Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования, Регионального стандарта начального и основного общего образования
(09.06.2008г. №830). Данная программа предназначена для учащихся 6 классов,
изучающих бурятский язык как государственный, дополняет и расширяет типовую
программу по бурятскому языку.
Программа направлена на формирование духовно-нравственных ценностей у
школьников во внеурочное время на основе национальной культуры.
В отборе материала к занятиям необходимо ориентироваться на связи с
программным материалом по бурятскому языку.
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен мир
национальной культуры, а также поможет овладению бурятским языком и формированию
монологической и диалогической речи. Это имеет большое значение для формирования
подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе
изучения данного курса школьники могут познакомиться
творчеством,
с устным народным
с традициями и обычаями бурятского народа; понять, что важно знать
культуру, традиции и обычаи бурятского народа. Воспитание интереса к бурятскому
языку, культуре, традициям бурятского народа должно пробуждать у учащихся
стремление расширять свои знания по бурятскому языку, совершенствовать свою речь.
Особое внимание на занятиях следует обращать на задания, направленные на
развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка.
Воспитательные
возможности
бурятского
языка
как
учебного
предмета
будут
реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у школьников
этических норм речевого поведения.
Содержание и методы обучения
содействуют приобретению и закреплению
школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках бурятского языка,
обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игры,
дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки,
рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, математические загадки. Дидактический
материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более
легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова,
учит их любить и чувствовать бурятский язык.
Необходимость разработанного факультативного курса заключается в желании детей
узнать нечто новое о бурятском языке.
Цель и задачи курса.
Цель курса: изучение и освоение культуры бурятского народа для творческого развития и
воспитания духовно-нравственных качеств личности этнокультурного школьника.
Задачи курса:
Обучающие:
1. Развитие интереса к бурятскому языку как к учебному предмету.
2. Приобретение знаний, умений, навыков по бурятскому языку, по культуре, традициям
и обычаям бурятского народа.
3. Пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием
родного языка, родной культуры.
4. Развитие мотивации к изучению бурятского языка.
5. Развитие творчества и обогащение словарного запаса.
6. Совершенствование общего языкового развития учащихся.
7. Углубление и расширение знаний и представлений о культуре бурятского народа.
Развивающие:
1. Развивать смекалку и сообразительность.
2. Приобщение учащихся к самостоятельной исследовательской работе, проектной
работе.
3. Развивать умение пользоваться разнообразными ресурсами.
4. Учить организации личной и коллективной деятельности в работе с материалами.
Воспитывающие:
1. Воспитание культуры обращения, общения.
2. Формирование и развитие у учащихся духовно-нравственных качеств личности через
погружение в среду коренных народов Бурятии, разносторонних интересов, культуры
мышления.
Особенности программы.
Организация деятельности учащихся 6 классов на занятиях основывается на следующих
принципах:
1. научность;
2. занимательность;
3. сознательность и активность;
4. наглядность;
5. доступность;
6. связь теории с практикой;
7. индивидуальный подход к учащимся;
8. свобода выбора;
9. стимулирование мотивации обучения.
Данный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к
каждому
школьнику
с
учётом
его
способностей,
более
полно
удовлетворять
познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на
внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
Формы проведения занятий:
1. Лекции.
2. Практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и
раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, сказок.
3. Анализ и просмотр текстов сказок, рассказов.
4. Самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе над проектами.
5. Самостоятельное составление кроссвордов, ребусов, сказок, сценок.
В каждом занятии прослеживаются две части:
1. Теоретическая;
2. Практическая.
Основные методы и технологии.
Выбор
технологий
и
методик
обусловлен
необходимостью
дифференциации
и
индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и
личностных качеств школьника. Основные методы и технологии:
1. Технология развивающего обучения.
2. Технология разноуровневого обучения.
3. Технология обучения в сотрудничестве.
4. Коммуникативная технология.
5. Проектная технология.
Описание места курса в учебном плане.
Программа рассчитана на 1 год. Курс изучения программы рассчитан на учащихся
6, по 34 часа в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут.
Планируемые результаты.
ФГОС второго поколения предъявляют особые требования к результатам освоения
основных общеобразовательных программ. Данные результаты структурируются в
соответствие с основными задачами общего образования, учитывающими
индивидуальные, общественные и государственные потребности. Типологически
образовательные результаты представлены следующим образом:
предметные;
метапредметные;
личностные.
Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения
значительное внимание уделяют метапредметным и личностным образовательным
результатам. Внеурочная деятельность ориентирована на работу с интересами учащихся,
развитием их личностных компетенций. Приведённые в Базисном учебном плане
направления внеурочной
деятельности
охватывают
широкий
спектр
общеобразовательных программ, формирующих мировоззрение и содействующих
социализации.
Программа организации внеурочной деятельности школьников 6 класса по
бурятскому языку является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности
содержания программ по предмету, расширяя и обогащая его. Данная программа
способствует формированию следующих универсальных учебных действий:
Личностные результаты:
1. Осознавать роль бурятского языка и речи в жизни людей.
2. Выражать свои эмоции по прочитанному тексту, стихотворению.
3. Понимать эмоциональное состояние героев.
4. Понимать смысл пословиц.
5. Составлять проекты по пройденным темам.
Метапредметные результаты:
регулятивные:
самостоятельно ставить цели, планировать пути их достижения, умение выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её
решения;
владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
познавательные:
использовать знаково-символические средства представления информации для
решения учебных и практических задач;
пользоваться логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по различным признакам,
делать выводы по прочитанным произведениям, стихотворениям;
определять тему прочитанного/ прослушанного текста, прогнозировать содержание
текста по заголовку/по ключевым словам, устанавливать логическую
последовательность основных фактов;
осуществлять информационный поиск; в том числе с помощью компьютерных
средств;
выделять, обобщать и фиксировать нужную информацию;
осознанно строить свое высказывание в соответствии с поставленной
коммуникативной задачей, а также в соответствии с грамматическими и
синтаксическими нормами языка;
решать проблемы творческого и поискового характера;
самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в классе и дома;
контролировать и оценивать результаты своей деятельности;
коммуникативные:
- готовность и способность осуществлять межкультурное общение на бурятском
языке:
- выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли в соответствии с
задачами и условиями межкультурной коммуникации;
- вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем,
владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами бурятского языка;
- адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей
позиции;
- спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое;
- уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная
инициативность);
- уметь устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и
способствовать продуктивной кооперации;
- проявлять уважительное отношение к одноклассникам, внимание к личности
другого;
- уметь адекватно реагировать на нужды других; в частности, оказывать помощь и
эмоциональную поддержку одноклассникам в процессе достижения общей цели
совместной деятельности;
Содержание занятий.
Тема 1-4. О дружбе, о дружбе народов Бурятии. Пословицы о труде.
Тема 4-11. Народные праздники. Традиции празднования Белого месяца. Знакомство со
сказкой «Тунша, или Четверо дружных». Колыбельная песня.
Тема 12-14. Сурхарбан. Беседа о традициях празднования национального праздника
«Сурхарбан». Анализ стихов о трех играх мужей. О видах состязаний спортивной игры
«Три игры мужей». Знакомство с материалом о знаменитых спортсменах Бурятии.
Тема 15-16. О народных играх бурятского народа. Знакомство с разновидностями игры
«Шагай наадан».
Тема 17-18. История праздника «Алтаргана». Беседа о традициях празднования
национального праздника «Алтаргана».
Тема 19-20. Беседа о традициях и обычаях бурятского народа.
Тема 21-32. Устное народное творчество. Знакомство с благопожеланиями. Триада.
Острословие. Ролевые игры. Решение математических загадок. Знакомство с темами
загадок. Разучивание скороговорок.
Тема 33-34. Защита проектов.
Календарно-тематическое планирование
№
урока
тема урока
кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
19
20
21
22
23
Приветствие.
Дружба.
Дружба народов Бурятии.
Пословицы о труде.
Народные праздники.
Белый месяц
Встреча гостей.
Вручение подарка.
«Тунша, или Четверо дружных».
Колыбельная песня.
Колыбельная песня.
Три игры мужей. Сурхарбан.
Борьба, скачки, стрельба из лука.
Знаменитые спортсмены.
Борьба, скачки, стрельба из лука.
Знаменитые спортсмены.
Народные игры. Шагай наадан.
Народные игры. Шагай наадан.
Алтаргана – символ бурятского
национального фестиваля.
Алтаргана – символ бурятского
национального фестиваля.
Наши обычаи.
Наши обычаи.
Благопожелания.
Благопожелания.
Устное народное творчество.
24
25
26
27
28
29
Устное народное творчество.
Триада.
Состязание острословов.
Ролевые игры.
Ролевые игры.
Математические загадки.
1
1
1
1
1
1
30
Считалки.
1
31
Загадки.
1
32
33
Скороговорки.
Проекты. Защита.
1
1
34
Проекты. Защита.
Итого:
1
34
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
из них
к/р р/р п/р
Дата
план.
факт.