Рабочая программа по географии 7 класс

Пояснительная записка
Соответствие Государственному образовательному стандарту.
Рабочая программа по географии для обучающихся 7 класса основной
общеобразовательной школы составлена на основе:
1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ. от
29.12.2012.
2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.12.2010 №1897.
3. Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ «СОШ
№37».
4. Школьного учебного плана МАОУ «СОШ №37» на 2021-2022 учебный год.
5. Примерной программы по географии для 5-9 классов.
Календарно-тематическое планирование составлено с учетом программы воспитания
на основании следующих документов:
1. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р).
2. Приказа Министерства просвещения России от 11.12.2020 N 712;
3. Рабочей программы воспитания МАОУ «СОШ № 37», утвержденной приказом от
31.08.2021 года.
Адресат.

Программа рекомендована учащимся для обучения географии в 7

классе общеобразовательной школы.
Объем и сроки обучения.
Программа по географии общим объемом 68 часов изучается в течение учебного
года, согласно Базисного учебного плана ОУ.
Роль и место дисциплины
Курс

входит

в

число

дисциплин

включенных

в

учебный

план

для

общеобразовательных учреждений РФ. Изучение данного курса тесно связано с такими
дисциплинами как биология, экология, история.
Особенности программного материала.
Содержание программы построено с позиции единства географии, интеграции
курсов географии 6 класса («Начальный курс географии») и географии материков и
океанов 7 класс. Понятия «географическая оболочка», «природная зональность»,
«природный комплекс» являются интегральными. Они характеризуют определенные
связи

и

сочетания

природных

явлений.

География материков и океанов продолжает географическое образование обучающихся в
основной школе. Данный курс опирается на географические знания, полученные
обучающимися в 6 классе, и продолжает рассматривать особенности природы планеты
Земля и взаимное влияние человека и природы на новом – региональном (материковом)
уровне. В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего
образования, в котором определен обязательный минимум географического содержания, и
согласно новой концепции среднего географического образования курс 7 класса
открывает страноведческий блок школьной географии. В Стандарте этот содержательный
блок представлен разделом «Материки, океаны, народы и страны». В содержание
программы включены элементы знаний из других разделов Стандарта – «Источники
географической информации», «Природа Земли и человек». Содержание программы
опирается на традиции школьного страноведения, служит укреплению комплексного
подхода к изучению территориальных природно-общественных систем, развитию у
школьников интереса к географии. Основная цель курса — раскрыть закономерности
земледельческого характера с тем, чтобы школьники в разнообразии природы, населения
и его хозяйственной деятельности увидели единство, определенный порядок, связь
явлений. Это будет воспитывать убеждение в необходимости бережного отношения к
природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды. Другая
важная цель курса — создать у обучающихся целостное представление о Земле как
планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить со странами и
народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений
страноведческого

характера,

необходимых

каждому

человеку

нашей

эпохи.

Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 7 класса
пространственные представления формируются комплексно и на всех трех уровнях:
планетарном, региональном и локальном. География материков и океанов в 7 классе
формирует в основном региональные представления обучающихся о целостности и
дифференцированности географической оболочки и связях между ее отдельными
компонентами

на

материках,

в

регионах

и

странах

мира.

Специфика курса состоит в широком использовании картографических источников
информации.

Поэтому

изучение

материков

и

океанов

поможет

освоению

картографического метода изучения нашей планеты. Специфика данной учебной
дисциплины обусловлена возрастными и психологическими особенностями данного
возраста, основана на принципах индивидуализации и дифференциации материала.
Особый

акцент

в

программе

сделан

на использование проектной, групповой,

индивидуальной работы учащихся, что является признаком ответственности современным
требованиям к организации учебного процесса.
Программа

ориентирована

на

применении

широкого

комплекса

медиа-средств,

технических средств и справочной литературы.
Предлагаемая программа построена на

УМК (В.А. Коринская, И.В. Душина

География). Базой данного курса является учебник, который полностью соответствует
современным методологическим концепциям обучения, а также предлагает новые
педагогические

технологии,

направленные

на

реализацию

Государственного

образовательного стандарта в практической деятельности учителя.
Изучение материалов Государственного образовательного стандарта и данного УМК,
показывает, что объем и качественное представление материала не входит в противоречие
с типовой государственной программой.
Целевая установка.
В соответствии с этим, целью прохождения настоящего курса является развитие
универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных) обеспечивающих
овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться и
межпредметными понятиями. Содействие

формированию умения проектировать

собственную деятельность, создание условий для анализа ситуации и принятие решений,
представления

и

оценивания

результатов,

а

также

корректировки

собственной

деятельности, формирование целостного представления о гуманистических ценностях и
нормах поведения.
В ходе достижений поставленной цели решаются следующие задачи:
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе проведения наблюдений за природой, в ходе работы с различными источниками
информации;
-формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов
деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного
предмета «география» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом
уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных
источниках.
- создать основу для мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловой установки
обучающихся,
качества;

отражающих

их

индивидуально-личностные

позиции,

личностные

- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе;
-научный метод познания как основная идея интеграции знаний и как основа для
формирования приемов самостоятельной познавательной деятельности школьников.
-учет региональных особенностей в содержании предмета (включение регионального
компонента).
Взаимосвязь коллективной (аудиторной) и самостоятельной работы обучаемых.
При изучении курса для обучаемых предусмотрены большие возможности для
самостоятельной работы, а именно использование заданий, требующих поиска,
переработки и представления информации в новом виде. Освоение курса предполагает
изменения роли ученика и учителя в учебном процессе относительно традиционной
парадигмы, а также учета динамики передачи ученику ответственности за собственное
учение. В ходе прохождения программы, обучающиеся самостоятельно могут выбирать
уровень сложности и характер задания, роль и характер участия в групповой работе,
выполнять исследовательские задания на разрешение проблем и проектные работы.
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.
Структура программы
Программа по географии для 7 класса включает следующие разделы:
1.Введение
2. Главные особенности природы Земли
3. Океаны и материки
4. Географическая оболочка – наш дом
Итоговый контроль.
Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью контрольной работы
(зачета, диктанта, итогового теста), которая включает вопросы по основным проблемам
курса.
Предполагаемый результат
- развитие у учащихся устойчивого интереса к естественнонаучным знаниям;
- формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к
природе и человеку;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости защиты
окружающей среды, стремление к здоровому образу жизни.
Планируемые результаты изучения географии

Личностные результаты:
-осознавать себя жителем планеты Земля и гражданином России;
осознавать целостность природы, населения и хозяйства Земли, материков, их
крупных районов и стран;
-осознавать значимость и общность глобальных проблем человечества;
овладеть на уровне общего образования законченной системой географических
знаний, умений и навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
-проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, к
необходимости ее сохранения и рационального использования;
-проявлять патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
-уважать историю, культуру, национальные особенности, традиции и обычаи других
народов;
-уметь с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
уметь взаимодействовать с людьми, работать в коллективе, вести диалог, дискуссию,
вырабатывая общее решение;
-уметь ориентироваться в окружающем мире, выбирать цель своих действий и
поступков, принимать решения.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель;
-определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;
-выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае
необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из
предложенных, а также искать их самостоятельно;
-составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения
проекта);
-работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
-в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
-анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;
-выявлять причинно-следственные связи;
-осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для
указанных логических операций;

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей;
-создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
-составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.);
-преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. д.);
-определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск
информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
-самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие
цели, договариваться друг с другом и т. д.);
-выслушивать и объективно оценивать другого;
-в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
-учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения и корректировать его;
-понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения),
доказательство(аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
-уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных
позиций;
-уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в
повседневной жизни для:
-сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения;
-сохранения окружающей среды и социально ответственного поведения в ней;
-адаптации к условиям проживания на определенной территории;
-самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы
жизнедеятельности.
Предметные результаты:
-называть и показывать материки и части света, острова и полуострова, крупные
формы рельефа, океаны и моря, заливы, проливы, течения, реки, озера, наиболее
крупные страны мира;
-объяснять зависимость размещения крупных форм рельефа от строения земной коры,
зональность в распределении температуры воздуха, атмосферного давления, осадков,
природных зон, изменения свойств океанических вод, влияние природы на жизнь и
деятельность человека;

-описывать климат отдельных климатических поясов и территорий, отдельные
природные комплексы с использованием карт, особенности природы и основные
занятия населения стран;
-определять географическое положение объектов их отличительные признаки;
-приводить примеры материковых, вулканических и коралловых островов, основных
типов воздушных масс, природных зон, природных комплексов, изменения природы
материков под влиянием хозяйственной деятельности человека, влияния природы на
жизнь людей, примеры, подтверждающие закономерности географической оболочки –
целостность, ритмичность, зональность;
-читать и анализировать разные виды карт, давать характеристику карты;
-составлять простейшие схемы взаимодействия природных комплексов.
-рассказывать об основных путях расселения человека по материкам, главных
областях современного расселения, разнообразии видов хозяйственной деятельности
человека.
Ученик научится:
- использовать различные источники географической информации (картографические,
статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для
поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных
задач;
- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
- находить и формулировать зависимости и закономерности;
- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие
географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по
географическим картам разного содержания;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации
выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;
- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием
разных источников географической информации;
- представлять в различных формах географическую информацию необходимую для
решения учебных и практико-ориентированных задач.
- овладеет основными навыками нахождения, использования и презентации
географической информации;
- использовать разнообразные географические знания в повседневной жизни для
объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельно оценивать

уровень безопасности окружающей среды, адаптации к условиям проживания, соблюдать
меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Ученик получит возможность научиться:
- объяснять зависимость размещения крупных географических объектов от особенностей
строения Земли;
- самостоятельно приобретать новые знания и умения;
- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать
географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и
проводить их простейшую классификацию;
- использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях
между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения
их свойств, условий протекания и географических различий;
- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха,
атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты,
направления и скорости течения водных потоков;
- оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в
разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития.
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения
здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социальноэкономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического
использования географических знаний в различных областях деятельности;
- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в
научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе
нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Содержание курса
Введение (3 ч)
Что изучают в курсе географии материков и океанов? Материки (континенты) и острова.
Части света.
Как люди открывали и изучали Землю. Основные этапы накопления знаний о Земле.
Источники географической информации. Карта — особый источник географических
знаний. Географические методы изучения окружающей среды. Карта — особый

источник географических знаний. Виды карт. Различие географических карт по охвату
территории и масштабу. Различие карт по содержанию. Методы географических
исследований.
Раздел I. Главные особенности природы Земли (9 ч)
Тема 1. Литосфера и рельеф Земли (2 ч)
Происхождение материков и океанов. Происхождение Земли. Строение материковой и
океанической земной коры. Плиты литосферы. Карта строения земной коры.
Сейсмические пояса Земли.
Рельеф земли. Взаимодействие внутренних и внешних сил — основная причина
разнообразия рельефа. Размещение крупных форм рельефа на поверхности Земли.
Практическая работа №1 (итоговая): Описание по карте рельефа одного из
материков.
Тема 2. Атмосфера и климаты земли (2 ч)
Распределение температуры воздуха и осадков на Земле. Воздушные массы.
Климатические карты. Распределение температуры воздуха на Земле. Распределение
поясов атмосферного давления на Земле. Постоянные ветры. Воздушные массы. Роль
воздушных течений в формировании климата.
Климатические пояса Земли. Основные климатические пояса. Переходные
климатические пояса. Климатообразующие факторы.
Практическая работа №2 (итоговая): Сравнение климата двух климатических поясов
(по выбору).
Тема 3. Гидросфера. Мировой океан – главная часть гидросферы (2 ч)
Воды Мирового океана. Схема поверхностных течений. Роль океана в жизни Земли.
Происхождение вод Мирового океана. Свойства вод океана. Льды в океане. Водные
массы. Схема поверхностных течений.
Жизнь в океане. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Разнообразие морских
организмов. Распространение жизни в океане. Биологические богатства океана.
Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.
Тема 4. Географическая оболочка (3 ч)
Строение и свойства географической оболочки.
Строение географической оболочки. Свойства географической оболочки. Круговорот
веществ и энергии. Роль живых организмов в формировании природы.
Природные комплексы суши и океана. Природные комплексы суши. Природные
комплексы океана. Разнообразие природных комплексов.

Природная зональность. Что такое природная зона? Разнообразие природных зон.
Закономерность размещения при# родных зон на Земле. Широтная зональность. Высотная
поясность.
Основные виды учебной деятельности:
Учащийся должен уметь:
называть и показывать на карте крупные формы рельефа и объяснять зависимость
крупных форм рельефа от строения земной коры;
объяснять зональность в распределении температуры воз# духа, атмосферного давления,
осадков;
называть типы воздушных масс и некоторые их характеристики;
делать простейшие описания климата отдельных климатических поясов;
показывать океаны и некоторые моря, течения, объяснять изменения свойств
океанических вод;
приводить примеры влияния Мирового океана на природу материков;
приводить примеры природных комплексов; составлять простейшие схемы
взаимодействия природных комплексов.
Раздел II. Население Земли (3 ч)
Численность населения Земли. Размещение населения. Факторы, влияющие на
численность населения. Размещение людей на Земле.
Народы и религии мира. Этнический состав населения мира. Мировые и национальные
религии.
Хозяйственная деятельность людей. Городское и сельское население. Основные виды
хозяйственной деятельности людей. Их влияние на природные комплексы. Комплексные
карты. Городское и сельское население. Культурно-исторические регионы мира.
Многообразие стран, их основные типы.
Раздел III. Океаны и материки (50 ч)
Тема 1. Океаны (2ч)
Тихий, Индийский, Атлантический и Северный Ледовитый океаны. Особенности
географического положения. Из истории исследования океанов. Особенности природы.
Виды хозяйственной деятельности в каждом из океанов.
Практическая работа №3(итоговая): Отражение на контурной карте функций одного
из океанов (по выбору).
Тема 2. Южные материки (1 ч)
Общие особенности природы южных материков.

Особенности географического положения южных материков. Общие черты рельефа.
Общие особенности климата и внутренних вод. Общие особенности расположения
природных зон. Почвенная карта.
Тема 3. Африка (10 ч)
Географическое положение. Исследования Африки.
Географическое положение. Исследование Африки зарубежными путешественниками.
Исследование Африки русскими путешественниками и учеными.
Рельеф и полезные ископаемые. Основные формы рельефа. Формирование рельефа под
влиянием внутренних и внешних процессов. Размещение месторождений полезных
ископаемых.
Климат. Внутренние воды. Климатические пояса Африки. Внутренние воды Африки.
Основные речные системы. Значение рек и озер в жизни населения.
Природные зоны. Проявление широтной зональности на материке. Основные черты
природных зон.
Влияние человека на природу. Заповедники и национальные парки. Влияние
человека на природу. Стихийные бедствия. Заповедники и национальные парки.
Население. Население Африки. Размещение населения. Колониальное прошлое материка.
Страны Северной Африки. Алжир. Общая характеристика региона. Географическое
положение, природа, население, хозяйство Алжира.
Страны Западной и Центральной Африки. Нигерия. Общая характеристика региона.
Географическое положение, природа, население, хозяйство Нигерии.
Страны Восточной Африки. Эфиопия. Общая характеристика региона. Географическое
положение, природа, на# селение, хозяйство Эфиопии.
Страны Южной Африки. Южно-Африканская Республика. Общая характеристика
региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Южно-Африканской
Республики.
Практическая работа №4(итоговая): Определение по картам природных богатств
стран Африки.
Практическая работа №5 (итоговая): Описание по картам основных видов
деятельности населения одной из стран Африки.
Тема 4. Австралия и Океания (5 ч)
Географическое положение. История открытия. Рельеф и полезные ископаемые.
Своеобразие географического положения материка. История открытия и исследования.
Особенности рельефа. Размещение месторождений полезных ископаемых.

Климат. Внутренние воды. Факторы, определяющие особенности климата материка.
Климатические пояса и области. Внутренние воды
Природные зоны. Своеобразие органического мира.
Проявление широтной зональности в размещении природных зон. Своеобразие
органического мира.
Австралийский Союз. Население. Хозяйство Австралийского Союза. Изменение
природы человеком.
Океания. Природа, население и страны. Географическое положение. Из истории
открытия и исследования. Особенности природы. Население и страны. Памятники
природного и культурного наследия.
Практическая работа №6 (итоговая): Сравнительная характеристика двух регионов
Австралии (по выбору).
Тема 5. Южная Америка (7ч)
Географическое положение. Из истории открытия и исследования материка.
Географическое положение. История открытия и исследования материка.
Рельеф и полезные ископаемые. История формирования основных форм рельефа
материка. Закономерности размещения равнин и складчатых поясов, месторождений
полезных ископаемых.
Климат. Внутренние воды. Климатообразующие факторы. Климатические пояса и
области. Внутренние воды. Реки как производные рельефа и климата материка.
Природные зоны. Своеобразие органического мира материка. Высотная поясность в
Андах. Изменения природы материка под влиянием деятельности человека. Охрана
природы.
Население. История заселения материка. Численность, плотность, этнический состав
населения. Страны.
Страны востока материка. Бразилия. Географическое положение, природа, население,
хозяйство Бразилии и Аргентины.
Страны Анд. Перу. Своеобразие природы Анд. Географическое положение, природа,
население, хозяйство Перу.
Практическая работа №7 (итоговая): Описание по карте Бразилии или Аргентины (по
выбору).
Тема 6. Антарктида (1ч)
Географическое положение. Открытие и исследование Антарктиды. Географическое
положение. Антарктика.

Открытие и первые исследования. Современные исследования Антарктиды. Ледниковый
покров. Подледный рельеф. Климат. Органический мир. Значение современных
исследований Антарктики.
Тема 7. Северные материки (1 ч)
Общие особенности природы северных материков.
Географическое положение. Общие черты рельефа. Древнее оледенение. Общие черты
климата и природных зон.
Тема 8. Северная Америка (7 ч)
Географическое положение. Из истории открытия и исследования материка.
Географическое положение. Из истории открытия и исследования материка. Русские
исследования Северо-Западной Америки.
Рельеф и полезные ископаемые. Основные черты рельефа материка. Влияние древнего
оледенения на рельеф. Закономерности размещения крупных форм рельефа и
месторождений полезных ископаемых.
Климат. Внутренние воды. Климатообразующие факторы. Климатические пояса и
области. Внутренние воды. Реки как производные рельефа и климата материка.
Природные зоны. Население. Особенности распределения природных зон на материке.
Изменение природы под влиянием деятельности человека. Население.
Канада. Географическое положение, природа, население, хозяйство, заповедники и
национальные парки Канады.
Соединенные Штаты Америки. Географическое положение, природа, население,
хозяйство, памятники природного и культурного наследия США.
Средняя Америка. Мексика. Общая характеристика региона. Географическое
положение, природа, население, хозяйство Мексики.
Практическая работа №8 (итоговая): Характеристика по картам основных видов
природных ресурсов Северной Америки.
Тема 9. Евразия (16 ч)
Географическое положение. Исследования Центральной Азии. Особенности
географического положения. Очертания берегов. Исследования Центральной Азии.
Особенности рельефа, его развитие. Особенности рельефа Евразии, его развитие.
Области землетрясений и вулканов. Основные формы рельефа. Полезные ископаемые.
Климат. Внутренние воды. Факторы, формирующие климат материка. Климатические
пояса. Влияние климата на хозяйственную деятельность населения. Внутренние воды, их
распределение. Реки. Территории внутреннего стока. Озера. Современное оледенение.
Многолетняя мерзлота.

Природные зоны. Народы и страны Евразии. Расположение и характеристика
природных зон. Высотные пояса в Гималаях и Альпах. Народы Евразии. Страны.
Страны Северной Европы. Состав региона. Природа. Население. Хозяйство.
Комплексная характеристика стран региона.
Страны Западной Европы. Общая характеристика региона. Географическое положение,
природа, население, хозяйство, объекты всемирного наследия Великобритании, Франции
и Германии.
Страны Восточной Европы. Общая характеристика региона. Польша, Чехия, Словакия,
Венгрия. Румыния и страны Балканского полуострова. Страны Балтии. Белоруссия.
Украина. Молдавия.
Страны Южной Европы. Италия. Общая характеристика региона. Географическое
положение, природа, население, хозяйство Италии. Памятники всемирного наследия
региона.
Страны Юго-Западной Азии. Общая характеристика региона. Географическое
положение, природа, население, хозяйство Армении, Грузии и Азербайджана.
Страны Центральной Азии. Общая характеристика региона. Географическое
положение, природа, население, хозяйство Казахстана, Узбекистана, Киргизии,
Таджикистана, Туркмении и Монголии.
Страны Восточной Азии. Общая характеристика региона. Географическое положение,
природа, население, хозяйство, памятники всемирного наследия Китая и Японии.
Страны Южной Азии. Индия. Общая характеристика региона. Географическое
положение, природа, население, хозяйство Индии.
Страны Юго-Восточной Азии. Индонезия. Общая характеристика региона.
Географическое положение, природа, на# селение, хозяйство Индонезии.
Практическая работа №9 (итоговая): Сравнительная характеристика стран Европы.
Практическая работа №10 (итоговая): Группировка стран Азии по различным
признакам.
Раздел IV. Географическая оболочка — наш дом (2 ч)
Закономерности географической оболочки. Закономерности географической оболочки:
целостность, ритмичность, зональность.
Взаимодействие природы и общества. Значение природных богатств. Влияние природы
на условия жизни людей. Воздействие человека на природу. Необходимость
международного сотрудничества в использовании природы и ее охране.
Практическая работа №11(итоговая): Составление описания местности.

Учебно-тематический план (7 класс)
В том числе на:
№/
№

Наименование разделов и
тем

Всего

Контр.

Дата

Лабор.и

Развитие практ.
Планир. Факт.
Часов
речи
работы
Работы

Основные
направления
воспитательной
деятельности

Введение (3ч)
Проявление
интереса
прошлому
настоящему
российской
географии,
ценностным
отношением
достижениям
российских
географов
российской
географической
науки

Что изучают в курсе
1 географии материков и

1

океанов
2

3

Как люди открывали и

1

изучали Землю.

Источники географической
информации

1

к
и

к
и

Главные особенности природы Земли (15ч)
Литосфера и рельеф Земли
4

Происхождение материков и
океанов

5 Рельеф Земли.

3ч
1
1

6 Контрольная работа
Атмосфера и климаты
Земли
7

Распределение температуры
воздуха и осадков на Земле.

1
3ч

1

8 Воздушные массы

1

9 Климатические пояса Земли

1

Гидросфера. Мировой океан
– главная часть гидросферы

3ч

10 Воды Мирового океана.

1

11 Схема поверхностных

1

Установка на
активное участие
в решении
практических
задач, осознание
важности
географического
образования на
протяжении всей
жизни для
успешной
профессиональной
деятельности и
развитие
необходимых
умений.
Ориентирование
в деятельности на
современную
систему научных
представлений об
основных
закономерностях
развития человека,

течений
Жизнь в океане.
12 Взаимодействие океана с

1

атмосферой и сушей
Биосфера. Географическая
оболочка
13

14

Географическая оболочка.
Строение и свойства
Природные комплексы суши
и океана

15 Природная зональность

3ч

1

1
1

16 Контрольный тест
Население Земли

1
3ч

Численность населения
17 Земли. Размещение

природы
и
общества,
пониманием
географической
науки как сферы
человеческой
деятельности,
этапов её развития
и значимости для
развития
цивилизации;
овладение языком
географии
и
географической
культурой
как
средством
познания
мира;
овладением
простейшими
навыками
исследовательской
деятельности

1

населения
18 Народы и религии мира

1

Хозяйственная деятельность
19 людей. Городское и сельское

1

население мира
Океаны и материки (48ч)
20

Тихий океан. Индийский
океан

1

простейшими
навыками

Атлантический океан.
21 Северный Ледовитый океан

Овладение

1

исследовательской
деятельности

Южные материки

27ч

Африка
11ч
Географическое положение.
22 История исследования

1

Африки.
23 Рельеф и полезные

1

ископаемые
24 Климат. Внутренние воды

1

25 Природные зоны

1

Влияние человека на

1

26 природу. Заповедники и
национальные парки
27 Население Африки
28

Страны Северной Африки.

1
1

Алжир
Страны Западной и

1

29 Центральной Африки.
Нигерия
30

31

Страны Восточной Африки.

1

Эфиопия
Страны Южной Африки.
ЮАР

32 Контрольная работа
Австралия и Океания

1
6ч

33 Географическое положение
Австралии. История
открытия. Рельеф и

1

полезные ископаемые
34 Климат и внутренние воды
Австралии

1

35 Природные зоны.
Своеобразие органического

1

мира.
36 Австралийский Союз
37 Океания. Природа,
население и страны
38 Обобщающий урок по теме:
Австралия и Океания

1
1

1

Установка на
активное участие
в решении
практических
задач, осознание
важности
географического
образования на
протяжении всей
жизни для
успешной
профессиональной
деятельности и
развитие
необходимых
умений.
Чувство
Толерантности
Применение
географических
знаний в
интересах своего
здоровья, ведения
здорового образа
жизни.
Эмоциональное и
эстетическое
восприятие
географических
объектов, задач,
решений,
рассуждений.

Южная Америка

7ч

39 Географическое положение
Южной Америки. История

1

открытия и исследования.
40 Рельеф и полезные
ископаемые

1

41 Климат. Внутренние воды

1

42 Природные зоны

1

43 Страны востока материка.
Бразилия
44 Население и страны Южной
Америки
45 Страны Анд. Перу
Антарктида

1

1
1
2ч

46 Географическое положение.
Открытие и исследование

1

Антарктиды.
47 Природа Антарктиды
48 Обобщающий урок «Южные
материки»
Северные материки

1
1
16ч

Северная Америка
5ч
49 Северная Америка.
Географическое положение

1

и исследование материка
50 Рельеф и полезные
ископаемые

1

51 Климат. Внутренние воды

1

52 Природные зоны.

1

53 Население и страны.

1

Установка на
активное участие
в решении
практических
задач, осознание
важности
географического
образования на
протяжении всей
жизни для
успешной
профессиональной
деятельности и
развитие
необходимых
умений.
Чувство

Толерантности
Применение
географических
знаний в
интересах своего
здоровья, ведения
здорового образа
жизни
Эмоциональное и
эстетическое
восприятие
географических
объектов, задач,
решений,
рассуждений.

11ч

Евразия
54 Географическое положение.
Исследования Центральной

1

Азии.
55 Особенности рельефа, его
развитие

1

56 Климат Евразии

1

57 Внутренние воды Евразии

1

58 Природные зоны Евразии

1

59 Народы и страны Евразии

1

60 Страны Северной и

1

Западной Европы.
61 Страны Восточной и Южной
Европы

1

62 Страны Юго-Западной,
Центральной и Восточной

1

Азии.
63 Страны Южной и Юго-

1

Восточной Азии.
64 Обобщающий урок по теме:
«Северные материки»

1

Географическая оболочка – наш дом (2ч)
65 Закономерности
географической оболочки.
66 Взаимодействие природы и
общества

1

1

67 Контрольная работа

1

68 Заключительный урок по
курсу
1

Осознание
важности
географического
образования на
протяжении всей
жизни для
успешной
профессиональной
деятельности и
развитие
необходимых
умений.
Понимание
географической
науки как сферы
человеческой
деятельности

Итого:

68

4


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 26.02.2025.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(3012)22-70-33

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».