Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 37»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ «СОШ № 37»
__________ М.В. Хамеруева
«01» сентября 2022 г.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 37» г. Улан-Удэ
на 2022-2023 учебный год
(1 класс)
Улан-Удэ
2022 г.
Пояснительная записка к учебному плану НОО
МАОУ «СОШ №37»
2022-2023 учебный год, 1 класс
Учебный план составлен на основе следующих документов:
• Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ"Об образовании
в Российской Федерации";
• Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,
утвержденный приказом Минобрнауки России от 31.05.2021 № 286.
• СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением главного
государственного санитарного врача от 28.09.2020 № 28.
• СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности
и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением
Главного государственного санитарного врача России от 28.01.2021.
• Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения от
28.08.2020 № 442.
• Федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Минпросвещения России от
20.05.2020 № 254.
• Основные общеобразовательные программы- утвержденные приказом Минпросвещения
России от 22.03.2021 № 115 (распространяется на правоотношения с 1 сентября 2021 года).
• Примерная основная образовательная программа начального общего образования,
одобренная решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию
(протокол от 18.03.2022 № 1/22).
• Основная образовательная программа НОО МАОУ «СОШ 37»
• Устав МАОУ «СОШ 37».
Учебный план образовательной организации, реализующий основную образовательную
программу начального общего образования, фиксирует общий объём нагрузки, максимальный
объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей, распределяет
учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при отборе учебного
материала, формировании перечня результатов образования и организации образовательной
деятельности.
Содержание образования при получении начального общего образования реализуется
преимущественно за счёт учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира,
системно-деятельностный подход и индивидуализацию обучения.
Учебный план обеспечивает в случаях, предусмотренных законодательством Российской
Федерации в сфере образования, возможность обучения на государственном языке Республики
Бурятия и родном (нерусском) языке,возможность их изучения, а также устанавливает количество
занятий, отводимых на изучение этих языков, по классам (годам) обучения.
Вариативность содержания образовательных программ начального общего образования
может реализоваться через возможность формирования программ начального общего
образования различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных
потребностей и способностей обучающихся.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Объём обязательной части программ начального общего образования составляет 80%, а
объём части, формируемой участниками образовательных отношений из перечня, предлагаемого
образовательной организацией, — 20 % от общего объёма. Объём обязательной части программы
начального общего образования, реализуемой в соответствии с требованиями к организации
образовательного процесса к учебной нагрузке при 5-дневной учебной неделе, предусмотренными
действующими санитарными правилами и гигиеническими нормативами.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных
предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную
аккредитацию образовательных организациях, реализующих основную образовательную
программу начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по
классам (годам) обучения.
Расписание учебных занятий составляется с учётом дневной и недельной динамики
умственной работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных предметов.
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели, при
этом объём максимально допустимой нагрузки в течение дня должен соответствовать
действующим санитарным правилам и нормативам.
Образовательная организация самостоятельна в организации образовательной деятельности
(урочной и внеурочной), в выборе видов деятельности по каждому предмету (проектная
деятельность, практические и лабораторные занятия, экскурсии и т. д.). Во время занятий
необходим перерыв для гимнастикине менее 2 минут.
Урочная деятельность направлена на достижение обучающимися планируемых
результатов освоения программ начального общего образования с учётом обязательных для
изучения учебных предметов.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает
реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть
внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, может быть использовано на
увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов, учебных
курсов, учебных модулей по выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся, в том числе предусматривающих углублённое изучение учебных предметов, с целью
удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и
совершенствовании, а также учитывающих этнокультурные интересы.
Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения
программы начального общего образования с учётом выбора участниками образовательных
отношений учебных курсов внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого образовательной
организацией. Осуществляется в формах, отличных от урочной (экскурсии, походы, соревнования,
посещения театров, музеев, проведение общественно-полезных практик и иные формы).
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой
частью образовательной деятельности в образовательной организации. Образовательные
организации, осуществляющие образовательную деятельность, предоставляют обучающимся
возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
Формы организации образовательной деятельности, чередование урочной и внеурочной
деятельности при реализации основной образовательной программы начального общего
образования определяет организация, осуществляющая образовательную деятельность.
В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся могут
разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том числе для ускоренного обучения, в
пределах осваиваемой программы начального общего образования в порядке, установленном
локальными нормативными актами образовательной организации. Реализация индивидуальных
учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной учебной нагрузки обучающихся, но учитывается при
определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной
программы.
При наличии необходимых условий (кадровых, финансовых, материально-технических и
иных), возможно деление классов на группы при проведении учебных занятий, курсов, дисциплин
(модулей).
Для обучающихся 1 классов максимальная продолжительность учебной недели составляет 5
дней.
Продолжительность учебного года при получении начального общего образования в 1
классе —33 недели.
Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2954 ч. и более 3190
ч. в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса к учебной нагрузке при
5-дневной учебной неделе.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней,
летом — не менее 8 недель. Для обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение года
дополнительные недельные каникулы.
В 1 классе продолжительность урока составляет 35 мин в сентябре - декабре, 40 мин в январе
- мае.
Организация обучения в дистанционной форме предполагает реализацию образовательной
программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий.
Для дистанционного обучения необходимо использовать те образовательные технологии,
которые ориентированы на групповую работу учащихся, обучение в сотрудничестве, активный
познавательный процесс, работу с различными источниками информации. Именно эти
технологии предусматривают широкое использование исследовательских, проблемных методов,
применение полученных знаний в совместной или индивидуальной деятельности, развитие не
только самостоятельного критического мышления, но и культуры общения, умения выполнять
различные социальные роли в совместной деятельности.
При обучении в дистанционном формате рекомендуется использовать следующие формы
проведения занятий:
онлайн – занятия;
мультимедиа-лекции;
компьютерные обучающие и тестирующие системы;
консультации и тесты с использованием телекоммуникационных средств;
офлайн – занятия.
Дистанционное обучение предполагает взаимодействие с обучающимися в различных
форматах, выполнение заданий через электронные образовательные ресурсы, направление
учителем материалов для самостоятельного изучения и работы ученика, обратную связь. Формат
взаимодействия с обучающимися определяется учителем самостоятельно: синхронный (онлайн),
асинхронный (офлайн), смешанный. Указанная образовательная деятельность подразумевает
проведение занятий с изучением учебного материала, проверочными работами, тестами с
использованием учебных пособий (учебники, рабочие тетради и др.), а также бесплатных
информационных ресурсов, определенных учителем, только в домашней обстановке с обратной
связью через электронную почту, телефон, чаты, социальные сети и др. Для организации
дистанционного обучения рекомендуется использовать возможности образовательных платформ
и ресурсов «Учи.ру», «ЯКласс», «Яндекс учебник», «РЭШ». Кроме того, для проведения онлайн
уроков использовать облачные платформы «Zoom», «Skype».
Для информирования детей и родителей о расписании занятий уроков и домашних заданиях
используется официальный сайт школы, электронная почта учителя / классного руководителя,
группы в социальных сетях. Во время урока по действующему расписанию учитель-предметник,
педагог дополнительного образования может (в зависимости от личных технических
возможностей) находиться в режиме онлайн для консультирования обучающихся (ответов на
вопросы, разъяснений и т.д.). Проведение электронных занятий с использованием гаджетов
необходимо проводить с учетом требований СанПиН о продолжительности непрерывного
применения технических средств.
Учебный план начального общего образования
1 класс
Предметные области
Учебные предметы
Количество
часов
в неделю
Обязательная часть
Русский язык и
литературное чтение
Родной язык и
литературноечтение на родном
языке
Русский язык
5
Литературное чтение
3
Родной язык и (или) государственный
язык республики Российской Федерации
2
Литературное чтение на родном языке
Иностранный язык
Иностранный язык
–
Математика и информатика
Математика
4
Окружающий мир
2
Основы религиозных культур и светской
этики
Изобразительное искусство
–
Музыка
1
Технология
Технология
1
Физическая культура
Физическая культура
2
Обществознание и
естествознание(Окружающий
мир)
Основы религиозных
культури светской этики
Искусство
Итого
1
21
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Учебные недели
33
Всего часов
693
Рекомендуемая недельная нагрузка при 5-дневной учебной неделе
21
Максимально допустимая недельная нагрузка, предусмотренная
действующими санитарными правилами и гигиеническими нормативами
21
В недельном учебном плане отражаются и конкретизируются основные показатели
учебного плана:
1) состав учебных предметов;
2) недельное распределение учебного времени, отводимого на освоение
содержания образования по классам и учебным предметам;
3) максимально допустимая недельная нагрузка обучающихся и максимальная
нагрузка с учётом деления классов на группы.
Учебный план составлен в расчёте на весь учебный год.
Учебный план определяет формы проведения промежуточной аттестации учебного предмета,
курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, в соответствии с порядком,
установленным образовательной организацией. При разработке порядка образовательной
организации учтены рекомендации Минпросвещения России и Рособрнадзора по основным
подходам к формированию графика оценочных процедур.
Суммарный объём домашнего задания по всем предметам для каждого класса не должен
превышать 1 час продолжительности выполнения для 1 класса.
План внеурочной деятельности определяет формы организации и объём внеурочной
деятельности для обучающихся приосвоении ими программы начального общего образования
(до1320 академических часов за четыре года обучения) с учетом образовательных потребностей
и интересов обучающихся, запросов родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся, возможностей образовательной организации. Внеурочная деятельность в
соответствии с требованиями ФГОС НОО направлена на достижение планируемых результатов
освоения программы начального общего образования с учётом выбора участниками образовательных
отношений учебных курсов внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого образовательной
организацией.
Содержание данных занятий формируется с учётомпожеланий обучающихся и их родителей
(законных представителей) и осуществляется посредством различных форм организации,
отличных от урочной системы обучения, таких как экскурсии, хоровые студии, секции, круглые
столы, конференции, олимпиады, конкурсы, соревнования, спортивные клубы, общественно
полезные практики и т. д.
При организации внеурочной деятельности обучающихся могут использоваться
возможности организаций дополнительного образования (учреждения культуры, спорта). В
целях организации внеурочной деятельности образовательная организация может заключать
договоры с учреждениями дополнительного образования.
Внеурочная деятельность
Спортивно-оздоровительное
Проектно-исследовательское
ОФП
ШСК «Олимпиец» (1-4 классы)
«Мои первые проекты»
Коммуникативное
«Риторика»
Художественно-эстетическое
«Смотри на мир глазами художника»
Студия хорового пения «Весёлые нотки»
Театральная студия «Отражение»
Информационная культура
«Разговоры о важном»
Интеллектуальные марафоны
Учение с увлечением
«Математическая карусель»
«Тайны русского языка»