Учебный план 5 класс 2022-2023 учебный год

Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 37» г. Улан-Удэ

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ СОШ № 37
__________ М.В. Хамеруева
« 01 » сентября 2022 г.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ
«Средняя общеобразовательная школа № 37» г. Улан-Удэ
2022-2023 учебный год
(5 класс)

Улан-Удэ
2022 г.

Пояснительная записка
Нормативно-правовая основа формирования учебного плана.
Учебный план МАОУ «СОШ № 37» на 2022-2023 учебный год - нормативно - правовой
акт, устанавливающий перечень учебных предметов и объем учебного времени, отводимого на
их изучение на всех ступенях средней общеобразовательной школы.
Учебный план составлен на основе следующих документов:
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12. 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании
в Российской Федерации";
Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 г. № 240-V «Об образовании в Республике
Бурятия»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования» (зарегистрирован 05.07.2021 № 64101);
Приказ Министерства просвещения РФ от 11.12.2020г. № 712 «О внесении изменений в
некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по
вопросам воспитания обучающихся»;
Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования», утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской федерации от 20.05.2020 № 254 (с изм. от 23.12.2020 № 766);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации 22.03.2021 № 115;
Примерная основная программа основного общего образования, одобренная решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от
08.04.2015 №1/15);
Письмо Министерства образования и науки РФ от 25 мая 2015 № 08-761 «Об изучении
предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно нравственной культуры народов России»;
Основная образовательная программа МАОУ «СОШ № 37» начального общего
образования, основного общего образования, среднего общего образования;
Устав МАОУ «СОШ № 37».

Общие положения.
Учебный план – нормативный документ, который определяет перечень, трудоемкость,
последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей), формы промежуточной аттестации обучающихся.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с «Положением о текущем
контроле и промежуточной аттестации при реализации образовательных программ с
применением дистанционных образовательных технологий, электронного обучения» МАОУ
«СОШ № 37», принятым на заседании педагогического совета от 30.08.20 г., протокол № 1.
Формами промежуточной аттестации учащихся 5 классов являются полугодовая
промежуточная аттестация, которая проводится по каждому учебному предмету по итогам
полугодия, и годовая промежуточная аттестация, которая проводится по каждому учебному
предмету по итогам учебного года в последние два дня полугодия, учебного года.
Промежуточная аттестация в течение года проводится в следующих формах:
- контрольная работа (комплексная, итоговая, административная, диагностический срез и
др.);
- контрольный диктант (в том числе контрольный, словарный, математический, диктант
с грамматическим заданием и др.);
- контрольное тестирование.
Кроме того, в качестве результатов промежуточной аттестации могут учитываться
успехи и достижения:
- в олимпиадах и интеллектуальных конкурсах;
- в творческих конкурсах и фестивалях;
- в спортивных мероприятиях (соревнования, конкурсы, викторины и др.);
- образовательных и социальных проектах и акциях;
- во внеурочной деятельности.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся основная
образовательная программа предусматривает внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность – это целенаправленная образовательная деятельность,
организуемая в свободное от уроков время для социализации детей и подростков определенной
возрастной группы, формирования у них потребностей к участию в социально-значимых
практиках и самоуправлении, создания условий для развития значимых качеств личности,
реализации их творческой и познавательной активности, участия в содержательном досуге,
достижения обучающимися метапредметных и личностных результатов согласно ФГОС.
Цель – создание условий для реализации детьми и подростками своих потребностей,
интересов, способностей в тех областях познавательной, социальной, культурной
жизнедеятельности, которые не могут быть реализованы в процессе учебных занятий и в
рамках основных образовательных дисциплин.
Задачи внеурочной деятельности:
расширение общекультурного кругозора;
формирование позитивного восприятия ценностей общего образования и более
успешного освоения его содержания;
включение в личностно-значимые творческие виды деятельности;
формирование нравственных, духовных, эстетических ценностей;
помощь в определении способностей к тем или иным видам деятельности;
создание пространства для межличностного, межвозрастного, межпоколенческого
общения.
Согласно требованиям ФГОС внеурочная деятельность организуется по направлениям
развития личности:
- духовно-нравственное,
- спортивно-оздоровительное,
- социальное,
- общеинтеллектуальное,

- общекультурное.
Для реализации Программы в школе используются следующие виды внеурочной
деятельности:
- познавательная деятельность;
- проблемно-ценностное общение;
- досугово-развлекательная деятельность;
- игровая деятельность;
- художественное творчество;
--социальное творчество;
- трудовая деятельность;
- спортивно-оздоровительная деятельность;
- туристско-краеведческая деятельность.
Внеурочная деятельность обучающихся организуется в целях формирования единого
образовательного пространства муниципального бюджетного образовательного учреждения
СОШ №37 для повышения качества образования и реализации процесса становления личности
младшего школьника в разнообразных развивающих средах. Внеурочная деятельность является
равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования. Внеурочная
деятельность осуществляется во второй половине дня по выбору учащихся и родителей.
При возникновении необходимости предусмотрено обучение в дистанционном формате.
Организация обучения в дистанционной форме предполагает реализацию
образовательной программы с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий согласно локальному акту МАОУ «СОШ № 37» «Положение об
электронном обучении, использовании дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ».
Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с
применением информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий,
технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих
передачу указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные
технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных
сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических
работников.
Для дистанционного обучения необходимо использовать те образовательные
технологии, которые ориентированы на групповую работу учащихся, обучение в
сотрудничестве, активный познавательный процесс, работу с различными источниками
информации. Именно эти технологии предусматривают широкое использование
исследовательских, проблемных методов, применение полученных знаний в совместной или
индивидуальной деятельности, развитие не только самостоятельного критического мышления,
но и культуры общения, умения выполнять различные социальные роли в совместной
деятельности. Также эти технологии наиболее эффективно решают проблемы личностноориентированного обучения:
обучение в сотрудничестве (обучение в коллективе, обучение в малых группах);
метод проектов;
технологии проблемного обучения;
работа в группах;
исследовательский метод;
индивидуальное и дифференцированное обучение;
модульное обучение;
игровые технологии.
При обучении в дистанционном формате рекомендуется использовать следующие
формы проведения занятий:
онлайн – занятия;

мультимедиа-лекции;
компьютерные обучающие и тестирующие системы;
консультации и тесты с использованием телекоммуникационных средств;
офлайн – занятия.
Дистанционное обучение предполагает взаимодействие с обучающимися в различных
форматах, выполнение заданий через электронные образовательные ресурсы, направление
учителем материалов для самостоятельного изучения и работы ученика, обратную связь.
Формат
взаимодействия
с
обучающимися
определяется
учителем-предметником
самостоятельно: синхронный (онлайн), асинхронный (офлайн), смешанный. Указанная
образовательная деятельность подразумевает проведение занятий с изучением учебного
материала, проверочными работами, тестами с использованием учебных пособий (учебники,
рабочие тетради и др.), а также бесплатных информационных ресурсов, определенных
учителем, только в домашней обстановке с обратной связью через электронную почту, телефон,
чаты, социальные сети и др. Для организации дистанционного обучения рекомендуется
использовать возможности образовательных платформ и ресурсов «Учи.ру», «ЯКласс»,
«Яндекс учебник», «РЭШ». Кроме того, для проведения онлайн уроков использовать облачные
платформы «Zoom», «Skype».
Для информирования детей и родителей о расписании занятий уроков и домашних
заданиях используется официальный сайт школы, электронная почта учителя/классного
руководителя,
группы
в
социальных
сетях.
Во время урока по действующему расписанию учитель-предметник, педагог дополнительного
образования может (в зависимости от личных технических возможностей) находиться в режиме
онлайн для консультирования обучающихся (ответов на вопросы, разъяснений и т.д.).
Проведение электронных занятий с использованием гаджетов необходимо проводить с учетом
требований СанПиН о продолжительности непрерывного применения технических средств.

Вид непрерывной деятельности

Время деятельности в зависимости от класса,
мин.
1–2 класс

3–4 класс

5–7 класс

8–11
класс

Просмотр статических изображений на экранах
отраженного свечения

10

15

20

25

Просмотр телепередач

15

20

25

30

Просмотр динамических изображений на
экранах отраженного свечения

15

20

25

30

Работа с изображением на индивидуальном
мониторе компьютера и клавиатурой

15

15

20

25

Прослушивание аудиозаписи

20

20

25

25

Прослушивание аудиозаписи в наушниках

10

15

20

25

Дистанционные технологии - это инструмент для реализации основных принципов
личностно-ориентированного подхода к обучению. Реализация учебного плана МАОУ «СОШ
№ 37» в 2020-2021 учебном году полностью обеспечена кадровыми ресурсами, программнометодическими комплектами в соответствии с уровнем обучения.
Реализация учебного плана МАОУ «СОШ № 37» в 2021-2022 учебном году полностью
обеспечена кадровыми ресурсами, программно-методическими комплектами в соответствии с
уровнем обучения.

Пояснительная записка к учебному плану основного общего образования
(5 класс)
Учебный план для 5 классов МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №37»
составлен на основании ФГОС нового поколения с учетом примерного учебного плана
основного общего образования.
Учебный план 5 классов скомплектован в соответствии с требованиями ФГОС и является
важнейшим нормативным документом по введению федеральных государственных
образовательных стандартов общего образования в действие, определяет максимальный объем
учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов, распределяет учебное время,
отводимое на освоение содержания образования, учебных предметов.
Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных
предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
определяет время, отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего реализацию
интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей),
педагогического коллектива образовательной организации.
Время, отводимое на данную часть учебного плана, рекомендуется использовать на:
 увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части;
 введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы
и потребности участников образовательных отношений, в том числе
этнокультурные;
 другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности
обучающихся.
В соответствии с п.18.3.1. ФГОС ООО изучение предметной области «Основы духовнонравственной культуры народов России» заложено в 5 классах. Преподавание данной области
определяется ФГОС ООО, методическими рекомендациями Министерства образования и науки
Российской Федерации, изучается как учебный модуль учебного предмета «Литература».
Предметная область «Родной язык и родная литература» учебного плана основного общего
образования представлена изучением учебного предмета «Бурятский язык как государственный» в
5 классах с учебной нагрузкой 2 часа в неделю.
Учебный предмет «Иностранный язык» изучается со 2 класса, преподавание его
продолжается в 5классах. Предложенный объем учебного времени достаточен для освоения
иностранного языка на функциональном уровне. Он формирует элементарные коммуникативные
умения в говорении, аудировании, чтении и письме; развивает речевые способности, внимание,
мышление, память и воображение младшего школьника; способствует мотивации к дальнейшему
овладению иностранным языком. На изучение предмета «Иностранный язык» отводится 3 часа в
неделю (деление класса на группы) при наличии 25 учащихся и выше в классе.
Также деление класса на группы (девочки и мальчики) предусмотрено по учебному предмету
«Технология».
Режим работы в 5 классах 5-дневный. Количество часов на физическую культуру составляет
2, третий час реализуется образовательной организацией за счет посещения учащимися
спортивных секций.
Продолжительность учебного года составляет 34 недели. Максимальное число часов в
неделю в 5 классах при 34 учебных неделях составляет 29 часов. Учебный план основного общего
образования (далее – учебный план) обеспечивает введение в действие и реализацию требований
федерального государственного Стандарта, ориентирован на 5-летний срок обучения,
обеспечивает освоение обучающимися общеобразовательных программ в условиях становления и
формирования личности ребенка и направлен на развитие его склонностей и способностей к
социальному и профессиональному самоопределению.

Учебный план школы включает в себя две части: обязательную часть и часть, формируемую
участниками образовательных отношений. В плане распределено соотношение часов на изучение
учебных предметов предметных областей обязательной части Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования и учебных предметов, формируемых
участниками образовательных отношений МАОУ «СОШ № 37» основного общего образования.
Обязательная часть учебного плана основного общего образования определяет состав
учебных предметов предметных областей для МАОУ «СОШ № 37», имеющей государственную
аккредитацию, реализующей основную образовательную программу
основного общего
образования, учебное время, отводимое на их изучение в 5 классах обязательных предметных
областей и учебных предметов: русский язык и литература (русский язык, литература), родной
язык и родная литература (родной русский язык и родная русская литература), иностранные языки
(иностранный язык - английский), математика и информатика (математика, алгебра, геометрия,
информатика), общественно-научные предметы (история России, всеобщая история,
обществознание, география), основы духовно-нравственной культуры народов России (основы
духовно-нравственной культуры народов России), естественно-научные предметы
(физика,
биология, химия), искусство (изобразительное искусство, музыка), технология (технология),
физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая культура и основы
безопасности жизнедеятельности).
Учебная нагрузка во всех классах не превышает максимального объема обязательной
учебной нагрузки. При организации учебно-воспитательного процесса строго соблюдены
нормативы максимальной аудиторной нагрузки и нормативы времени, отводимого на выполнение
домашней работы, а также иные гигиенические требования, предъявляемые к учебновоспитательному процессу.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с «Положением о текущем
контроле и промежуточной аттестации при реализации образовательных программ с применением
дистанционных образовательных технологий, электронного обучения» МАОУ «СОШ № 37»,
принятым на заседании педагогического совета от 30.08.21 г., протокол № 1.
Формами промежуточной аттестации учащихся 5 классов являются полугодовая
промежуточная аттестация, которая проводится по каждому учебному предмету по итогам
полугодия, и годовая промежуточная аттестация, которая проводится по каждому учебному
предмету по итогам учебного года в последние два дня полугодия, учебного года.
Промежуточная аттестация в течение года проводится в следующих формах:
- контрольная работа (комплексная, итоговая, административная, диагностический срез и др.);
- контрольный диктант (в том числе контрольный, словарный, математический, диктант с
грамматическим заданием и др.);
- контрольное тестирование.
Кроме того, в качестве результатов промежуточной аттестации могут учитываться успехи и
достижения:
- в олимпиадах и интеллектуальных конкурсах;
- в творческих конкурсах и фестивалях;
- в спортивных мероприятиях (соревнования, конкурсы, викторины и др.);
- образовательных и социальных проектах и акциях;
- во внеурочной деятельности.
Реализация данного учебного плана МАОУ «СОШ № 37» представляет возможность
получить качественное образование всем учащимся ОУ, удовлетворить социальный заказ
родителей, образовательные запросы и познавательные интересы учащихся.

Учебный план
МАОУ «СОШ № 37» на 2022 – 2023 учебный год
5 классы
Предметные области

Учебные предметы

5 класс

а
б
Обязательная часть
Русский язык и
литература
Родной язык и родная
литература

Иностранные языки
Математика и
информатика
Общественно-научные
предметы

Естественно-научные
предметы
Искусство
Технология
Физическая культура и
основы безопасности
жизнедеятельности

Математика и
информатика

Иностранные языки

Русский язык
Литература
Родной язык и /или
государственный язык
Республики Бурятия
Родная литература
Иностранный язык (английский)
Второй иностранный язык
Математика
Информатика
История России. Всеобщая
история
Обществознание
География
Физика
Химия
Биология
Изобразительное искусство
Музыка
Технология
Физическая культура
ОБЖ

в

г

5

5

5

5

5

3

3

3

3

3

2

2

2

2

2

3

3

3

3

3

-

-

-

-

-

5

5

5

5

5

-

-

-

-

-

2

2

2

2

2

-

-

-

-

-

1

1

1

1

1

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

-

-

-

-

-

1
29

1
29

1
29

1
29

Деле
ние

Итог
о

25
15
10

10

25
15
20

15
25
10

15
-

30
25
10

5
5
5
5
10
10
-

10
-

5
5
5
5
20
10
-

140

35

175

д

Итого: 28
28
28
28
28
Часть, формируемая участниками образовательного процесса
Учебный курс по математике
1
1
«За страницами учебника
математики»
Информатика. Компьютерная
1
мультимедиа графика.
Учебный курс по английскому
1
языку «Читаем с
удовольствием»
Учебный курс по ОДНКНР
1

Итого:
Предельно допустимая аудиторная нагрузка при 5-дневной
учебной неделе

Всего

1
29

2

2

1

1

1

1

1

1

5
145

35

5
180

Итого: 180 час.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».