Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №37» г. Улан-Удэ
СОГЛАСОВАНО
Руководитель МО учителей
лингвистического цикла
______________ М.И. Будаева
Протокол заседания МО № 1
от «30» 08 2022 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
________ Е.Б. Гребенщикова
от «30» 08 2022 г.
УТВЕРЖДЕНО
Приказ № ____
от «01» 09 2022 г.
ПРОЕКТ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Бурятский язык»
3 класс
Срок реализации 2022-2023 учебный год.
Составила: Ванжилова Б.В, учитель
бурятского языка
Улан-Удэ
2022
Пояснительная записка
Настоящая программа по бурятскому языку составлена на основе:
1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ. от
29.12.2012.
2. Приказа Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в
действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования».
3. Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ
«СОШ №37».
4. Закона Республики Бурятия «О языках народов Республики Бурятия» от 10.06.1992
№221-ХII.
5. Закона Республики Бурятия «Об образовании в Республике Бурятия» от 13.12.2013
№240-V.
6. Регионального стандарта начального и основного общего образования по бурятскому
языку как государственному языку Республики Бурятия г.Улан-Удэ 2009г;
7. Программы по бурятскому языку как государственному для 2-9-х классов
общеобразовательных школ с русским языком обучения под редакцией Содномова С.Ц.,
Дылыкова Р.С., Жамбалова Б.Д., Содномова Б.Д. г.Улан-Удэ, 2010г.
8. Школьного учебного плана МАОУ «СОШ №37» на 2022-2023 учебный год.
9. В соответствии с основными направлениями воспитательной деятельности,
определенными в разделе «Обновление воспитательного процесса с учетом современных
достижений науки и на основе отечественных традиций» Стратегии развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской
Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р).
10. Приказа Министерства просвещения России от 11.12.2020 N 712;
11. Примерной программы воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.2020 г.).
12. В соответствии с программой воспитательной работы МАОУ «СОШ № 37» г. УланУдэ.
Адресат
Программа рекомендована учащимся для обучения бурятскому языку в 3 классе
общеобразовательной школы.
Объём и сроки обучения
Программа по бурятскому языку общим объёмом 34 часа изучается в течение учебного
года, согласно Базисному учебному плана ОУ.
Роль и место дисциплины
Курс построен в соответствии с задачей воспитания коммуникативной культуры
школьников, расширения и обогащения их коммуникативного и жизненного опыта в новом
контексте общения, расширения кругозора учащихся. Современное звучание курса
ориентировано на взаимопонимание, терпимость к различиям между людьми, совместное
решение важных проблем человечества, сотрудничество и взаимодействие, в том числе и
средствами бурятского языка.
Особенности программного материала
Младший школьный возраст характеризуется большой восприимчивостью к изучению
языков, что позволяет им овладевать основами общения на новом для них языке. Обучение
бурятскому языку на начальном этапе обладает выраженной спецификой по сравнению с
последующими этапами. На первых годах обучения происходит интенсивное накопление
языковых средств, необходимых для решения достаточно широкого круга коммуникативных
задач. В дальнейшем на следующих этапах обучения учащиеся будут решать эти же задачи в
других ситуациях общения, в рамках новых тем. Однако первоначальное накопление
языковых и речевых средств происходит именно на начальном этапе.
Предлагаемая программа построена на основе УМК. С методических позиций основной
характеристикой УМК является коммуникативная направленность. При отборе и
организации учебного материала автором учитывались возрастные, психологические и
интеллектуальные особенности учащихся младшего возраста, их ценностно-ориентационные
и мотивационные характеристики.
Базой данного курса является учебник (Гунжитова Г-Х.Ц., Дашиева С.А.,
Цырендоржиева Б.Д.«Амар мэндэ-э!» 2-й год обучения»), который полностью соответствует
современным методологическим концепциям обучения, богат социокультурным
компонентом, а также предлагает новые педагогические технологии, направленные на
реализацию Государственного образовательного стандарта в практической деятельности
учителя, а также на реализацию ФГОС НОО нового поколения.
В программе предусмотрены уроки, направленные на реализацию дистанционного
обучения. Дистанционная форма обучения дает возможность учащимся ликвидировать
пробелы в знаниях или наоборот углубить свои знания в интересующих их областях.
Основные цели дистанционного обучения – дать возможность обучаемым совершенствовать,
пополнять свои знания бурятского языка. Данный вид обучения базируется на основе
передовых информационных технологий, применение которых обеспечивает быструю и
гибкую адаптацию под изменяющиеся потребности ученика.
С помощью дистанционного обучения удается решать такие педагогические задачи,
как:
расширение
возможности
пользования
электронными
библиотеками,
информационными фондами.
создание эффективного образовательного пространства;
развитие у детей критического мышления и способности конструктивно обсуждать
различные точки зрения.
Содержание образования по бурятскому языку в 3 классе, включающее дистанционное
обучение, реализуется посредством форм обучения:
участие (онлайн, офлайн) в разнообразных интернет мероприятиях (интернетфестивали, олимпиады, конкурсы, викторины и т. д.);
осуществление проектной и исследовательской деятельности;
организация дополнительного обучения по «интересам».
Применение дистанционного обучения в учебном процессе позволяет:
сделать урок наглядным, красочным, информативным;
использовать дифференцированный и личностно-ориентированный подход
к обучению;
активизировать познавательную деятельность учащегося;
повысить мотивацию учащихся к изучению предмета;
развивать мышление и творческие способности детей.
Целевая установка
Приоритет коммуникативной цели в обучении бурятскому языку, понимаемый как
направленность на достижение школьниками минимально достаточного уровня
коммуникативной компетенции. Названный уровень обеспечивается готовностью и
способностью школьников к общению на бурятском языке в устной и письменной формах в
пределах, установленных данной программой. В процессе достижения коммуникативной
цели реализуются воспитательные, развивающие функции бурятского языка как предмета.
В ходе достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
1. Освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим
школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на бурятском языке:
формирование некоторых универсальных лингвистических понятий (звук, буква, слово,
предложение, части речи, интонация и т.п.), наблюдаемых в русском и бурятском языках.
2. Формирование умения общаться на бурятском языке с учётом речевых
возможностей, потребностей и интересов младших школьников: элементарных
коммуникативных умений в говорении, развитие внимания, мышления, памяти и
воображения; мотивации к аудированию, чтению и письму.
3. Формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших
школьников, а также их общеучебных умений.
4. Развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных
спектаклей.
5. Приобщение младших школьников к новому социальному опыту за счёт различных
ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения.
Взаимосвязь коллективной и самостоятельной работы обучаемых.
При изучении курса для обучаемых предусмотрены большие возможности для
самостоятельной работы, а именно: использование знаний, требующих поиска, переработка
информации в новом виде. Освоение курса согласно требованиям ФГОС НОО предполагает
изменения роли ученика и учителя в учебном процессе относительно традиционной
парадигмы, а также учета динамики передачи ученику ответственности за собственное
учение. В ходе прохождения программы обучающиеся самостоятельно могут выбирать
уровень сложности и характер задания, выполнять исследовательские задания на разрешение
проблем.
Формы организации учебного процесса:
индивидуальная;
парная;
групповая;
коллективная.
Структура программы:
Пояснительная записка
Планируемые результаты обучения бурятскому языку
Содержание обучения бурятскому языку
Календарно - тематическое планирование
Итоговый контроль
Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью контрольной работы
(техники чтения, диктанта, итогового теста), которая включает вопросы по основным
проблемам курса.
Предполагаемый результат
- повышение практической грамотности, развитие речеведческих, коммуникативных и
культуроведческих компетенций, воспитание любви к бурятскому языку;
- формирование культуры общения, умение слушать собеседника, терпимость и
вежливость по отношению к партнерам по общению, совершенствование умения планировать
речевое поведение, повышение уровня практического владения языком, развитие
коммуникативных умений, формирование положительного отношения к языку.
Планируемые результаты обучения
бурятскому языку
Учащиеся должны знать:
основные сведения о языке, изученные во втором классе;
роль бурятского языка как государственного языка республики Бурятия, речь устная
и письменная, монолог, диалог, сфера и ситуация речевого общения;
основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официальноделового стилей, языка художественной литературы;
особенности основных жанров научного, официально-делового стилей и
разговорной речи;
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания,
рассуждения);
основные единицы языка, их признаки; основные нормы бурятского литературного
языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные);
нормы речевого этикета.
Учащиеся должны уметь:
аудирование
понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегчённых,
доступных по объёму текстов, с опорой на зрительную наглядность;
фонетика и графика
выделять в слове звуки речи;
давать им фонетическую характеристику;
различать краткие и долгие гласные; свободно пользоваться алфавитом, работая со
словарями;
разбирать слова фонетически;
лексика
употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
толковать лексическое значение известных слов и подбирать к словам синонимы и
антонимы;
опознавать эпитеты, метафоры, олицетворения как средства выразительности речи;
пользоваться толковым словарем;
словообразование
выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова (в
словах несложной структуры);
по типичным суффиксам и окончанию определять части речи и их формы;
разбирать слова по составу;
морфология
квалифицировать слово как часть речи по вопросу и общему значению;
правильно определять грамматические признаки изученных частей речи;
образовывать формы изученных частей речи в соответствии с нормами
литературного языка;
разбирать слово морфологически;
синтаксис
выделять словосочетания в предложении;
определять главное и зависимое слово;
определять вид предложения по цели высказывания, интонации, наличию или
отсутствию второстепенных членов предложения, количеству грамматических основ;
составлять простые и сложные предложения изученных видов;
разбирать простое предложение синтаксически;
орфография
находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор и
правильно писать слова с изученными орфограммами;
пунктуация
находить в предложениях места для постановки знаков препинания;
обосновывать выбор знаков препинания;
расставлять знаки препинания в предложениях в соответствии с изученными
правилами;
связная речь
определять тему и основную мысль текста, его стиль;
составлять простой план текста;
подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами
описания предметов, животных);
писать сочинения повествовательного характера;
совершенствовать содержание и языковое оформление (в соответствии с изученным
языковым материалом).
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих
способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социальнокультурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса, расширения круга используемых грамматических
средств, развития способности к самооценке;
УУД, сформированные в процессе усвоения программы
знать:
роль бурятского языка как государственного языка республики Бурятия и средства
общения;
смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; ситуация речевого
общения;
основные признаки стилей языка;
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания,
рассуждения);
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы бурятского литературного языка (орфоэпические, лексические,
грамматические, орфографические, пунктуационные) для данного периода обучения;
нормы речевого этикета;
уметь:
различать разговорную речь и другие стили;
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль
речи;
объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным
компонентом;
говорение и чтение:
участвовать в элементарном этикетном диалоге (знакомство, поздравление,
благодарность, приветствие)
расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (Хэн? (Кто?) Юун(Что?)
Хэзээ? (Когда?) Хаана? (Где?) Хайшаа? (Куда?) Хаанаhаа? (Откуда? Юундэ?(Почему?) и
отвечать на них
кратко рассказывать о себе, своей семье, друге;
составлять небольшие описания предмета, картинки (о природе, школе) по образцу;
читать вслух, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию,
доступные по объёму тексты, построенные на изученном языковом материале;
читать про себя, понимать основное содержание доступных по объёму текстов,
построенных на изученном языковом материале, пользуясь в случае необходимости
двуязычным словарём;
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему
текста);
читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее,
ознакомительное, просмотровое);
извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой
информации; свободно пользоваться словарями, справочной литературой;
письмо и письменная речь:
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
создавать тексты различных стилей и жанров (применительно к данному этапу
обучения);
осуществлять выбор и организацию языковых средств, в соответствии с темой,
целями общения;
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и
диалога (побуждение к действию, обмен мнениями);
правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы
построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические,
грамматические нормы современного бурятского литературного языка;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
соблюдать нормы бурятского речевого этикета;
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её
правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их;
совершенствовать и редактировать собственные тексты;
списывать текст, вставляя в него пропущенные слова в соответствии с контекстом;
писать краткое поздравление с опорой на образец
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
- осознания значения родного языка в жизни человека и общества;
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку,
сохранения чистоты бурятского языка как явления культуры;
- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социальнокультурных ситуациях общения;
- увеличения словарного запаса;
- расширения круга используемых грамматических средств;
- развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
Личностными результатами изучения предмета «Бурятский язык» являются
следующие умения и качества:
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи,
стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к своей республике, ее языку, культуре;
устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания
к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Бурятский язык» является
формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к
целеполаганию, включая постановку новых целей;
самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать
свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного
чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную,
подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную
информацию текста, воспринятого на слух;
пользоваться
разными
видами
чтения:
изучающим,
просмотровым,
ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст;
несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным,
детальным);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую
(составлять план, таблицу, схему);
излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато,
выборочно;
пользоваться словарями, справочниками;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический
аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и
координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения
в совместной деятельности;
уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать
решения и делать выборы;
уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в
том числе в ситуации столкновения интересов;
уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами
монолога и диалога;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Бурятский язык» является
сформированность следующих умений:
по фонетике и графике:
производить фонетический разбор слова;
соотносить звуковой облик слова с его графическим изображением;
свободно пользоваться алфавитом при работе со словарем;
не смешивать буквы и звуки;
по лексике:
пользоваться толковым словарем, словарем синонимов, антонимов;
толковать лексическое значение слова с помощью толкового словаря, через
антонимы и синонимы;
по словообразованию:
выделять основу слова;
образовывать новые слова с помощью типичных для изученных частей речи
суффиксов, с помощью приставок, приставок и суффиксов; сложения основ;
по морфологии:
различать части речи по наличию у слова определённых морфологических
признаков; указывать морфологические признаки и функцию в предложении изученных
частей речи; уметь образовывать формы изученных частей речи;
производить морфологический разбор изученных частей речи;
по синтаксису:
выделять словосочетание в предложении;
определять главное и зависимое слово;
образовывать словосочетания с именем существительным, глаголом в качестве
главного и зависимого слова;
определять вид предложения по цели высказывания, интонации;
определять грамматическую основу предложения;
определять вид предложения по количеству грамматических основ;
определять вид предложения по наличию/отсутствию второстепенных членов
предложения;
определять однородные члены;
определять вводные слова и обращения (данное умение не является обязательным,
т.к. материал вводился ознакомительно);
различать простое и сложное предложение;
производить синтаксический разбор предложения;
по орфографии
находить изученные орфограммы в словах и между словами, правильно писать слова
с изученными орфограммами;
обосновывать выбор написания;
находить и исправлять орфографические ошибки;
по пунктуации:
находить изученные типы смысловых отрезков в предложениях и тексте, правильно
оформлять предложения изученных типов и текст в соответствии с изученными
пунктуационными правилами;
обосновывать место и выбор знака препинания;
находить и исправлять пунктуационные ошибки на изученные правила;
по связной речи, чтению и работе с информацией:
читать учебно-научный текст изучающим чтением;
владеть отдельными приёмами ознакомительного чтения учебно-научного текста;
выделять в учебно-научном тексте ключевые слова, составлять план;
определять тему, основную мысль (авторский замысел) в тексте из художественного
произведения, пересказывать текст подробно и сжато;
пытаться использовать в собственной письменной речи изученные особенности
частей речи (синонимию, многозначность, антонимию), синтаксических конструкций;
последовательно развивать мысль в сочинении в соответствии с темой и замыслом, делать
абзацные отступы;
озаглавливать текст, пользуясь разными типами заголовков.
Содержание обучению бурятскому языку
Знание - драгоценность.
Слово. Предложение. Слова, обозначающие математические действия, фигуры на
бурятском языке. Изучение слов о разных языках. О своём любимом предмете.
Профессия.
Лексика по теме «Профессии». О рисовании. Танцуем с Машей. Вопрос «У тебя есть
мяч?» В гостях у Мишки. Приглашаю вас.
Жилище.
Лексика по теме «Комната». Вопрос «Где находится кошка?» Предложения по теме:
«Кухня. Пища». Пословица «У одежды есть ворот, у человека - старший». О домашней
работе.
Режим дня.
Вопрос «Сколько время?» Составления режима дня. Моя неделя. Мой план Остров
Замби. "Не шумите, пожалуйста!" Растение нашей родины. В гости к Мали.
Календарно-тематическое планирование
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
Тема урока
"А" начало алфавита.
Слово. Буква.
Предложение.
Прибавим.
Изучаем разные языки.
Вычитаем.
Говорим по-бурятски.
Фигуры: треугольник,
четырёхугольник.
Мой любимый предмет.
Контрольная работа.
Маша - врач.
Сейчас мы будем
рисовать.
Маша - фотограф.
Я рисую.
Танцуем с Машей.
У тебя есть мяч?
Контрольный тест.
В гостях у Мишки.
Приглашаю вас.
Колво
часов
Из них
Дата
к/р р/р п/р план.
Знание – драгоценность (9 часов)
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Профессия (9 часов)
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
факт.
Основные
направления
воспитательной
деятельности
Формирование у
детей представление
о бурятском языке,
положительного
отношения и интереса
к предмету.
Воспитание
уважительного
отношения друг к
другу.
Создание
положительной
мотивации к
дальнейшему
изучению тем и
ситуаций.
Жилище (9 часов)
24.
25.
26.
27.
Моя комната.
Где находится кошка?
Кухня.
Пища.
У одежды есть ворот, у
человека - старший.
Домашняя работа.
Вытери пыль!
Живите счастливо!
Контрольная работа.
28.
29.
30.
Сколько время?
Режим дня.
Моя неделя. Мой план
19.
20.
21.
22.
23.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Режим дня (7 часов)
1
1
1
Создание здорового
психологического
климата
на уроках.
Повышение
мотивации учащихся,
формирование
эстетического
чувства.
Воспитание интереса
к урокам бурятского
языка.
31.
32.
33.
34.
Остров Замби.
"Не шумите,
пожалуйста!"
Растение нашей родины.
В гости к Мали.
Контрольный тест.
Итого:
Соблюдения режима
дня.
1
1
1
1
34
1
4