Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №37» г. Улан-Удэ
СОГЛАСОВАНО
Руководитель МО учителей
русского языка и литературы
______________ С.С. Арбаева
Протокол заседания МО № 1
от «__» 08 2022 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
________ Л.Н. Буяева
от «__» 08 2022 г.
УТВЕРЖДАЮ
Приказ № ____
от «» 09 2022 г.
ПРОЕКТ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Родная русская литература»
10 класс
Срок реализации 2022-2023 учебный год.
Составила: Документова В.И., учитель
русского языка и литературы
Улан-Удэ
2022
Пояснительная записка
Рабочая программа по родной русской литературе в 10 классе составлена на основе:
1.
Конституции Российской Федерации;
2.
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
3.
Федерального компонента государственных образовательных стандартов
начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (в ред.
Приказов Минобрнауки России от 5 марта 2004 г.№1089, от 03.06.2008 №164, от 31.08.2009
№320, от 19.10.2009 №427 от 10.11.2011 №2643, от 24.01.2012 №39, от 31.01.2012 №69).
4.
Письма Министерства образования Ростовской области от 13.05.2020 №24/4.16874 «О направлении рекомендаций»;
5.
Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в
образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего
образования;
6.
Примерной программы по учебному предмету «Родная литература» для
образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования. 5-9
классы с учётом
«Концепции преподавания русского языка и литературы», утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637.
«Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской
Федерации», утвержденной Правительством Российской Федерации от 03.06.2017 № 1155.
Перечня «100 книг по истории, культуре и литературе народов Российской
Федерации, рекомендуемых школьникам к самостоятельному прочтению» (письмо
Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.01.2013 г. № НТ- 41/08).
Календарно-тематическое планирование составлено с учетом программы воспитания на
основании следующих документов:
1. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р).
2. Приказа Министерства просвещения России от 11.12.2020 N 712;
3. Рабочей программы воспитания МАОУ «СОШ № 37».
Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса
литературы, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на
достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего
образования по литературе, заданных соответствующим федеральным государственным
образовательным стандартом.
Адресат
Программа рекомендована учащимся для обучения родной литературе в 10 классе
общеобразовательной школы.
Объём и сроки обучения
Программа по русскому языку общим объёмом 17 часов изучается в течение учебного года,
согласно Базисному учебному плану ОУ.
Роль и место дисциплины
Программа по родной русской литературе составлена на основе требований к предметным
результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном
государственном образовательном стандарте основного общего образования.
Цель изучения учебного предмета «Родная литература»:
воспитание уважительного и бережного отношение к родной литературе как величайшей
духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.
Задачи:
формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения
родной литературы;
обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным
ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным ее
произведениям;
приобщение к литературному наследию своего народа;
формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание
исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры
народа;
формирование умения актуализировать в художественных текстах родной
литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать исторический, историкокультурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного
литературного произведения;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у
обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных
возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого
этикета.
ФГОС ООО признает приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для
школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ и уважающего его
традиции, язык и культуру. Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессах
воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в
сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений.
Родная литература как культурный символ России, высшая форма существования российской
духовности и языка в качестве школьного предмета посредством воздействия на эстетические
чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к
культуре, народу и всему человечеству.
В программе предусмотрены уроки, направленные на реализацию дистанционного
обучения. Дистанционное обучение в настоящее время может рассматриваться как
инновационная форма обучения, которая позволяет получать знания через интернет под
контролем учителя.
Цель дистанционного обучения – предоставить ученикам элементы универсального
образования, которые позволят им эффективно адаптироваться к изменяющимся социальноэкономическим условиям и успешно интегрироваться в современное общество. Данный вид
обучения базируется на основе передовых информационных технологий, применение которых
обеспечивает быструю и гибкую адаптацию под изменяющиеся потребности ученика.
С помощью дистанционного обучения удается решать такие педагогические задачи, как:
• формирование у учеников познавательной самостоятельности и активности;
• создание эффективного образовательного пространства;
• развитие у детей критического мышления и способности конструктивно обсуждать
различные точки зрения.
Содержание образования по родной русской литературе в 10 классе, включающее
дистанционное обучение, реализуется посредством форм обучения
участие (онлайн, офлайн) в разнообразных интернет мероприятиях (интернетфестивали, олимпиады, конкурсы, викторины и т. д.);
подготовка к экзаменам;
осуществление проектной и исследовательской деятельности;
организация дополнительного обучения по «интересам».
Применение дистанционного обучения в учебном процессе позволяет:
сделать урок наглядным, красочным, информативным;
использовать дифференцированный и личностно-ориентированный подход к обучению;
активизировать познавательную деятельность учащегося;
повысить мотивацию учащихся к изучению предмета;
развивать мышление и творческие способности детей.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
1.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета (личностные,
метапредметные УУД, предметные УУД):
- личностные:
воспитание духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением,
национальным самосознанием, чувством патриотизма через приобщение учащихся к искусству
слова, богатству русской родной литературы;
формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя
в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего
развития;
понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни;
воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом;
овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания
принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового,
публицистического.
- метапредметные:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать
и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции
своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий.
- предметные:
в том числе: (по разделам)
понимание ключевых проблем изученных произведений древнерусской литературы,
русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление
заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного
звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к
одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный
пафос литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного или
нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного
содержания изведения (элементы филологического анализа); владение элементарной
литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры,
сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
собственная
произведений;
интерпретация
(в
отдельных
случаях)
изученных
литературных
понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и
адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием
образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или
прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести
диалог;
написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных
произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и
общекультурные темы;
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое
восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительновыразительных языковых средств в создании художественных образов литературных
произведений.
Выпускник на базовом уровне научится:
– демонстрировать знание произведений родной литературы (русской), приводя примеры
двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
– понимать значимость чтения на родном языке (русском) и изучения родной литературы
(русской) для своего дальнейшего развития; осознавать потребность в систематическом чтении
как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества,
многоаспектного диалога;
– осознавать родную литературу (русскую) как одну из основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни;
– обеспечению культурной самоидентификации, осознанию коммуникативно-эстетических
возможностей родного языка (русского) на основе изучения выдающихся произведений
культуры своего народа;
– навыкам понимания литературных художественных произведений, отражающих разные
этнокультурные традиции;
– в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а
именно:
обосновывать выбор художественного произведения для анализа,
приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику
(содержащиеся в нем смыслы и подтексты);
использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты
произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;
давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или
более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их
взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира
произведения;
анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей
элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы
изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или
развития их характеров;
определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном
произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную
выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности,
эстетической значимости;
анализировать
авторский выбор определенных композиционных решений в
произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста
способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на
читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между
счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);
анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется
отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония,
сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);
– осуществлять следующую продуктивную деятельность:
давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или
создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя
целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности
произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе
(периоду);
выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои
собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с
использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т.
п.);
– анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем
объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской
индивидуальности;
– анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими
областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);
– анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического
произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного
чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.
Содержание учебного курса:
Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русской родной литературы
опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский
язык и литература», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии
настоящей программы соотносятся с основными содержательными линиями основного курса
русской литературы в образовательной организации, но не дублируют.
В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки:
1. «Введение. Из древнерусской литературы» представлено содержание, изучение
которого позволит понять, что «литература дает нам колоссальный, обширнейший и
глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только
чувство красоты, но и понимание жизни» (Д.С.Лихачев), раскрыть взаимосвязь литературы и
истории.
2. «Из русской литературы XIX века» представлены произведения, дающие возможность
формировать ценностные ориентиры обучающихся.
3. «Из русской прозы XX века» собраны произведения, знакомящие с разными аспектами
жизни, помогающие осознать духовно-нравственные ценности.
4. «Великая Отечественная война в русской литературе» – знакомство с
произведениями, направленными на формирование чувства патриотизма, сострадания, уважения
к людям любой национальности, гуманизма.
5. «Из современной русской литературы ХХI века» представлены произведения,
помогающие осмыслить такие понятия, как выбор, взаимопонимание, милосердие.
Календарно - тематическое планирование
№
пп
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Наименование разделов и тем
Введение. Любите читать!
Житийный жанр в
древнерусской литературе.
«Житие Сергия Радонежского».
А.П. Чехов. Обзор жизни и
творчества. Рассказы.
("Душечка", "Анна на шее" и
др.)
История любви в повести
И.С.Тургенева «Вешние воды».
Нравственные проблемы
рассказа К.Г.Паустовского
«Телеграмма».
В.П. Астафьев. «Рукавички»,
«Рукой согретый хлеб» (из
книги «Затеси»). Личные
переживания героя-рассказчика.
А.С. Грин. Рассказ «Зелёная
лампа». Характеры героев.
Смысл названия.
Письменная работа
«Размышляя над прочитанным»
Проблема утраты связи с отчим
домом в рассказе Ю.П. Казакова
«Запах хлеба».
Ю. Нагибин «Старая черепаха».
Что такое ответственность?
Нравственные уроки (по
повести А.Алексина «Безумная
Евдокия»).
Г. Н. Щербакова. «Вам и не
снилось». История о первой
любви. Взаимоотношения
родителей и детей в повести
«Смелого пуля боится…»
Рассказ К.Симонова «Третий
адъютант».
А. Н. Толстой «Русский
характер». Черты характера
русского человека.
К.Д. Воробьев «Седой тополь».
Борьба за жизнь в лагере
военнопленных.
Л. Улицкая «Детство сорок
девять». Книгао послевоенном
детстве.
Проблемы и уроки литературы
XX и ХХI веков
В том числе
на:
Всего
часов к/р р/р п/р
Дата
план
факт.
Основные
направления
воспитательной
деятельности
- Воспитание
уважительного и
бережного
отношение к
родной литературе
как величайшей
духовной,
нравственной и
культурной
ценности русского
народа.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
- Понимание
родной литературы
как одной из
основных
национальнокультурных
ценностей народа,
как особого
способа познания
жизни;
1
1
1
1
1
- Воспитание
квалифицированно
го читателя со
сформированным
эстетическим
вкусом.
1
1
Воспитание
17
Письменная работа
«Размышляя о прочитанном»
1
1
17
2
ценностного
отношения к
родному русскому
языку и родной
русской литературе