Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 37» г. Улан-Удэ
УТВЕРЖДЕНА
приказом
МАОУ «СОШ № 37» г. Улан-Удэ
от «01» 09 2022 г. №140-од
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности по математике
«Решение математических задач»
7 класс
Срок реализации 2022-2023 учебный год
Составила: Малыгина Е.В..,
учитель математики
Улан-Удэ
2022
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в
школе и позволяет реализовать требования федерального государственного
образовательного стандарта (ФГОС) в полной мере.
В наше время творческий процесс заслуживает самого пристального внимания.
Ускоренный прогресс во всех областях знаний требует появления большего числа
исследователей-творцов. Вот почему так важно, чтобы дети учились не только запоминать
и усваивать определенный объем знаний, но овладевая приемами исследовательской
работы, научились самостоятельно добывать знания, ставить перед собой цели, мыслить,
и тем самым добиваться результатов.
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем,
как сохранить у школьников интерес к изучаемому материалу, поддержать их активность
на протяжении всего занятия. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов
обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мышление
обучающихся, стимулировали бы их самостоятельность в приобретении знаний.
Умение решать задачи является одним из показателей уровня математического развития,
глубины освоения учебного материала. Любой экзамен по математике, любая проверка
знаний строится на решении задач. И тут обнаруживается, что многие учащиеся не могут
продемонстрировать в этой области достаточного умения. Особо остро эта проблема
встает, когда встречается задача незнакомого или малознакомого типа.
Программа курса внеурочной деятельности «решение математических задач» рассчитана
на обучающихся 7 класса.
Цель программы: Создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие
личности обучающегося на основе развития его индивидуальности; создание фундамента
для математического развития ученика, формирование механизмов мышления,
характерных для математической деятельности.
Задачи программы:
пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее
приложениям, расширение кругозора;
расширение и углубление знаний по предмету;
раскрытие творческих способностей обучающихся;
развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и
научно-популярной литературой;
воспитание твердости в пути достижения цели (решения той или иной задачи);
решение специально подобранных упражнений и задач, натравленных на
формирование приемов мыслительной деятельности;
формирование потребности к логическим обоснованиям и рассуждениям.
Предполагаемые результаты:
усвоить основные базовые знания по математике, её ключевые понятия;
формировать творческое мышление;
способствовать улучшению качества решения задач различной сложности.
Направление программы – научно-познавательное, программа создает условия для
творческой самореализации личности обучающегося.
Актуальность программы обоснована введением ФГОС ООО, а именно ориентирована на
выполнение требований к содержанию внеурочной деятельности школьников, а также на
интеграцию и дополнение содержания предметных программ. Программа педагогически
целесообразна, ее реализация создает возможность разностороннего раскрытия
индивидуальных способностей школьников, развития интереса к различным видам
деятельности, желания активно участвовать в продуктивной деятельности, умения
самостоятельно организовать свое свободное время.
Планируемые результаты
Личностными результатами реализации программы станет:
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о
значимости математики в развитии цивилизации и современного общества, а также
формирование и развитие универсальных учебных умений, определять, высказывать,
исследовать и анализировать, соблюдая самые простые для всех людей правила
поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы).
Метапредметными результатами реализации программы станет формирование общих
способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся
основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой
деятельности, а именно следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему
Составлять план решения проблемы (задачи)
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,
исправлять ошибки
В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся
критериев
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний – самостоятельно предполагать, какая
информация нужна для решения той или иной задачи
Отбирать необходимые для решения задачи источники информации среди
предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, интернетресурсов
Добывать новые знания – извлекать информацию, представленную в разных
формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.)
Перерабатывать полученную информацию – сравнивать и группировать факты и
явления; определять причины явлений, событий
Перерабатывать полученную информацию – делать выводы на основе обобщения
знаний
Преобразовывать информацию из одной формы в другую – составлять более
простой план учебно-научного текста
Преобразовывать информацию из одной формы в другую – представлять
информацию в виде текста, таблицы, схемы
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других – оформлять свои мысли в устной и письменной
речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций
Донести свою позицию до других – высказывать свою точку зрения и пытаться
её обосновать, приводя аргументы
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым
изменить свою точку зрения
Читать вслух и про себя тексты научно-популярной литературы и при этом – вести
«диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и
искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное;
составлять план
Договариваться с людьми – выполняя различные роли в группе, сотрудничать в
совместном решении проблемы (задачи)
Учиться уважительно относиться к позиции другого, учиться договариваться
Предметными результатами реализации программы станет создание фундамента для
математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для
математической деятельности, а именно обучающимся представляется возможность:
познакомиться со способами решения различных математических задач
познакомиться с нестандартными методами решения различных математических
задач
освоить логические приемы, применяемые при решении задач
рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на интуицию
познакомиться с историей развития математической науки, биографией известных
ученых-математиков
расширить свой кругозор, осознать взаимосвязь математики с другими учебными
дисциплинами и областями жизни
познакомиться с новыми разделами математики, их элементами, некоторыми
правилами, а при желании, самостоятельно расширить свои знания в этих областях
познакомиться с алгоритмом исследовательской деятельности и применять его для
решения задач по математике
приобрести опыт самостоятельной деятельности по решению учебных задач
Заниматься развитием творческих способностей учащихся необходимо систематически
и целенаправленно через систему занятий, которые должны строиться на
междисциплинарной, интегративной основе, способствующей развитию психических
свойств личности – памяти, внимания, воображения, мышления.
Задачи к занятиям подбираются с учетом рациональной последовательности их
предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию знаний, к частичнопоисковым, поисковым, исследовательским и проблемным, ориентированным
на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности. Система
занятий должна вести к формированию важных характеристик творческих способностей:
беглость мысли, гибкость ума, оригинальность, любознательность, умение выдвигать и
разрабатывать гипотезы.
Методы и приемы обучения: проблемно-развивающее обучение, знакомство с
историческим материалом, иллюстративно-наглядный метод, индивидуальная и
дифференцированная работа с обучающимися
Календарно-тематическое планирование
№
1
2
3
4
5
6
7
8
Задачи на части
Задачи на нахождение двух
чисел по их сумме и разности
Решение задач на дроби
формы контроля
колдата
во
По плану Фактически
часов
Беседа-лекция.
2
04.09
Практическая
2
11.09
работа
Индивидуальная
работа.
Работа в группах
18.09
Работа с
источниками
информации.
Практическая
работа.
02.10
Решение задач
Решение
олимпиадных и
занимательных
задач
Практическая
работа.
16.10
23.10
2
Практическая
работа.
06.11
2
Решение
занимательных
задач.,
13.11
2
Решение
занимательных
задач.,
Практическая
работа.
20.11
2
Устный опрос
04.12
2
Практическая
работа.
11.12
2
Решение задач
18.12
2
Решение задач
25.12
2
Практическая
работа.
15.01
2
Решение задач на совместную
работу
Задачи на движение по реке
2
Задачи на движение по реке
Задачи на встречное движение
Задачи на встречное движение
Задачи на движение
Задачи на деление чисел в
данном отношении
2
2
2
2
Задачи на деление чисел в
данном отношении
Задачи «на обратный ход»
10 Задачи «на обратный ход»
Решение задач на проценты
11 Решение задач на проценты
Решение задач конкурса
«Кенгуру»
12 Решение задач конкурса
«Кенгуру»
2
13 Практико – ориентированные
задачи
14 Чтение графиков реальных
зависимостей
15 Решение задач с помощью
графов
16 Решение комбинаторных задач
перебором вариантов
17 Решение комбинаторных задач
перебором вариантов
18 Построение «Золотого
сечения»
Решение задач
2
9
25.09
09.10
30.10
27.11
19 Золотое сечение в архитектуре
Исследование объектов
архитектуры на наличие в них
симметрии и «золотого
сечения»
20 Задачи на вычисление
площадей
Задачи на вычисление объемов
21 Задачи на вычисление
площадей
Задачи на вычисление объемов
22 Вопросы к задаче.
Оперирование ими при
решении различных задач
23 Дроби их роль в истории
24 Историко – математические
задачи
25 Решение типовых текстовых
задач. Разбор, анализ, методы
решения
26 Решение типовых текстовых
задач. Разбор, анализ, методы
решения
27 Задачи на совместную работу.
Способы решения
28 Решение занимательных задач
2
Практическая
работа.
22.01
2
Решение задач
29.01
2
Практическая
работа.
05.02
2
Устный опрос
12.02
2
2
Беседа-лекция.
Беседа-лекция.
19.02
26.02
2
Решение задач
12.03
2
Самостоятельная
работа
19.03
2
Решение задач
26.03
2
02.04
29 Решение занимательных задач
30 Решение логических задач
2
2
31 Решение логических задач
32 Решение олимпиадных задач
2
2
33 Решение олимпиадных задач
34 Итоговое занятие. Квест -игра
2
2
Практическая
работа
Решение задач
Практическая
работа
Решение задач
Практическая
работа
Решение задач
Тестирование
09.04
16.04
23.04
30.04
14.05
21.05
Список литературы и ресурсы
Канель-Белов А.Я., Ковальджи А.К., Как решают нестандартные задачи, М.:
МЦНМО, 2015 г.
Спивак А.В. Математический кружок, 6-7 классы, М. Посев, 2003 г.
Депман И.Я., Виленкин Н.Я., За страницами учебника математики, М.
«Просвещение», 1989
Екимова М.А., Кукин Г.П., Задачи на разрезание, М.: МЦНМО, 2002 г.
«Математика в школе», подшивка журналов
Газета "Математика" Издательского дома "Первое сентября"
http://pedsovet.su
http://festival.1september.ru
https://kopilkaurokov.ru/matematika/uroki/kruzhok-zanimatiel-naia-matiematika