Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 37» г. Улан-Удэ
УТВЕРЖДЕНА
приказом
МАОУ «СОШ № 37» г. Улан-Удэ
от «01» 09 2022 г. №140-од
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности по географии
«Юный байкаловед»
5 класс
Срок реализации 2022-2023 учебный год
Составила: Ябжанова Л.П.,
учитель географии
Улан-Удэ
2022
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по географии для 5-8 классов «Юный байкаловед»
составлена на основе:
1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от
29.12.2012.
2. Приказа Минпросвещения России №287 от 31.05. 2021 года «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования».
3. Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ «СОШ
№37».
4. Школьного учебного плана МАОУ «СОШ №37» на 2022-2023 учебный год.
5. В соответствии с основными направлениями воспитательной деятельности,
определенными в разделе «Обновление воспитательного процесса с учетом современных
достижений науки и на основе отечественных традиций» Стратегии развития воспитания
в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства
Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р),
6. Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом
Министерства просвещения России от 22.03.2021 № 115.
7. Письмом Минобрнауки РФ от 18.08.2017 № 09-1672 («О направлении методических
рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках
реализации основных образовательных программ, в том числе в части проектной
деятельности»).
8. Письмом Минпросвещения России от 07.05.2020г. №ВБ-976/04 «Рекомендации по
реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и
дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных
образовательных технологий».
9. Приказом Министерства просвещения РФ №712 от 11.12.2020г. «О внесении изменений
в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего
образования по вопросам воспитания обучающихся».
8. Примерной программы воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.2020 г.).
10. В соответствии с программой воспитательной работы МАОУ «СОШ № 37» г. УланУдэ.
Адресат
Рабочая программа внеурочной деятельности по географии адресована учащимся 5
класса, проявляющих интерес и склонность к изучению естественнонаучных дисциплин.
Объем и сроки обучения
Программа рассчитана на 34 часа, изучается в течение учебного года согласно
Базисному учебному плану ОУ.
Цели курса внеурочной деятельности:
Цель: формирование основ экологического мировоззрения через осознание
уникальности озера Байкал как региональной ценности мирового масштаба, в котором
человек является не центром, а частью природы.
Задачи:
- развивать мотивацию к познанию через изучение географических и биологических
особенностей озера Байкал, историю его освоения и представление в художественных
произведениях;
-создавать условия для овладения ключевыми компетентностями: (учебнопознавательными, ценностно-смысловыми, общекультурными);
-формировать практико-ориентированные умения и компетентности;
-способствовать социализации школьников через осознание местоположения озера
Байкал в системе природоохранных, экологических, культурных и экономических
ценностей в стране и регионе.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Юный байкаловед»
Программа «Юный байкаловед» направлена на формирование у обучающихся
комплекса знаний, умений, навыков и компетентностей, направленных на осознание
уникальной ценности малой Родины - озера Байкал.
Содержание программы о географическом положении, основных физикогеографических характеристиках, истории освоения Байкала, о первых, самых простых, и
современных высокотехнологичных методах изучения Байкала и связанных с ними
профессиях, о примечательных живых организмах Байкала, их роли в формировании
байкальской воды, о влиянии хозяйственной деятельности на уникальное озеро и
правилах, которые уменьшат это влияние, дает обучающимся следующие возможности:
- осознать уникальность изучаемого объекта посредством эмоционального и
художественного восприятия Байкала через знакомство с легендами, произведениями
художников, писателей, композиторов о великом озере;
- объединить географические, исторические и биологические знания, в том числе
знания об озере Байкал в целостную научную картину мира;
- овладеть научным подходом к решению учебных задач;
- овладеть умениями формулировать гипотезы и оценивать полученные результаты
на конкретном примере;
- овладеть умением сопоставлять теоретические, экспериментальные знания и
реалии жизни, анализировать полученную информацию и делать практикоориентированные выводы;
- воспитать в себе ответственное и бережное отношение к природе Байкала и
природе в целом, осознать значимость концепции устойчивого развития;
- сформировать умение безопасного и эффективного использования лабораторного
оборудования.
Программа «Юный байкаловед» включает в себя следующие содержательные линии:
• Культурная и научная ценность озера Байкал;
• Уникальное биологическое разнообразие озера Байкал;
• Влияние хозяйственного освоения на озеро Байкал
• Правила экологичного поведения в природе.
В программе предусмотрены уроки, направленные на реализацию дистанционного
обучения. Дистанционное обучение в настоящее время может рассматриваться как
инновационная форма обучения, которая позволяет получать знания через интернет под
контролем учителя.
Цель дистанционного обучения – предоставить ученикам элементы универсального
образования, которые позволят им эффективно адаптироваться к изменяющимся
социально-экономическим условиям и успешно интегрироваться в современное общество.
Данный вид обучения базируется на основе передовых информационных технологий,
применение которых обеспечивает быструю и гибкую адаптацию под изменяющиеся
потребности ученика.
Обучение в дистанционной форме осуществляется по отдельным темам, при
необходимости организации такого обучения (карантин, временная нетрудоспособность и
т.п.), так и по всему комплексу тем.
С помощью дистанционного обучения удается решать такие педагогические задачи,
как:
формирование у учеников познавательной самостоятельности и активности;
создание эффективного образовательного пространства;
развитие у детей критического мышления и способности конструктивно
обсуждать различные точки зрения.
С использованием электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий организуются такие формы учебной деятельности, как:
уроки;
лекции;
семинары;
практические занятия;
самостоятельные работы;
консультации с преподавателями;
дистанционные конкурсы, олимпиады.
Самостоятельная работа включает организационные формы дистанционного
обучения:
работа с электронным учебником;
просмотр видео-лекций;
прослушивание аудиокассет;
компьютерное тестирование;
изучение печатных и других учебных и методических материалов.
Сопровождение предметных дистанционных курсов может осуществлятъся в
следующих режимах:
консультации онлайн;
предоставление методических материалов;
сопровождение офлайн .
В период длительной болезни обучающихся или карантина в классе (школе)
возможность получать консультации преподавателей по соответствующей дисциплине
через электронную почту, программу Skype, ViЬеr, WhatsApp, используя для этого
возможные каналы выхода в Интернет.
Применение дистанционного обучения в учебном процессе позволяет:
сделать занятие наглядным, красочным, информативным;
использовать дифференцированный и личностно-ориентированный подход к
обучению;
активизировать познавательную деятельность учащегося;
повысить мотивацию учащихся к изучению предмета;
развивать мышление и творческие способности детей.
Взаимосвязь коллективной (аудиторной) и самостоятельной работы обучаемых
При изучении курса для обучаемых предусмотрены возможности для
самостоятельной работы, а именно использование заданий, требующих поиска,
переработки и представления информации в новом виде. Освоение курса предполагает
изменения роли ученика и учителя в учебном процессе относительно традиционной
парадигмы, а также учета динамики передачи ученику ответственности за собственное
учение. В ходе прохождения программы обучающиеся самостоятельно могут выбирать
уровень сложности и характер задания, роль и характер участия в групповой работе.
Формы организации учебного процесса
индивидуальная;
парная;
групповая;
коллективная.
Структура программы
Пояснительная записка.
Содержание обучения.
Планируемые результаты обучения.
Тематическое планирование.
Формы подведения итогов:
Участие в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях.
Участие в предметных неделях.
Участие в проектной деятельности.
Участие в выставке творческих работ.
Составление собственных занимательных задач.
Предполагаемый результат:
овладение методами решения задач на вычисления и доказательства; научиться
некоторым специальным приёмам решения задач;
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных
заданий проблемного и эвристического характера.
сравнение разных приемов действий, выбор удобных способов для выполнения
конкретного задания;
воспитание культуры личности.
Содержание курса внеурочной деятельности
«Юный байкаловед»
1. Введение.
Предмет, изучаемый в курсе, его уникальность. Байкал – участок всемирного
природного наследия. Легенды и сказания о Байкале.
2. География Байкала.
Особенности географического положения озера Байкал. Водный бассейн Байкала.
Притоки. Ангара. Заливы, бухты, соры. Названия островов, их расположение, особенности
геологии. Ландшафтное разнообразие побережья Байкала.
Климатические условия на Байкале. Температура воздуха и воды. Атмосферные
осадки. Туманы. Ветры, шторма. Легенды и сказки о ветрах.
Продолжительность сезонов года, их особенности. Ледовые явления.
Практическая работа № 1. Тема: Географическое положение озера Байкал.
Практическая работа № 2. Тема: Климат озера Байкал.
Практическая работа № 3. Тема: Ветры Байкала.
3. Происхождение Байкала.
Возникновение и формирование Байкала. Землетрясения и вулканы. Причины
землетрясений, сейсмические зоны Байкала. Прогнозирование землетрясений. Действия
во время землетрясения.
Современное геологическое строение Байкальской котловины. Горные породы,
минералы, полезные ископаемые.
Вертикальный разрез Байкала. Глубины. Береговые склоны, подводные рельефы,
каньоны, террасы. Рельеф дна. Связь с мантией Земли. Породная структура берегов и дна
Байкала. Полезные ископаемые байкальского дна.
Практическая работа № 4. Тема: Землетрясения.
Практическая работа № 5. Тема: Полезные ископаемые.
4.Воды Байкала.
Водный баланс и водообмен озера Байкал. Физические свойства воды. Прозрачность
воды. Связь прозрачности с внешними факторами среды. Уникальные химические
характеристики байкальской воды. Сравнение воды Байкала с водами других озёр мира.
Температурный режим байкальских вод. Сезонная динамика температурных
изменений. Вертикальный обмен тепла. Тепловой режим и жизнь в Байкале.
Течения в Байкале. Поверхностные течения. Влияние крупных рек (Селенга,
Баргузин, Верхняя Ангара). Подлёдные течения. Присклоновые течения. Течения в
придонном слое.
Связь движения водных масс и пространственных изменений температуры с жизнью
в толще вод Байкала.
Ледовый режим. Время замерзания, толщина льда, период таяния льда на Байкале.
Ледовые явления – трещины (становые щели), торосы, полыньи, сокуи и др.
Практическая работа № 6. Тема: Свойства байкальской воды.
Практическая работа № 7. Тема: Температурный режим байкальских вод.
Практическая работа № 8. Тема: Течения Байкала.
5. Исследования озера Байкал.
История открытия озера Байкал. Первые учёные, изучавшие Байкал, их вклад в
исследования Байкала. Д.Г. Мессершмидт, И.Г. Гмелин, П.С. Паллас, И.Г. Георги, И.Д.
Черский, Б.И. Дыбовский, В.А. Годлевский, Г.И. Верещагин.
Современные исследователи и защитники Байкала. М.М. Кожов, О.М. Кожова, Г.И.
Галазий.
Лимнологический институт Сибирского отделения Российской академии наук, его
вклад в изучение Байкала.
Современные методы изучения Байкала. Методы наблюдения. Методы оценки
численности обитателей Байкала. Методы изучения биологии, поведения обитателей
Байкала. Подводные методы исследований. Аппарат для глубоководного погружения.
Подводные съёмки. Эхолоты. Методы изучения прошлого Байкала.
Практическая работа № 9 Тема: Методы исследования Байкала.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Юный байкаловед»
Личностные результаты
Патриотическое воспитание:
-осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе;
- проявление интереса к познанию природы, населения, хозяйства России, регионов и
своего края, народов России;
-ценностное отношение к достижениям своей Родины — цивилизационному вкладу
России;
-ценностное отношение к историческому и природному наследию и объектам природного и культурного наследия человечества, традициям разных народов, проживающих
в родной стране;
-уважение к символам России, своего края.
Гражданское воспитание:
-осознание российской гражданской идентичности (патриотизма, уважения к
Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувства
ответственности и долга перед Родиной);
- готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение
прав, свобод и законных интересов других людей;
- активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества,
родного края, страны для реализации целей устойчивого развития;
-представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе;
- готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к участию в гуманитарной деятельности
(«экологический патруль», волонтёрство).
Духовно-нравственное воспитание:
-ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
-готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки
других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий
для окружающей среды;
- развивать способности решать моральные проблемы на основе личностного выбора с
опорой на нравственные ценности и принятые в российском обществе правила и нормы
поведения с учётом осознания последствий для окружающей среды.
Эстетическое воспитание:
-восприимчивость к разным традициям своего и других народов, понимание роли
этнических культурных традиций;
ценностного отношения к природе и культуре своей страны, своей малой родины;
природе и культуре других регионов и стран мира, объектам Всемирного культурного
наследия человечества.
Ценности научного познания:
-ориентация в деятельности на современную систему научных представлений
географических наук об основных закономерностях развития природы и общества, о
взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
-овладение читательской культурой как средством познания мира для применения
различных источников географической информации при решении познавательных и
практико-ориентированных задач;
-овладение основными навыками исследовательской деятельности в географических
науках, установка на осмысление опыта, наблюдений и стремление совершенствовать
пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
-осознание ценности жизни;
- ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий
и отдыха, регулярная физическая активность);
- соблюдение правил безопасности в природе;
- навыков безопасного поведения в интернет-среде;
-способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели;
-сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же
права другого человека;
-готовность и способность осознанно выполнять и пропагандировать правила
здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни;
-бережно относиться к природе и окружающей среде.
Трудовое
воспитание:
- установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы,
города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
-интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе применения географических знаний;
-осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
-осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологическое воспитание:
-ориентация на применение географических знаний для решения задач в области
окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды;
-осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
- активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
-осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред;
-готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения программы учебного предмета
«Юный байкаловед» в 5-8 классе характеризуются овладением универсальными
познавательными действиями, универсальными коммуникативными действиями
и универсальными регулятивными действиями.
1. Универсальные познавательные действия обеспечивают формирование
базовых когнитивных процессов обучающихся (освоение методов познания
окружающего мира; применение логических, исследовательских операций, умений
работать с информацией).
Базовые логические действия
—Выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов,
процессов и явлений;
—устанавливать существенный признак классификации географических объектов,
процессов и явлений, основания для их сравнения;
—выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и данных
наблюдений с учётом предложенной географической задачи;
—выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
— выявлять причинно-следственные связи при изучении географических объектов,
процессов и явлений; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях
географических объектов, процессов и явлений;
—самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом
самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия
—Использовать географические вопросы как исследовательский инструмент познания;
— формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и
данное;
— формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение по географическим аспектам различных
вопросов и проблем;
—проводить по плану несложное географическое исследование, в том числе на
краеведческом материале, по установлению особенностей изучаемых географических
объектов, причинно-следственных связей и зависимостей между географическими
объектами, процессами и явлениями;
—оценивать достоверность информации, полученной в ходе географического
исследования;
—самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения или исследования, оценивать достоверность полученных результатов и
выводов;
— прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических объектов, процессов и
явлений, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в изменяющихся условиях окружающей среды.
Работа с информацией
— Применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников географической информации с учётом
предложенной учебной задачи и заданных критериев;
— выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию различных
видов и форм представления;
— находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
в различных источниках географической информации;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической
информации;
— оценивать надёжность географической информации по критериям, предложенным
учителем или сформулированным самостоятельно;
— систематизировать географическую информацию в разных формах.
2.Универсальные коммуникативные действия обеспечивают сформированность
социальных навыков обучающихся.
—
Общение
— Формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим аспектам
различных вопросов в устных и письменных текстах;
— в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности
общения;
—сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других
участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
—публично представлять результаты выполненного исследования или проекта.
Совместная деятельность (сотрудничество)
—Принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных географических
проектов, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
—планировать организацию совместной работы, при выполнении учебных
географических проектов определять свою роль (с учётом предпочтений и
возможностей всех участников взаимодействия), участвовать в групповых формах
работы, выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
—сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта с исходной
задачей и оценивать вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять
сферу ответственности.
3. Универсальные регулятивные действия обеспечивают формирование
смысловых установок и жизненных навыков личности.
Самоорганизация
— Самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и выбирать способ
их решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
—составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об
изучаемом объекте.
Самоконтроль (рефлексия)
—Владеть способами самоконтроля и рефлексии;
— объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать
оценку приобретённому опыту;
— вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
—оценивать соответствие результата цели и условиям.
Принятие себя и других:
- Осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
- признавать своё право на ошибку и такое же право другого.
Тематическое планирование
№
Тема
Кол-во
часов
Форма
проведения
занятий
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Урокhttps://studylib.ru/doc/206
экскурсия,
1937/bajkal._skijКино-урок.
sunduchok
Фильм
http://ru.wikipedia.org/
Байкальского
http://www.baikalмузея "Колодец asia.com/
планеты".
ЭОР по Байкалу
Практическая
работа № 1.
Тема:
Географическо
е
положение
озера Байкал.
1.
Введение
1
2.
Географическое
положение
1
3.
Береговая линия.
Заливы, соры, бухты
1
Урок –
путешествие.
Видео-урок
4.
Острова и мысы Байкала
1
Урок –
путешествие.
Видео-урок
5.
Байкальская горная
страна
1
Урок –
путешествие.
Видео-урок
https://www.facebook.co
m/groups/6194471082600
71
https://studylib.ru/doc/206
1937/bajkal._skijsunduchok
6.
Геологическое
происхождение Байкала.
Рельеф дна
1
Урок –
путешествие.
Видео-урок
7.
Землетрясения, вулканы
1
Практическая
работа № 4.
Тема:
Землетрясения.
8
Полезные ископаемые
1
Практическая
работа № 5.
Тема:
Полезные
ископаемые.
9.
Современное
геологическое строение
Байкальской котловины
1
Путешествие
во времени
10.
Обобщение
1
Викторина
11.
Особенности климата на
Байкале
1
Практическая
работа № 2.
Тема: Климат
озера Байкал.
12.
Байкальские ветры
1
Практическая
работа № 3.
Тема: Ветры
Байкала.
http://ru.wikipedia.org/
http://www.baikalasia.com/
ЭОР по Байкалу
https://studylib.ru/doc/206
1937/bajkal._skijsunduchok
http://ru.wikipedia.org/
http://www.baikalasia.com/
13.
Сезоны года
1
Урок - конкурс
14.
Водный баланс Байкала
1
Эксперимент
15.
Свойства воды.
Особенности
байкальской воды
1
Практическая
работа № 6.
Тема: Свойства
байкальской
воды.
16.
Температурный режим
байкальских вод
1
Практическая
работа № 7.
Тема:
Температурны
й
режим
байкальских
вод.
17.
Живые фильтры
байкальской воды
1
Беседа
18.
Течения в Байкале
1
Практическая
работа № 8.
Тема: Течения
Байкала.
19.
Ледовый режим
1
Беседа.
Эксперимент
ЭОР по Байкалу
https://studylib.ru/doc/206
1937/bajkal._skijsunduchok
http://ru.wikipedia.org/
http://www.baikalasia.com/
ЭОР по Байкалу
http://zooexcurs.narod.ru/
general/titul.htm
https://studylib.ru/doc/206
1937/bajkal._skijsunduchok
20.
336 рек, впадающие в
Байкал
1
Урок –
путешествие.
Видео
http://ru.wikipedia.org/
http://www.baikalasia.com/
ЭОР по Байкалу
21.
Ангара - единственная
река, вытекающая из
Байкала
1
Урок –
путешествие.
Видео
22.
Малые озера у большого
Байкала
1
Урок –
путешествие.
Видео
23.
Обобщение
1
Тестирование
24.
История открытия
Байкала
1
Урок –
конференция.
25.
Изучение Байкала в XIX
в.
1
Урок –
конференция.
26.
Изучение Байкала в XX
в.
1
Урок –
конференция.
27.
Методы изучения
Байкала
1
28.
Растительный мир
Байкала
1
29.
Птицы Байкала
1
Урок - игра
30.
Рыбы Байкала
1
Урок-игра
31.
Байкальская нерпа
1
Урок-игра.
Экологические
задачи
https://studylib.ru/doc/206
1937/bajkal._skijsunduchok
http://ru.wikipedia.org/
http://www.baikalasia.com/
32.
Охраняемые территории
Байкала
1
Ролевая игра
@MyWildSiberia
Экскурсия
1
33.
Практическая
работа № 9
Тема: Методы
http://zooexcurs.narod.ru/
исследования
general/titul.htm
Байкала.
https://studylib.ru/doc/206
1937/bajkal._skijsunduchok
Беседа
http://ru.wikipedia.org/
http://www.baikalasia.com/
ЭОР по Байкалу
http://tonkosti.ru/
Беседа
34.
Защита проекта
1
Итого
34
Творческий
отчет