ОРКСЭ
02.09.2019
О комплексном учебном курсе
«Основы религиозной культуры и светской этики» (ОРКСЭ)
В
соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 №
Пр-2009 и Распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации от 11
августа 2009 (ВП-П44-4632) с 1 сентября 2012 во всех субъектах Российской
Федерации введён курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ).
Таким
образом, в соответствии с приказами МОиН РФ, курс ОРКСЭ официально включен в
обязательную часть образовательной программы 4 класса начальной школы в объеме
34 часов и изучается 1 час в неделю весь год.
Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка
мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и
уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а
также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
•
знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской,
иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
•
развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и
ценностей;
•
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали,
полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них
ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное
восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов
на ступени основной школы;
•
развитие способностей школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной
среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и
согласия.
Курс включает 6
модулей-учебников:
1.
Основы православной культуры
2. Основы исламской культуры
3. Основы буддийской культуры
4. Основы иудейской культуры
5. Основы мировых религиозных культур
6. Основы светской этики
Темы модулей
Основы
православной культуры:
1. Россия – наша Родина.
2. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного
христианства. Культура и религия.
3. Священное писание. Священное предание.
4. Во что верят православные христиане.
5. Что говорит о Боге и мире православная культура.
6. Что говорит о человеке православная культура.
7. Христианское учение о спасении.
8. Добро и зло в православной традиции.
9. Христианская этика. Заповеди блаженства.
10. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему.
Основы исламской культуры:
1. Россия – наша Родина.
2. Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия.
3. Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности. Жизненаписание.
4. Пророк Мухаммад – проповедническая миссия.
5. Прекрасные качества Пророка Мухаммада.
6. Священный Коран и Сунна как источники нравственности.
7. Общие принципы ислама и исламской этики.
8. Столпы ислама и исламской этики.
9. Исполнение мусульманами своих обязанностей.
10. Для чего построена и как устроена мечеть.
Основы буддийской культуры:
1. Россия – наша Родина.
2. Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия.
3. Будда и его учение.
4. Буддийский священный канон.
5. Буддийская картина мира.
6. Добро и зло. Ненасилие и доброта.
7. Любовь к человеку и ценность жизни.
8. Милосердие и сострадание.
9. Отношение к природе.
10. Буддийские святые. Будды.
11. Семья в буддийской культуре и её ценности.
Основы иудейской культуры:
1. Россия – наша Родина.
2. Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия.
3. Тора – главная книга иудаизма. Сущность Торы. «Золотое правило Гилеля».
4. Письменная и Устная Тора. Классические тексты иудаизма.
5. Патриархи еврейского народа.
6. Евреи в Египте от Йосефа до Моше.
7. Исход из Египта.
8. Получение Торы на горе Синай.
9. Пророки и праведники в иудейской культуре.
10. Храм в жизни иудеев.
Основы мировых религиозных культур:
1. Россия – наша Родина.
2. Культура и религия.
3. Возникновение религий. Древнейшие верования.
4. Возникновение религий. Религии мира и их основатели.
5. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения.
6. Искусство в религиозной культуре.
7. Искусство в религиозной культуре.
Основы светской этики:
1. Россия – наша Родина.
2. Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека.
3. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества.
4. Ценность родства и семейные ценности.
5. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти.
6. Образцы нравственности в культурах разных народов.
7. Государство и мораль гражданина.
8. Дворянский кодекс чести.
9. Джентльмен и леди.
10. Нравственный образец богатыря.
Курс является единой комплексной
учебно-воспитательной системой. Все модули согласуются между собой по
педагогическим целям, задачам, требованиям к достижениям конечных результатов,
а также в системе содержательных, понятийных и ценностно-смысловых связей с
другими гуманитарными предметами начальной школы.
Содержание учебников согласовано с
руководителями и уполномоченными лицами соответствующих религиозных организаций.
Издательство «Просвещение» в рамках проекта
Министерства образования и науки РФ и в соответствии с поручением Президента
Российской Федерации разработало учебно-методические комплекты курса ОРКСЭ под
названием «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Учебники
одобрены Межведомственным координационным советом при Минобрнауки России,
успешно прошли экспертизу в РАН и РАО на соответствие Федеральному
государственному образовательному стандарту общего образования, включены в
Федеральный перечень учебников.
Курс ОРКСЭ носит светский характер - у всех
модулей единая методическая и методологическая основа, преподают его учителя
общеобразовательных школ, прошедшие специальную подготовку.
Любой выбранный модуль позволяет дать
школьникам представление о многообразии и взаимопроникновении религиозной и
светской культуры, предоставит возможность обсуждать нравственные вопросы и
вопросы светской этики, с опорой на те культурные особенности и традиции,
которые для них представляют наибольший интерес.
Задача формирования у школьников представления
о религии как о важнейшей составляющей мировой культуры, воспитание
толерантности, развитие способности самоопределения, осознанного выбора
мировоззрения решается путем включения в каждый модуль материалов по истории России
и мира, литературе, музыки, живописи и изобразительному искусству, фрагменты
биографий известных людей. Специалистами проработаны межпредметные связи со
всеми необходимыми школьными предметами, которые внесены в сетку расписания для
школьников 4-5 классов. По месту в учебном плане, и по содержанию он служит
важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и
воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет
обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся
учащиеся начальной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в
5 классе изучение гуманитарных предметов: истории, литературы.
Родители, должны выбрать модуль курса ОРКСЭ,
который будет изучать их ребёнок, обсудив это с ним.