Пояснительная записка
Настоящая программа по биологии составлена на основе:
1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ. от
29.12.2012.
2. Федерального государственного стандарта среднего общего образования (Приказ МО
РФ от 17 мая 2012г. № 413).
3.Примерной рабочей программы к линии УМК «Сфера жизни»: учебно-методическое
пособие / Н.И.Сонин, А.А.Плешаков М.: Дрофа./
4. Основной образовательной программы среднего общего образования МАОУ «СОШ
№37».
5. Школьного учебного плана МАОУ «СОШ №37» на 2021-2022 учебный год.
Календарно-тематическое планирование составлено с учетом программы воспитания
на основании следующих документов:
1. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р).
2. Приказа Министерства просвещения России от 11.12.2020 N 712;
3. Рабочей программы воспитания МАОУ «СОШ № 37», утвержденной приказом от
31.08.2021 года.
Адресат
Программа рекомендована
учащимся для обучения биологии
в 5 классе
общеобразовательной школы.
Объем и сроки обучения
Программа по биологии общим объемом 34 часов изучается в течение учебного года,
согласно Базисному учебному плану ОУ.
Роль и место дисциплины
Курс входит в число дисциплин включенных в учебный план для образовательных
учреждений РФ. Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами как
химия, экология, физика.
Актуальность
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного
образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов
образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в
достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных
дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование
научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
Особенности программного материала
Данная программа включает в себя сведения о строении и многообразии живых
организмов, связи мира живой и неживой природы, об изменении природной среды под
воздействием человека; Принципы отбора основного и дополнительного содержания
связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях
обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями
развития учащихся.
Предлагаемая программа построена на УМК (Н.И.Сонин, А.А.Плешаков. Биология.
Введение в биологию). Базой данного курса является учебник, который полностью
соответствует современным методологическим концепциям обучения, а также предлагает
новые педагогические технологии, направленные на реализацию Государственного
образовательного стандарта в практической деятельности учителя.
В программе предусмотрены уроки, направленные на реализацию дистанционного
обучения. Дистанционное обучение в настоящее время может рассматриваться как
инновационная форма обучения, которая позволяет получать знания через интернет под
контролем учителя.
Дистанционные технологии обучения (образовательного процесса) представляют собой
совокупность методов, средств обучения и администрирования учебных процедур,
обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии на основе использования
современных информационных и телекоммуникационных технологий.
Цели дистанционного образования:
- предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ
непосредственно по месту жительства обучающегося;
введение в процесс учебы новейших образовательных технологий и создание
посредством этого современного образовательного пространства;
стимулирование самостоятельной поисковой работы обучающихся, направляемой
преподавателями;
постепенный переход от репродуктивного обучения к более современному:
креативному.
Задачи дистанционного образования:
формирование у учеников познавательной самостоятельности и активности;
расширение диапазона знаний;
выбор индивидуальной траектории обучения;
Основными формами дистанционного обучения являются:
использование образовательных интернет-ресурсов;
использование ресурсов, созданных учителями школы;
WEB-консультации;
общение с учителем через электронную почту;
использование специализированных порталов дистанционного обучения.
Применение дистанционного обучения в учебном процессе позволяет:
продолжить непрерывное обучение (независимо от болезни, участия в
соревнованиях и т.д.)
быстрый доступ к различным источникам информации с оперативной передачей
любого ее объема и вида (визуальной, звуковой, динамичной, текстовой, графической)
на любые расстояния;
обеспечивает обратную связь «учитель-ученик» с диагностикой ошибок и оценкой
результатов учебной деятельности;
осуществить самоконтроль и самокоррекцию результатов;
проведение лабораторных работ в условиях имитации в образовательном ресурсе
реального опыта или моделирование эксперимента, который практически невозможно
показать в школьной лаборатории (уровень микромира);
комфортность условий для творческого самовыражения.
Целевая установка
В соответствии с этим, целью прохождения настоящего курса является развитие
универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных), обеспечивающих
овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться и
межпредметными понятиями. Содействие формированию умения проектировать
собственную деятельность, создание условий для анализа ситуации и принятие решений,
представления и оценивания результатов, а также корректировки собственной
деятельности, формирование целостного представления о гуманистических ценностях и
нормах поведения.
В ходе достижений поставленной цели решаются следующие задачи:
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе проведения наблюдений за живыми организмами, в ходе работы с различными
источниками информации;
-формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов
деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного
предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом
уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных
источниках.
- создать основу для мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловой установки
обучающихся, отражающих их индивидуально-личностные позиции, личностные
качества;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе.
Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, уроков-лекций,
практических занятий, экскурсий, диспутов.
Взаимосвязь коллективной ( аудиторной) и самостоятельной работы обучаемых.
При изучении курса для обучаемых предусмотрены большие возможности для
самостоятельной работы, а именно использование заданий, требующих поиска,
переработки и представления информации в новом виде. Освоение курса предполагает
изменения роли ученика и учителя в учебном процессе относительно традиционной
парадигмы, а также учета динамики передачи ученику ответственности за собственное
учение. В ходе прохождения программы, обучающиеся самостоятельно могут выбирать
уровень сложности и характер задания, роль и характер участия в групповой работе,
выполнять исследовательские задания на разрешение проблем и проектные работы.
В связи с большим объемом изучаемого материала и дефицитом времени большинство
практических работ включено в состав комбинированных уроков или уроков изучения
нового материала и могут оцениваться по усмотрению учителя. Некоторые практические
работы, требующие длительного выполнения, рекомендованы в качестве домашнего
задания.
Структура программы.
Программа по биологии для 5 класса включает следующие разделы:
Пояснительную записку.
Планируемые результаты обучения биологии.
Содержание обучения биологии.
Календарно-тематическое планирование.
Итоговый контроль.
Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью контрольной работы
(зачета, биологического диктанта, итогового теста), которая включает вопросы по
основным проблемам курса.
Предполагаемый результат
- развитие у учащихся устойчивого интереса к естественнонаучным знаниям;
- формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к
природе и человеку;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости защиты
окружающей среды, стремление к здоровому образу жизни
Предполагаемый результат:
понимание ключевых проблем изученных тем;
владение элементарными навыками анализа учебного материала;
создание рефератов на биологические темы.
умение формулировать и аргументировать свои мысли;
умение привлекать новый и изученный материал;
совершенствование устной и письменной речи;
воспитание любви к родной природе.
Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны знать:
основные признаки живой природы;
устройство светового микроскопа;
основные органоиды клетки;
основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки;
ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.
Учащиеся должны уметь:
объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;
характеризовать методы биологических исследований;
работать с лупой и световым микроскопом;
узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;
объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;
соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете
биологии.
В результате освоения курса биологии 5 класса учащиеся должны овладеть
следующими знаниями, умениями и навыками.
Личностными результатами изучения предмета является формирование следующих
умений и качеств:
Регулятивные УУД:
-умение работать с разными источниками биологической информации: находить
биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научнопопулярной литературе, биологических словарях и справочниках)
-анализировать и оценивать информацию
-преобразовывать информацию из одной формы в другую;
-способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
-умение самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета
выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале;
Коммуникативные УУД:
-умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей
позиции - сравнивать разные точки зрения
-аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
-оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
-выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;
Познавательные УУД:
-овладевать составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая
умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы
-давать определения понятиям, классифицировать
-наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения
-структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих
умений:
—проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
—ставить учебную задачу под руководством учителя;
—систематизировать и обобщать разные виды информации;
—составлять план выполнения учебной задачи.
—использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
—самостоятельно готовить устное сообщение на 2—3 мин.
—выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное
строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание,
выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология — наука о
живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы:
наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований
(лабораторное
оборудование,
увеличительные
приборы,
измерительные
приборы).Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка —
элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра,
цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной
и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие
неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества и
их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.
Лабораторные и практические работы
Знакомство с оборудованием для научных исследований.
Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах
изучения природы
Устройство ручной лупы, светового микроскопа.
Строение клеток (на готовых микропрепаратах)1
Строение клеток кожицы чешуи лука.
Определение состава семян пшеницы.
Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.
1 Курсивом указан материал, необязательный для изучения
Раздел 2. Многообразие живых организмов
Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода;
расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых
организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы,
Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их
характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в
природе и жизни человека. Охрана живой природы.
Раздел 3. Среда обитания живых организмов
Наземно - воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов.
Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков
(знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка).
Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса,
травянистые равнины—степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в
морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество
кораллового рифа, глубоководное сообщество.
Лабораторные и практические работы
Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных с
использованием
различных
источников
информации
(фотографий,
атласовопределителей, чучел, гербариев и др.) Исследование особенностей строения растений и
животных, связанных со средой обитания. Знакомство с экологическими проблемами
местности и доступными путями их решения, выдвигать простейшие гипотезы
Раздел 4. Человек на Земле
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека:
дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек
разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). Изменения в природе,
вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый
эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути
сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие
экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с
уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений.
Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные
привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в
опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой
помощи.
Демонстрация
Ядовитые растения и опасные животные своей местности.
Лабораторные и практические работы
Измерение своего роста и массы тела.
Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.
Календарно-тематическое планирование
№/
№
I
1
2
3
4
5
6
7
8
9
II
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
III
22
Наименование
разделов и тем
Живой
организм:
строение и изучение
Введение. Живой
организм.
Наука о живой
природе. Методы
изучения природы.
Контрольная работа
Увеличительные
приборы.
Живые клетки
Химический состав
клетки.
Вещества и явления в
окружающем мире.
Великие
естествоиспытатели.
Контрольная работа
Многообразие живых
организмов
Как развивалась жизнь
на Земле.
Разнообразие живых
организмов.
Бактерии.
Грибы.
Растения. Водоросли.
Мхи. Папоротники.
Контрольная работа
Голосеменные
растения.
Покрытосеменные
(цветковые) растения.
Значение растений в
природе и жизни
человека
Животные.
Простейшие.
Беспозвоночные.
Позвоночные.
Значение животных в
природе и жизни
человека
Среда обитания
живых организмов
Три среды обитания
Всего
часов
В том числе на:
к/р р/р п/р
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
12
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Дата
план. факт.
Основные
направления
воспитательной
деятельности
Выражение
познавательных
интересов
в
разных
предметных
областях с учетом
индивидуальных
способностей,
достижений.
Выражение
понимания
ценности
отечественного и
мирового
научного
наследия, роли
русских ученых в
науке
Обладание
представлением о
научной картине
мира с учетом
современных
достижений науки
и техники.
Выражение
навыков
аргументированной
критики
антинаучных
представлений,
идей, концепций,
навыки
критического
мышления.
Сознавание и
аргументированно
е выражение
понимания
значения науки,
научных
достижений в
жизни
российского
общества.
5
1
Выражение и
23
24
25
26
IV
27
28
29
V
30
31
32
33
34
живых организмов.
Жизнь на разных
материках.
Природные зоны
Земли.
Жизнь в морях и
океанах.
Контрольная работа
Человек на Земле
демонстрация
сформированност
и экологической
культуры на
окружающую
природную среду.
1
1
1
1
3
Как человек появился
на Земле
Жизнь под угрозой. Не
станет ли Земля
пустыней?
Здоровье человека и
безопасность жизни.
1
Повторение
Повторение. Живой
организм.
Повторение.
Многообразие живых
организмов.
Повторение. Среда
обитания живых
организмов
Обобщение.
Повторение
Итоговая контрольная
работа
Итого:
5
1
1
Проявление
сознательного и
обоснованного
неприятия
вредных
привычек.
1
1
1
1
1
1
1
34
5
Понимание
глобального
характера
экологических
проблем, путей их
решения,
значение
экологической
культуры в
современном
мире.