Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 37» г. Улан-Удэ
МАОУ «СОШ № 37» г. Улан-Удэ
ПРИНЯТО
на заседании Педагогического совета
протокол от 31.08.2021 № 1
УТВЕРЖДЕНО
приказом МАОУ «СОШ №37»
г. Улан-Удэ
от 01.09.2021 № 101-од
ПОЛОЖЕНИЕ
о школьной научно-практической конференции школьников
«Шаг в будущее»
1. Общие положения
Настоящее положение определяет цели и задачи проведения школьной научнопрактической конференции школьников «Шаг в будущее» (далее - Конференция), порядок
ее организации, технологии подготовки и проведения, организационно-методического
обеспечения и финансирования, порядок участия и определения победителей, требования
к оформлению работ.
Конференция является подготовительным этапом городской, республиканской
научной конференции школьников «Шаг в будущее».
Цель Конференции: интеллектуальное и личностное развитие детей,
участвующих в исследовательской деятельности развитие системы организации и
инфраструктуры исследовательской деятельности обучающихся в образовательных
учреждениях.
Задачи Конференции:
- развитие креативных способностей школьников
формирование интереса к научно-исследовательской деятельности
формирование исследовательских навыков и умений
выявление учащихся с высокими интеллектуальными способностями и
интересом к самостоятельной познавательной деятельности создание условий для
поддержки одаренных детей
повышение уровня коммуникативной культуры школьников
демонстрация и пропаганда лучших достижений учащихся в различных
областях науки
приобщение учащихся к миру науки.
2. Технология подготовки и проведения Конференции
1. Общее руководство организацией и проведением конференции осуществляет
заместитель директора, ответственный за научно-методическую работу в школе.
2. Заместитель директора формирует состав секций согласно поданным спискам
работ участников Конференции.
3. На предметных секциях проводится публичная защита работ и дискуссия
(продолжительность защиты работы – 5-7 минут, 3 минуты на вопросы).
4. Жюри оценивает доклады, допущенные к публичной защите, выявляет лучшие
исследовательские работы и рекомендует их авторов в состав школьной команды для
участия в городской научно-практической конференции «Шаг в будущее».
Критерии оценки работ
При оценке письменной части работ учитываются:
актуальность, теоретическая и практическая значимость работы
постановка цели и задач их реальность и достижимость
содержательный
уровень
анализа
темы,
проблемы,
исследовательских методов
глубина исследования
соответствие возрастным интересам
самостоятельность исследования
новизна и неординарность подхода
выводы, оригинальность предложений
соответствие выводов поставленным задачам
прогнозы (согласно собственному видению)
культура оформления работы.
Критерии оценки выступления участника:
№
Критерии оценивания
Макс. балл
1. Общая логика выступления,
5
способность четко сформулировать
цели и задачи работы,
охарактеризовать этапы и методы
исследования
2. Умение аргументированно
5
представлять и защищать материал
3. Представление результатов
5
исследования, практическая
значимость, выдвигаемых проектов и
идей
4. Творческий подход при выполнении
5
работы, оригинальность
представления работы, адекватность
способа представления информации
содержанию публичного
представления
5. Владение терминологией в рамках
5
темы исследования
6. Речевая компетенция: темп, дикция,
5
культура речи, эмоциональность
7. Наличие альтернативных вариантов
5
решения проблемы, умение оценивать
важность и значение альтернативных
решений
8. Ответы на вопросы
5
Итого
40
обоснование
Балл
Подведение итогов:
1. По окончании работы секции проводится заседание жюри, на котором
принимается решение о награждениях в номинациях.
2. Все решения жюри протоколируются. Замечания, вопросы, претензии по работе
Конференции принимаются в день работы секций.
3. Председатели жюри сдают итоговые протоколы по результатам Конференции в
Оргкомитет в день окончания работы секции для оформления награждений.
4. Итоги Конференции подводит Оргкомитет.
Награждение победителей
Победители Конференции награждаются дипломами и грамотами. Каждый
участник получает свидетельство участника.
3. Предметные направления Конференции
В Конференции выделяются следующие предметные направления:
Направления исследовательских работ по русскому языку
1. Проблемы современной текстологии.
2. Проблемы культуры речи.
3. Современные аспекты изучения семантики языка.
4. История и этимология русского языка.
5. Исследования в области функциональной грамматики.
6. Проблемы диалектной лексикологии и лексикографии.
Направления исследовательских работ по литературе
1. Проблемы поэтики русской литературы
2. Мотивный анализ художественных произведений.
3. Анализ образной структуры в контексте писателя.
4. Традиционные пути и тенденции новаторства в литературе.
5. Концептуальное рассмотрение проблемы в творчестве писателя.
Направления исследовательских работ по бурятскому языку и литературе
1. Лексикологический аспект бурятского языка.
2. Функциональное многообразие морфологических и синтаксических категорий
бурятского языка.
3. Языковые средства художественной литературы.
Направления исследовательских работ по немецкому\французскому языкам
1. Лингвострановедение. (Особенности молодежной лексики, речевой этикет и др.)
2. Литература (Писатели и поэты немецкоязычных\французоязычных стран.
Произведения немецкоязычных\французоязычных авторов, наиболее популярных в
России).
3. История, культура, политика, вопросы международного школьного обмена.
Направления исследовательских работ по английскому языку
1. Английский язык. Проблемы страноведения, связанные с жизнью
англоговорящих стран: исторический фон развития общества Великобритании, США,
Канады, Австралии, Новой Зеландии и т. д., политика и экономика, культура, быт и
традиции англоговорящих народов.
2. Особенности газетного жанра стран изучаемого языка.
Направления исследовательских работ по китайскому языку
1. Лингвострановедение. (Особенности молодежной лексики, речевой этикет и др.)
2. Литература (Писатели и поэты немецкоязычных\французоязычных стран.
Произведения немецкоязычных\французоязычных авторов, наиболее популярных в
России).
3. История, культура, политика, вопросы международного школьного обмена.
Направления исследовательских работ по истории Отечества
1. Историография и история Отечества: роль личности проблемы реформирования
в России Россия и мировые цивилизации.
2. Военная история.
Направления исследовательских работ по истории Бурятии
1. История Бурятии: этногенез бурят история культуры.
2. Историография Бурятии.
3. Управление Бурятией (XVII-XIX в.).
4.ктуальные проблемы истории Бурятии ХХ века.
5. Бурятия в годы Великой Отечественной войны воины Великой
Отечественной войны, труженики тыла, известные земляки.
6. Моя родословная.
7. Краеведение: история предприятий, района, города, учреждений.
Направления исследовательских работ по общественным наукам
1. Философия, история философии.
2. Право, история государства и права.
3. Политология.
4. Социальная психология.
5. Религия вчера и сегодня.
6. Образование: история образования, образовательных учреждений, учительства и
ученичества современная педагогика и дидактика
Направления исследовательских работ по культурологии
1. Культ и культура
2. Природа и культура
3. Типология культур
4. Музыка, театр и скульптура.
5. Народная культура. Диалектология и ономастика
Направления исследовательских работ по экономике
1. Управление персоналом.
2. Финансовый менеджмент
3. Рынок ценных бумаг
4. Предпринимательская деятельность
5. Анализ конкурентоспособности продукции
6. Управление личными финансами
Направления исследовательских работ по информатике и информационным
технологиям
1. Разработка и реализация алгоритмов.
2. Разработка программного обеспечения микропроцессорных систем и
моделирование надежности их функционирования.
3. Разработка программных решений и приложений
4. Использование ИТ технологий в практической деятельности
Направления исследовательских работ по алгебре и математическому анализу
1. Теория чисел
2. Функции и их графики
3. Производная и ее применение
4. Первообразная и интеграл
5. Теория вероятности и комбинаторика
6. Математическая логика
7. Линейная алгебра
8. Уравнения и неравенства.
Направления исследовательских работ по геометрии
1. Преобразование фигур.
3. Проективная геометрия.
2. Многогранники.
4. Геометрия Лобачевского.
Направления исследовательских работ по физике
1. Физика и астрономия
4. Физика и ЭВМ
2. Физика и экология
5. Физика и медицина
3. Физика и космос
6. Достижения современной физики
Направления исследовательских работ по химии
1. Физико-химические методы исследования веществ.
2. Современные проблемы органической химии.
3. Материалы с заданными свойства
4. Химия и сельское хозяйство.
5. Химия и экология.
6. ЭВМ в химии.
7. Биохимия.
Направления исследовательских работ по биологии
1.Ботаника: изучение жизни растений лесоведение агрономия фитоценология
растительные сообщества лекарственные растения).
2.Зоология:
систематика
беспозвоночных,
систематика
позвоночных,
микробиология, виросология.
3.Человек: высшая нервная деятельность, анатомия и физиология человека,
генетика человека с изучением наследственных заболеваний, антропология.
4.Генетика и молекулярная биология
5.Биомоделирование.
Направления исследовательских работ по географии
1.Физическая география, геоэкология: геологияч, почвоведение, климатология,
ланшафтоведение, метеорология.
2.Социальная и экономическая география. Туризм.
3.Рациональное природопользование.
Направления исследовательских работ по экологии:
1.Аутэкология: экология растений, животных, грибов, микроорганизмов.
2.Синэкология: экология экосистем.
3. Экология Байкальского региона.
4. Промышленная экология.
5. Урбоэкология.
6. Охрана окружающей среды.
7. Особо охраняемые природные территории: заповедники, заказники,
национальные парки.
Направления исследовательских работ по медицине и ЗОЖ:
1. Химия и медицина.
2. Фармакогнозия: изучение лекарственного растительного сырья (ЛРС) и
некоторых продуктов первичной переработки растительного и животного происхождения,
определение действующих веществ и локализации их в различных органах и тканях
растений и животных.
3. Новые системы физического воспитания.
4. Спортивные подвижные игры в укреплении здоровья.
5. Основы безопасности жизнедеятельности.
Направления исследовательских работ по технологии
1. Художественная резьба по дереву.
2. Изделия из бересты.
3. Художественное оформление изделий текстильной и легкой промышленности.
4. Моделирование одежды и обуви (с учетом эргономической и экологической
проработки принимаемых решений).
5. Дизайн жилого помещения.
Направления исследовательских работ по психологии
1. Общая психология.
2. История психологии.
3. Общение.
Направления творческих работ
1.Произведения собственного сочинения (стихи, проза и т.д.).
2.Журналистика (статьи, очерки и т.д.)
4. Требования к оформлению докладов школьной научно-практической
конференции школьников «Шаг в будущее»
Участники Конференции должны представить исследовательскую работу в форме
доклада. Доклад должен иметь следующую структуру:
1. Титульный лист. Вверху – название головного учреждения, название учебного
заведения, № общеобразовательного учреждения, ниже направление исследовательской
работы. В середине – тема доклада ниже, справа – фамилия, имя, отчество исполнителя,
класс Ф.И.О. научного руководителя, должность, место работы, учёная степень, внизу –
год написания работы.
2. Оглавление. Последовательно излагаются название пунктов и подпунктов плана
доклада.
3. Введение. В этой части содержится обоснование актуальности темы, постановка
проблемы, цели и задачи работы, определяется круг рассматриваемых вопросов. Здесь же
указываются методы исследования, используемые в работе.
4. Основная часть доклада включает в себя основное содержание работы. В нем
раскрывается история и теория исследуемого вопроса, дается краткий анализ литературы,
излагается позиция автора. Рассматривается организация и результаты самостоятельно
проведенного исследования. Содержание должно подкрепляться сносками на
использованную литературу.
5. Заключение. В нем содержатся итоги работы, важнейшие выводы, к которым
пришел автор.
6. Список использованной литературы составляется в алфавитном порядке
фамилий авторов. При оформлении исходных данных указываются фамилия и инициалы
автора, название работы, место и год издания. Общее количество страниц.
7. Приложения могут включать в себя таблицы, диаграммы, графики, рисунки,
фотографии и т.д.
Требования к тексту:
Текст доклада по объему не должен превышать 10 машинописных страниц. Работа
выполняется отдельно на стандартных страницах белой бумаги формата А4. (размеры:
горизонталь 210 мм, вертикаль 297мм). Текст печатается ярким шрифтом на одной
стороне листа (размер шрифта – 12 кегель, интервал – полуторный). Формулы
вписываются чёрной пастой (тушью), либо воспроизводятся на печатном устройстве. Весь
рукописный или печатный, чертёжный материал должен быть хорошо читаемым.
Рецензия на доклад должна отражать актуальность темы глубину изучения
специальной литературы анализ методов исследования оценка достоверности
результатов, обоснованность выводов соответствие стиля и оформления работы
предъявленным требованиям, предложения и выводы. Рецензия должна быть заверена
печатью и подписью директора школы.
У работы не должно быть более двух соавторов.