6 класс. ПРОЕКТ. Рабочая программа по литературе. 2022-2023

Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №37» г. Улан-Удэ

РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
______________ С.С. Арбаева
от «__» 08 2022 г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
________ Л.Н. Буяева
«__» 08 2022 г.

УТВЕРЖДЕНО
приказ № ____
от «____» 09 2022 г.

ПРОЕКТ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Литература»
6 класс
Срок реализации 2022-2023 учебный год.

Составила: Малыгина Т.В., учитель
русского языка и литературы

Улан-Удэ
2022

Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе составлена на основе требований федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам
освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному
предмету и предназначена для обучающихся 6 класса общеобразовательной школы.
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми
инструктивно-методическими документами:
1. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов
Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ).
3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г.
№ 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577).
4. Письма Минобрнауки от 09.10.2017 № ТС-945/08.
5. Примерной программы по учебному предмету «Родная русская литература» для
образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования.
6. Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ «СОШ
№37».
7. Школьного учебного плана МАОУ «СОШ №37» на 2022-2023 учебный год.
Календарно-тематическое планирование составлено с учетом программы воспитания на
основании следующих документов:
1. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р).
2. Приказа Министерства просвещения России от 11.12.2020 N 712;
3. Рабочей программы воспитания МАОУ «СОШ № 37», утвержденной приказом от
31.08.2022 года.
Адресат
Программа рекомендована учащимся для обучения литературе в 6 классе
общеобразовательной школы.
Объем и сроки обучения
Программа по литературе общим объемом 102 часов изучается в течение учебного года,
согласно Базисному учебному плану ОУ.
Роль и место дисциплины
Курс входит в число дисциплин, включенных в учебный план для образовательных
учреждений РФ, особое место данного курса обусловлено необходимостью формирования
представлений о единстве и многообразии культурного, языкового пространства России о
литературе, как основе национального самосознания. Изучение данного курса тесно связано с
такими дисциплинами, как русский язык, история России.
Особенности программного материала
Специфика данной учебной дисциплины обусловлена возрастными и психологическими
особенностями данного возраста, основана на принципах комплексного конструирования:
жанрового, тематического, хронологического, что создает оптимальные условия для работы с
каждым художественным текстом. Хронологический порядок расположения многих
произведений дает возможность для восприятия и осмысления времени, в них отраженном, и

готовит учащихся к освоению курса на историко-литературной основе. Учебная и читательская
деятельность учащихся дифференцирована с помощью вопросов и заданий различной степени
сложности.
В этот возрастной период ребенок приобретает опыт коллективной жизни, учится
выстраивать рабочие и межличностные отношения, как с учителем, так и с одноклассниками, т.е.
включается в совместно - распределенную учебную деятельность. Особый акцент в программе
сделан на использование коллективных дискуссий, проектную, групповую и парную работу
учащихся, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к
организации учебного процесса. Программа ориентирована на применение широкого комплекса
медиасрсдств, технических средств и справочной литературы.
Предлагаемая программа построена на основе УМК (Т.Ф. Курдюмова «Литература»).
Базой данного курса является учебник, который полностью соответствует современным
методологическим концепциям обучения, богат социокультурным компонентом, а также
предлагает новые педагогические технологии, направленные на реализацию Государственного
образовательного стандарта в практической деятельности учителя.
Дистанционное обучение в настоящее время может рассматриваться как инновационная
форма обучения, которая позволяет получать знания через интернет под контролем учителя.
Цель дистанционного обучения – предоставить ученикам элементы универсального
образования, которые позволят им эффективно адаптироваться к изменяющимся социальноэкономическим условиям и успешно интегрироваться в современное общество. Данный вид
обучения базируется на основе передовых информационных технологий, применение которых
обеспечивает быструю и гибкую адаптацию под изменяющиеся потребности ученика.
Обучение в дистанционной форме осуществляется по отдельным темам русского языка,
при необходимости организации такого обучения (карантин, временная нетрудоспособность и
т.п.), так и по всему комплексу тем.
С помощью дистанционного обучения удается решать такие педагогические задачи, как:
 формирование у учеников познавательной самостоятельности и активности;
 создание эффективного образовательного пространства;
 развитие у детей критического мышления и способности конструктивно обсуждать
различные точки зрения.
Целевая установка
Цели литературного образования в школе значительны и разнообразны. Именно они
определяют особую роль литературы как школьного предмета в ряду других гуманитарных
предметов.
Как одна из дисциплин эстетического цикла литература предполагает постижение
школьниками этого вида искусства, овладение ими навыками творческого чтения, что
невозможно без знакомства с основными законами литературного творчества.
Исходным материалом литературы как вида искусства является слово, а значит, изучение
этой дисциплины способствует формированию навыков устной и письменной речи школьников,
освоению ими законов родного языка, раскрытию его поэтических возможностей.
В то же время процесс художественного восприятия немыслим без одновременного
творчества читателя, без чего образная структура литературного произведения остается мертвым
конгломератом содержательных знаков. Следовательно, литературное образование в школе
является составной частью раскрытия творческого потенциала учеников.

Таким образом, определяются основные цели и задачи литературного образования в 6
классе:
1. Осмысление литературы как особой формы культурной традиции.
2. Формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности.
3. Формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной
речью.
4. Формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного
восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
5. Развитие потенциальных творческих способностей школьников.
Главной целью литературного образования в 6 классе является изучение понятия «герой
художественного произведения». Часто герой-подросток - активный и равноправный участник
событий на страницах произведений. В центре анализа - герой. Материал в планировании расположен по литературным темам, что обеспечивает последовательность изучения литературных
явлений, обобщения, закрепления и развития литературных знаний.
В ходе достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
• овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух
художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
• обучение способам устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого
лица, художественному) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному
владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
• научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике
героя;
• отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения
письменной речью;
• освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Формы организации учебного процесса
Программа предусматривает проведение нетрадиционных форм уроков, деловых и ролевых
игр, проблемных дискуссий, уроков-лекций, практических занятий, семинаров, экскурсий,
конференций, диспутов, межпредметных интегрированных уроков.
Русский язык и литература – серьёзные и сложные предметы. На этих уроках учащимся
приходится много писать, а потому учитель-словесник должен уделять особое внимание
здоровьесберегающим технологиям.
Во избежание усталости учащихся необходимо чередовать виды работ: самостоятельная
работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания – необходимый элемент на
каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно
отдыху ребят.
Индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во
времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы
учебного процесса. Использование на уроках литературы в 6 классе блочно-модульной системы
снижает нагрузку учащихся в объёме домашнего задания; разноуровневые задания также
способствуют сохранению здоровья учащихся.
Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на
перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности
на уроке.

На каждом уроке в любом классе необходимо в течение урока проводить физкультминутки (23 раза), делать игровые паузы, зрительную гимнастику и, конечно, эмоциональную разгрузку
(2-3 минуты).
Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету.
Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих
технологий.
Взаимосвязь коллективной (аудиторной) и самостоятельной работы обучаемых
При изучении курса для обучаемых предусмотрены большие возможности для творческой
деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к
самостоятельной учебной работе. В ходе прохождения программы, обучающиеся самостоятельно
могут выбирать уровень сложности и характер задания, роль и характер участия в групповой
работе, выполнять исследовательские задания на разрешение проблем и проектные работа.
Структура программы
Программа по литературе для 6 класса включает следующие разделы:
 Пояснительную записку.
 Планируемые результаты обучения литературе.
 Содержание обучения литературе.
 Календарно-тематическое планирование
Весь корпус литературного материала скомпонован вокруг центральной проблемы 6 класса «Герой-подросток на страницах литературных произведений». Подробно изучаются
произведения, включенные в «Обязательный минимум содержания основных образовательных
программ» и предназначенные для обязательного изучения на базисном уровне среднего
(полного) общего образования. Реализация принципа вариативности в изучении литературы
заключается в расширении списка писательских имен и произведений для обзорного изучения,
расширяющих читательский кругозор обучающихся, позволяющих глубже осознать основные
закономерности
историко-литературного
процесса,
множественность
литературнохудожественных стилей. Дальнейшее освоение теоретических понятий происходит на материале,
адресованном герою. Теоретические понятия: портрет, характер, автобиографическая проза и др.
связаны с раскрытием образа героя. С целью преодоления недостаточной сформированности
навыков владения художественным словом в раскрытии мысли школьников большое внимание
уделяется
читательскому
комментарию
изучаемого
произведения,
формирующему
самостоятельность мышления обучающихся, навыки коррекции стилистических недочетов в
письменной и устной речи, умение употреблять с наибольшей художественной выразительностью слова, формы слов, определять их порядок, видеть отношения между ними.
Итоговый контроль.
Формой контроля, предусмотренной курсом, является письменный и устный анализ литературных произведений по выбору учителя или обучающегося (что наполняет работу личностным смыслом для обучающегося). Написание сочинений на литературные темы, беседы по материалам уроков дают возможность продемонстрировать знание специфических средств жанровоситуативных стилей, умение анализировать образцы публицистической и ораторской речи, а
также обсуждать первые опыты самостоятельной творческой работы.
Предполагаемый результат – повышение практической грамотности, развитие
речеведческих, коммуникативных и культуроведческих компетенций, формирование любви к
русскому языку и литературе.

Планируемые результаты освоения учебного курса
«Русская литература»
6 класс
Личностными результатами изучения предмета «Литература» являются следующие умения и
качества:
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к
совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
потребность в чтении.
– осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и
общемирового культурного наследия;
– ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;
– эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие
других народов России и мира, межэтническая толерантность;
– потребность в самовыражении через слово;
– устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.
Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию,
включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою
деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей
работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,
концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста,
воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст
– иллюстрация, таблица, схема);
– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план,
таблицу, схему);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её
с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и
делать выборы;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе
в ситуации столкновения интересов;
– уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать
тексты различного типа, стиля, жанра;
– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и
диалога;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Литература» является сформированность
следующих умений:
На необходимом (базовом) уровне:
– осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и
литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в
различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию
средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
– выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития
представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском
национальном характере;
– видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть
черты национального характера других народов в героях народного эпоса;
– выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
– использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
– выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного
высказывания»;
– пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для
народных сказок;
– выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять
жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
– осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

– адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ,
интерпретироватьпрочитанное, отбирать произведения для чтения;
– воспринимать художественный текст как произведение искусства;
– определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для
самостоятельного чтения;
– выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой
основе формировать собственные ценностные ориентации;
– определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с
другими читателями;
– создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных
форматах;
– сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
На повышенном уровне:
– сравнивать сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного
идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
– сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;
– сравнивать произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального
характера;
– выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного
чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
– устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне
тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);
– выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного
текста;
– видеть элементы поэтики художественного текста, их художественную и смысловую функцию;
– сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
– оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
– сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под
руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного
анализа;
– осуществлять самостоятельную проектно-исследователь-скую деятельность и оформлять её
результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

Содержание учебного предмета «Русская литература»
6 класс
ВВЕДЕНИЕ
Герой художественного произведения. Герой художественного произведения как организатор
событий сюжета. Подросток – герой художественного произведения.
Герои мифов, былин и сказок. Главные герои русского народного эпоса – былинные богатыри.
Разнообразие участников событий и их роль в развитии сюжета. «На заставе богатырской».
Портрет былинного героя. А. Н. Островский. Снегурочка.
ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
В. А. Жуковский. Кубок. Лесной царь.
Незабываемый мир детства и отрочества. С. Т. Аксаков. Детские годы Багрова-внука.
Фрагмент. Герой литературного произведения как читатель. С. Т. Аксаков. Буран. Пейзаж. Мир
природы вокруг нас. И. А. Крылов. Два мальчика. Волк и Ягненок. В. Ф. Одоевский. Отрывки из
журнала Маши. Портрет героя художественного произведения. А. С. Пушкин. К сестре. К
Пущину (4 мая). Послание к Юдину. Товарищам. М. Ю. Лермонтов. Утес. «На севере диком
стоит одиноко...». Три пальмы. М. Ю. Лермонтов. Панорама Москвы. И. С. Тургенев. Бежин луг.
Речевая характеристика литературных героев. Н. А. Некрасов. Крестьянские дети. Школьник.
Герой художественного произведения и его имя. Л. Н. Толстой. Отрочество. Главы из повести.
Ф. М. Достоевский. Братья Карамазовы. Фрагменты. А. П. Чехов. Хамелеон. Толстый и тонкий
.Герой и сюжет. Н. Г. Гарин-Михайловский. Детство Темы. Фрагменты. Поступок героя и
характер.
Мир путешествий и приключений.
Путешествия и приключения в нашем чтении. Далёкое прошлое человечества на страницах
художественных произведений. Научная достоверность, доступная времени создания
произведения, художественная убедительность изображения.
Теренс Хэнбери Уайт. Свеча на ветру. Марк Твен. Приключения Гекльберри Финна. Жюль Верн.
Таинственный остров. Оскар Уайльд. Кентервильское привидение. Антуан де Сент-Экзепюри
Маленький принц
ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА
20 век и культура чтения. Т. Аверченко. Смерть африканского охотника. М. Горький. Детство. А.
С.Грин. Гнев отца. К. Г. Паустовский. Повесть о жизни. Фрагменты. Читатель-подросток и мир
вокруг. Еще раз о герое произведения — читателе. Ф. А. Искандер. Детство Чика.
Родная природа в стихах русских поэтов. И. А. Бунин. Детство. Первый соловей А. А. Блок.
«Ветер принес издалека...». «Полный месяц встал над лугом...». К. Д. Бальмонт. Золотая рыбка.
Б. Л. Пастернак. Июль.
Великая Отечественная война в литературе. К. М. Симонов. Сын артиллериста. Песни о Великой
Отечественной войне. М. Лисянский. Моя Москва. Природа и человек. Б. Андерсен

Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 6 класса:
Учащиеся должны знать:
 авторов и содержание изученных произведений;
 основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, жанры
фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись
(начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы
(начальные представления); басня, аллегория,понятие об эзоповом языке; баллада (начальные
представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы
рифмовки; «бродячие сюжеты» сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в
литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция
литературного произведения: драма как род литературы (начальные представлении); пьесасказка; автобиографичность литературного произведения (начальные представления);
 содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
 наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному
изучению (по выбору);
 основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
 основные теоретико-литературные понятия.
Учащиеся должны уметь:
 воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;
 отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);
 видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например,
при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению;
 выявлять основную нравственную проблематику произведения;
 определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинноследственные связи между ними;
 прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;
 воспринимать многозначность слон в художественном тексте, определять их роль в
произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление
авторского отношения к изображаемому;
 различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и
литературная сказка, загадка, басня, рассказ);
 пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки:
 ориентироваться в незнакомой книге (автор, аннотация, оглавление, предисловие,
послесловие);
 выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монолог и диалоги, учитывая
жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ):
 подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы;
словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);
 аргументировать свое отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев,
сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые
авторские оценки;
 написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и
литературных впечатлений:

 сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки, загадки, басни;
 создавать сочинения-миниатюры по картине.
 работать с книгой;
 определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и
жанров;
 выявлять авторскую позицию;
 выражать свое отношение к прочитанному;
 выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть,
соблюдая нормы литературного произношения;
 владеть различными видами пересказа;
 строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
 участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и
аргументировано отстаивать свою.

Календарно-тематическое планирование
по литературе
6 класс
Наименование разделов и
тем
№

В том числе на:
Всего
часов
к/р

р/р

Введение. Читатель и
герой прочитанных книг.
Знакомство с учебником
1

2-3

4
5
6
7
8

Литература XIX века
910
11
12
13
1415
16

И. А. Крылов. Басни «Два
мальчика», «Волк и
Ягненок».
В. А. Жуковский. Баллады.
В. А. Жуковский. Баллада
«Лесной царь».
Герой как читатель.
С. Т. Аксаков «Детские
годы Багрова-внука».
С. Т. Аксаков. Очерк
«Буран».
Пейзаж. Мир природы в
поэтических строках XIX

п/р

план.

Основные
направления
воспитательной
деятельности

факт.

-воспитание
интереса и любви к
литературе Привлечение
школьников к
ценностному
аспекту изучаемых
произведений.

1

Далёкое
прошлое
человечества
Былины — богатырский
эпос русского народа. «На
заставе богатырской».
«Три поездки Ильи
Муромца».
Художественное
совершенство былины.
А.Н. Островский. Пьесасказка «Снегурочка».
Снегурочка в пьесесказке А. Н. Островского.
Герои сказки А. Н.
Островского
«Снегурочка».
Мир
вещей
далёкого
прошлого.

Дата

7
- Привлечение
школьников к
ценностному
аспекту изучаемых
произведений
- воспитание
культуры слова
- формирование
ответственного
отношения к
изучению текстов
литературы

2

1
1
1
1
1
44
2
1
1
1
2
1

3
-Привлечение
школьников к
уважению основы
духовнонравственной
культуры своего
народа, других
народов России
- Проявление
восприимчивости к
разным видам
искусства
(литературы)

века.
В. Ф. Одоевский и его
произведения для детей.
17 «Отрывки из журнала
18
Маши». Характер героини
повести.
Творческая работа по
19
созданию дневника.
Портрет
героя
20 художественного
произведения.
А. С. Пушкин. Лирика
21
дружбы.
А. С. Пушкин. Послания
22 близким друзьям и
родным.
Мотив одиночества в
23
лирике М. Ю. Лермонтова.
Средства художественной
24
выразительности.
М. Ю. Лермонтов.
25 Стихотворение «Три
пальмы».
М. Ю. Лермонтов
26
«Панорама Москвы».
И. С. Тургенев. Рассказ
27
«Бежин луг».
Пейзаж в рассказе И. С.
28
Тургена «Бежин луг».
Герои рассказа «Бежин
29луг». Речевая
30
характеристика.
31 Характеристика
литературного героя.
Н. А. Некрасов.
32- Стихотворение
33 «Крестьянские дети»,
«Школьник».
Л. Н. Толстой
«Отрочество». Герой34подросток и круг его
35
чтения. Опыт медленного
чтения главы «Гроза».
Творческая работа по
36 описанию природного
явления.
37- Герой автобиографической
38 повести Л. Н. Толстого.
Ф. М. Достоевский.
39Фрагменты романа
41
«Братья Карамазовы».

2

1

1

1
1
1
1

-понимание роли
искусства,
литературы
- Формирование у
школьников
эмоционального
воздействия,
влияния на
душевное состояние
и поведение людей
- Осознание
значения
художественной
культуры как
средства
коммуникации и
самовыражения в
современном
обществе

1
1
1
1
1
2
1

2

2

1
2
3

1
- Ориентирование
на самовыражение в
разных видах
искусства,
художественном
творчестве
- понимание
значения
нравственных норм,
ценностей,
традиций в
искусстве
- Уважение к
творчеству своего
народа

А. П. Чехов. Рассказ
«Хамелеон».
А. П. Чехов. Рассказ
44
«Толстый и тонкий».
Вн/кл. Чтение.
45 Юмористические рассказы
А. П. Чехова.
Сюжет и герой в
46
произведении.
47 - Н. Г. Гарин-Михайловский
49 «Детство Темы».
Творческая работа по
50
повести «Детство Темы».
Поступок героя и
51 характер. Мир вещей XIX
века.
Обобщающий урок по
52 произведениям писателей
XIX века.
Мир путешествий и
приключений
Т. Х. Уайт «Свеча на
53
ветру».
Герой-подросток в
54
произведении Т. Уайта.
55- М. Твен «Приключения
57 Гекльберри Финна».
58- Ж. Верн «Таинственный
60 остров»
О. Уайльд
61«Кентервильское
63
привидение».
А. де Сент-Экзюпери
64«Маленький принц».
66
4243

67

Герой среди героев.
Литература XX века

68
6970
7172
73
7476
77
7879

- Понимание
эмоционального
воздействия
искусства, его
влияния на
душевное состояние
и поведение людей.

2
1
1
1
3
1

1

1

1
15
- понимание
ценности
отечественного и
мирового
художественного
наследия, роли
народных традиций
и народного
творчества в
искусстве слова

1
1
3
3
3
3

1
35

Роль книги в XXI веке.
А. Т. Аверченко «Смерть
африканского охотника».
Вн/чтение. А. И. Куприн.
Рассказ «Чудесный
доктор».
Святочные рассказы.
М. Горький «Детство».

1

А. С. Грин «Гнев отца».
К. Г. Паустовский
«Повесть о жизни»

1

2
2
1
3

2

3
- Привлечение

школьников к
ценностному
аспекту изучаемых
произведений
- формирование
чувства уважения к
литературе, к
культурному
наследию
многонациональног
о народа России

80

8182
8385
86
8788
8990
9192
9394
9596
9798
99100
101
102

Творческая работа
«Великолепная страна
моей мечты».
Ф. А. Искандер. Рассказ
«Чик и Пушкин». Автор и
его герой.
Подготовка к
инсценировке по рассказу
Ф. А. Искандера «Чик и
Пушкин».
Б. Таркинтон
«Приключения Пенрода».
Родная природа в
стихотворениях русских
поэтов.
ВОВ в литературе. К. М.
Симонов «Сын
артиллериста»
Песни о ВОВ.
Герой художественного
произведения и автор.
Сочинение – рассуждение
«Герой-ровесник»
Природа и человек. Б.
Андерсен и его книга
«Простите, где здесь
природа?»
Обобщающие уроки по
произведениям,
изученным в 6 классе.
Игра «Что? Где? Когда?»
Итоговый урок.
Итого:

1

1

2

3

1
2

2
2
2
2

2

2

2
1
1
102

6

- понимание
ценности
отечественного и
мирового
художественного
наследия, роли
народных традиций
и народного
творчества в
литературе
- Знание и уважение
художественного
творчества своего и
других народов
- понимание его
значение в культуре


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 26.02.2025.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(3012)22-70-33

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».