Рабочая программа по истории Бурятии 11 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Соответствие государственному образовательному стандарту.
Рабочая программа по истории для обучающихся 11 класса по истории Бурятии основной
общеобразовательной школы составлена на основе:
1. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов
Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ).
3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №
1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015
г. № 1577).
4. Письма Минобрнауки от 09.10.2017 № ТС-945/08.
5. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в
образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные
программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2021/2022
учебный год.
6. Методического письма «О преподавании учебного предмета «История» в условиях
введения федерального компонента государственного стандарта общего образования».
7. Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории.
8. Историко-культурного стандарта.
9. Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ,
утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.
2010 №189.
10.Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ «СОШ
№37».
11. Школьного учебного плана МАОУ «СОШ №37» на 2021-2022 учебный год.
Календарно-тематическое планирование составлено с учетом программы воспитания на
основании следующих документов:
1. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р).
2. Приказа Министерства просвещения России от 11.12.2020 N 712;
3. Рабочей программы воспитания МАОУ «СОШ № 37», утвержденной приказом от
31.08.2021 года.
Адресат.
Программа рекомендована учащимся для обучения истории Бурятии

в 11 классе

общеобразовательной школы.
Объем и сроки обучения.
Программа по истории общим объемом 34 часа изучается в течении учебного года, согласно
Базисного учебного плана ОУ.
Роль и место дисциплины (предмета, курса).
Курс «История Бурятии» представляет собой один из вариантов изучения исторического
краеведения в общеобразовательных школах. Курс рассчитан на изучение истории Бурятии в

11 классе. Программа базируется на временном государственном стандарте, разработанном в
АОУ ДПО РБ РИКУиО. Данный

курс является одним из важнейших компонентов

гуманитарного образования. Он конкретизирует материал школьных курсов истории, дает
знания по истории родного края и базируется на учебнике История Бурятии: с начала XX века
до начала XXI века: ч. 2. – Улан-Удэ: Издательство «Бэлиг», 2009.г.
Актуальность.
Данный курс является одним из важнейших компонентов гуманитарного образования. Он
конкретизирует материал школьных курсов истории, дает знания по истории родного края. В
курсе в комплексе изучаются различные сферы общественной жизни: экономической,
политической, духовной. Учащиеся знакомятся с развитием производительных сил края,
культурной, военной историей, деятельностью местных органов власти в тот или иной период
времени. История Бурятии представлена как составная часть истории и базируется на
философских категориях общего и особенного. Это позволяет показать особенности развития
Бурятии, обладающей сложившимися традициями и собственными жизненными устоями.
Бурятия представляет собой регион, самобытность которого определяется геополитическими,
социополитическими, культурными, психологическими, конфессиональными и другими
факторами. Своеобразие Бурятии рассматривается с учетом природно-географических
особенностей и национального состава населения республики, ее пограничного положения.
Прослеживается влияние на историю Бурятии России и Востока с его многоликой культурой.
Важное место в программе занимает история 20 века, в том числе ее советский период,
существенным фактом исторического развития Бурятии признаются особенности менталитета
народов Бурятии. Программа делится на 7 частей и базируется на принятой в науке
периодизации российской всемирной истории:


Становление Советской власти в Бурятии



Образование Бурят-Монгольской автономной советской социалистической
республики (БМАССР). Восстановление народного хозяйства в условиях НЭП.



Модернизационные процессы в Бурятии в конце 20-х и 30-х гг.



Вклад трудящихся Бурятии в дело разгрома фашистской Германии в годы
Великой



Бурятия в 1946-1964 годах



Бурятия в 1965-1985 годах



Бурятия в конце XX – начале XXI века

Целевая установка.
Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования направлено на
достижение следующих ц е л е й :


Обеспечить учащимся возможность овладеть знаниями об историческом пути
Бурятии,



о ее роли в истории России,



о фактах, определивших в различные исторические эпохи судьбу Бурятии и
населявших ее народов;



помочь учащимся понять проблемы и реалии современной Бурятии.

Задачи:


формирование гражданственности, мировоззренческой, гуманитарной,

экономической

и

экологической

культуры,

толерантности,

приоритета

общечеловеческих ценностей;


приобщение

учащихся

к

духовным

и

нравственным

ценностям

предшествующих поколений, к национальной культуре и народным идеалам,
воплощенным в религиозных учениях, в искусстве и литературе, в фольклоре,
народных обычаях и традициях;


формирование национального самосознания, уважения к истории

народов Бурятии; - воспитание патриотизма, любви к Родине – России и своей малой
родине, чувства гордости за ее достижения;

местного

развитие у учащихся способности рассматривать события и явления
уровня

в

контексте

отечественной

истории:

-

формирование

конкретизированного представления о месте и роли родного края в отечественной
истории;

источниках,

формирование умений вести поиск информации в исторических
анализировать,

устанавливать

причинно-следственные

связи;

-

формирование мотиваций у учащихся проводить поисковую работу по истории
родного края, села, школы, семьи;


развитие творческих способностей учащихся.

В результате изучении данного курса учащиеся должны знать:
памятники истории, художественной и церковной культуры, памятные места и
предметы, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, развитием
общества, государства, культуры и быта, войнами, с жизнью выдающихся политических,
государственных и военных деятелей, народных героев, деятелей культуры и науки.
Учащиеся должны знать:



происхождение названий городов, поселений;



основные даты в истории края;



ход, причины, этапы, характер заселения края;



социальный и сословный состав населения края, его эволюции;



основные достижения культуры края; - выдающихся земляков данного периода и

давать им характеристику;
уметь:


показывать на карте стоянки, могильники, поселения древнейших жителей края,

их расселение и передвижение;


находить на карте памятники культуры;



определять синхронность событий и процессов региональной, российской и

центрально азиатской истории;


называть основные этнокультурные ареалы, складывавшиеся под влиянием

различных культурно-исторических центров Центральной и Средней Азии;


выделять общее и особенное в хозяйственном развитии края. его вклад в

экономическое развитие и материальную культуру страны;


соотносить состав населения с особенностями экономического развития края.



определять становление системы обучения;



объяснять развитие общественно-политической жизни Бурятии, ее культуры;



подбирать краеведческий материал к характеристике выдающихся земляков;



использовать знания по истории Бурятии при анализе общих процессов

российской истории.
В современных условиях знания и умения как единицы образовательного процесса
необходимы, но недостаточны. Чтобы быть успешным в информационном обществе, для
человека

чрезвычайно

важна

не

столько

энциклопедическая

грамотность,

сколько

способность применять обобщенные знания и умения для разрешения конкретных ситуаций и
проблем, возникающих в реальной деятельности, способы действия, позволяющие человеку
понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной деятельности, при
таком подходе знания являются базой формирования компетентности. Исходя из этого,
данная программа предусматривает применение на уроках истории следующих компетенций:
 Ценностно-смысловая компетенция, включающая мировоззрение, ценностные
ориентации ученика, способность видеть, понимать окружающий мир;



Общекультурная

компетенция,

обеспечивающая

осведомленность

в

национальной и общечеловеческой культуре, закладывающая основы духовно-нравственной
жизни человека;


Учебно-познавательная

компетенция,

предполагающая

возможность

самостоятельной познавательной деятельности, формирования знаний и умений организации
целеполагания, планирования, анализа, самооценки познавательной деятельности;


Информационная компетенция формирует умение самостоятельно при помощи

информационных технологий искать, анализировать, отбирать, преобразовывать, сохранять и
передавать информацию;


Коммуникативная компетенция, которая включает организацию способов

взаимодействия с людьми, навыки работы в группе;


Социально-трудовая компетенция означает овладение знаниями и опытом в

сферах гражданско-общественной, социально-трудовой, экономической, семейной и т.д.;


Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение

способов физического, духовного, интеллектуального саморазвития.
Реализации этих целей и задач служит данная программа.
Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, уроков-лекций, практических
занятий, семинаров, экскурсий, конференций, диспутов, круглых столов.
Взаимосвязь коллективной (аудиторной) и самостоятельной работы учащихся.
При изучении курса для обучаемых

предусмотрены большие возможности для

самостоятельной работы учащихся, а именно использование заданий, требующих поиска,
переработки и представления информации в новом виде.
Освоение курс предполагает изменения роли ученика и учителя в учебном процессе
относительно традиционной парадигмы, а также учета динамики передачи ученику
ответственности за собственное учение. В ходе прохождения программы, обучающиеся
самостоятельно могут выбирать уровень сложности и характер задания, роль и характер
участия в групповой работе, выполнять исследовательские задания на разрешение проблем и
проектные работы.
Структура программы включает в себя следующие разделы:
1. Становление Советской власти в Бурятии
2. Образование Бурят-Монгольской автономной советской социалистической республики
(БМАССР). Восстановление народного хозяйства в условиях НЭП.
3. Модернизационные процессы в Бурятии в конце 20-х и 30-х гг.
4. Вклад трудящихся Бурятии в дело разгрома фашистской Германии в годы Великой

5. Бурятия в 1946-1964 годах
6. Бурятия в 1965-1985 годах
7. Бурятия в конце XX – начале XXI века
Итоговый контроль.
Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью контрольной работы,
тестирования, исторических диктантов, устного опроса, которые включают вопросы по
основным проблемам курса.

Планируемые результаты освоения курса
В результате изучения истории Бурятии на базовом уровне ученик должен:
знать\понимать:
- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность истории Бурятии;
-периодизацию истории Бурятии;
- современные версии, трактовки важнейших проблем истории Бурятии;
- историческую обусловленность современных общественных процессов;
- особенности исторического пути Бурятии, ее роль в отечественной истории;
уметь:
-проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство
источника, время, обстоятельства и цели его создания);
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах
( текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и
исторические объяснения;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и
временные рамки исторических процессов и явлений;
- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную
позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата,
рецензии.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для :
- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из
их исторической обусловленности;
- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой
извне социальной информации;
- соотнесения своих действий и поступков окружающих, с исторически возникшими нормами
социального поведения;
- осознания себя как представителя сложившегося гражданского, этнокультурного,
конфессионального сообщества, гражданина Бурятии и России.
владеть компетенциями:
1. Ценностно-смысловая компетенция, включающая мировоззрение, ценностные
ориентации ученика, способность видеть, понимать окружающий мир;
2. Общекультурная компетенция, обеспечивающая осведомленность в национальной и
общечеловеческой культуре, закладывающая основы духовно-нравственной жизни
человека;
3. Учебно-познавательная компетенция, предполагающая возможность самостоятельной
познавательной деятельности, формирования знаний и умений организации
целеполагания, планирования, анализа, самооценки познавательной деятельности;
4. Информационная компетенция формирует умение самостоятельно при помощи
информационных технологий искать, анализировать, отбирать, преобразовывать,
сохранять и передавать информацию;
5. Коммуникативная компетенция, которая включает организацию способов
взаимодействия с людьми, навыки работы в группе.

Содержание тем учебного курса
Глава 1. Установление Советской власти в Бурятии
1.Установление Советской власти в Бурятии. Первые месяцы советской власти в крае.
Характеризовать политические события в Забайкалье после свержения монархии;
характеризовать социально-экономическую политику большевиков;
2. Начало гражданской войны. Организация партизанского движения. Завершение
Гражданской войны.
Раскрывать причины гражданской войны в Забайкалье; характеризовать этапы
гражданской войны в Бурятии; составлять хронологическую таблицу;
Глава 2. Образование Бурят-Монгольской автономной социалистической республики.
Восстановление народного хозяйства в условиях НЭП.
1.Образование Бурят- Монгольских автономных областей
Объяснять, что такое буферное государство и почему возникла необходимость
создания буферного государства; рассказывать о создании Дальневосточной республики
(ДВР), рассказывать о создании автономии бурятского народа; составлять схему управления
Б-МАО; характеризовать
экономическое развитие Бурятии в годы гражданской войны и
интервенции; составление схемы «Управление Б-МАО»;
2. Образование Бурят-Монгольской автономной советской социалистической
республики.
Характеризовать изменения политики большевиков в вопросах национальногосударственного строительства после
окончания гражданской войны; объяснять на
основании каких документов была образована Бурят-Монгольская АССР; рассказывать о
создании Б-МАССР; составлять схему территориального устройства Б-МАССР;
3.Восстановление и развитие народного хозяйства республики
Характеризовать экономику Бурятии после окончания гражданской войны и началом
НЭП, а также основные итоги восстановительного периода в сельском хозяйстве;
рассказывать об изменениях в общественно-политической жизни республики в
восстановительный период;
Глава 3. Модернизационные процессы в Бурятии в конце 20-х и в начале 30-х годов 20
века.
1.Индустриальное освоение Бурятии
Характеризовать индустриализацию в Бурятии по плану: время проведения
индустриализации, источники, трудности, итоги, значение;
2. Формирование рабочих коллективов в Бурятии
Характеризовать источники и формы пополнения рабочих кадров Бурятии в 1930 –х
годах; рассказывать об основных этапах процесса их формирования; о количественном и
качественном национальном составе кадров рабочих;
3. Коллективизация сельского хозяйства Бурятии
Характеризовать коллективизацию в Бурятии по плану: источники проведения
коллективизации, итоги, значение; рассказывать о формах протеста крестьян в Бурятии;
4. Завершение коллективизации в Бурятии
Расскажите, используя краеведческий материал, о проведении коллективизации в
своем селе; высказывать суждение по проблеме: каким образом вы бы стали перестраивать
аграрный сектор экономики в тех конкретных исторических условиях;
5. Формирование системы образования, здравоохранения, научных учреждений и
культуры

Раскрывать содержание понятия «культурная революция»; рассказывать о науке,
образовании, бурятской литературе, театре, музыкальном искусстве Бурятии в 30 годы;
6. Общественно-политическая обстановка в Бурятии
Раскрывать значение понятия «репрессии»; объяснять, почему одними из первых были
репрессированы представители духовенства; проводить поиск информации ( в печатных
изданиях и электронных материалах) для сообщений о репрессированных жителях Бурятии;
Глава 4. Вклад трудящихся Бурятии в дело разгрома фашистской Германии в годы
Великой Отечественной войны.
1.Перевод промышленности и сельского хозяйства Бурятии на нужды фронта
Раскрывать основные направления перестройки экономики республики на военный
лад; характеризовать основной метод привлечения кадров на предприятия в военные годы;
рассказывать о видах оборонной, военной продукции, производившейся на промышленных
предприятиях республики в годы войны; характеризовать вклад сельского хозяйства
республики в продовольственный фонд армии и страны;
2.Трудовая и творческая активность трудящихся
Характеризовать промышленное и сельскохозяйственное производство в Бурятии в
годы войны; называть и характеризовать движения социалистического соревнования среди
работников промышленности и тружеников сельского хозяйства; рассказывать о труде
жителей села Буй в военные годы;
3.Участие трудящихся Бурятии в движении всенародной помощи фронту
Характеризовать участие тружеников Бурятии в создании и укреплении фонда обороны
СССР; производить поиск информации ( в печатных изданиях, электронных материалах, в
материалах школьного музея) для сообщений на тему « Материальное и моральное значение
всенародной помощи фронту», « Моя семья в годы Великой Отечественной войны»,
«Строительство танковых колонн и авиаэскадрилий в Бурятии в годы войны»;
4.Развитие образования, науки, культуры и здравоохранения
Рассказывать о достижениях культуры, науки Бурятии в годы Великой Отечественной
войны;
5.Воины Бурятии на фронтах Великой Отечественной войны
Рассказывать о героизме и подвигах воинов-уроженцев Бурятии на фронтах Великой
Отечественной войны
Глава 5. Бурятия в 1946 г. – 1964 г.
1.Общественно-политическая жизнь Бурятии
Характеризовать мероприятия, проводимые для улучшения материального
благосостояния граждан республики в послевоенное время; объяснять, почему происходит
смена руководства республики и почему произошло переименование Б-МАССР в БурАССР ;
2.Развитие промышленности
Выделять основные этапы послевоенного экономического развития республики;
характеризовать отрасли промышленности; отвечать на вопрос «почему республика в
развитии промышленности отставала от других регионов?»; определять итоги хозяйственной
реформы 1957 года для экономического развития республики;
3.Развитие сельского хозяйства
Работа в группах. Характеризовать развитие сельского хозяйства республики в
послевоенное время по плану: проблемы с/х республики в послевоенное время, решения
пленума ЦК КПСС (1953 г.) и его влияние на развитие с/х республики; значение февральско мартовского Пленума ЦК КПСС (1954 г.) для с/х развития республики;

4. Развитие науки, здравоохранения, образования и культуры
Называть особенности развития культуры в послевоенное время в СССР и в Бурятии;
составлять таблицу « Развитие культуры в послевоенные годы»
Глава 6. Бурятия в 1965 г. – 1985 г.
1.Общественно-политическая обстановка в республике
Определять особенности общественно-политического развития республики во 2
половине 1960-х – начале 1980-х г.г.; характеризовать основные проблемы национального
развития республики и Конституцию Бурятской АССР 1978 г.; составить диаграмму и схемы:
рост и убывание численности населения, национальный состав, урбанизация в Бурятии в
период 1965-1985 годов;
2.Промышленное развитие республики
Объяснять, что означает понятие «экстенсивный путь развития» и почему он
преобладал в экономике Бурятии в период 1965 г. -1985 г.; характеризовать отрасли
промышленности, индустриальные объекты, крупные стройки Бурятии данного периода;
3. Сельское хозяйство
Характеризовать развитие с/х Бурятии периода 1965г. -1985 г.; давать оценку уровню
развития с/х; проводить поиск информации и приготовить сообщения на темы « Развитие с/х в
Бичурском районе», « Продовольственное снабжение села Буй в 1960-1980 годы»;
4. Развитие народного образования, науки и культуры
Раскрывать особенности развития культуры, образования, науки в 1960-1980 годы в
СССР; составлять таблицу «Развитие образования, науки, культуры в Бурятии»
Глава 7. Бурятия в конце 20 – начале 21 века
1.Перестройка: изменения в общественно-политической жизни Бурятии
Называть особенности политического развития СССР в годы перестройки;
характеризовать общественно-политическую жизнь Бурятии в данный период; составлять
хронологическую таблицу (учебник стр. 129); сообщение на тему «Л.В.Потапов - первый
Президент Бурятии»;
2. На новом переломе истории: Бурятия в 90-е годы 20- начале 21 века
Называть события политической жизни в Бурятии на переломе эпох; самостоятельно
искать и систематизировать информацию о политических событиях 1990-х годов,
использовать ее для написания эссе «На новом переломе истории: факты и мнения»;
3. Национально-государственное строительство Бурятии в 90-е годы
Раскрывать сущность Декларации о государственном суверенитете Республики
Бурятия; характеризовать основные статьи Конституции Республики Бурятия; составлять
схему «Государственная власть в республике начала 21 века»;
4. Экономика Бурятии в 90-е годы 20 – начале 21 века
Раскрывать сущность политики правительства Бурятии в области преодоления
экономического кризиса; оценивать результаты экономических реформ для промышленности
и с/х Бурятии; составлять таблицу
5.Наука, образование и культура
Работа в группах; характеризовать науку, образование, культуру Бурятии начала 21
века; ( вопросы для беседы: образование- изменения в системе образования, образовательные
учреждения нового типа, модернизация высшего образования; наука- преобразования в сфере
научно-исследовательских учреждений; культура- основные направления развития
учреждений культуры и их реформирование);

Календарно-тематический план

№
п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.

7.
8.

9.
10.
11.
12.
13.
14.

15.
16.
17.

18.

19.

20.

Наименование
темы

раздела, Всего
часов

Установление
советской
власти в Бурятии
Первые месяцы Советской
власти в крае
Начало гражданской войны
Контрольная работа по
линии администрации
Организация партизанского
движения.
Образование
Бурят
Монгольских автономных
областей
Образование
Бурят
–
Монгольской АССР
Восстановление и развитие
народного
хозяйства
республики
Контрольная работа
Индустриальное освоение
Бурятии
Формирование
рабочих
коллективов в Бурятии
Коллективизации сельского
хозяйства
Завершение
коллективизации
Формирование
системы
образования,
здравоохранения, научных
учреждений и культуры
Повторение и обобщение
Контрольная работа по
линии администрации
Общественнополитическая обстановка в
Бурятии
Сельского хозяйство и
промышленность в годы
ВОВ
Участие
трудящихся
Бурятии
в
движении
всенародной
помощи
фронту.
Развитие
образования,

В том числе на:
К/р Р/р Л/р

1
1
1
1

1

1

1

1

1

1
1

1

1
1

1

1

1

Дата
План

Факт

Основные
направления
воспитательной
деятельности
Воспитание
российской
гражданской
идентичности,
патриотизма, любви и
уважения к истории
Отечества,
чувства
гордости за свою
Родину,
прошлое
многонационального
народа России;
формирование
осознания
своей
этнической
принадлежности,
уважения к культуре
своего
народа
и
своего
края
в
контексте
общемирового
культурного наследия.
Формируются
усвоение
традиционных
ценностей
многонационального
российского
общества,
гуманистических
традиций и ценностей
современной
цивилизации,
уважение
прав
и
свобод человека;
понимание
и
осмысление
социальнонравственного опыта
предшествующих
поколений,
способность
к
определению
своей
позиции
и
ответственное

21.

22.

23.
24.
25.
26.
27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.
34.

науки,
культуры
и
здравоохранения
Воины Бурятии на фронтах
Великой
Отечественной
войны.
Общественнополитическая
жизнь
Бурятии
Развитие промышленности
Развитие сельского
хозяйства
Контрольная работа
Повторение и обобщение
Развитие
народного
образования, культуры и
науки
Перестройка: изменения в
общественно-политической
жизни Бурятии.
На
новом
переломе
истории: Бурятия в 90-е
годы XX – начале XXI
века.
На
новом
переломе
истории: Бурятия в 90-е
годы XX – начале XXI
века.
Национальногосударственное
строительство Бурятии в
1990-е годы
Национальногосударственное
строительство Бурятии в
1990-е годы
Наука, образование и
культура
Контрольная работа по
линии администрации
Итого:

1

1

1
1

1

1

1

1

1

1

1
1

1

34

5

поведение
в
современном
обществе.
Воспитание уважения
к истории и культуре
других
народов,
понимания
культурного
многообразия 8мира,
приобщение учащихся
к национальным и
мировым культурным
ценностям,
гражданское
и
патриотическое
воспитание
подрастающего
поколения
в
многонациональном
российском
государстве .
Воспитание
толерантности
как
нормы осознанного и
доброжелательного
отношения к другому
человеку, его мнению,
мировоззрению,
культуре, языку, вере,
гражданской позиции;
к истории, культуре,
религии, традициям,
языкам,
ценностям
народов мира.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 26.02.2025.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(3012)22-70-33

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».