Пояснительная записка
Решение задач занимает в химическом образовании важное место,
так как это один из приемов обучения, посредством которого
обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по
химии. Чтобы научиться химии, изучение теоретического материала
должно сочетаться с систематическим использованием решения различных
задач. В школьной программе существует эпизодическое включение
расчетных задач в структуру урока, что снижает дидактическую роль
количественных закономерностей, и может привести к поверхностным
представлениям у учащихся о химизме процессов в природе, технике.
Сознательное изучение основ химии немыслимо без понимания
количественной стороны химических процессов.
Решение задач содействует конкретизации и упрочению знаний,
развивает навыки самостоятельной работы, служит закреплению в памяти
учащихся химических законов, теорий и важнейших понятий. Выполнение
задач расширяет кругозор учащихся, позволяет устанавливать связи между
явлениями, между причиной и следствием, развивает умение мыслить
логически, воспитывает волю к преодолению трудностей. Умение решать
задачи, является одним из показателей уровня развития химического
мышления учащихся, глубины усвоения ими учебного материала.
Данная программа элективного курса предназначена для учащихся
11 классов химико-биологического профиля и рассчитана на 35 часов.
Элективный курс представлен в виде практикума, который позволит
восполнить пробелы в знаниях учащихся по вопросам решения расчетных
задач разных типов и позволит начать целенаправленную подготовку к
сдаче итогового экзамена по химии.
Основным требованием к составлению или отбору задач является их
химическое содержание, чёткость формулировки и доступность условия
задачи, использование в условии задачи сведений практического
характера.
Главным назначением данного курса является:
совершенствование подготовки учащихся с повышенным
уровнем мотивации к изучению химии;
сознательное усвоение теоретического материала по химии,
умение использовать при решении задач совокупность приобретенных
теоретических знаний, развитие логического мышления, приобретение
необходимых навыков работы с литературой.
Цели курса:
- конкретизация
химических знаний по основным разделам
предмета;
- развитие навыков самостоятельной работы;
- развитие умений логически мыслить, воспитание воли к
преодолению трудностей, трудолюбия и добросовестности;
- развитие учебно-коммуникативных умений.
Задачи:
- совершенствование знаний о типах расчетных задач и алгоритмах
их решения;
- решение расчетных задач повышенной сложности;
- формирование навыков исследовательской деятельности.
Особенности курса:
- использование знаний по математике, физике, биологии;
- составление авторских задач и их решение;
- использование местного материала для составления условий
задач.
Знания, умения и навыки, формируемые элективным курсом:
По итогам элективного курса учащиеся должны знать:
- химические свойства разных классов неорганических и
органических соединений;
- признаки, условия и сущность химических реакций;
- химическую номенклатуру.
По итогам элективного курса учащиеся должны уметь производить
расчеты:
- по формулам и уравнениям реакций;
- определение компонентов смеси;
- определение формул соединений;
- растворимости веществ;
- вычисление объема газообразных веществ при н.у. и условиях,
отличающихся от нормальных;
- энтальпии веществ;
- переход от одного способа выражения концентрации к другому.
Содержание программы
Тема 1. Введение. Общие требования к решению химических задач.
Использование знаний физики и математики при решении задач по химии.
Тема 2. Задачи на газовые законы. Газовые законы: закон Авогадро и
его следствия; объединенный газовый закон Бойля-Мариотта и Гей-Люссака.
Уравнение Менделеева-Клайперона. Плотность газа, относительная
плотность. Нормальные условия и условия отличные от нормальных.
Международная система единиц (СИ). Массовая, объёмная и мольная доли
газов. Средняя молярная масса. Составление и использование
алгоритмических предписаний. Смешанные задачи.
Тема 3. Расчёты по уравнениям реакций. Расчеты по уравнениям
реакций, если одно из веществ взято в избытке. Определение состава соли
(кислая или средняя) по массам веществ, вступающих в реакцию.
Определение состава двух-трехкомпонентной смеси по массам веществ,
образующихся в ходе одной или нескольких реакций. Задачи на электролиз.
Составление и использование алгоритмических предписаний. Смешанные
задачи.
Тема 4. Концентрация растворов. Выражение состава растворов:
массовая доля, молярная концентрация. Вычисление массы растворенного
вещества и растворителя для приготовления определенной массы (или
объёма) раствора с заданной концентрацией. Растворимость. Расчеты на
основе использования графиков растворимости. Вычисление рН растворов.
Расчеты по формулам веществ, содержащих кристаллизационную воду.
Составление и использование алгоритмических предписаний. Смешанные
задачи.
Тема 5. Задачи по органической химии. Задачи с использованием схем
превращений
органических
соединений.
Смешанные
задачи.
Экспериментальные задачи: проведение «мысленного эксперимента».
Учебно-тематический план
№ Наименование разделов и тем
п/п
Всего
часов
1
Ведение.
1
2
Задачи на газовые законы
10
3
Расчеты по уравнениям
реакций
8
4
Решение задач на растворы
9
5
Задачи по органической
химии
6
6
Итоговое занятие. Защита
авторских задач.
1
В том числе
Практич. Формы контроля
Занятия
1
Отчет.
Контрольная и
домашниеработы.
10
Отчет.
Контрольная и
домашние работы.
8
Отчет.
Контрольная и
домашние работы.
9
Отчет.
Контрольная и
домашние работы.
6
Отчет.
Контрольная и
домашние работы.
1
Защита творческой
работы. Зачет
Календарно-тематическое планирование
№
урока
1
2
Тема занятия
Введение. Общие требования к
решению задач по химии.
Использование знаний физики и
математики. Способы решения задач.
Задачи на соотношение основных
характеристик газов.
Образовательный
продукт
Правила решения и оформления
задач.
Отчет о самостоятельном решении
задач. Закрепление основных
газовых характеристик: молярная
масса, плотность, относительная
плотность и др.
3
Задачи на нахождение молярной массы Отчет о самостоятельном решении
смеси газов.
задач. Конкретизация понятий:
средняя молекулярная масса
Задачи на нахождение состава смеси
смеси, нормальные условия и
газов по молярной массе.
условия отличные от нормальных.
4
Задачи на смеси газов.
Отчет о самостоятельном решении
задач.
5
Задачи на определение объёмной доли
(%), мольной доли (%) компонентов
газовой смеси.
Алгоритм решения. Отчет.
Конкретизация понятий: массовая
доля, объемная и мольная доли.
6.
Задачи на нахождение состава газовой
смеси после реакции.
Отчет о самостоятельном решении
задач. Конкретизация понятия:
объемы реагирующих и
получающихся газов
пропорциональны коэффициентам
в уравнении реакции.
7
Задачи на изменение объёма газовой
смеси в результате реакции.
Отчет о самостоятельном решении
задач.
8
Задачи на озонированный кислород.
Отчет о самостоятельном решении
задач. Конкретизация знаний о
свойствах озона.
9
Задачи на горение топлива.
Домашняя контрольная работа.
10
Смешанные задачи
Отчет о самостоятельном решении
задач.
11
Контрольная работа.
Контрольная работа.
12
Задачи по химическим уравнениям,
если одно из исходных веществ дано в
избытке.
Алгоритм решения. Отчет о
самостоятельном решении задач.
13
Задачи на металлические пластинки.
Алгоритм решения. Отчет о
самостоятельном решении задач.
14
Решение задач, раскрывающих
образование кислых и средних солей
двухосновных кислот.
Алгоритм решения.
Конкретизация знаний о
свойствах основных классов
неорганических соединений.
15
Решение задач, раскрывающих
образование кислых и средних солей
фосфорной кислоты.
Отчет о самостоятельном решении
задач. Составление уравнений
химических реакций и их
объяснение.
16
Задачи на определение состава солей
при реакциях самоокислениясамовосстановления.
Отчет о самостоятельном решении
задач. Домашняя контрольная
работа. Составление уравнений
реакций раствора щелочи с хлором,
серой, фосфором, оксидом азота
(IV).
17
Расчёты по термохимическим
уравнениям.
Отчет о самостоятельном решении
задач. Конкретизация знаний об
энтальпии, термодинамических
представлениях. Усвоение закона
Гесса.
18
Решение задач на электролиз
расплавов и растворов солей.
Отчет о самостоятельном решении
задач. Написание и объяснение
уравнений реакций.
19.
Смешанные задачи.
Отчет о самостоятельном решении
задач.
20.
Контрольная работа.
Контрольная работа.
21.
Решение задач на молярную
концентрацию.
Отчет. Закрепление понятий:
растворы, концентрация раствора,
молярная концентрация.
22.
Задачи на вычисление рН.
Отчет о самостоятельном решении
задач. Усвоение понятий: рН,
ионное произведение воды.
23.
Задачи по формулам веществ,
содержащих кристаллизационную
воду.
Отчет о самостоятельном решении
задач. Усвоение понятий:
кристаллогидраты,
кристаллизационная вода,
соотношение количества вещества
безводной соли, воды и
кристаллогидрата.
24.
Задачи, на растворение веществ,
реагирующих с водой.
Отчет о самостоятельном решении
задач. Закрепление знаний о
химических свойствах основных
классов неорганических
соединений.
25.
Задачи на насыщенные растворы.
Отчет о самостоятельном решении
задач. Усвоение понятий:
растворимость, насыщенный
раствор, зависимость
растворимости веществ от
температуры.
26.
Задачи на олеум.
Отчет о самостоятельном решении
задач. Закрепление знаний о
химических свойствах конц.
серной кислоты, оксида серы (VI).
27.
Контрольная работа
Контрольная работа.
28.
Задачи по органической химии.
Нахождение формул, если известны
массовые доли элементов.
Отчет о самостоятельном решении
задач. Закрепление понятий:
количество вещества, молярная
масса, молярные соотношения,
простейшая формула, истинная
формула.
29.
Задачи на определение формул, если
Отчет о самостоятельном решении
известны массы или объемы продуктов задач. Закрепление понятий:
сгорания.
молярный объем, молярные
соотношения, простейшая и
истинная формулы.
30.
Задачи на углеводороды.
Отчет о самостоятельном решении
задач. Закрепление знаний о
химических свойствах и способах
получения.
31.
Задачи на кислородсодержащие
органические соединения.
Отчет о самостоятельном решении
задач. Закрепление понятий о
генетической связи.
32.
Задачи на азотсодержащие
органические соединения.
Отчет о самостоятельном решении
задач.
33.
Смешанные задачи.
Отчет о самостоятельном решении
задач.
34.
Защита авторских задач.
Авторские задачи.
Методические рекомендации
Отличительная особенность построения курса состоит в том, что он
предназначен для учащихся 11 класса. К этому времени пройдена
программа общей и неорганической химии, учащиеся в основном курсе
уже ознакомлены с типами расчетных задач и их решением. Это дает
возможность на занятиях элективного курса обратить внимание на
наиболее сложные и мало встречающиеся в основной программе
направления решения задач. Уровень химической грамотности учащихся
должен лежать в основе оценки их знаний.
При реализации программы данного курса рекомендуем обратить
внимание
на
типологию
расчетных
задач,
использовать
дифференцированный подход и разноуровневые контрольные работы.
Очень важно, чтобы учащиеся научились не только решать задачи по
образцу, но и самостоятельно работать над текстом задачи, критически
анализировать условия и возможные пути решения.
Несомненно, представленный элективный курс можно расценивать
как динамичный «тренинг», но для повышения мотивации учащихся,
интенсификации учебной деятельности следует обращаться к
современным образовательным технологиям (технология решения
изобретательских задач, технология развития критического мышления).
Необходимо акцентировать внимание на том, чтобы ребята могли
научиться не только великолепно решать задачи разных типов, но и
самостоятельно
составлять
собственные
задачи
(на
примере
краеведческого материала, информации экологической направленности,
практических жизненных ситуаций).
Литература
1.Гудкова А.С., Ефремова К.М., Магдесиева Н.Н., Мельчакова Н.В.
500 задач по химии: Пособие для учащихся. – 2-е изд. – М.: Просвещение,
1981.
2.Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. 2000 задач и упражнений по химии.
Для школьников и абитуриентов. – М.: 1 Федеративная Книготорговая
Компания, 1998.
3.Пузаков С.А., Попков В.А. Пособие по химии для поступающих в
вузы. Программы. Вопросы, упражнения, задачи. Образцы
экзаменационных билетов: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. –
М.: Высш. шк., 1999.
4.Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для
поступающих в вузы. – М.: Новая волна, 1996.
5.Цитович И.К., Протасов П.Н. Методика решения расчетных задач
по химии: Кн. для учителя. – 4-е изд., перераб – М.: Просвещение, 1983.
6.Штемплер Г.И., Хохлов А.И. Методика расчетных задач по химии
8-11 классов. – М.: Просвещение, 2001.