Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №37» г. Улан-Удэ
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
______________ С.С. Арбаева
Протокол заседания МО № 1
от «__» 08 2022 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
________ Л.Н. Буяева
«__» 08 2022 г.
УТВЕРЖДЕНО
приказ № ____
от «____» 09 2022 г.
ПРОЕКТ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Литература»
5 класс
Срок реализации 2022-2023 учебный год.
Составила: Жамьянова О.И. , учитель
русского языка и литературы
Улан-Удэ
2022
Пояснительная записка
Настоящая программа по литературе составлена на основе:
1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от
29.12.2012.
2. Приказа Минпросвещения России №287 от 31.05. 2021 года «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования».
3. Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ «СОШ
№37».
4. Школьного учебного плана МАОУ «СОШ №37» на 2022-2023 учебный год.
5.Примерной программы для общеобразовательных учреждений по литературе.
6. В соответствии с основными направлениями воспитательной деятельности,
определенными в разделе «Обновление воспитательного процесса с учетом современных
достижений науки и на основе отечественных традиций» Стратегии развития воспитания
в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства
Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р),
7. Приказа Министерства просвещения России от 11.12.2020 N 712;
8. Примерной программы воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.2020 г.).
9. В соответствии с программой воспитательной работы МАОУ «СОШ № 37» г. УланУдэ.
Адресат
Программа рекомендована учащимся для обучения литературе в 5 классе
общеобразовательной школы.
Объем и сроки обучения
Программа по литературе общим объемом 68 часов изучается в течение учебного
года согласно Базисному учебному плану ОУ.
Место учебного курса в учебном плане
Предмет «Литература» входит в предметную область «Русский язык и литература» и
является обязательным для изучения. Предмет «Литература» преемственен по отношению
к предмету «Литературное чтение».
Общая характеристика учебного предмета «Литература»
Учебный предмет «Литература» в наибольшей степени способствует формированию
духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает
ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии
обучающихся, в становлении основ их миропонимания и национального самосознания.
Особенности литературы как школьного предмета связаны с тем, что литературные
произведения являются феноменом культуры: в них заключено эстетическое освоение
мира, а богатство и многообразие человеческого бытия выражено в художественных
образах, которые содержат в себе потенциал воздействия на читателей и приобщают их к
нравственно-эстетическим ценностям, как национальным, так и общечеловеческим.
Основу содержания литературного образования составляют чтение и изучение
выдающихся художественных произведений русской и мировой литературы, что
способствует постижению таких нравственных категорий, как добро, справедливость,
честь, патриотизм, гуманизм, дом, семья.
Целостное восприятие и понимание художественного произведения, его анализ и
интерпретация возможны лишь при соответствующей эмоционально-эстетической
реакции читателя, которая зависит от возрастных особенностей школьников, их
психического и литературного развития, жизненного и читательского опыта.
Полноценное литературное образование в основной школе невозможно без учёта
преемственности с курсом литературного чтения в начальной школе, межпредметных
связей с курсом русского языка, истории и предметов художественного цикла, что
способствует развитию речи, историзма мышления, художественного вкуса,
формированию эстетического отношения к окружающему миру и его воплощения в
творческих работах различных жанров.
В рабочей программе учтены все этапы российского историко-литературного
процесса (от фольклора до новейшей русской литературы) и представлены разделы,
касающиеся литератур народов России и зарубежной литературы. Основные виды
деятельности обучающихся перечислены при изучении каждой монографической или
обзорной темы и направлены на достижение планируемых результатов обучения.
Цели изучения учебного предмета «Литература»
Цели изучения предмета «Литература» в основной школе состоят:
в формировании у обучающихся потребности в качественном чтении,
культуры читательского восприятия;
в понимании литературных текстов и создании собственных устных и
письменных высказываний;
в развитии чувства причастности к отечественной культуре и уважения к
другим культурам, аксиологической сферы личности на основе высоких
духовно-нравственных идеалов, воплощённых в отечественной и зарубежной
литературе.
Достижение указанных целей возможно при решении учебных задач,которые
постепенно усложняются от 5 к 9 классу.
Задачи, связанные с пониманием литературы как одной из основных национальнокультурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, с обеспечением
культурнойсамоидентификации, осознанием коммуникативно-эстетических возможностей
родного языка наоснове изучения выдающихся произведений отечественной культуры,
культуры своего народа,мировой культуры, состоят:
в
приобщении
школьников
к
наследию
отечественной
и
зарубежнойклассической литературы и лучшим образцам современной
литературы;
в воспитании уважения котечественной классике как высочайшему
достижению
национальной
культуры,
способствующейвоспитанию
патриотизма, формированию национально-культурной идентичности и
способности кдиалогу культур;
в
освоении
духовного
опыта
человечества,
национальных
и
общечеловеческихкультурных традиций и ценностей; формированию
гуманистического мировоззрения.
Задачи, связанные с осознанием значимости чтения и изучения литературы для
дальнейшегоразвития обучающихся, с формированием их потребности всистематическом
чтении, с гармонизацией отношений человека и общества, ориентированына воспитание и
развитие мотивации к чтению художественных произведений, как изучаемых науроках,
так и прочитанных самостоятельно. Эти задачи способствуют накоплению позитивного
опытаосвоения литературных произведений, в том числе в процессе участия в различных
мероприятиях,посвящённых литературе, чтению, книжной культуре.
Задачи, связанные с воспитанием квалифицированного читателя, с формированием
его умений воспринимать, анализировать, критически оценивать иинтерпретировать
прочитанное, направлены на формирование у школьников:
системы знаний олитературе как искусстве слова, в том числе основных теоретико
и историко-литературных знаний,необходимых для понимания, анализа и
интерпретации художественных произведений;
умениявоспринимать их в историко-культурном контексте, сопоставлять с
произведениями других видовискусства;
развития читательских умений, творческих способностей, эстетического вкуса.
Эти задачинаправлены на развитие умения выявлять проблематику произведений и их
художественныеособенности, комментировать авторскую позицию и выражать
собственное отношение кпрочитанному; воспринимать тексты художественных
произведений в единстве формы и содержания,реализуя возможность их неоднозначного
толкования в рамках достоверных интерпретаций;сопоставлять и сравнивать
художественные произведения, их фрагменты, образы и проблемы какмежду собой, так и
с произведениями других искусств; формировать представления о спецификелитературы в
ряду других искусств и об историко-литературном процессе; развивать умения
поисканеобходимой информации с использованием различных источников, владеть
навыками ихкритической оценки.
Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативно-эстетических
возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной
культуры, культуры своего народа,мировой культуры, направлены на совершенствование:
речи школьников на примере высокихобразцов художественной литературы и
умений создавать разные виды устных и письменныхвысказываний;
редактировать их;
выразительно читать произведения, в том числе наизусть;
владеть различными видами пересказа;
участвовать в учебном диалоге, адекватно воспринимаячужую точку зрения и
аргументированно отстаивая свою.
В программе предусмотрены уроки, направленные на реализацию дистанционного
обучения. Дистанционное обучение в настоящее время может рассматриваться как
инновационная форма обучения, которая позволяет получать знания через интернет под
контролем учителя.
Цель дистанционного обучения – предоставить ученикам элементы универсального
образования, которые позволят им эффективно адаптироваться к изменяющимся
социально-экономическим условиям и успешно интегрироваться в современное общество.
Данный вид обучения базируется на основе передовых информационных технологий,
применение которых обеспечивает быструю и гибкую адаптацию под изменяющиеся
потребности ученика.
Обучение в дистанционной форме осуществляется по отдельным темам, при
необходимости организации такого обучения (карантин, временная нетрудоспособность и
т.п.), так и по всему комплексу тем.
С помощью дистанционного обучения удается решать такие педагогические задачи,
как:
формирование у учеников познавательной самостоятельности и активности;
создание эффективного образовательного пространства;
развитие у детей критического мышления и способности конструктивно
обсуждать различные точки зрения.
С использованием электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий организуются такие формы учебной деятельности, как:
уроки;
лекции;
семинары;
практические занятия;
контрольные работы;
самостоятельные работы;
консультации с преподавателями;
e-mail;
дистанционные конкурсы, олимпиады.
Самостоятельная работа включает организационные формы дистанционного
обучения:
работа с электронным учебником;
просмотр видеолекций;
прослушивание аудиокассет;
компьютерное тестирование;
изучение печатных и других учебных и методических материалов.
Сопровождение предметных дистанционных курсов может осуществлятъся в
следующих режимах:
тестирование онлайн;
консультации онлайн;
предоставление методических материалов;
сопровождение офлайн (проверка тестов, контрольных работ, различные виды
текущего контроля и промежуточной аттестации).
В период длительной болезни обучающихся или карантина в классе (школе)
возможность получать консультации преподавателей по соответствующей дисциплине
через электронную почту, программу Skype, ViЬеr, WhatsApp, используя для этого
возможные каналы выхода в Интернет.
Применение дистанционного обучения в учебном процессе позволяет:
сделать урок наглядным, красочным, информативным;
использовать дифференцированный и личностно-ориентированный подход к
обучению;
активизировать познавательную деятельность учащегося;
повысить мотивацию учащихся к изучению предмета;
развивать мышление и творческие способности детей.
Взаимосвязь коллективной (аудиторной) и самостоятельной работы обучаемых
При изучении курса литературы предусмотрены большие возможности для
самостоятельной работы обучающихся. Это использование заданий, требующих поиска,
переработки и представления информации в новом виде. Освоение курса предполагает
изменения роли ученика и учителя в учебном процессе относительно традиционной
парадигмы, а также учета динамики передачи ученику ответственности за собственное
учение. В ходе прохождения программы, обучающиеся самостоятельно могут выбирать
уровень сложности и характер задания, роль и характер участия в групповой работе,
выполнять исследовательские задания на разрешение проблем и проектные работы.
Формы организации учебного процесса
индивидуальная;
парная;
групповая;
коллективная.
Структура программы
Программа по литературе для 5 класса включает следующие разделы:
Пояснительную записку.
Содержание обучения литературы.
Планируемые результаты обучения литературе.
Тематическое планирование.
Итоговый контроль
Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью контрольной работы
(зачета, сочинения, итогового теста), которая включает вопросы по основным проблемам
курса.
Предполагаемый результат:
Приобретение литературных знаний и умений, развитие коммуникативных,
рефлексивных, личностного саморазвития, ценностно - ориентационных и
смыслопоисковых компетенций, воспитание культуры личности.
Содержание курса литературы
5 класс
I.Литература – искусство слова. – 1 час
Знания и умения читателя. Тропы и фигуры художественной речи: эпитеты,
метафоры и сравнения; риторическое обращение, риторический вопрос и др. Ученик как
слушатель и как исполнитель — чтец художественного текста.
Теория. Искусство. Виды искусств. Общее понятие о тропах и фигурах.
II.
Мифы. – 3 часа
Миф как форма познания и эстетического освоения окружающего мира. Мифы
разных времен и разных народов. Календарная поэзия и календарные праздники.
Масленица. Народные обычаи, связанные с этим праздником. Мифы о сотворении мира.
Египетский миф «Сотворение мира». Славянский миф «Рождение мира». Яркость
поэтического изображения природы и Вселенной. Персонажи славянской мифологии.
Древнегреческие мифы. «Золотые яблоки Гесперид».
Праздники и обычаи, связанные с мифологическими представлениями о мире.
Теория. Миф. Виды мифов.
III.
Фольклор. – 6 ч.
Богатство отражения мира в произведениях фольклора. Жанровое разнообразие
фольклорных произведений. Детский фольклор. Отражение в фольклоре взглядов,
пристрастий, вкусов и поверий народа. Эстетическое совершенство произведений
русского фольклора.
Русские народные сказки.
Сказка как популярный жанр народного творчества. Рассказчики и слушатели
сказок. Нравственная взыскательность и эстетическое совершенство народных сказок.
Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Волшебная сказка: волшебный сюжет,
волшебные герои, особый язык. Царевна - лягушка — главная героиня сказки. Характер
отражения реальной жизни в волшебной сказке. Народные идеалы в сюжете и образах
сказки.
Теория. Сказка. Виды сказок.
Художественные особенности волшебной сказки: волшебный сюжет, необычность
героев, необычность языка.
Малые жанры фольклора.
Разнообразие малых жанров фольклора. Пословица, поговорка, загадка, анекдот,
песня, частушка как наиболее популярные малые жанры фольклора. Детский фольклор.
Использование малых форм фольклора в других его жанрах и в авторской литературе.
Активная роль малых жанров фольклора в современной устной и письменной речи.
Теория. Малые жанры фольклора. Лаконизм малых жанров фольклора. Пословица.
Поговорка. Их отличие. Афоризм. Загадка. Особенности ее строения. Анекдот.
Песни. Частушки.
Виды народных песен и их популярность. Одна из самых поздних форм фольклора
— частушка. Стих и мелодия в песне и в частушке. Тематика частушек. Причины их
популярности. Б. Шергин. Сказка «Рифмы». Как герой сказки сочинял частушки и какую
роль играли в них рифмы.
Теория. Песня. Частушка. Музыка в произведениях фольклора.
Русский народный театр.
Народный театр в истории русской культуры. Кукольный театр русских ярмарок и
гуляний. Герой кукольных пьес — озорник Петрушка. Синкретический характер
представлений народного театра. Тесная связь народного театра с другими формами
фольклора; насыщенность народных пьес малыми формами фольклора. «Озорник
Петрушка». Пьесы о Петрушке и их сюжеты.
Теория. Театр. Пьеса. Сцена. Особенности построения и оформления
драматического произведения: афиша, акт, действие, явление, реплика, ремарка. Диалог в
пьесе.
IV.
Литература XIX века - 23 ч.
Русская классическая литература XIX века.
И.А. Крылов - великий баснописец. Басни «Свинья под дубом», «Зеркало и
Обезьяна», «Осел и Мужик» - обличение воинствующего невежества в баснях Крылова.
Герои басен. Мораль басен. Афоризмы из текста басен.
Теория. Басня. Аллегория. Олицетворение. Сюжет и мораль басен.
А.С. Пушкин. Детство и юность поэта. Начало творческого пути. Родная природа в
лирике поэта. «Руслан и Людмила» - связь пролога поэмы с русским сказками. Яркость
сказочных описаний. Фантастические события сюжета. Герои поэмы.
Теория. Поэма. Сюжет поэмы. Стопа. Двусложный стихотворный размер – ямб.
М.Ю. Лермонтов. Детство поэта. Воспоминания о детстве в лирике поэта («И вижу я
себя ребенком…»). Начало творческого пути. Стихотворение «Парус», в котором
выражено отношение поэта к окружающему миру.
Теория. Рифма. Строфа.
Н.В. Гоголь – детство и юность писателя. Сюжет и герои повести «Пропавшая
грамота».
Теория. Поверье. Быличка. Жанр. Язык произведения.
И.С. Тургенев. Детство в Спасско-Лутовинове. «Муму» - история создания рассказа.
Сюжет и герои рассказа. Роль пейзажа в сюжете рассказа. Ритм прозы Тургенева
(описание пути Герасима в родную деревню).
Теория. Портрет. Связь между внешним обликом и поступками героя.
Поэтический образ Родины в стихах поэтов XIX века.
И.С. Никитин «Русь».
Теория. Двусложные размеры стиха – ямб и хорей.
А.К. Толстой. Стихотворение «Край ты мой, родимый край…». М.Ю. Лермонтов
«Сашка» (отрывок из поэмы), стихотворение «Кто видел Кремль в час утра золотой…».
И.С. Никитин. Стихотворение «Русь». Н.А. Некрасов. Стихотворение «Соловьи». Образ
родины в русской поэзии. Обращение поэтов к картинам русской жизни, изображению
родной природы, событий отечественной истории, создание ярких образов русских людей.
Ф.И. Тютчев. Стихотворения «Весенняя гроза», «Есть в осени первоначальной…».
Природные образы и средства их создания.
А.А. Фет. Стихотворения «Я пришел к тебе с приветом…», «Учись у них — у дуба, у
берёзы…». Философская проблематика стихотворений Фета. Параллелизм в описании
жизни природы и человека. Природные образы и средства их создания.
Героическое прошлое Родины в стихах и прозе.
М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Историческая основа стихотворения.
Изображение исторического события. Образ рядового участника сражения. Мастерство
Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с высоким
патриотическим пафосом стихотворения.
Л.Н. Толстой «Война и мир» (фрагмент «Петя Ростов»). Образ защитника родины во
фрагменте из романа-эпопеи.
М.А. Булгаков «Петя Ростов» (отрывок из инсценировки романа Л.Н. Толстого
«Война и мир»).
V.
Литература XX – 9ч.
Связь веков.
И.А.Бунин. Стихотворение «26-е мая». А.А. Ахматова. Стихотворение «В Царском
Селе». В.А. Рождественский. Стихотворение «Памятник юноше Пушкину», К.Д.
Бальмонт. Стихотворение «Пушкин». Развитие классических традиций в литературе XX
века. Неразрывная связь русской литературы XIX и XX веков. Память о Пушкине в
литературе XX века.
Литературные сказки XIX- XX веков.
Х.К. Андерсен. Сказка «Снежная королева».
А. Погорельский. Сказка «Чёрная курица, или Подземные жители».
А.П. Платонов. «Волшебное кольцо».
Дж. Родари. «Сказки по телефону».
Л.Кэрролл. «Алиса в стране чудес.».
Дж.Р.Р. Толкиен. Повесть «Хоббит, или Туда и обратно». Сказка фольклорная и
сказка литературная (авторская). Сказочные сюжеты, добрые и злые персонажи,
волшебные предметы в литературной сказке. Нравственные проблемы и поучительный
характер литературных сказок.
VI . Русская литература XX века. Встреча веков - 18 ч.
И.С. Шмелев. Рассказ «Как я встречался с Чеховым. За карасями». Двойное название
рассказа.
Е.И. Замятин. «Огненное ̒А ̓ ̓ » - рассказ о мечте подростков начала XX века
А.И. Куприн. Рассказ «Мой полет». Автобиографический очерк и его герои.
Поэтический образ Родины в лирике и прозе XX века.
А.А. Блок. Стихотворения «На лугу», «Ворона». И.А. Бунин. Стихотворения
«Сказка», «Канарейка», «Листопад» (фрагмент «Лес точно терем расписной…»). К.Д.
Бальмонт. Стихотворения «Снежинка», «Фейные сказки» («У чудищ», «Осень»), С.А.
Есенин. Стихотворения
«Пороша», «Ночь», «Черемуха». Н.А. Заболоцкий.
Стихотворение «Оттепель». Д.Б. Кедрин. Стихотворение «Скинуло кафтан зеленый
лето…», Н.М Рубцов. Стихотворения «В горнице», «Звезда полей», «Листья осенние».
Картины родной природы в изображении русских поэтов. Параллелизм как средство
создания художественной картины жизни природы и человека.
Мир наших братьев меньших в поэзии.
С.А. Есенин. Стихотворение «Песнь о собаке».
В.В. Маяковский. Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям». Сострадание ко
всему живому. Олицетворение как основной художественный приём.
Новые страницы героического прошлого России.
А.Т. Твардовский. Стихотворения «Я убит подо Ржевом…», «Рассказ танкиста»,
А.А. Ахматова. Стихотворение «Мужество». А.И. Фатьянов. Стихотворение «Соловьи».
Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне. Образы русских солдат.
Литература народов России. Р.Г. Гамзатов Стихотворения «Мой Дагестан», «В горах
джигиты ссорились, бывало…», «Журавли». Тема любви к родному краю. Национальный
колорит стихотворений. Изображение национальных обычаев и традиций. Особенности
художественной образности аварского поэта.
В.П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Изображение становления характера
главного героя. Самообладание маленького охотника. Мальчик в борьбе за спасение.
Картины родной природы.
Т. Янссон. Сказка «Последний в мире дракон». Юмористический характер и
гуманистический пафос сказки.
VII.
Путешествия и приключения на страницах книг. – 8 ч.
Покорение пространства и времени.
Д. Дефо. Роман «Робинзон Крузо» (фрагменты). Жанровое своеобразие романа.
Образ Робинзона Крузо. Изображение мужества человека и его умения противостоять
жизненным невзгодам. Преобразование мира как жизненная потребность человека. Образ
путешественника в литературе.
Р.Э. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена». Использование в «подлинных
историях» иронии и гротеска, гиперболы и литоты.
М. Твен. Повесть «Приключения Тома Сойера» (фрагменты). Образы детей в
произведениях, созданных для взрослых и детей. Проблемы взаимоотношений детей с
миром взрослых. Серьёзное и смешное в окружающем мире и в детском восприятии.
А. Линдгрен. «Приключения КаллеБлюмквиста» (фрагменты). Детективный сюжет и
композиция повести.
Н.С. Гумилев. Стихотворение «Орел Синдбада». Б. Лесьмян. Сказка «Новые
приключения Синдбада-морехода». Образы знакомых сказок в произведениях XX века.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература».
Изучение литературы в 5 классе направлено на достижение обучающимися
следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного
предмета.
Личностные результаты
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного
общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в
соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, отражёнными в произведениях русской литературы,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции
личности.
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного
общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться
системой позитивных ценностных ориентаций и расширения опыта деятельности на её
основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в
том числе в части:
Гражданского воспитания:
— готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
— активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного
сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями,
отражёнными в литературных произведениях;
— неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
— понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
— представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы;
— представление о способах противодействия коррупции;
— готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы;
— активное участие в школьном самоуправлении;
— готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь
людям, нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
— осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка,
истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте
изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ;
— ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке,
искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том
числе отражённым вхудожественных произведениях;
— уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и
природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной
стране, обращаявнимание на их воплощение в литературе.
Духовно-нравственного воспитания:
— ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с
оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений;
— готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки
других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий
поступков;
— активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности
в условиях индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания:
— восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе
изучаемыхлитературных произведений;
— осознание важности художественной литературы и культуры как средства
коммуникации и самовыражения;
— понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических
культурных традиций и народного творчества;
— стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
— осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский
опыт;
— ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ
жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим
занятий и отдыха,регулярная физическая активность);
— осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья,
соблюдение правилбезопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернетсреде в процессе школьноголитературного образования;
— способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраиваядальнейшие цели;
— умение принимать себя и других, не осуждая;
— умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры
из литературных произведений;
— уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;
— формирование навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же
права другого человека с оценкой поступков литературных героев.
Трудового воспитания:
— установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность
инициировать,планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
— интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том
числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с
деятельностью героев настраницах литературных произведений;
— осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
— готовность адаптироваться в профессиональной среде;
— уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при
изучении произведений русского фольклора и литературы;
— осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания:
— ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для
решения задач вобласти окружающей среды, планирования поступков и оценки их
возможных последствий дляокружающей среды;
— повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения;
— активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе
сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими
экологические проблемы;
— осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред;
— готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.
Ценности научного познания:
— ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях
человека с природной исоциальной средой с опорой на изученные и самостоятельно
прочитанные литературныепроизведения;
— овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
— овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом
специфики школьного литературного образования;
— установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к
изменяющимся условиям социальной и природной среды:
— освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного
поведения, форм социальнойжизни в группах и сообществах, включая семью, группы,
сформированные по профессиональнойдеятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурнойсреды;
— изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений;
— потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту
и знаниям других;
— в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других
людей, осознавать всовместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из
опыта других;
— в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых
знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в
том числе ранеенеизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и
компетентностей, планировать своёразвитие;
— умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в
области концепции устойчивого развития;
— анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
— оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений
целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
— способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие
изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт;
— воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
— оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
— формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь
находить позитивное в произошедшей ситуации;
— быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.
Метапредметные результаты
К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные
учебные действия.
Универсальные учебные познавательные действия:
1) Базовые логические действия:
— выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и
учебных текстов, литературных героев и др.) и явлений (литературных направлений,
этапов историколитературного процесса);
— устанавливать существенный признак классификации и классифицировать
литературные объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их
обобщения и сравнения,определять критерии проводимого анализа;
— с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом;
— предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий с учётом
учебной задачи;
— выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной учебной задачи;
— выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и
процессов;
— делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии;
— формулировать гипотезы об их взаимосвязях;
— самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными
типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее
подходящий с учётомсамостоятельно выделенных критериев).
2)Базовые исследовательские действия:
— формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
— использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в
литературном образовании;
— формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
— проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование
поустановлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных
связей и зависимостей объектов между собой;
— оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
исследования (эксперимента);
— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, опыта, исследования;
— владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и
обобщений;
— прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в
новых условиях иконтекстах, в том числе в литературных произведениях.
3) Работа с информацией:
— применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
литературной и другой информации или данных из источников с учётом предложенной
учебной задачи изаданных критериев;
— выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и
другую информацию различных видов и форм представления;
— находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же
идею, версию) в различных информационных источниках;
— самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и
другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами,
диаграммами,иной графикой и их комбинациями;
— оценивать надёжность литературной и другой информации по критериям,
предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
— эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.
Универсальные учебные коммуникативные действия:
1) Общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
условиями и целями общения;
— распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в
литературных произведениях, и смягчать конфликты, вести переговоры;
— выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
— понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и
корректно формулировать свои возражения;
— в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и
поддержание благожелательностиобщения;
— сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
— публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого
эксперимента, исследования, проекта);
— самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованиемиллюстративных материалов.
2) Совместная деятельность:
— использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и
индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках литературы,
обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении
поставленной задачи;
— принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия
по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместнойработы;
— уметь обобщать мнения нескольких людей;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы на уроке литературы и во внеурочной
учебной деятельности,определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех
участников взаимодействия),распределять задачи между членами команды, участвовать в
групповых формах работы(обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
— выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению, и координировать свои действия с другими членами команды;
— оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям,
сформулированным понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и корректноформулировать свои возражения;
— в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и
поддержание благожелательностиобщения;
— сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
— публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого
эксперимента, исследования, проекта);
— самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованиемиллюстративных материалов;
— участниками взаимодействия на литературных занятиях;
— сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчётаперед группой.
Универсальные учебные регулятивные действия:
1) Самоорганизация:
— выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя
ситуации, изображённые в художественной литературе;
— ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений группой);
— самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей,аргументировать предлагаемые варианты решений;
— составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом
литературном объекте;
— делать выбор и брать ответственность за решение.
2) Самоконтроль:
— владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в школьном
литературном образовании; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать
план её изменения;
— учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
— объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать
оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
— вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать
соответствие результатацели и условиям.
3) Эмоциональный интеллект:
— развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими
и эмоциями других;
— выявлять и анализировать причины эмоций;
— ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого,
анализируя примеры из художественной литературы;
— регулировать способ выражения своих эмоций;
4) Принятие себя и других:
— осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над
взаимоотношениями литературных героев;
— признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и
других, не осуждая;
— проявлять открытость себе и другим;
— осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Предметные результаты
1) Иметь начальные представления об общечеловеческой ценности литературы и её
роли в воспитании любви к Родине и дружбы между народами Российской Федерации;
2) понимать, что литература — это вид искусства и что художественный текст
отличается от текста научного, делового, публицистического;
3)владеть
элементарными
умениями
воспринимать,
анализировать,
интерпретировать и оценивать прочитанные произведения:
— определять тему и главную мысль произведения, иметь начальные представления
о родах и жанрах литературы; характеризовать героев-персонажей, давать их
сравнительные
характеристики;
выявлять
элементарные
особенности
языка
художественного произведения,поэтической и прозаической речи;
— понимать смысл теоретико-литературных понятий и учиться использовать их в
процессе анализа и интерпретации произведений: художественная литература и
устноенародное творчество; проза и поэзия; художественный образ; литературные жанры
(народнаясказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня); тема, идея,
проблематика;сюжет,
композиция;
литературный
герой
(персонаж),
речевая
характеристика персонажей;портрет, пейзаж, художественная деталь; эпитет, сравнение,
метафора, олицетворение; аллегория;ритм, рифма;
— сопоставлять темы и сюжеты произведений, образы персонажей;
— сопоставлять с помощью учителя изученные и самостоятельно прочитанные
произведения фольклора и художественной литературы с произведениями других видов
искусства (с учётомвозраста, литературного развития обучающихся);
4) выразительно читать, в том числе наизусть (не менее 5 поэтических произведений,
не выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с учётом
литературного развития ииндивидуальных особенностей обучающихся);
5) пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый,
выборочный пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и с помощью
учителя формулировать вопросы ктексту;
6) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, подбирать
аргументы для оценки прочитанного (с учётом литературного развития обучающихся);
7) создавать устные и письменные высказывания разных жанров объемом не менее
70 слов (с учётом литературного развития обучающихся);
8) владеть начальными умениями интерпретации и оценки текстуально изученных
произведений фольклора и литературы;
9) осознавать важность чтения и изучения произведений устного народного
творчества и художественной литературы для познания мира, формирования
эмоциональных и эстетическихвпечатлений, а также для собственного развития;
10) планировать с помощью учителя собственное досуговое чтение, расширять свой
круг чтения, в том числе за счёт произведений современной литературы для детей и
подростков;
11) участвовать в создании элементарных учебных проектов под руководством
учителя и учиться публично представлять их результаты (с учётом литературного
развития обучающихся);
12) владеть начальными умениями использовать словари и справочники, в том числе
в электронной форме; пользоваться под руководством учителя электронными
библиотеками и другими интернет - ресурсами, соблюдая правила информационной
безопасности.
Тематическое планирование
№
Тема/Раздел
Кол-во
часов
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Повторение (5 часов)
1
2
Вводный урок.
Литература — искусство слова.
Мифы - 3 ч.
Мифы народов мира.
3
Календарные мифы. Масленица.
4
Древнегреческие мифы. Знакомство с
мифами о Геракле. Миф «Золотые яблоки
Гесперид».
5
6
Фольклор - 12ч.
Устное народное творчество. Фольклорные
жанры.
Русские народные сказки.
Виды народных сказок (сказки о
животных, волшебные и бытовые).
Сказители.
Волшебная сказка «Царевна-лягушка».
Народные идеалы в сюжете и образах
сказки «Царевна –лягушка».
1
1
1
1
1
1
7-8 Сказки народов мира. Арабские сказки.
Рассказ о первом путешествии Синдбадаморехода.
https://yandex.ru/video/preview
/?text=видеоурок%20в%205
%20классе%20мифы%20нар
одов%20мира&path=yandex_
search&parentreqid=16554558926217216917180704782583358-sas20481-644-sas-l7-balancer8080-BAL8092&from_type=vast&filmId
=1796580372185916694
Презентация к уроку
2
https://yandex.ru/video/prev
iew/?text=видеоурок%20В
олшебная%20сказка%20«
Царевналягушка».%20Народные%
20идеалы%20в%20сюжете
%20и%20образах%20сказ
ки%20«Царевна%20–
лягушка».&path=yandex_s
earch&parentreqid=165546120449174712897076949505092609vla1-3449-vla-l7-balancer8080-BAL9056&from_type=vast&fil
mId=176795312530800831
96
Презентация к уроку
9
10
Малые жанры фольклора. Пословицы и
поговорки народов мира. Загадки.
Народная драма «Озорник Петрушка».
1
1
https://zvooqknigi.ru/ozornik-petrushka157410
http://www.krylov.net.ru Крылов Иван Андреевич
1
https://edu.skysmart.ru/stud
ent/dinidogime
1
Русская литература 19 века - 23 ч.
Русская классическая литература. И. А.
Крылов. Жанр басни.
12 Злободневность морали басен "Зеркало и
Обезьяна", "Осел и мужик", «Свинья под
дубом». «Осел и мужик».
13- А.С. Пушкин. Детство, юность, начало
14 творческого пути. Поэма «Руслан и
Людмила» (Пролог).
15 А.С. Пушкин
«Руслан и Людмила» (фрагменты).
Сказочные образы и мотивы в
произведении.
16- Лирика А. С. Пушкина. Поэтические
17 картины зимы.
Стихи и проза. Ритм, рифма, стопа.
18- М. Ю. Лермонтов. Детство и юность.
19 «Парус». «Листок». «Из Гёте».
11
20- Н. В. Гоголь. Цикл повестей «Вечера на
22 хуторе близ Диканьки».
Сюжет и герои повести Гоголя
«Пропавшая грамота».
И. С. ТургеневДетство, начало
литературной деятельности.«Муму».
История создания рассказа. Знакомство с
героями.
24- И. С. Тургенев «Муму». Герасим в доме
25 барыни. Герасим и его окружение. Герасим
и Татьяна. Герасим и Муму.
26 Сочинение по рассказу И. С. Тургенева.
27- Поэтический образ Родины в лирике
28 русских поэтов 19 века. Урок-концерт
29 Стихотворные размеры.
30- М. Ю. Лермонтов. «Бородино» История
31 создания, особенности повествования.
32 Л. Н. Толстой. «Петя Ростов» Анализ
эпизодов. Знакомство с героем. Петя
Ростов в партизанском отряде. Первый бой
Презентация к уроку
2
1
http://www.aleksandrpushki
n.net.ru - Пушкин
Александр Сергеевич
https://www.youtube.com/w
atch?v=YMYAO6f2dOY&f
eature=emb_rel_pause
Презентация к уроку
2
2
3
23
http://www.lermontow.org.r
u - Лермонтов Михаил
Юрьевич
http://www.nikolaygogol.or
g.ru - Гоголь Николай
Васильевич
https://edu.skysmart.ru/stud
ent/pimiviropa
Презентация к уроку
1
2
https://edu.skysmart.ru/stud
ent/texinoraso
1
2
1
2
1
Презентация к уроку
Презентация к уроку
https://edu.skysmart.ru/stud
ent/toguponigo
Презентация к уроку
https://yandex.ru/video/prev
iew/?text=видео%20урок%
33
и гибель Пети.
М. А. Булгаков «Петя Ростов».
Особенности драматического
произведения.
1
34
Литература 20 века - 9ч.
Связь веков в поэзии 20 века. И. Бунин
35 К. Г. Паустовский «Рождение сказки».
36- Х.К. Андерсен
38 Сведения о жизни великого сказочника.
«Снежная королева».
39 А. П. Платонов. Жизнь и творчество.
«Волшебное кольцо».
40 Дж. Родари. Жизнь и творчество. «Сказки
по телефону».
41 Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес» в
переводе В. В. Набокова «Аня в стране
чудес».
42 Дж.Р. Толкиен «Хоббит, или Туда и
Обратно».
43 Русская литература 20 века – 18ч.
И. С. Шмелев. Жизнь и творчество. «Как я
встречался с Чеховым. За карасями»
44 Е. И. Замятин. Рассказ «Огненное «А».
45 А.И. Куприн. Очерк «Мой полет».
1
1
3
1
1
М. М. Пришвин. «Времена года».
Н. А. Заболоцкий «Оттепель», Д. В.
Кедрин «Оттепель», Н.М. Рубцов «В
горнице»
51- Мир наших братьев меньших
53 (стихотворения С. Есенина «Песнь о
49
50
Презентация к уроку
https://edu.skysmart.ru/stud
ent/dihuvurugi
https://edu.skysmart.ru/stud
ent/tunarovama
https://edu.skysmart.ru/stud
ent/gilahukova
Презентация к уроку
1
1
Презентация к уроку
Презентация к уроку
1
1
1
46- Поэтический образ Родины в
48 стихотворениях русских поэтов 20 века. А.
Блок, К. Бальмонт, С. Есенин
20Первый%20бой%20и%2
0гибель%20Пети.&path=y
andex_search&parentreqid=165546223854635616128679079068421206vla1-1510-vla-l7-balancer8080-BAL5594&from_type=vast&fil
mId=174515383689103717
65
Презентация к уроку
3
1
https://yandex.ru/video/prev
iew/?filmId=171485049822
56475478&text=А.И.+Куп
рин.++Очерк+«Мой+поле
т».+видеоурок
Презентация
Образ Родины в
стихотворениях русских
поэтов.
Презентации к уроку
1
3
http://gold.stihophone.ru архив образцов искусства
собаке» и В. Маяковского «Хорошее
отношение к лошадям»). Творческая
работа
5455
5657
58
59
60
Героическое прошлое России. Стихи и
песни о Великой Отечественной войне.
Современная литература.
В. П. Астафьев. «Васюткино озеро».
Сочинение по рассказу Астафьева
«Васюткино озеро».
Туве Янссон. «Последний в мире дракон».
Цена настоящей дружбы.
Итоговый урок по темам «Современная
литература», «Литература XX века»
61- Путешествия и приключения – 8 ч.
62 Д. Дефо. «Робинзон Крузо».
63 Р.Э. Распэ. «Приключения барона
Мюнхгаузена». Правда и вымысел.
2
2
1
1
1
2
1
64
65
66
67
68
М. Твен. «Приключения Тома Сойера».
Герои романа М.Твена.
Пересказ как средство выявления навыков
разговорной монологической речи и
понимания сюжета произведения
Астрид Линдгрен и её детектив
«Приключения КаллеБлюмквиста».
Образы знакомых сказок в произведениях
XX века. Н.С. Гумилев «Орел Синдбада».
Б. Лесьмян «Новые приключения
Синдбада-морехода».
Итоговый урок
Итого:
художественного чтения.
Голоса великих русских
поэтов в mp3:
Мандельштама,
Ахматовой, Есенина,
Маяковского, Бунина,
Блока, Бродского.
Профессиональное
актёрское исполнение
известных артистов театра
и кино.
https://edu.skysmart.ru/stud
ent/fopilidifu
https://edu.skysmart.ru/stud
ent/fubedizuha
1
Презентация к уроку
Тест
https://infourok.ru/testliteratura-veka-klass2112993.html
https://edu.skysmart.ru/stud
ent/bakuhemixo
https://avatars.mds.yandex.n
et/getvthumb/4820779/ce154441d
b5617a0e838a70ad9e19f3a/
564x318_1
https://edu.skysmart.ru/stud
ent/selubobasa
1
1
1
1
68
Презентации к урокам