Программа внеурочной деятельности. Биология. 5 класс

Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 37» г. Улан-Удэ

УТВЕРЖДЕНА
приказом
МАОУ «СОШ № 37» г. Улан-Удэ
от «01» 09 2022 г. №140-од

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности по биологии
«Занимательная биология»
5 класс
Срок реализации 2022-2023 учебный год

Составила: Перетолчина Е.Л.,
учитель биологии

Улан-Удэ
2022

Пояснительная записка
Настоящая программа по биологии составлена на основе:
1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012.
2. Приказа Минпросвещения России №287 от 31.05. 2021 года «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
3. Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ «СОШ
№37».
4. Школьного учебного плана МАОУ «СОШ №37» на 2022-2023 учебный год.
5. Примерной программы для общеобразовательных учреждений по биологии.
6. В соответствии с основными направлениями воспитательной деятельности,
определенными в разделе «Обновление воспитательного процесса с учетом современных
достижений науки и на основе отечественных традиций» Стратегии развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской
Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р),
7. Приказа Министерства просвещения России от 11.12.2020 N 712;
8. Примерной программы воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.2020 г.).
9. В соответствии с программой воспитательной работы МАОУ «СОШ № 37» г. УланУдэ.
Адресат
Программа рекомендована учащимся для обучения биологии в 5 классе
общеобразовательной школы.
Объем и сроки обучения
Программа по биологии общим объемом 34 часа изучается в течение учебного года
согласно Базисному учебному плану ОУ.
Место учебного курса в учебном плане
Согласно учебному плану в 5 классах изучается интегрированный предмет
«биология», который включает основы ботаники, зоологии и систематики, а также
пропедевтические сведения по экологии.
Общая характеристика учебного предмета «биология»
Рабочая программа по биологии для обучающихся 5 класса разработана на
основе Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования с учётом и современных мировых требований, предъявляемых к
математическому образованию, и традиций российского образования, которые
обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для
непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного,
личностного и познавательного развития обучающихся.
В эпоху цифровой трансформации всех сфер человеческой деятельности
невозможно стать образованным современным человеком без базовой
математической подготовки. Уже в школе биология служит опорным предметом для
изучения смежных дисциплин, а после школы реальной необходимостью становится
непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной
подготовки, в том числе и математической. Это обусловлено тем, что в наши дни
растёт число профессий, связанных с непосредственным применением биологии: и в
сфере экономики, и в бизнесе, и в технологических областях, и даже в гуманитарных
сферах.Учебный предмет «Биология» развивает представления о познаваемости
живой природы и методах её познания, он позволяет сформировать систему

научных знаний о живых системах, умения их получать, присваивать и применять в
жизненных ситуациях.
Биологическая подготовка обеспечивает понимание обучающимися научных
принципов человеческой деятельности в природе, закладывает основы
экологической культуры, здорового образа жизни.
В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой;
получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и
методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов,
нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают
сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об
условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и
растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека. Полученные
биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма,
популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения
биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их
индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании,
многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности
человека; научиться принимать экологически правильные решения в области
природопользования. Для понимания учащимися сущности биологических явлений
в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов,
проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на
личность учащегося: тренировать память, развивать учебный курс «Биология», в
содержании которого ведущим компонентом являются научные знания, научные
методы познания, практические умения и навыки, позволяет сформировать у
учащихся эмоционально ценностное отношение к изучаемому материалу, создать
условия для формирования компетенции в интеллектуальных, гражданско правовых, коммуникационных и информационных областях. Курс предполагает
проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. В
связи с большим объемом изучаемого материала и дефицитом времени большинство практических работ включено в состав комбинированных уроков или
уроков изучения нового материала и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Некоторые практические работы, требующие длительного выполнения,
рекомендованы в качестве домашнего задания.
Цели изучения учебного предмета «биология»
Приоритетными целями обучения биологии в 5 классе являются:
-Целями изучения биологии на уровне основного общего образования
являются:


формирование системы знаний о признаках и процессах жизнедеятельности
биологических систем разного уровня организации;



формирование системы знаний об особенностях строения, жизнедеятельности
организма человека, условиях сохранения его здоровья;



формирование умений применять методы биологической науки для изучения
биологических систем, в том числе и организма человека;



формирование умений использовать информацию о современных достижениях в
области биологии для объяснения процессов и явлений живой природы и
жизнедеятельности собственного организма;



формирование умений объяснять роль биологии в практической деятельности
людей, значение биологического разнообразия для сохранения биосферы,
последствия деятельности человека в природе;



формирование экологической культуры в целях сохранения собственного
здоровья и охраны окружающей среды.
Достижение целей обеспечивается решением следующих ЗАДАЧ:


приобретение знаний обучающимися о живой природе, закономерностях
строения, жизнедеятельности и средообразующей роли организмов; человеке как
биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической
деятельности людей;



овладение умениями проводить исследования с использованием биологического
оборудования и наблюдения за состоянием собственного организма;



освоение приёмов работы с биологической информацией, в том числе о
современных достижениях в области биологии, её анализ и критическое
оценивание;

воспитание биологически и экологически грамотной личности, готовой к
сохранению собственного здоровья и охраны окружающей среды.
В программе предусмотрены уроки, направленные на реализацию дистанционного
обучения. Дистанционное обучение в настоящее время может рассматриваться как
инновационная форма обучения, которая позволяет получать знания через интернет под
контролем учителя.
Цель дистанционного обучения – предоставить ученикам элементы универсального
образования, которые позволят им эффективно адаптироваться к изменяющимся социальноэкономическим условиям и успешно интегрироваться в современное общество. Данный вид
обучения базируется на основе передовых информационных технологий, применение
которых обеспечивает быструю и гибкую адаптацию под изменяющиеся потребности
ученика.
Обучение в дистанционной форме осуществляется по отдельным темам, при
необходимости организации такого обучения (карантин, временная нетрудоспособность и
т.п.), так и по всему комплексу тем.
С помощью дистанционного обучения удается решать такие педагогические задачи,
как:
 формирование у учеников познавательной самостоятельности и активности;
 создание эффективного образовательного пространства;
 развитие у детей критического мышления и способности конструктивно обсуждать
различные точки зрения.
С использованием электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий организуются такие формы учебной деятельности, как:
 уроки;
 лекции;

 семинары;
 практические занятия;
 контрольные работы;
 самостоятельные работы;
 консультации с преподавателями;
 e-mail;
 дистанционные конкурсы, олимпиады.
Самостоятельная работа включает организационные формы дистанционного обучения:
 работа с электронным учебником;
 просмотр видеолекций;
 прослушивание аудиокассет;
 компьютерное тестирование;
 изучение печатных и других учебных и методических материалов.
Сопровождение предметных дистанционных курсов может осуществлятъся в
следующих режимах:
 тестирование онлайн;
 консультации онлайн;
 предоставление методических материалов;
 сопровождение офлайн (проверка тестов, контрольных работ, различные виды
текущего контроля и промежуточной аттестации).
В период длительной болезни обучающихся или карантина в классе (школе)
возможность получать консультации преподавателей по соответствующей дисциплине через
электронную почту, программу Skype, ViЬеr, WhatsApp, используя для этого возможные
каналы выхода в Интернет.
Применение дистанционного обучения в учебном процессе позволяет:
 сделать урок наглядным, красочным, информативным;
 использовать дифференцированный и личностно-ориентированный подход к
обучению;
 активизировать познавательную деятельность учащегося;
 повысить мотивацию учащихся к изучению предмета;
 развивать мышление и творческие способности детей.
Взаимосвязь коллективной (аудиторной) и самостоятельной работы обучаемых
При изучении курса для обучаемых предусмотрены возможности для самостоятельной
работы, а именно использование заданий, требующих поиска, переработки и представления
информации в новом виде. Освоение курса предполагает изменения роли ученика и учителя
в учебном процессе относительно традиционной парадигмы, а также учета динамики
передачи ученику ответственности за собственное учение. В ходе прохождения программы
обучающиеся самостоятельно могут выбирать уровень сложности и характер задания, роль и
характер участия в групповой работе.
Формы организации учебного процесса

индивидуальная;

парная;

групповая;

коллективная.
Структура программы
Программа по биологии для 5 класса включает следующие разделы (темы):
 Пояснительную записку.
 Содержание обучения биологии.
 Планируемые результаты обучения биологии.

 Тематическое планирование.
Итоговый контроль
Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью контрольной работы
(зачета, диктанта, итогового теста), которая включает вопросы по основным проблемам
курса.
Предполагаемый результат:
Приобретение математических знаний и умений, развитие коммуникативных,
рефлексивных, личностного саморазвития, ценностно - ориентационных и смыслопоисковых
компетенций, воспитание культуры личности.
Содержание курса биологии
5 класс
 Биология — наука о живой природе
Понятие о жизни. Признаки живого (клеточное строение, питание, дыхание,
выделение, рост и др.). Объекты живой и неживой природы, их сравнение. Живая и
неживая природа — единое целое.
Биология — система наук о живой природе. Основные разделы биологии (ботаника,
зоология, экология, цитология, анатомия, физиология и др.). Профессии, связанные
с биологией: врач, ветеринар, психолог, агроном, животновод и др. (4—5). Связь
биологии с другими науками (математика, география и др.). Роль биологии в
познании окружающего мира и практической деятельности современного человека.
Кабинет биологии. Правила поведения и работы в кабинете с биологическими
приборами и инструментами.
Биологические термины, понятия, символы. Источники биологических знаний.
Поиск информации с использованием различных источников (научно-популярная
литература, справочники, Интернет).
 Методы изучения живой природы
Научные методы изучения живой природы: наблюдение, эксперимент, описание,
измерение, классификация. Устройство увеличительных приборов: лупы и
микроскопа. Правила работы с увеличительными приборами.
Метод описания в биологии (наглядный, словесный, схематический). Метод
измерения (инструменты измерения). Метод классификации организмов,
применение двойных названий организмов. Наблюдение и эксперимент как
ведущие методы биологии.
Лабораторные и практические работы1


Изучение лабораторного оборудования: термометры, весы, чашки Петри,
пробирки, мензурки. Правила работы с оборудованием в школьном
кабинете.



Ознакомление с устройством лупы, светового микроскопа, правила работы
с ними.

1
Здесь и далее приводится расширенный перечень лабораторных и практических работ, из которых
учитель делает выбор по своему усмотрению.



Ознакомление с растительными и животными клетками: томата и арбуза
(натуральные препараты), инфузории туфельки и гидры (готовые
микропрепараты) с помощью лупы и светового микроскопа.

Экскурсии или видеоэкскурсии
Овладение методами изучения живой природы — наблюдением и экспериментом.
 Организмы — тела живой природы
Понятие об организме. Доядерные и ядерные организмы.
Клетка и её открытие. Клеточное строение организмов. Цитология — наука о клетке.
Клетка — наименьшая единица строения и жизнедеятельности организмов.
Строение клетки под световым микроскопом: клеточная оболочка, цитоплазма,
ядро.
Одноклеточные и многоклеточные организмы. Клетки, ткани, органы, системы
органов.
Жизнедеятельность
организмов.
Особенности
строения
жизнедеятельности у растений, животных, бактерий и грибов.

и

процессов

Свойства организмов: питание, дыхание, выделение, движение, размножение,
развитие, раздражимость, приспособленность. Организм — единое целое.
Разнообразие организмов и их классификация (таксоны в биологии: царства, типы
(отделы), классы, отряды (порядки), семейства, роды, виды. Бактерии и вирусы как
формы жизни. Значение бактерий и вирусов в природе и в жизни человека.
Лабораторные и практические работы


Изучение клеток кожицы чешуи лука под лупой и микроскопом (на
примере самостоятельно приготовленного микропрепарата).



Ознакомление с принципами систематики организмов.



Наблюдение за потреблением воды растением.

 Организмы и среда обитания
Понятие о среде обитания. Водная, наземно-воздушная, почвенная,
внутриорганизменная среды обитания. Представители сред обитания. Особенности
сред обитания организмов. Приспособления организмов к среде обитания. Сезонные
изменения в жизни организмов.
Лабораторные и практические работы
Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных
примерах).
Экскурсии или видеоэкскурсии
Растительный и животный мир родного края (краеведение).
 Природные сообщества
Понятие о природном сообществе. Взаимосвязи организмов в природных
сообществах. Пищевые связи в сообществах. Пищевые звенья, цепи и сети питания.
Производители, потребители и разрушители органических веществ в природных
сообществах. Примеры природных сообществ (лес, пруд, озеро и др.).
Искусственные сообщества, их отличительные признаки от природных сообществ.
Причины неустойчивости искусственных сообществ. Роль искусственных сообществ

в жизни человека.
Природные зоны Земли, их обитатели. Флора и фауна природных зон. Ландшафты:
природные и культурные.
Лабораторные и практические работы
Изучение искусственных сообществ и их обитателей (на примере аквариума и др.).
Экскурсии или видеоэкскурсии


Изучение природных сообществ (на примере леса, озера, пруда, луга и
др.).



Изучение сезонных явлений в жизни природных сообществ.

 Живая природа и человек
Изменения в природе в связи с развитием сельского хозяйства, производства и
ростом численности населения. Влияние человека
на живую природу в ходе истории. Глобальные экологические проблемы.
Загрязнение воздушной и водной оболочек Земли, потери почв, их предотвращение.
Пути сохранения биологического разнообразия. Охраняемые территории
(заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы). Красная
книга РФ. Осознание жизни как великой ценности.
Практические работы
Проведение акции по уборке мусора в ближайшем лесу, парке,
сквере или на пришкольной территории.

Планируемые результаты изучения биологии
5 класс
Изучение биологии в 5 классе направлено на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
Личностные результаты
Патриотическое воспитание:


отношение к биологии как к важной составляющей культуры, гордость за вклад
российских и советских учёных в развитие мировой биологической науки.

Гражданское воспитание:


готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении
исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи.

Духовно-нравственное воспитание:


готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных норм и
норм экологической культуры;



понимание значимости нравственного аспекта деятельности человека в
медицине и биологии.

Эстетическое воспитание:


понимание роли биологии в формировании эстетической культуры личности.

Ценности научного познания:


ориентация на современную систему научных представлений об основных
биологических закономерностях, взаимосвязях человека с природной и
социальной средой;



понимание роли биологической науки в формировании научного
мировоззрения;
 развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков
исследовательской деятельности.
Формирование культуры здоровья:


ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ
жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил и норм,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);



осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического
здоровья;



соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в
природной среде;



сформированность
навыка
эмоциональным состоянием.

рефлексии,

управление

собственным

Трудовое воспитание:


активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы,
города, края) биологической и экологической направленности, интерес к
практическому изучению профессий, связанных с биологией.

Экологическое воспитание:


ориентация на применение биологических знаний при решении задач в области
окружающей среды;
 осознание экологических проблем и путей их решения;



готовность к
направленности.

участию

в

практической

деятельности

экологической

Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды:
 адекватная оценка изменяющихся условий;


принятие решения (индивидуальное, в группе) в изменяющихся условиях на
основании анализа биологической информации;



планирование действий в новой ситуации на основании
знаний биологических закономерностей.

Метапредметные результаты
Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия:


выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов

(явлений);


устанавливать существенный признак классификации биологических объектов
(явлений, процессов), основания для обобщения и сравнения, критерии
проводимого анализа;



с учётом предложенной биологической задачи выявлять закономерности и
противоречия в рассматриваемых фактах и наблюдениях; предлагать критерии
для выявления закономерностей и противоречий;



выявлять дефициты
поставленной задачи;



выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и
процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях;



самостоятельно выбирать способ решения учебной биологической задачи
(сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с
учётом самостоятельно выделенных критериев).

информации,

данных,

необходимых

для

решения

Базовые исследовательские действия:


использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;



формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;



формировать гипотезу об истинности собственных суждений, аргументировать
свою позицию, мнение;



проводить по самостоятельно составленному плану наблюдение, несложный
биологический эксперимент, небольшое исследование по установлению
особенностей биологического объекта (процесса) изучения, причинноследственных связей и зависимостей биологических объектов между собой;



оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
наблюдения и эксперимента;



самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, эксперимента, владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений;



прогнозировать возможное дальнейшее развитие биологических процессов и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:



применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
биологической информации или данных из источников с учётом предложенной
учебной биологической задачи;



выбирать,
анализировать,
систематизировать
и
интерпретировать
биологическую информацию различных видов и форм представления;



находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту
же идею, версию) в различных информационных источниках;



самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной
графикой и их комбинациями;



оценивать
надёжность
биологической
информации
по
предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

критериям,

 запоминать и систематизировать биологическую информацию.
Универсальные коммуникативные действия
Общение:



воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе
выполнения практических и лабораторных работ;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;



распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты, вести переговоры;



понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику
и в корректной форме формулировать свои возражения;



в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой
биологической темы и высказывать идеи, нацеленные на решение биологической
задачи и поддержание благожелательности общения;



сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;



публично представлять результаты
(эксперимента, исследования, проекта);



самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные
тексты с использованием иллюстративных материалов.

выполненного

биологического

опыта

Совместная деятельность (сотрудничество):


понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы
при решении конкретной биологической проблемы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной учебной
задачи;



принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять
готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;



планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять
задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы

(обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные);


выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;



оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать
результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчёта перед группой;



овладеть системой универсальных коммуникативных действий, которая
обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального
интеллекта обучающихся.
Универсальные регулятивные действия
Самоорганизация:



выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, используя
биологические знания;



ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений группой);



самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;



составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых
биологических знаний об изучаемом биологическом объекте;
 делать выбор и брать ответственность за решение.

Самоконтроль (рефлексия):


владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;



давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;



учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной биологической задачи, адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам;



объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в
произошедшей ситуации;



вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
 оценивать соответствие результата цели и условиям.
 Эмоциональный интеллект:



различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
 выявлять и анализировать причины эмоций;



ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
 регулировать способ выражения эмоций.

Принятие себя и других:
 осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
 признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
 открытость себе и другим;
 осознавать невозможность контролировать всё вокруг;


овладеть системой универсальных учебных регулятивных действий, которая
обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция
личности), и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины,
устойчивого поведения).

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
5 класс:


характеризовать биологию как науку о живой природе; называть признаки
живого, сравнивать объекты живой и неживой природы;



перечислять источники биологических знаний; характеризовать значение
биологических знаний для современного человека; профессии, связанные с
биологией (4—5);



приводить примеры вклада российских (в том числе В. И. Вернадский, А. Л.
Чижевский) и зарубежных (в том числе Аристотель, Теофраст, Гиппократ) учёных
в развитие биологии;



иметь представление о важнейших биологических процессах и явлениях:
питание, дыхание, транспорт веществ, раздражимость, рост, развитие, движение,
размножение;



применять биологические термины и понятия (в том числе: живые тела,
биология, экология, цитология, анатомия, физиология, биологическая
систематика, клетка, ткань, орган, система органов, организм, вирус, движение,
питание, фотосинтез, дыхание, выделение, раздражимость, рост, размножение,
развитие, среда обитания, природное сообщество, искусственное сообщество) в
соответствии с поставленной задачей и в контексте;



различать по внешнему виду (изображениям), схемам и описаниям доядерные и
ядерные организмы; различные биологические объекты: растения, животных,
грибы, лишайники, бактерии; природные и искусственные сообщества,
взаимосвязи организмов в природном и искусственном сообществах;
представителей флоры и фауны природных зон Земли; ландшафты природные и
культурные;



проводить описание организма (растения, животного) по заданному плану;
выделять существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности
организмов, характеризовать организмы как тела живой природы, перечислять
особенности растений, животных, грибов, лишайников, бактерий и вирусов;



раскрывать понятие о среде обитания (водной, наземно-воздушной, почвенной,

внутриорганизменной), условиях среды обитания;


приводить примеры, характеризующие приспособленность организмов к среде
обитания, взаимосвязи организмов в сообществах;




выделять отличительные признаки природных и искусственных сообществ;
аргументировать основные правила поведения человека в природе и объяснять
значение природоохранной деятельности человека; анализировать глобальные
экологические проблемы;



раскрывать роль биологии в практической деятельности человека;



демонстрировать на конкретных примерах связь знаний биологии со знаниями
по математике, предметов гуманитарного цикла, различными видами искусства;



выполнять практические работы (поиск информации с использованием
различных источников; описание организма по заданному плану) и лабораторные
работы (работа с микроскопом; знакомство с различными способами измерения и
сравнения живых объектов);



применять методы биологии (наблюдение, описание, классификация,
измерение, эксперимент): проводить наблюдения за организмами, описывать
биологические объекты, процессы и явления; выполнять биологический рисунок и
измерение биологических объектов;



владеть приёмами работы с лупой, световым и цифровым микроскопами при
рассматривании биологических объектов;



соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным
оборудованием, химической посудой в соответствии с инструкциями на уроке, во
внеурочной деятельности;



использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную литературу
по биологии, справочные материалы, ресурсы Интернета;



создавать письменные и устные сообщения, грамотно используя понятийный
аппарат изучаемого раздела биологии.
Календарно-тематическое планирование
№/
№
I
1

Наименование разделов и тем
Живой организм: строение и
изучение
Введение. Живой организм.

Всего
часов
9

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

1

ttp://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/78e740710a01-022a-0071-d29ad0e95d83/%5BEST5_0207%5D_%5BID_02%5D.swf

http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/e98583d3-5845-11da8cd6-0800200c9a66/index.htm
http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/37b10a47-ba51-4260-

2

Наука о живой природе. Методы
изучения природы.

1

3

Контрольная работа

1

b1ba-e2321a67666c/%5BBI6RA_301%5D_%5BIL_03%5D.html

4

Увеличительные приборы.

1

5

Живые клетки

1

6

Химический состав клетки.

1

7

Вещества и явления в
окружающем мире.

1

8

Великие естествоиспытатели.

1

http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/2ddb6313-ccc7-45a186b5-1c8334141b5c/%5BBI6RA_301%5D_%5BIL_02%5D.html
http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/00000207-1000-4ddd7ca8-4d0046b3269f/062.swf
http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/000001fe-1000-4ddd-6a1d260046b3269f/041.swf
http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/0116978d-fed2-454b-99c1f69114c6e142/%5BBIO6_0208%5D_%5BMA_02%5D.swf

1.Образовательная платформа «ЯКласс»
2.Образовательная платформа «Учи.ру»

9

Контрольная работа

1

II

Многообразие живых организмов

12

10

Как развивалась жизнь на Земле.

1

1.Образовательная платформа «ЯКласс»
2.Образовательная платформа «Учи.ру»

1.Образовательная платформа «ЯКласс»
2.Образовательная платформа «Учи.ру»

11

Разнообразие живых организмов.

1

1.Образовательная платформа «ЯКласс»
2.Образовательная платформа «Учи.ру»

12

Бактерии.

1

13

Грибы.

1

http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/00000343-1000-4ddd-d6eb2a0046bb2fd1/0046_1.swf

http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/9f7bd01f-0a01022a-01bf4c57d11a4bd7/?fullView=1&from=&interface
=catalog&class=48&subject=29&rubric_id[]=
79216&rubric_id[]=79143
14

Растения. Водоросли.

1

http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/cc98133d-268f-4272-9520f845f1e6a5d1/%5BBIO6_0101%5D_%5BMV_01%5D.wmv

15

Мхи. Папоротники.

1

1.Образовательная платформа «ЯКласс»

16

Контрольная работа

1

2.Образовательная платформа «Учи.ру»

1.Образовательная платформа «ЯКласс»
2.Образовательная платформа «Учи.ру»

17

Голосеменные растения.
Покрытосеменные (цветковые)
растения.

1

http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/226530b6-6a49-4b2a-8f424a55c3bd86cd/%5BBI9ZD_1202%5D_%5BIL_03%5D.html

Значение растений в природе и
жизни человека

1

19

Животные. Простейшие.

1

20

Беспозвоночные. Позвоночные.

1

21

Значение животных в природе и
жизни человека

1

Среда обитания живых
организмов
Три среды обитания живых
организмов.

5

23

Жизнь на разных материках.

1

24

Природные зоны Земли.

1

25

Жизнь в морях и океанах.

1

26

Контрольная работа

1

IV
27

Человек на Земле
Как человек появился на Земле

3
1

28

Жизнь под угрозой. Не станет ли
Земля пустыней?

1

29

Здоровье человека и безопасность
жизни.

1

Повторение
Повторение. Живой организм.
Повторение. Многообразие
живых организмов.
Повторение. Среда обитания
живых организмов
Обобщение. Повторение
Итоговая контрольная работа

5
1
1

18

III
22

V
30
31
32
33
34

1.Образовательная платформа «ЯКласс»
2.Образовательная платформа «Учи.ру»
http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/7b16e177-0a01-022a-01f2428db06a715c/%5BBIO7_0101%5D_%5BMV_02%5D.WMV
http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/7b16e0a4-0a01-022a-00fccada01fab98c/%5BBIO7_0101%5D_%5BMV_01%5D.WMV

1.Образовательная платформа «ЯКласс»
2.Образовательная платформа «Учи.ру»

1

http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/8904cdd3-3c12-41e8-ba83e72e0dd4bfd1/[BIO9_08-49]_[TI_02_3].html
http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/00000756-1000-4ddd-f2043a00475d430b/483.swf
http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/3020b656-38f3-486c-84912c3c6eb4d981/%5BBIO11_0335%5D_%5BIM_04%5D.swf
http://www.youtube.com/watch?v=0mWK-dhc7J4

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a60095858b8c-11db-b6060800200c9a66/76562/?interface=pupil&class=47&su
bject=26
http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/226530b6-6a49-4b2a-8f424a55c3bd86cd/%5BBI9ZD_1202%5D_%5BIL_03%5D.html

1.Образовательная платформа «ЯКласс»
2.Образовательная платформа «Учи.ру»

1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 26.02.2025.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(3012)22-70-33

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».