Рабочая программа по литературе 8 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа по «Литературе» составлена на основе требований
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования к результатам освоения основной образовательной программы основного
общего образования по учебному предмету «Литература» и предназначена для
обучающихся 8 класса общеобразовательной школы.
Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе:
1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ. от
29.12.2012.
2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.12.2010 №1897.
3. Примерной программы основного образования по литературе для 5-11 классов под
редакцией Т.Ф. Курдюмовой и учебнику «Литература» для 8 класса под редакцией Т.Ф.
Курдюмовой;
4. Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ
«СОШ №37».
5. Школьного учебного плана МАОУ «СОШ №37» на 2021-2022 учебный год.
Календарно-тематическое планирование составлено с учетом программы
воспитания на основании следующих документов:
1. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р).
2. Приказа Министерства просвещения России от 11.12.2020 N 712;
3. Рабочей программы воспитания МАОУ «СОШ № 37», утвержденной приказом
от 31.08.2021 года.
Адресат
Программа предназначена для использования в учебном процессе средней
общеобразовательной школы учащихся 8 класса.
Объём и сроки обучения
Программа по литературе рассчитана на 68 часов, изучается в течение учебного года
согласно Базисному учебному плану образовательного учреждения. Программа
составлена из расчета 2 урока в неделю (всего 68 часов) на изучение литературы в
обычном классе, где обучаются школьники разного уровня подготовки. Теоретическая
часть программы – 56 часов; практическая часть – 12 часов.
Роль и место дисциплины
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных
учреждений РФ предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного
общего образования. Курс входит в число дисциплин, включенных в учебный план для
образовательных учреждений РФ. Его особое место обусловлено тем, что литература как
один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует
формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию
гражданина, патриота. Общение школьников с произведениями русских и зарубежных
писателей - необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями. Приобщение к
общечеловеческим ценностям, духовному опыту народа расширяет представление

учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и
нравственного потенциала многонациональной России и Зарубежья. Изучение данного
курса тесно связано с учебными предметами «Русский язык», «История России».

Особенности программного материала
Программа построена с учётом принципов системности, научности, доступности, а
также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Её
специфика обусловлена возрастными и психологическими особенностями учащихся,
основана на принципах индивидуализации и дифференциации материала.
Предлагаемая программа построена на основе УМК под редакцией
Т.Ф.Курдюмовой, рекомендованного Департаментом общего среднего образования МО
РФ и реализованная в учебнике-хрестоматии «Литература. 8 класс» под ред. Т. Ф.
Курдюмовой.
Большое значение придается внеклассному чтению, расширяющему читательский
горизонт учащихся и активизирующему их интерес к книгам.
Некоторые разделы программы завершаются итоговой письменной работой, целью
которой является развитие творческих и речевых способностей учащихся, целостное
осмысление произведения на новом уровне, формирование умения интерпретации
художественного текста.
Программу отличает от других прежде всего выбор произведений для изучения и
самостоятельного чтения. Основу программы составляют не изучавшиеся ранее или не
изучающиеся давно произведения русской и зарубежной литературы.
Основу курса литературы 8 класса составляют произведения
отечественной
литературы, так как это есть освоение богатств родного языка и овладение культурой
родной речи, приобщение к национальной культуре.
В ФГОС II поколения по литературе предусмотрено введение этнокультурного
содержания в программу по русской литературе. В Примерной программе эта задача
обозначена более полно: «развитие способности понимать литературные
художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции».
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России утверждает, что в системе фундаментальных понятий одним из важнейших
является национальное самосознание (идентичность) – «разделяемое всеми гражданами
представление о своей стране, её народе, чувство принадлежности к своей стране и
народу», основу которого составляют «базовые национальные ценности и общая
историческая судьба». В целях решения
задачи воспитания национального
самосознания, патриотизма на уроках при изучении основных тем программы ученики
знакомятся с произведениями поэтов и писателей Бурятии.
Так, к уроку по теме «Народные исторические песни» группа учеников получает
задание подготовить презентацию «Исторические народные бурятские песни». В план
урока «А.К. Толстой «Князь Серебряный» включено обзорное знакомство с
произведением Эрдени Галшиева «Зерцало мудрости», одной из главных идей которого
является идея человека, наделённого разумом, житейской мудростью, добродетелями. К
уроку по теме «Б.П. Васильев. «Утоли мои печали…» ученики готовят проект
«Музыкально-поэтическое произведение «Гимн Республики Бурятия», которое создано
на основе песни – гимна о родной земле Дамбы Жалсараева. Изучая тему Великой
Отечественной войны в лирике 20 века: «Значение поэзии в годы Великой
Отечественной войны (А.А.Ахматова, К.М.Симонов, А. Т. Твардовский, Ю. В. Друнина,

М.В.Исаковский)» учащиеся обзорно знакомятся с поэзией поэтов – фронтовиков из
Бурятии Константина Брянского, Данри Хилтухина, Алексея Уланова, Хоца Намсараева
и др. и с их представлением образа рядового великой войны. После знакомства с героями
А. Дюма «Три мушкетера» уместно будет знакомство с активным борцом против зла,
жадности, тупости людей героем одноименного произведения Цырена Шагжина
«Будамшу». Урок по теме «Мотивы былого в лирике поэтов XX века. В.Я.Брюсов. «Тени
прошлого», Н.С.Гумилев «14 декабря» включит в себя обзорное знакомство со
своеобразием бурятской лирики. Заключительный урок – обобщение «Подведение
итогов за год. Художественная литература. Её особенности и значение» требует
включения разговора об особенностях и значении бурятской литературы.
Произведения зарубежной литературы не выделены в особый раздел, а объединены
под едиными рубриками. Такое объединение открывает большие возможности для их
сравнения, сопоставления тем, сюжетов, персонажей, помогают увидеть общность их
гуманистического пафоса.
Наряду с начальными историко-литературными сведениями в программу включены
и теоретико-литературные понятия, которые являются средством разбора произведения.
Действуют жанровый и проблемно – тематический принципы расположения и
объединения произведений. Жанровый принцип помогает обратить внимание учащихся
на своеобразие литературной формы, на особенности изображения героев в этих
произведениях. Проблемно – тематический вычленяет общую тему, единый пафос
произведений, таким образом, концентрирует внимание школьников на явлениях
окружающей жизни и внутреннем мире человека. Единство изучаемых тем
обеспечивается стержневым теоретическим понятием «художественное пространство и
время», с которым учащиеся познакомятся в самой простой форме: отличие романного
времени от реального. В 5-7 классах учащиеся начали знакомство с особенностями
художественной литературы: ее отличиями от литературы научной, структурными
элементами художественного произведения (герой, сюжет), с его языком. Сведения о
художественном пространстве и времени дадут возможность лучше осознать положение
героя в разных жизненных ситуациях, в реальном и фантастическом мире, в минувшем и
в текущем для писателя времени и тем самым глубже воспринять произведение.
Учащимся известно понятие «литературный герой». В 8 классе в их поле зрения
войдут не только поступки героя и его взаимоотношения с другими персонажами, но и
взгляды, становление личности, его характер.
Внимание учащихся привлекается к родо-жанровым особенностям литературы: в
разных родах и жанрах пространство и время, герои и их взаимоотношения, чувства и
мысли автора изображается по-разному. Это является подготовкой учащихся к
знакомству в 8 классе с понятиями «условность искусства», «художественный образ».
Итак, курс 8 класса представляет собой определенное звено в литературном
образовании учащихся, преемственно связанное с предшествующими и последующими
звеньями.
В учебнике – хрестоматии широко представлены разноуровневые вопросы и задания
к изучаемым произведения. Необходимость в дифференциации заданий по сложности
подсказана самой жизнью, так как в обычных смешанных классах, которых у нас
большинство, собраны дети разного уровня развития и разных способностей.
Дистанционное обучение в настоящее время может рассматриваться как
инновационная форма обучения, которая позволяет получать знания через интернет под
контролем учителя.

На основании п.2 ст.16 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об
образовании в РФ» организации, осуществляющие образовательную деятельность,
вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии
при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
образования.
Цель дистанционного обучения – предоставить ученикам элементы универсального
образования, которые позволят им эффективно адаптироваться к изменяющимся
социально-экономическим условиям и успешно интегрироваться в современное
общество. Данный вид обучения базируется на основе передовых информационных
технологий, применение которых обеспечивает быструю и гибкую адаптацию под
изменяющиеся потребности ученика.
С помощью дистанционного обучения по литературе удается решать такие
педагогические задачи, как:
• формирование у учеников познавательной самостоятельности и активности;
• создание эффективного образовательного пространства с использованием
дистанционных технологий, где учащиеся могут воспользоваться лучшими
дидактическими и методическими материалами по всем темам с учётом ФГОС;
• развитие у детей критического мышления и способности конструктивно
обсуждать различные точки зрения.
Содержание образования по литературе в 8 классе, включающее дистанционное
обучение, реализуется посредством форм обучения: участие (онлайн, офлайн) в
разнообразных интернет мероприятиях (интернет-фестивали, олимпиады, конкурсы,
викторины, видеоуроки, задания для самопроверки, тесты, интерактивные сценарии
уроков и т. д.);
 подготовка к контрольным работам, тестам;
 осуществление проектной и исследовательской деятельности;
 организация дополнительного обучения по «интересам».
Применение дистанционного обучения в учебном процессе позволяет:
 сделать урок наглядным, красочным, информативным;
 использовать дифференцированный и личностно-ориентированный подход к
обучению, при этом осуществляя мгновенную обратную связь с обучающимся;
 активизировать познавательную деятельность учащегося, организуя проверку на
знание прочитанного текста с помощью составленного учителем теста;
 повысить мотивацию учащихся к изучению предмета и выстроить их
индивидуальную образовательную траекторию;
 развивать мышление и творческие способности детей.
Целевая установка
В соответствии с вышесказанным целью программы является обеспечение учебного
процесса по учебнику литературы для 8 класса под редакцией Т.Ф.Курдюмовой,
дальнейшее развитие универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных
и коммуникативных), обеспечивающих овладение межпредметными понятиями и

ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Изучение
литературы в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
 воспитание духовно развитой личности; формирование гуманистического
мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения
к литературе и ценностям отечественной культуры;
 развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и
аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и
понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о
специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном
чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи
учащихся;
 освоение учебно-познавательной и информационной компетенций:
 освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания,
основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
 овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с
привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по
истории литературы;
 выявление в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого
содержания;
 грамотного использования русского литературного языка при создании
собственных устных и письменных высказываний.
Согласно требованиям Государственного образовательного стандарта, данная программа
предназначена для реализации компетентностного, личностно-ориентированного,
деятельностного подходов, которые определяют задачи обучения:
1. изучение литературного произведения, его художественной специфики и на
этой основе приобщение учащихся к духовным богатствам отечественной и
зарубежной литературы;
2. развитие воображения, памяти, ассоциативного и образного мышления, речи,
творческих потенций учащихся;
3. расширение опыта переживаний и формирование эмоциональной
интеллектуальной культуры личности;
4. подготовка квалифицированного, эстетически развитого читателя и духовно
богатой, полноценной личности.
Таким образом, главными задачами изучения литературы в 8 классе является
расширение читательского кругозора учащихся, знакомство с наиболее значительными
для их возраста произведениями, подведение их к определенному уровню начитанности,
развитие читательской самостоятельности детей, что способствует формированию
полноценной личности.
Формы организации учебного процесса
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, уроков-лекций,
читательских конференций, экскурсий, посещение и самостоятельную подготовку
учащимися спектаклей, уроков по развитию речи.
Формы организации учебного процесса предполагают уровневую дифференциацию,
проблемное обучение, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие
технологии.
Взаимосвязь коллективной и самостоятельной работы обучаемых
При изучении курса для обучаемых предусмотрены большие возможности для
самостоятельной работы, когда дети могут выбирать уровень сложности и вид задания,

роль и характер участия в групповой работе, участвовать в исследовательской и
проектной видах деятельности.
Структура программы
Программа по литературе для 8 класса включает следующие разделы:
 Пояснительную записку.
 Планируемые результаты освоения учебного курса «Литература»
 Содержание учебного предмета «Литература»
 Календарно-тематическое планирование
Итоговый контроль
Оценка достижений требований предполагает сравнение реального уровня
обученности ученика с эталонным уровнем, зафиксированным в стандарте. Оценка
знаний и умений обучающихся проводится с помощью устного сообщения, доклада,
зачёта, сочинения, тестирования (с заданиями альтернативного типа, с заданиями на
множественный выбор, на перегруппировку. на распознавание и т.п.)

Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Литература»
8 класс
Личностные:
 Понимать значение художественного произведения в культурном наследии
страны.
 Умение видеть нравственную проблематику в исторической песне и песне-плаче.
 Умение видеть глубину и силу нравственных представлений о человеке;
основные нравственные проблемы житийной литературы.
 Развитие представления об образе человека в русской литературе 18 века;
формирование представлений о познании как гуманистической ценности, о
творчестве и творческом процессе, просвещении, вере в творческие способности
народа.
 Умение видеть основную проблематику произведений (любовь и дружба; любовь
и долг; независимость; предначертание; готовность к самопожертвованию;
разоблачение пошлости, угодливости. взяточничества); размышление о
нравственности, чувстве долга, об истинной и ложной красоте.
 Формирование представлений о проблеме цели и смысла жизни; умение
различать истинные и ложные ценности жизни; воспитание чувства сострадания,
справедливости, милосердия, готовность прийти на помощь.
 Совершенствование уважительного отношения к культуре других народов.
Метапредметные:
 Понимать роль писателя в развитии литературного процесса.
 Формирование умений делать наблюдения над лексическим составом
произведений, формулировать и записывать выводы, демонстрировать различные
виды чтения и пересказа.
 Уметь выделять ключевые слова и словосочетания.
 Совершенствование навыков составления цитатного и тезисного плана, умение
самостоятельно формулировать темы творческих работ, подготовка вопросов для
обсуждения. Совершенствование выразительного чтения наизусть. Формирование
умения в создании письменного отзыва на эпизод.
 Совершенствование умения различного вида чтения и пересказа. Умение
составлять сложный план и подбирать эпиграф самостоятельно. Умение работать
в группе по составлению тезисов к уроку-диспуту.
 Умение самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии
автора, иллюстрации, ключевым словам.
Предметные:
 уметь определять жанры и роды литературы
 Уметь определять песни как жанр фольклора
 знать основные жанры древнерусской литературы (сказание, слово, моление)



знать особенности литературных направлений 18 в. и характерных для них
жанров. знание терминов из теории литературы; умение отличать жанры и
роды литературы; умение определять выразительные средства
художественной речи и их роль в произведении; умение анализировать
прозаические и стихотворные тексты.
 Усвоение литературных терминов (анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм)
 Знать основные признаки трагедии и романа.
 Знать основные жанры древнерусской литературы (сказание,слово,моление)

Содержание учебного предмета «Литература»
8 класс
Литература и время
Литературный процесс как часть исторического процесса. История в
произведениях искусства слова. Время на страницах исторических произведений.
Жанровое разнообразие произведений исторической тематики. «Калоши счастья» Х. К.
Андерсена и «Цицерон» Ф. И. Тютчева как эпиграфы курса 8 класса, которые
подчеркивают роль обращения художественной литературы к истории.
Х. К. Андерсен. «Калоши счастья» как развернутая притча о характере связи
времен между собой. Герой сказки и его путешествие в средние века. Четкость и
убедительность выводов автора.
Ф. И. Тютчев. «Цицерон». Неразрывность связи судьбы человека со своим
временем.
Теория. Литература и история. Эпиграф.
Фольклор
История в устном народном творчестве.
Жанры исторической тематики в фольклоре. Сюжеты и герои исторических
произведений фольклора. Былины как свидетельство исторических событий.
Теория. Исторические сюжеты в народном толковании.
Историческая народная песня.
Герои и сюжеты фольклорных песен на исторические темы. «Правеж». Петр
Великий и Иван Грозный в песнях.
«Петра Первого узнают в шведском городе» и др. Художественные особенности
исторических песен. Историческая народная песня и ее исполнители. Слово и музыка в
народной песне.
Теория. Историческая народная песня.
Народная драма.
Народная драма как органическая часть праздничного народного быта. От обряда
к пьесе. Постановка пьес на народных сценах. География распространения народной
драмы. «Как француз Москву брал».
Героико-романтическая народная драма.
Особенности народной драмы: сочетание и чередование трагических сцен с
комическими. Драматический конфликт в «исторической» народной пьесе. Соединение
героев разных эпох в одном произведении. Герои пьесы: Наполеон и Потемкин. Сюжет.
Патриотический пафос народной пьесы.
Т е о р и я. Народная драма.
История на страницах произведений эпохи Возрождения
М. де Сервантес Сааведра. «Дон Кихот» (фрагменты). Герой романа Дон Кихот и
его оруженосец Санчо Панса. Пародия на рыцарский роман. Иллюзия и
действительность. Дон Кихот как «вечный образ».
Т е о р и я. Рыцарский роман. «Вечный образ».

История на страницах произведений древнерусской литературы
Историческая тема в произведениях древнерусской литературы. Особенности
отражения исторического прошлого в литературе Средних веков.
Т е о р и я. Древнерусская литература и ее жанры.
Летопись
«Начальная летопись», «Повесть временных лет». Русская летопись как жанр
исторического повествования. Отражение событий истории в летописях XI—XVII вв.
Рассказ о смерти Олега в «Начальной летописи». «Повесть временных лет» как первый
общерусский летописный свод. Источники повести — более ранние своды и записи.
Т е о р и я. Летопись.
Жития святых
Жития святых как исторические повествования. Жития первых русских святых на
страницах летописи. Популярность жанра жития в древнерусской литературе.
Особенности изображения биографии героя в жанре жития. Роль нравственного
поучения на страницах жития.
«Сказание о житии Александра Невского». Жизнь героя русской истории как
канонизированного святого на страницах жития. Б. К. Зайцев. «Преподобный Сергий
Радонежский».
Элементы житийного жанра в авторском произведении XX в.
Становление характера подвижника.
Т е о р и я. Житие. Художественные особенности жанра жития.
Литература эпохи Просвещения
Ж. Б. Мольер.
«Мещанин во дворянстве» (сцены). Комедия как жанр
драматического произведения. Особенности комедии классицизма. Сатирический образ
господина Журдена.
Т е о р и я. Классицизм. Комедия.
История на страницах произведений XVIII века
Жанры исторических произведений: эпические и драматические. Д.И.Фонвизин.
«Недоросль». Комедия в пяти действиях. Т е о р и я. Комедия
Историческое прошлое в литературе XIX века
Постоянство интересов читателей и писателей к историческим событиям и
героям. История в произведениях классики. Массовая литература на исторические темы.
Патриотическое звучание произведений исторической тематики. Яркость выражения
авторской позиции в произведениях на исторические темы.
Т е о р и я. Исторические темы в русской классике. Романтизм и реализм
литературы XIX в. Родная история в произведениях этого века.
Былины и их герои в произведениях XIX века
А. К. Толстой. «Илья Муромец», «Правда», «Курган». Герои и события былин в
русской поэзии. Былинные мотивы в разных видах художественного творчества.
Обращение А. К. Толстого к стихотворному переложению сюжетов русских былин, его
восхищение цельными героическими характерами былинных богатырей. Поэтическая
сила и обаяние произведений поэта. Т е о р и я. Былина и баллада.
Г. Лонгфелло. «Песнь о Гайавате» (перевод И. А. Бунина). Поэтичность
индейских легенд и преданий в поэме Лонгфелло. Сюжет и герои поэмы. Образ
народного героя Гайаваты. Художественные особенности изображения. Близость героев
поэмы к миру природы. Образность и красота поэтического языка «Песни о Гайавате».
Совершенство перевода.
Т е о р и я. Песнь как жанр.

В. Скотт. «Айвенго» (самостоятельное чтение с последующим обсуждением).
Вальтер Скотт как родоначальник исторического романа. Типы исторических романов:
роман-хроника, роман-жизнеописание, биографический роман, авантюрно-исторический
роман. Изображение героев и изображение эпохи. Концепция истории и человека в
романе. Романтический историзм и осмысление законов развития человечества. Герой
романтического исторического романа и сюжет. Айвенго и леди Ровена. Ричард Львиное
Сердце и Робин Гуд как исторические герои и как персонажи романа. Пушкин о
Вальтере Скотте.
Т е о р и я. Исторический роман.
И. А. Крылов. «Волк на псарне». Историческое событие и жанр басни.
Патриотический пафос басни Крылова. Кутузов и Наполеон в аллегорическом
произведении. Мораль басни и ее роль в реальных событиях Отечественной войны 1812
г.
Т е о р и я. Басня на историческую тему.
А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Богатство исторической тематики в
творчестве Пушкина. Сюжеты русской летописи в лирике поэта. Тема судьбы, рока в
балладе «Песнь о вещем Олеге». Сюжет «Песни...» и сюжет летописного эпизода. Герой
и его судьба. Поэтическое совершенство произведения и его музыкальное воплощение.
«Полтава» (фрагмент). Описание битвы и ее главного героя. Образ Петра в поэме
— образ вдохновителя победы.
«Борис Годунов»
«Капитанская дочка». Болдинская осень 1833 г. Работа над «Историей Пугачева»
и повестью «Капитанская дочка». Пугачев в историческом труде и в художественном
произведении: художественное мастерство Пушкина в произведениях двух различных
жанров, созданных на одном материале. Сюжет исторической повести «Капитанская
дочка» и его важнейшие события. Исторические события и исторические герои на
страницах повести. Пугачев как вождь народного восстания и как человек. Взгляд
Пушкина на восстание Пугачева как на «бунт бессмысленный и беспощадный». Острота
постановки проблемы. Герои исторические и герои вымышленные: Гринев и Пугачев,
Гринев и Швабрин, Гринев и Маша. Становление характера Гринева. Проблема чести,
долга, милосердия. Проблема морального выбора. Портрет и пейзаж на страницах
исторической прозы. Роль эпиграфов в повести. Название и идейный смысл
произведений («История Пугачева» и «Капитанская дочка»).
Т е о р и я. Историческая проза. Историческая повесть и исторический труд.
Эпиграф. Сюжет и фабула. Автор в историческом произведении.
М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и
удалого купца Калашникова». Быт и нравы XVI в. в поэме. Исторический сюжет и герои
песни. Трагическое столкновение героев. Иван Грозный, опричник Кирибеевич и купец
Калашников. Нравственные проблемы песни. Благородство и стойкость Калашникова и
позиция Кирибеевича. Нравственная оценка событий автором. Связь поэмы с устным
народным творчеством. Романтическое изображение природы как фона событий. «Песня
...» как лироэпическое произведение.
Т е о р и я. Историческая поэма.
Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая основа и народно-поэтические
истоки повести. XVI век Южной Руси в повести Гоголя. Гоголь — мастер батальных
сцен и героических характеров. Битва под Дубно. Стихийная мощь жизни народа и
природы на страницах повести. Запорожская Сечь как прославление боевого
товарищества, ее нравы и обычаи. Образы Тараса и его сыновей. Мастерство Гоголя в

изображении природы. Патриотический пафос произведения. Роль лирических
отступлений в повествовании. Авторское отношение к героям.
Т е о р и я. Историческая повесть. Патриотический пафос произведения.
В. А. Жуковский. «Воспоминание», «Песня»; А. С. Пушкин. «Воспоминание»,
«Стансы»; Д. В. Давыдов «Бородинское поле»; И. И. Козлов. «Вечерний звон»; Ф. И.
Глинка. «Москва»; А. Н. Апухтин. «Солдатская песня о Севастополе». Обращение
лирических поэтов к исторической тематике. Масштаб осмысления былого в лирике:
отражение как значительных исторических событий, так и сокровенных воспоминаний,
воскрешающих личный опыт поэта. Яркая индивидуальность поэта в художественной
оценке минувшего.
А. Дюма. «Три мушкетера» (самостоятельное чтение с последующим
обсуждением).
Авантюрно-исторические
романы
Александра
Дюма-отца.
Трансформация исторических событий и исторических героев. Мир вымышленных
героев на фоне исторических обстоятельств. Увлекательность сюжетов и яркость
характеров. Кодекс чести и правила поведения героев в романах А. Дюма. Яркость
авторской позиции. Причина популярности произведений А. Дюма.
Т е о р и я. Авантюрно исторический роман.
А. К. Толстой. «Василий Шибанов». Подлинные исторические лица — царь
Иван Грозный и князь Курбский. Василий Шибанов как нравственный идеал автора.
«Князь Серебряный». Эпоха и ее воспроизведение в романе. Сюжет и его
главные герои. Исторические лица — царь Иван IV Грозный, Малюта Скуратов и др.
Вымышленные герои и их роль на страницах исторического повествования.
Романтический взгляд на родную историю. Патриотический пафос повествования.
Высокие нравственные идеалы автора и убедительность его позиции. Историческая
точность в воспроизведении быта эпохи. Художественные особенности повествования.
Роль фольклорных произведений в романе. Народная песня на страницах романа.
Т е о р и я. Исторический роман. Связь исторического романа с фольклором.
Л. Н. Толстой. «После бала». Гуманистический пафос рассказа. «После бала» как
воспоминание о впечатлениях юности. Герои и их судьбы. Иван Васильевич как геройрассказчик. Контраст как основа композиции рассказа, раскрытия душевного состояния
героя. Роль случая в жизни и судьбе человека. Образ «грациозной и величественной»
Вареньки. Полковник на балу и после бала. Сцена истязания беглого солдата. красочные
и звуковые образы при ее создании. Время и пространство в рассказе. Художественное
мастерство писателя.
Т е о р и я. Контраст как прием композиции.
Историческое прошлое в литературе XX века
Былины и их герои в произведениях XX века
И. А. Бунин. «На распутье», «Святогор», «Святогор и Илья»; К. Д. Бальмонт.
«Живая вода»; Е. М. Винокуров «Богатырь». Былины и их герои в произведениях XX в.
Трансформация образа былинного героя в произведениях XX в. Живая стихия русского
фольклора в стихотворениях И. А. Бунина. Проникновенное отражение былинных
образов в его поэзии. Мастерство исторических образов совершенство языка,
разнообразие и богатство ритмики стихотворений поэта. Былинные мотивы в творчестве
К. Д. Бальмонта. Стихотворение «Живая вода» как обращение к «родным богатырям».
Чистота и прозрачность ритма, «перезвоны благозвучий» стихотворных строк поэта.
Т е о р и я. Былины в лирике XX в.
Ю. Н. Тынянов. «Восковая персона», «Подпоручик Киже». Исторические
романы и повести Тынянова. «Восковая персона» как повесть о судьбе Петра Великого и

его наследия. Герои и сюжет повести. «Подпоручик Киже» — осуждение нелепостей
воинской службы при Павле I. Язык и стиль, помогающий воссоздать картины русской
истории.
Т е о р и я. Язык и стиль исторического повествования.
М. Алданов. «Чертов мост» (главы), «Святая Елена, маленький остров».
Исторические романы и повести Марка Алданова. Родная история и история Европы в
произведениях автора русского зарубежья. Тетралогия «Мыслитель». Серия
исторических портретов. Блестящее изображение полководца Суворова в романе
«Чертов мост». «Святая Елена, маленький остров» как завершение тетралогии.
Последние годы жизни Наполеона. Неразрывность связи времен как главная тема
творчества М. Алданова. Активное утверждение авторской позиции в произведениях
исторического цикла.
Т е о р и я. Циклы исторических романов (тетралогия, трилогия).
Б. Л. Васильев. «Утоли моя печали…». Изображение ходынской трагедии.
Понимание автором и его героями причин этой трагедии. Различные пути развития
России в представлении героев романа. Обыденная жизнь людей на фоне трагических
страниц родной истории. Исторические лица, изображенные в произведении (император
Николай II, великий князь Сергей Александрович, Иван Каляев, Василий Иванович
Немирович-Данченко). Главная героиня Наденька Олексина, ее искания. Зависимость
судьбы Наденьки от происходящих событий. Смысл заглавия романа.
Т е о р и я. Исторический роман и его название.
Великая Отечественная война в литературе
Л. М. Леонов. «Золотая карета». Тема Великой Отечественной войны в
произведениях послевоенных лет. Судьбы героев пьесы и их идеалы. Романтический
настрой автора при создании образов героев и истолкования их отношения к судьбе
человека. Драматический сюжет и драматические судьбы.
Т е о р и я. Символика названия пьесы.
История на страницах поэзии XX века
В. Я. Брюсов. «Тени прошлого», «Век за веком»; З. Н. Гиппиус. «14 декабря»; Н.
С. Гумилев. «Старина», «Прапамять»; М. А. Кузмин. «Летний сад»; М. И. Цветаева.
«Домики старой Москвы», «Генералам двенадцатого года»; Г. В. Иванов. «Есть в
литографиях старинных мастеров...»; Д. Б. Кедрин. «Зодчие» и др. Традиционное
внимание поэтов к родной истории и ее событиям. Тема прошлого как одна из тем
лирики поэтов XX столетия. Осмысление былого поэтами серебряного века и
современными поэтами. Лирические раздумья об исторических событиях, о свершениях
и ошибках человечества, о произведениях искусства как свидетелях минувшего.
Т е о р и я. Роль темы прошлого в лирике XX в.
Беседа по итогам чтения и изучения произведений исторической тематики в
течение года. Произведения русской и зарубежной литературы, отражающие
исторические события. Рекомендации по самостоятельному чтению во время летних
каникул.

Календарно-тематическое планирование
по литературе
8 класс

№
пп
Наименование разделов
и тем

Всего
часов

В том числе
на:

Основные
направления
воспитательной
деятельности

Дата

к/р р/р п/р пл ффакт
ан

1

Вводный урок.
Литература и время.
Х. К. Андерсен. Сказка
«Калоши счастья».

- Воспитание
доброты, милосердия,
справедливости,
познавательного
интереса к чтению,
- Привитие любви к
литературе.

1

Фольклор(3ч.)
2

3

4

5

6

7

8

9

Народная историческая
песня. «Правеж», «Петра
1
1 узнают в шведском
городе».
Народный театр «Как
француз Москву брал».
1
Особенности пьесы.
Народная драма.«Как
француз Москву брал».
1
Речь и поступки героев.
Литература эпохи Возрождения(3ч.)
М.Сервантес
«Хитроумный
идальго
Дон Кихот Ламанчский».
«Вечный
образ»
в
1
произведении литературы.
Личность и творчество
Сервантеса.
М.Сервантес
«Хитроумный идальго
Дон Кихот Ламанчский»
Анализ глав.
М.Сервантес
«Хитроумный идальго
Дон Кихот Ламанчский»
Душевное величие и
наивная простота героя
романа

1

-Воспитание
внимательного
отношения к
историческому
прошлому своего
Отечества
-Воспитание интереса
к фольклору, родной
речи и литературе

-Развитие






читательского
интереса к героям
романа «Дон Кихот» и
роману в целом
- Развитие
способности
сопереживать,
воображать
- Развитие умения
работать в группах
- Воспитание
уважения к человеку.

1

Древнерусская литература (5ч.)
Жанр летописи.
1
Историческая личность на
страницах произведений
Древней Руси.
«Повесть временных лет».
События в повести.
Смерть Олега.
Воинская повесть
1
«Повесть о разорении
Рязани Батыем». События
истории Древней Руси.

-Формирование
интереса к
историческому
прошлому нашей
Родины
-Воспитание
общенациональных
базовых
ценностей: ценности
патриотизма (любовь
к России, готовность

10

11

12

13

14

15

16

Жития святых. «Сказание
1
служить ей, смелость,
о житии Александра
отвага), ценности
Невского».
гражданственности
(чувство
Б.К. Зайцев.
1
ответственности на
«Преподобный Сергий
настоящее и прошлое
Радонежский».
своей страны).
Древнерусская
1
1
литература. Проверочная
работа.
Литература эпохи Просвещения(3ч.)
Ж.Б. Мольер. Слово о
1
2. -Воспитание интереса
писателе. «Мещанин во
к драматургическим
дворянстве». Действия 1произведениям,
2: Журден и его
театральному
наставники.
искусству, творчеству
Мольера;
Ж.Б. Мольер. «Мещанин
1
3. -Развитие и
во дворянстве». Действия
воспитание
3-4: Журден и его
творческого
наставники. Фиаско
воображения,
господина Журдена.
культуры общения.
Вн/чт. «Мещанин во
1
дворянстве». Чтение по
ролям избранных сцен из
комедии.
Литература XVIII века(3ч.).
Д.И. Фонвизин. Слово о
писателе.
Комедия «Недоросль».
Герои и события.
Проблемы
гражданственности.

17- Д.И. Фонвизин. Комедия
18 «Недоросль».
Образование и воспитание
в комедии.
19 Р/ Р. Сочинениеминиатюра по комедии
Д.И. Фонвизина
«Недоросль».

- Воспитание качеств
истинного гражданина
-Формирование
нравственных
представлений
учащихся;
-формирование
потребности активной
жизненной позиции
через характеристику
Митрофана.

1

2

1

1

Литература XIX века(36ч.)

20

21

22

Былины и их герои в
произведениях XIX века.
А.К. Толстой. Слово о
писателе. «Илья
Муромец»
А.К. Толстой. «Илья
Муромец». Смысл
«поучения» в былине.
Г.У. Лонгфелло. Слово о
писателе. «Песнь о
Гайавате»

1

1

1

-Формирование
интереса к былинным
героям, их
необыкновенным
подвигам
- Воспитание любви к
чтению
-Воспитание интереса
к литературе и
культуре других

Пафос произведения.
Г.У. Лонгфелло. Песнь о
23 Гайавате»
Герой и его оценка.
Исторический роман.
24- Вальтер Скотт. Слово о
25 писателе. «Айвенго».
История создания романа.
Басня как
литературный жанр.
26 И. А. Крылов Слово о
баснописце. «Волк на
псарне».
И.А. Крылов. Отражение
народной мудрости в
басне «Квартет», «Свинья
под дубом».
27

народов.
1

1

1

1

- Воспитание любви к
художественному
слову.
-Воспитание
потребности быть
порядочным,
организованным,
интеллектуально
развитым
- Умение делать
выводы для себя,
наблюдая за
поступками других
- Вырабатывание
отрицательного
отношения к
невеждам и
невежеству.

А.С. Пушкин (10ч.)
28

29

26

27

28

29

30

А.С. Пушкин.Сведения о
жизни Баллада «Песнь о
вещем Олеге».
А.С. Пушкин. «Полтава».
Построение, жанровое
своеобразие поэмы и ее
герои.
А.С. Пушкин. «Полтава».
Полтавский бой.
Метафора (понятие), ее
роль в поэме.
А.С. Пушкин. «Борис
Годунов» Чтение,
текстуальный анализ.
А.С. Пушкин – наш
вечный спутник.
Творческая история
повести «Капитанская
дочка». Композиция,
жанр.
А.С. Пушкин.
«Капитанская дочка».
Гринёв в Белогорской
крепости. “Русское
семейство Мироновых”.

А.С. Пушкин.

1

1

1

1

1

1

1

- Проявление интереса
к познанию родного
языка, истории,
культуры своего
народа
- Уважение боевых
подвигов героев и
защитников Отечества
в прошлом и
современности
- Формирование
моральнонравственных качеств
личности, таких как:
совесть, честность,
доброта,
порядочность на
примере поступков
персонажей;
- Воспитание интереса
к предмету,
уверенности в себе
1. - Актуализация
нравственного опыта
учащихся.
2. - Формирование
культуры общения.
3. - Воспитание умения
работать в коллективе.
4.
- Воспитание

31

32

33

«Капитанская дочка».
Гринёв и Швабрин.
Проблемы чести и
достоинства,
нравственности поступка.
Сравнительная
характеристика.
А. С. Пушкин.
“Капитанская дочка.
Гринёв и Маша
Миронова. Нравственная
красота героини.
А. С. Пушкин
“Капитанская дочка”.
Изображение народной
войны и ее вождя
Емельяна Пугачева.
Взаимоотношения
Гринёва и Пугачева
Р/Р. Сочинение по
повести А. С. Пушкина
“Капитанская дочка”.

стремлений к
достойной жизни на
примерах поступков
героев повести
-Формирование
желания жить с
честью
- Формирование
умения видеть честь и
бесчестие в людях
- Воспитание любви и
интереса к
историческому
прошлому нашей
страны, творчеству
А.С. Пушкина.

1

1

1

1

М.Ю. Лермонтов (4ч.)

34

35

36

37

М. Ю. Лермонтов.
Краткий рассказ о
писателе. «Песня про
царя Ивана
Васильевича…» Время
Ивана Грозного. Род и
жанр произведения.
Историческая основа.
М.Ю. Лермонтов. «Песня
про царя Ивана
Васильевича»
Конфликт и проблемы
произведения. Быт и
нравы XVI
века. Царь и Кирибеевич.
М.Ю. Лермонтов. «Песня
про царя Ивана
Васильевича…»
Нравственный идеал
автора. Сравнительная
характеристика купца
Калашникова и
Кирибеевича.
М..Ю. Лермонтов. «Песня
про царя Ивана
Васильевича…»
«Песня…» и устное
народное творчество.
Художественные
особенности.

- Формирование
интереса к личности и
творчеству М. Ю.
Лермонтова;
- Способствование
развитию
нравственных чувств
к историческому
прошлому России;
- Способствование
патриотическому
воспитанию учащихся
- Воспитание
эмоциональной
отзывчивости детей на
события исторические
и литературные.
- Активизация
познавательного
интереса
- Привитие любви к
художественному
слову.

1

1

1

1

Н.В. Гоголь (5ч.)

38

39

40

41

42

43

44

Н.В. Гоголь. «Тарас
Бульба». «Это было
трудное, бренное время».
Гоголь-историк. Нравы и
обычаи казаков. Образ
украинской степи.



1


- Воспитание любви к
истории Родины,
чувства патриотизма и
национальной
гордости;
- Осознание
ценностей совместной
деятельности
- Проявление
уважения,
ценностного
отношения к
историческому и
культурному
наследию своего и
других народов
- Приобщение
учащихся к русской
культуре,
формирование
художественного
вкуса.

Н.В. Гоголь. «Тарас
Бульба». «Так вот она,
Сечь!.. Вот откуда
разливается воля и
1
казачество на всю
Украйну!» Нравы и
обычаи Запорожской
Сечи.
Н.В. Гоголь. «Тарас

Бульба». «А старому
Тарасу любо было видеть,
как оба сына его были
одни из первых». Остап и
Андрий. Прославление
1
боевого товарищества и
осуждение предательства.
Характер литературного
героя (начальное
понятие).
Н.В. Гоголь. Тарас
Бульба». Тарас Бульба –
наказной атаман. «…нет
из нас никого, равного
1
ему в доблести». Характер
литературного героя
(начальное понятие).
Р/Р. Сочинение по
1
1
повести «Тарас Бульба».
Мотивы былого в лирике поэтов XIX века(2ч.)
Мотивы былого в лирике
поэтов XIX века. В.А.
Жуковский
«Воспоминание», А.С.
Пушкин «Стансы»,
«Анчар», Д.В. Давыдов
«Бородинское поле».
Мотивы былого в лирике
поэтов XIX века. И.И.
Козлов «Вечерний звон»,
Ф.И. Глинка «Москва»,
А.Н. Апухтин
«Солдатская песня о
Севастополе»

- Воспитание любви к
родной природе.
1

1

- Воспитание

культуры общения;
любви к поэтическому
слову
- Развитие
эстетического вкуса
- Проявление
интереса к познанию
родного языка,
истории, культуры
своего народа, своего
края, других народов
России, Российской
Федерации.
- Уважать боевые

подвиги и трудовые
достижения своих
земляков, жителей
своего края, народа
России, героев и
защитников Отечества
в прошлом и
современности.
А.К. Толстой(4ч.)
45

46

47

48

А.К. Толстой. Слово о
писателе. Баллада
«Василий Шибанов».
Образ главного героя.
А.К. Толстой. «Князь
Серебряный»
История создания
произведения.
А.К. Толстой. «Князь
Серебряный». Вымысел и
реальность в
художественном
произведении. Народная
речь в литературном
тексте.
Вн/чт. А. Дюма «Три
мушкетера».
Авантюрно-исторический
роман и его роль в
художественной
литературе.

- Развивать умение

1

выразительного
чтения произведения

1

- формирование
понятия о
нравственном идеале
автора на примере
изображения героев
романа
- Формирование у
обучающихся
нравственных и
эстетических чувств
через категории и
ценности бытия
романа: добро и зло,
истина,
справедливость,
совесть, дружба и
любовь, свобода и
ответственность.

1

1

Л.Н.Толстой(4ч.)
49

50

51

52

Л.Н. Толстой. Слово о
писателе. История
создания рассказа «После
бала».
Л. Н. Толстой. “После
бала”. Контраст как
прием, раскрывающий
идею рассказа.
Л. Н. Толстой. “После
бала”. Автор и рассказчик
в произведении.
Моральная
ответственность человека
за все происходящее.
Р/Р Сочинение по
рассказу “После бала.

- Воспитание через

позицию автора
нравственных качеств
личности: долга,
чести, совести,
гуманности
- Воспитание у
учащихся понимания
мысли Толстого о
моральной
ответственности
человека за всё
происходящее вокруг

1

1

1

1

1

Литература XXвека(16ч.)
53

Былины и их герои в
поэзии XX века. И.А.
Бунин «На распутье»,
«Святогор», «Святогор и

1

- Воспитание
ответственности перед
своим выбором
-Проявление

Илья». Сопоставительный
анализ стихотворений.
Былины и их герои в
поэзии XX века. К.Д.
Бальмонт «Живая вода».
54 Е.М. Винокуров
«Богатырь».
Сопоставительный анализ
стихотворений.
Ю.Н. Тынянов. Слово о
писателе. «Восковая
55
персона». Тема истории в
рассказе.
Вн /чт. Ю.Н. Тынянов.
56
«Подпоручик Киже».
М. Алданов. Слово о
писателе «Чертов мост».
57
Тема подвигов русской
армии.
М. Алданов. «Чертов
58 мост». Суворов и его
подвиг.
Б.П. Васильев. Слово о
писателе «Утоли мои
59 печали…». Трагические
события истории на
страницах произведения.
Б.П. Васильев «Утоли
мои печали…». Связь
60
исторических ошибок и
их изображение.
Великая Отечественная
война в лирике 20 века.
61Значение поэзии в годы
62
Великой Отечественной
войны.
Л.М. Леонов. Слово о
писателе. «Золотая
63 карета» как пьеса-притча
о судьбе послевоенных
поколений.
Л.М. Леонов. «Золотая
64
карета». Конфликт пьесы.
Мотивы былого в
лирике поэтов XX века.
65 В.Я. Брюсов. «Тени
прошлого», Н.С. Гумилев
«14 декабря»
Мотивы былого в лирике
поэтов XX века. М.И.
66 Цветаева «Домики старой
Москвы», Е.А.
Евтушенко «Когда звонят
колокола».
67 Подведение итогов за год.

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

2

2

уважения,
ценностного
отношения к
историческому и
культурному
наследию своего и
других народов
России, символам,
праздникам,
памятникам,
традициям народов,
проживающих в
родной стране.
-Осознание себя
патриотом своего
народа и народа
России в целом, своей
общероссийской
культурной
идентичности
-Проявление интереса
к познанию родного
языка, истории,
культуры своего
народа, своего края,
других народов
России, Российской
Федерации.
-Уважение боевых
подвигов и трудовых
достижений своих
земляков, жителей
своего края, народа
России, героев и
защитников Отечества
в прошлом и
современности.
- Привитие интереса к
чтению произведений
М.И. Цветаевой.

68

К/Р. Тест по курсу
литературы 8 класса.
Итого:

1
68

1
2

4


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 26.02.2025.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(3012)22-70-33

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».