Программа внеурочной деятельности. Русский язык. 10 класс

Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 37» г. Улан-Удэ

УТВЕРЖДЕНА
приказом
МАОУ «СОШ № 37» г. Улан-Удэ
от «01» 09 2022 г. №140-од

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности по русскому языку»
«Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»
10 класс
Срок реализации 2022-2023 учебный год

Составила: Документова В. И.,
учитель русского языка и литературы

Улан-Удэ
2022

Пояснительная записка к программе по спецкурсу
«Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»
1. Настоящая программа по русскому языку составлена на основе:
1.Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ,
утвержденного Министерством образования и науки России от 30.08.2010 г. №889.
3.Федерального компонента государственного стандарта общего образования.
(Приказ МО РФ от 5 марта 2010 г. №1089).
4.Федерального
перечня
учебников,
утвержденных,
рекомендованных
(допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных
учреждениях, реализующих программы общего образования.
5.Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с
содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента
государственного образовательного стандарта.
6. Примерной программы среднего (полного)общего образования по русскому
языку, созданные на основе федерального государственного образовательного стандарта
7. Программы общеобразовательных учреждений «Русский язык, 10-11 классы».
Учебник «Русский язык. 10-11 классы». Авторы: Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, 2016г.
8. Школьного учебного плана МАОУ «СОШ №37» на 2022-2023 учебный год.
9.Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации
обучения в ОУ, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного
врача РФ от 29.12. 2010 №189.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений
Российской Федерации предусматривает элективные занятия в 10 классе 1 час в неделю,
что составляет 34 часа в год.
2. Цель элективного курса:
 Подготовить обучающихся к успешной сдаче ЕГЭ
 Обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию
обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения,
познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития
Задачи курса:
1) обобщить и повторить полученные знания по основным разделам русского
языка за курс 5-9 классов;
2) закрепить орфографические и пунктуационные навыки;
3) сформировать умения правильно работать с тестами;
4) активизировать внимание обучающихся к собственной письменной речи;
5) формировать навыки работы над сочинением
6) учить писать сочинения по тексту;
7) практически и психологически подготовить обучающихся к сдаче
государственной итоговой аттестации.

3. Актуальность элективного курса:
Учебный предмет «русский язык» в современной школе имеет познавательнопрактическую направленность, т. е он дает учащимся знания о родном языке и формирует
у них языковые и речевые умения.
Элективный курс как средство познания действительности обеспечивает развитие
интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное
мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной
деятельности, самообразования и самореализации личности.
Данный элективный курс позволяет восполнить пропущенный или забытый
материал. Причём все темы занятий носят относительно самостоятельный характер, что
позволяет учащимся включаться в работу с любой темы (остальные восполнять на
индивидуальных консультациях). Элективный курс непосредственно связан с программой
по русскому языку для 5-9 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические
сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет
восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку выпускников к сдаче ЕГЭ. На
элективных занятиях предполагается уделять большое внимание развитию речи учащихся,
развитию навыков и умений самостоятельного анализа предложенного текста.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе
коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом
определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его
социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Этому будут
способствовать занятия элективного курса. В настоящее время актуальным становится
развитие функциональной грамотности обучающихся, т. к данный аспект является одним
из ведущих аспектов жизнедеятельности современного человека, он затрагивает
практически все сферы жизни человека. Развивая свою читательскую грамотность,
учащиеся должны понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной жизни.
4. Описание места элективного курса:
Элективный курс русского языка рассчитан на 34 часа. В 10-м классе на изучение
курса отводится 1 час в неделю.
Ценностные ориентиры содержания элективного курса:
Элективный курс рассчитан на учащихся 10-го класса общеобразовательной
школы. Он дополняет и расширяет программу русского языка 10-11 классов, корректирует
ее в соответствии с требованиями и моделями заданий ЕГЭ. Данный курс обеспечивает
понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и
совершенствование речевой культуры.
Темы элективного курса соотносятся как с основными разделами школьной
программы изучения русского языка, так и с заданиями контрольно-измерительных
материалов ЕГЭ.
На занятиях курса предусматривается теоретическая часть (повторение правил,
изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и
практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать
языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания
орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

Учащиеся 10 классов недостаточно владеют как теоретическими знаниями, так и
практическими навыками, поэтому на занятиях предусмотрено повторение орфографии и
пунктуации, кроме этого несколько часов отведено на разбор различных видов ошибок:
грамматических, речевых и фактических. Особое внимание уделяется подготовке к ЕГЭ
учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все
более широкое использование тестирования и сочинения.
5. Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками полного общего
образования следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты:
1. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
3. Развитие самостоятельности и личностной ответственности за свои поступки,
в том числе и информационной деятельности, на основе представлений о нравственных
нормах, социальной справедливости и свободе.
4. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Метапредметные результаты:
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления.
2. Использование знаково-символических средств представления информации.
3. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора,
обработки, анализа, организации и передачи информации.
4. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
5. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
6. Умение работать в материальной и информационной среде в соответствии с
содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты:
 применять знания о языке в практике правописания, при анализе языковых
единиц и явлений, при создании собственного текста;
 понимать и интерпретировать текст;
 создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу
прочитанного текста;
 аргументировать своё мнение, опираясь на жизненный или читательский опыт.
Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ» имеет практическую направленность и
служит дополнением к основному курсу русского языка в 10 классе.
6. Содержание тем учебного курса:

Основное содержание курса представлено следующими разделами:
Введение – 1ч
Задание 1-й части 23 ч.
Подготовка к сочинению– 8ч
Комплексная подготовка к ЕГЭ -2ч

Календарно -тематическое планирование
Раздел
программы

1. Введение

2. Задания
первой части

Тема
34
часа

Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с
демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ.
Обучение заполнению бланков ЕГЭ.
Задание 1. Главная информация текста

1

Задания 2. Средства связи предложений в тексте

1
1

Задания 3. Лексическое значение слова

1

Задания 4. Ударение в слове

1

Задания 5. Паронимы

1

Задания 6. Лексические ошибки

1

1
Задания 7. Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы
управления
1
Задания 8. Грамматические ошибки
Задания 9. Правописание корней

1

Задания 10. Правописание приставок

1

Задания 11. Правописание суффиксов

1

Задания 12. Правописание суффиксов и окончаний

1

1
Задания 13. Слитное и раздельное написание НЕ со словами
разных частей речи
Задание 14. Слитное и раздельное написание союзов 1 и
производных предлогов
Задания 15. Правописание НН и Н в разных частях речи

1

Задания 16. Пунктуация в сложносочинённых предложениях и1 в
предложениях с однородными членами
1
Задания 17. Пунктуация в предложениях с обособленными
членами
Задания 18. Пунктуация при словах и конструкциях, 1не
связанных с членами предложения
Задания 19. Пунктуация в сложноподчинённых предложениях1
1
Задание 20. Пунктуация в сложных предложениях с разными
видами связи
1
Задания 21. Постановка тире
Задание 22. Анализ текста

1

Дата
план

Дата
факт

3. Комплексная
подготовка к
ЕГЭ

Задание 23. Средства связи предложений в тексте

1

Задание 24. Синонимы и антонимы

1

Задание 25. Средства связи предложений в тексте

1

Задание 26. Средства выразительности
Сочинение-рассуждение на нравственную тему
Способы аргументации собственного мнения.
Композиция сочинения.
Практикум по написанию сочинения.
Тренинг в формате ЕГЭ. Коррекция

1
1
1
1
3
1

Планируемые результаты изучения элективного курса русского языка
в 10 классе
Ученики должны иметь представление:
о структуре экзаменационной работы, кодификаторе и спецификации ЕГЭ по русскому
языку;
знать:
 сведения о языке, соответствующие государственным программам обязательного
минимума содержания среднего (полного) общего образования по предмету;
 содержание заданий ЕГЭ;
уметь:
 применять знания о языке в практике правописания, при анализе языковых единиц
и явлений, при создании собственного текста;
 оценивать высказывания с точки зрения соблюдения языковых норм;
 понимать и интерпретировать текст;
 создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу
прочитанного текста;
 аргументировать своё мнение, опираясь на жизненный или читательский опыт.

Учебно-мтодическое и материально-техническое обеспечение
8.Наименование объектов и средств
материально-технического обеспечения
Программа по русскому языку для10 – 11-х классов Общеобразовательных
учреждений.
Учебники:
 Русский язык 10-11класс, под.ред
Н.Г.Гольцова, И.В. Шамшина, «Русское
слово», 2018 г.

Рабочие тетради:
 Тестовые задания для подготовки к ЕГЭ
Материалы сайта ФИПИ.
http://www.fipi.ru/

Проверочные работы:
 Егораева Г.Т., Ерохина Е.Л. Русский
язык. Государственная итоговая
аттестация (в новой форме) Практикум 10
класс
* Русский язык: сборник
экзаменационных заданий. Федеральный
банк экзаменационных материалов/
ФИПИ авторы составители: И.П.
Цыбулько, В.И. Капинос, Л.И. Пучкова,
А.Ю. Бисеров, Ю.Н. Гостева, В.В. Львов,
И.Б. Маслова, Н.В. Соколова – М.: Эксмо,
2022.
Методические пособия:
 Н.А.Сенина Русский язык подготовка к
ЕГЭ-2021 Ростов –на- Дону: Легион, 2019

Примечание
В программе определены цели и задачи курса
«Русский язык», основное содержание курса,
рассмотрены подходы к структурированию
материала.
В
учебнике
представлен
материал,
соответствующий программе и позволяющий
сформировать систему знаний, необходимых
для продолжения изучения математики (или
другого предмета, указать), представлена
система учебных задач (заданий) на
отработку УУД, на развитие логического
мышления, и т. п.
Рабочие
тетради
сориентированы
на
вычленение и
тщательную
отработку
наиболее
существенных
элементов
содержания учебника. В них содержатся
задания, которые обучающиеся должны
выполнить в течение учебного года.
Пособия
содержат
тесты
для
самостоятельных и проверочных работ с
учетом
уровня
сложности.
Тесты
обеспечивают
итоговую
самопроверку
знаний по всем изученным темам.

В методических пособиях представлены
поурочные разработки по курсу «Русский
язык». В пособии даны разъяснения к
трудным
темам
курса,
приведены
инструктивные
карточки
для
самостоятельной
работы,
примерные
вопросы для проведения бесед. Определен
объем домашней работы с указанием
заданий.

Поурочные разработки:
 Егорова Н.В. Поурочные разработки по
русскому языку 10 класс,- М.: ВАКО,2019

В пособии представлены разработки уроков и
методические
рекомендации
к
ним.
Раскрываются
методические
приемы,
обеспечивающие развитие умений принимать
учебные цели, следовать им, действовать по
плану, контролировать процесс и оценивать
результаты своей деятельности.

Демонстрационные материалы:
 Орфографический словарь, под.ред.
Ожегова орфографические словари
 Орфоэпический словарь русского языка:
произношение, ударение, грамматические
формы / Под ред. Р. И. Аванесова. — М.,
1998.
 Ожегов С. И. Словарь русского языка:
Ок. 53 000 слов / Под общ. ред. проф. Л.
И. Скворцова. — 24-е изд., испр.. — М.:
Оникс, Мир и Образование, 2013.
Компьютерные и
информационнокоммуникативные средства:
 Презентации к урокам

Таблицы
построены
в
контексте
методической системы учебника. Имеют
следующие назначения:
- информационно-обобщающие;
- проблемно-аналитические;
- информационно-справочные и другие.

Технические средства обучения:
 Компьютер
 проектор

Электронные приложения дополняют и
обогащают материал учебника
мультимедийными объектами,
видеоматериалами, справочной
информацией, проверочными тестами разных
уровней сложности.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 26.02.2025.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(3012)22-70-33

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».