного мира. Восток и Запад в Новое Время (2 ч.)
Ослабление Османской империи. Держава Великих Моголов в Индии и ее распад. Начало
европейского завоевания Индии. Покорение Китая маньчжурами. Империя Цин.
Образование централизованного государства в Японии. И. Токуга

№

Тема раздела,
урока

пп

1
2

3
4

5
6

7
8

9
10

11
12

13

14
15
16
17
18

Календарно-тематический план по истории
7 класс
Кол-во
В том числе
Дата
Основные
часов
проведения
направления
воспитательной
деятельности
К/р Р/р
П/р План Факт

Раздел 1 «Строительство Московского царства» - 13ч.
Завершение объединения
1
русских земель
Общественный строй и
1
новая идеология
Московского государства
Иван Грозный — первый
1
русский царь
Внешняя политика Ивана
2
IV: присоединение
Казанского и
Астраханского ханств,
начало освоения Сибири
Внешняя политика Ивана
IV: Ливонская война
1
Опричное лихолетье и
1
конец московской
династии Рюриковичей
Контрольная работа по
1
1
линии администрации
Итоги и историческая
1
оценка личности и
правления Ивана Грозного
Русская православная
1
церковь в XVI в.
Русская письменность,
1
книжность и литература
XVI в.
Искусство, наука и техника
1
в XVI в.
Обобщение по теме
1
«Создание Московского
царства»
Контрольная работа по р.1
1
1
«Создание Московского
царства»
Раздел 2. Смутное время-7ч.
В преддверии Смуты
1
Лжедмитрий I
1
Правление Василия
1
Шуйского
Лжедмитрий II.
2
Вторжение.
Междуцарствие (1610—
1
1613)

Воспитание
российской
гражданской
идентичности,
патриотизма, любви и
уважения к истории
Отечества, чувства
гордости за свою
Родину, прошлое
многонационального
народа России;
формирование
осознания своей
этнической
принадлежности,
уважения к культуре
своего народа и
своего края в
контексте
общемирового
культурного наследия.
Формируются
усвоение
традиционных
ценностей
многонационального
российского
общества,
гуманистических
традиций и ценностей
современной
цивилизации,
уважение прав и
свобод человека;
понимание и
осмысление
социальнонравственного опыта
предшествующих
поколений,
способность к
определению своей
позиции и
ответственное
поведение в

19
20
21
22
23
24
25
26
27

28
29
30
31
32
33
34
35
36

37

38

39

40

41
42
43

Второе ополчение и
освобождение Москвы
Практическая работа по р.2

современном
обществе.

1
1

1

Раздел 3. «Россия при первых Романовых» - 24 ч.
Правление Михаила
Федоровича (1613-1645)
Правление Алексея
1
Михайловича (1645-1676)
Россия в XVII в.
2
Русская деревня в XVII в.
1
Присоединение Украины к
1
России
Раскол в Русской
1
православной церкви
Раскол в Русской
1
православной церкви:
никониане и старообрядцы
Народные волнения в 16601
1670-е гг.
Наследники Алексея
1
Михайловича.
Освоение Сибири и
1
Дальнего Востока в XVII в.
Контрольная работа по
1
1
линии администрации
Просвещение, литература и
театр в XVII в.
Искусство XVII в.

1

Жизнь и быт различных
сословий
Жизнь и быт различных
сословий
Обобающий урок по р.
«Россия при первых
Романовых»
Практическая работа по
р.3 «Россия при первых
Романовых»
Обобщающий урок по
курсу истории России 1617 в.
Обобщающий урок по
курсу истории России 1617 в.
Контрольная работа по
курсу истории России 1617 в.
Защита проектов
Защита проектов
Защита проектов

1

1

1
1

1

1

1

1

1

1
1
1

1

44

Защита проектов

45

Раздел 1. «Великие географические открытия»-3ч.
В поисках Индии.
1

46
47

48
49

50

51
52

53

54

55

56
57

58

59
60

62

1

Мир, поделенный пополам
1
Новые миры, новые
1
горизонты.
Раздел 2. Меняющийся облик Европы-2ч.
Развитие техники.
1
Рождение капитализма.
Повседневная жизнь
1
1
европейцев в XV-XVII
веках. Практическая
работа.
Раздел 3. Европейское Возрождение-2ч.
Эпоха титанов. Культура
1
высокого Возрождения в
Италии.
Гуманизм за Альпами
1
Контрольная работа по
линии администрации

1

1

Раздел 4. Реформация и Конрреформация в Европе-2ч.
Реформация и
1
Крестьянская война в
Германии.
Борьба за души и умы.
1
1
Реформация и
контрреформация в XVI в.
Практическая работа.
Раздел 5. Государства Западной Европы в 16-17в.-7ч.
Империи, в которой
1
«никогда не заходило
солнце»
Нидерланды против
1
Испании.
Под знаком двойной розы.
1
Англия в первой половине
XVI века.
Британия – владычица
1
морей. Англия при
Елизавете Тюдор.
Франция на пути к
1
абсолютизму.
Международные
1
1
отношения в XVI – XVII
вв. Практическая работа.
Раздел 6. Наука и культура в к.16-17 в.-2ч.
Начало революции в
естествознании.

1

Воспитание уважения
к истории и культуре
других народов,
понимания
культурного
многообразия мира,
приобщение учащихся
к национальным и
мировым культурным
ценностям,
гражданское и
патриотическое
воспитание
подрастающего
поколения в
многонациональном
российском
государстве.
Воспитание
толерантности как
нормы осознанного и
доброжелательного
отношения к другому
человеку, его мнению,
мировоззрению,
культуре, языку, вере,
гражданской позиции;
к истории, культуре,
религии, традициям,
языкам, ценностям
народов мира.

63

64

65

66
67

68

Литература и искусство
1
XVI – XVII вв.
Раздел 7. Взлеты и падения монархий-2ч.
Французская монархия в
1
зените: Людовик XIV:
«Король – Солнце».
Английская революция
1
1640-1660 гг. Становление
английской парламентской
монархии.
Раздел 8. Восток и Запад: две стороны единого мира-3ч.
Великие державы Азии в
3
16-17в.
Запретные страны: Китай и
1
1
Япония в 16-17 в.
Практическая работа.
Контрольная работа по
1
1
линии администрации
Итого
6
6
68


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 26.02.2025.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(3012)22-70-33

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».