Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №37» г. Улан-Удэ
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
______________ С.С. Арбаева
Протокол заседания МО № 1
от «__» 08 2022 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
________ Л.Н. Буяева
«__» 08 2022 г.
УТВЕРЖДЕНО
приказ № ____
от «____» 09 2022 г.
ПРОЕКТ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Родной русской литературе»
6 класс
Срок реализации 2022-2023 учебный год.
Составила: Малыгина Т.В., учитель
русского языка и литературы
Улан-Удэ
2022
Пояснительная записка
Рабочая программа по «Родной русской литературе» составлена на основе требований
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к
результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по
учебному предмету «Родная русская литература», входящему в образовательную область «Родной
язык и родная литература», и предназначена для обучающихся 6 класса общеобразовательной
школы.
Данная программа разработана на основе
1. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов
Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ).
3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №
1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577).
4. Письма Минобрнауки от 09.10.2017 № ТС-945/08.
5. Примерной программы по учебному предмету «Родная русская литература» для
образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования.
6. Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ «СОШ №37».
7. Школьного учебного плана МАОУ «СОШ №37» на 2022-2023 учебный год.
Календарно-тематическое планирование составлено с учетом программы воспитания на
основании следующих документов:
1. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р).
2. Приказа Министерства просвещения России от 11.12.2020 N 712;
3. Рабочей программы воспитания МАОУ «СОШ № 37», утвержденной приказом от 31.08.2022
года.
Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса
литературы, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на
достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего
образования по литературе, заданных соответствующим федеральным государственным
образовательным стандартом.
Адресат
Программа рекомендована учащимся для обучения родной литературе в 6 классе
общеобразовательной школы.
Объем и сроки обучения
Программа по родной литературе общим объемом 17 часов изучается в течение учебного года
(полугодие), согласно Базисному учебному плану ОУ.
Роль и место дисциплины
Курс входит в число дисциплин, включенных в учебный план для образовательных учреждений
РФ, особое место данного курса обусловлено необходимостью формирования представлений о
единстве и многообразии культурного, языкового пространства России о литературе, как основе
национального самосознания. Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как
русский язык, история России.
Особенности программного материала
Специфика данной учебной дисциплины обусловлена возрастными и психологическими
особенностями данного возраста, основана на принципах комплексного конструирования:
жанрового, тематического, хронологического, что создает оптимальные условия для работы с
каждым художественным текстом. Хронологический порядок расположения многих произведений
дает возможность для восприятия и осмысления времени, в них отраженном, и готовит учащихся к
освоению курса на историко-литературной основе. Учебная и читательская деятельность
учащихся дифференцирована с помощью вопросов и заданий различной степени сложности.
Дистанционное обучение в настоящее время может рассматриваться как инновационная форма
обучения, которая позволяет получать знания через интернет под контролем учителя.
Цель дистанционного обучения – предоставить ученикам элементы универсального
образования, которые позволят им эффективно адаптироваться к изменяющимся социальноэкономическим условиям и успешно интегрироваться в современное общество. Данный вид
обучения базируется на основе передовых информационных технологий, применение которых
обеспечивает быструю и гибкую адаптацию под изменяющиеся потребности ученика.
Обучение в дистанционной форме осуществляется по отдельным темам русского языка, при
необходимости организации такого обучения (карантин, временная нетрудоспособность и т.п.),
так и по всему комплексу тем.
С помощью дистанционного обучения удается решать такие педагогические задачи, как:
формирование у учеников познавательной самостоятельности и активности;
создание эффективного образовательного пространства;
развитие у детей критического мышления и способности конструктивно обсуждать
различные точки зрения.
Целевая установка
Цели литературного образования в школе значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль литературы как школьного предмета в ряду других гуманитарных предметов.
Как одна из дисциплин эстетического цикла литература предполагает постижение школьниками этого вида искусства, овладение ими навыками творческого чтения, что невозможно без
знакомства с основными законами литературного творчества.
Исходным материалом литературы как вида искусства является слово, а значит, изучение этой
дисциплины способствует формированию навыков устной и письменной речи школьников.
Литературное образование в школе является составной частью раскрытия творческого потенциала
учеников.
Определяются основные цели и задачи литературного образования в 6 классе:
1. Осмысление литературы как особой формы культурной традиции.
2. Формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности.
3. Формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной
речью.
4. Формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного
восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
5. Развитие потенциальных творческих способностей школьников.
Главной целью литературного образования в 6 классе является изучение понятия «герой
художественного произведения». Часто герой-подросток - активный и равноправный участник
событий на страницах произведений. В центре анализа - герой. Материал в планировании
расположен по литературным темам, что обеспечивает последовательность изучения
литературных явлений, обобщения, закрепления и развития литературных знаний.
В ходе достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
• овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных
и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
• обучение способам устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица,
художественному) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению
монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
• научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике
героя;
• отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения
письменной речью;
•
освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Формы организации учебного процесса
Программа предусматривает проведение нетрадиционных форм уроков, деловых и ролевых
игр, проблемных дискуссий, уроков-лекций, практических занятий, семинаров, экскурсий,
конференций, диспутов, межпредметных интегрированных уроков.
При изучении курса для обучаемых предусмотрены большие возможности для творческой
деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к
самостоятельной учебной работе. В ходе прохождения программы, обучающиеся самостоятельно
могут выбирать уровень сложности и характер задания, роль и характер участия в групповой
работе, выполнять исследовательские задания на разрешение проблем и проектные работа.
Структура программы
1. Пояснительная записка
2. Планируемые результаты обучения родной русской литературе.
3. Содержание обучения родной русской литературе.
4. Календарно-тематический план;
Итоговый контроль
Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью контрольных работ,
практических занятий, различных сообщений, которые включают вопросы по основным
проблемам курса.
Предполагаемый результат:
понимание ключевых проблем изученных произведений;
понимание связи произведения с эпохой его написания;
владение элементарными навыками анализа художественного произведения;
понимание слова в художественном произведении в его эстетической функции;
создание рефератов на литературные и общекультурные темы.
умение формулировать и аргументировать свои мысли;
умение привлекать новый и изученный материал;
совершенствование устной и письменной речи;
воспитание любви к родной русской литературе.
Планируемые результаты освоения учебного курса
«Родная русская литература»
6 класс
Личностные результаты изучения предмета родная (русская) литература:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа
России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего
народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской
речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
потребность в самовыражении через слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты художественной литературы,
вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного
чтения.
Учащийся научится:
понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа;
уважительно относиться к родной литературе;
оценивать свои и чужие поступки;
проявлять внимание, желание больше узнать.
понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих
способностей и моральных качеств личности;
анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить
свои взаимоотношения с их учетом.
Метапредметными результатами изучения курса родная (русская) литература является
формирование УУД.
Регулятивные УУД:
формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; способствовать к
целеполаганию, включая постановку новых целей;
анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели;
совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою
деятельность под руководством учителя;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей
работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Учащийся научится:
планированию пути достижения цели;
установлению целевых приоритетов;
оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не
знаю и не умею?»).
учитывать условия выполнения учебной задачи;
осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль
(«как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия».
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и
технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
овладение навыками смыслового чтения;
извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в
разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной
формы в другую (переводить сплошной текст в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по
схеме, по таблице составлять сплошной текст);
излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты художественной литературы;
технология продуктивного чтения.
Учащийся научится:
строить сообщение в устной форме;
находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;
ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных
признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом
факте;
обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Коммуникативные УУД:
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации,
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью;
монологической контекстной речью;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
(при поддержке направляющей роли учителя);
уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и
делать выборы;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя;
уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать
тексты различного типа, стиля, жанра;
выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Учащийся научится:
устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;
аргументировать свою точку зрения;
задавать вопросы.
продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников,
поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Все виды личностных и метапредметных УУД развиваются на протяжении обучения ребенка
в 5 – 9 классах. Приращением в данных действиях становится глубина внутреннего осознания
значимости данных действий и степень самостоятельности их применения.
Предметные результаты
развитие умения выделять проблематику русских былин и былинных сюжетов в фольклоре и
русской литературе для развития представлений о нравственном идеале русского народа в
контексте героического эпоса разных народов, устанавливать связи между ними на уровне
тематики, проблематики, образов; осмысление ключевых для русского национального сознания
культурных и нравственных смыслов в произведениях о русском севере и русской зиме;
развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур
народов России; русские национальные традиции в произведениях о русской масленице, о родном
крае и русском доме;
развитие представлений о русском национальном характере, его парадоксах и загадках русской
души в произведениях о защите Родины в Крымской войне, об оптимизме и взаимопомощи как
основных чертах русского человека, реальности и мечтах в книгах о подростках и о богатстве
русского языка и родной речи;
развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста на основе
наводящих вопросов или по предложенному плану; создавать краткие историко-культурные
комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате ответа на вопрос,
анализа поэтического текста, характеристики героя; под руководством учителя сопоставлять
произведения словесного искусства с произведениями других искусств; самостоятельно отбирать
произведения для внеклассного чтения; развитие начальных умений самостоятельной проектноисследовательской деятельности и оформления ее результатов, работы с разными
источниками информации и овладения простейшими способами её обработки и презентации.
Содержание учебного предмета «Родная русская литература»
6 класс
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ
Преданья старины глубокой
Русские былины: богатыри и богатырство
Былина «Илья Муромец и Святогор».
Былинные сюжеты и герои в русской литературе
И. А. Бунин. «Святогор и Илья».
М. М. Пришвин. «Певец былин».
Города земли русской
Русский Север: Архангельск в русской литературе
С. Г. Писахов. «Морожены песни» (из книги «Ледяна колокольня).
Б. В. Шергин. «Детство в Архангельске», «Миша Ласкин» (главы из книги «Поморские были и
сказания»).
Родные просторы. Стихи русских поэтов о зиме
И. С. Никитин. «Встреча Зимы».
А. А. Блок. «Снег да снег. Всю избу занесло…»
Н. М. Рубцов. «Первый снег».
По мотивам русских сказок о зиме
Е. Л. Шварц. «Два брата».
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Праздники русского мира. Масленица
М. Ю. Лермонтов. «Посреди небесных тел…»
А. Д. Дементьев. «Прощёное воскресенье».
А. П. Чехов. «Блины».
Тэффи. «Блины».
Тепло родного дома. Всюду родимую Русь узнаю
В. А. Рождественский. «Русская природа».
К. Г. Паустовский. «Заботливый цветок».
Ю. В. Бондарев. «Поздним вечером».
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
Не до ордена – была бы Родина. Оборона Севастополя
А. Н. Апухтин. «Солдатская песня о Севастополе
А. А. Фет. «Севастопольское братское кладбище
Рюрик Ивнев. «Севастополь».
Загадки русской души. Чудеса нужно делать своими руками
Ф. И. Тютчев. «Чему бы жизнь нас ни учила».
Н. С. Лесков. «Неразменный рубль».
В. П. Астафьев. «Бабушка с малиной».
О ваших ровесниках. Реальность и мечты
Р. П. Погодин. «Кирпичные острова» (рассказы «Как я с ним познакомился», «Кирпичные
острова».
Е. С. Велтистов. «Миллион и один день каникул» (фрагмент)
Лишь слову жизнь дана. На русском дышим языке
К. Д. Бальмонт. «Русский язык», Ю. П. Мориц. «Язык обид – язык не русский…»
Календарно - тематическое планирование
Наименование разделов и тем
№
Всего
часов
В том числе
к/р р/р п/р
Дата
план.
факт.
Основные
направления
воспитательной
деятельности
Россия – родина моя (6 ч)
1
Преданья старины глубокой.
Русские былины: богатыри и
богатырство. Былина «Илья
Муромец и Святогор»
1
2
И. А. Бунин. «Святогор и Илья».
1
3
М. М. Пришвин. «Певец былин».
1
4
Русский Север: Архангельск в
русской литературе
С. Г. Писахов. «Морожены
песни» (из книги «Ледяна
колокольня)
1
5
Б. В. Шергин. «Детство в
Архангельске», «Миша Ласкин»
(главы из книги «Поморские
были и сказания»)
1
6
Родные просторы.Стихотворения
о зиме.И. С. Никитин. «Встреча
Зимы». А. А. Блок. «Снег да снег.
Всю избу занесло…» Н. М.
Рубцов. «Первый снег»
1
- воспитание
стремления к
знаниям родной
литературы
-привлечение
школьников
ценностному
отношению к
изучаемым
произведениям
русской родной
литературы, к
народному
творчеству как
культурному
наследию
страны.
- понимание
эмоционального
воздействия
искусства, его
влияния на
душевное
состояние и
поведение людей
Русские традиции (4ч)
7
Праздники русского мира.
Масленица. М. Ю. Лермонтов.
«Посреди небесных тел…»
1
8
А. Д. Дементьев. «Прощёное
воскресенье».
1
9
А. П. Чехов. «Блины». Тэффи.
«Блины».
1
- осознание
обучающимися
российской
гражданской
идентичности,
своей этнической
принадлежности;
- понимание
гуманистических,
10
Тепло родного дома. «Всюду
родимую Русь узнаю…» В. А.
Рождественский. «Русская
природа»
1
демократических
и традиционных
ценностей
многонациональн
ого российского
общества
Русский характер – русская
душа (7 ч)
- проявление
патриотизма,
уважения к
Отечеству,
прошлому и
настоящему
многонациональн
ого народа
России;
Не до ордена – была бы Родина.
Оборона Севастополя. А. Н.
Апухтин, А. А. Фет, Рюрик
Ивнев.
- понимание
чувства
ответственности
и долга перед
Родиной;
11
1
12
Н. С. Лесков. «Неразменный
рубль».
1
13
В. П. Астафьев. «Бабушка с
малиной».
1
- формирование
целостного
мировоззрения,
соответствующег
о современному
уровню развития
науки и
общественной
практики,
учитывающего
социальное,
культурное,
языковое,
духовное
многообразие
современного
мира
14
О ваших ровесниках. Реальность
и мечты
Р. П. Погодин. «Кирпичные
острова» (рассказы «Как я с ним
познакомился», «Кирпичные
острова»).
1
15
Е. С. Велтистов. «Миллион и
один день каникул» (фрагмент).
1
16
Лишь слову жизнь дана. На
русском дышим языке
К. Д. Бальмонт. «Русский язык».
1
17
Ю. П. Мориц. «Язык обид – язык
не русский…»
1
Итого:
17