Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №37» г. Улан-Удэ
СОГЛАСОВАНО
Руководитель МО учителей
математики
______________ Г.М. Конева
Протокол заседания МО № 1
от «30» 08 2022 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
________ А.П. Хаданова
от «30» 08 2022 г.
УТВЕРЖДЕНО
Приказ № ____
от «01» 09 2022 г.
ПРОЕКТ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Алгебра»
7 класс
Срок реализации 2022-2023 учебный год.
Составили: Малыгина Е.В., Будаина Т.А.,
учителя математики
Улан-Удэ
2022
Пояснительная записка
Рабочая программа по алгебре для обучающихся 7 класса основной общеобразовательной
школы составлена на основе:
1.
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ. от
29.12.2012.
2.
Федерального компонента Государственного образовательного стандарта (Приказ
МО от 05. 03.2004 №1089).
3.
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004
№ 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных
планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих
программы общего образования».
4.
Примерной программы для общеобразовательных учреждений по математике.
5.
Основной образовательной программы среднего общего образования МАОУ
«СОШ №37».
6.
Школьного учебного плана МАОУ «СОШ №37» на 2022-2023 учебный год.
Адресат.
Программа рекомендована учащимся для обучения математике в 7 классе
общеобразовательной школы.
Объем и сроки обучения.
Программа по математике общим объемом 102 часов (3ч. в неделю) изучается в течение
учебного года согласно Базисного плана ОУ.
Роль и место дисциплины.
Курс входит в число дисциплин, включенных в учебный план для образовательных
учреждений РФ, особое место данного курса обусловлено необходимостью формирование
представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники,
средства моделирования явлений и процессов. .
Особенности программного материала.
Курс алгебры 7 класса является фундаментом для математического образования и
развития школьников, доминирующей функцией при его изучении в этом возрасте является
интеллектуальное развитие учащихся. Курс построен на взвешенном соотношении новых и
ранее усвоенных знаний, обязательных и дополнительных тем для изучения, а также учитывает
возрастные и индивидуальные особенности усвоения знаний учащимися.
Практическая значимость школьного курса алгебры 7 класса состоит в том, что предметом
её изучения являются пространственные формы и количественные отношения реального мира.
В современном обществе математическая подготовка необходима каждому человеку, так как
математика присутствует во всех сферах человеческой деятельности.
Математика является одним из опорных школьных предметов. Математические знания и
умения необходимы для изучения алгебры и геометрии в 7-9 классах, а также для изучения
смежных дисциплин.
Обучение математике даёт возможность школьникам научиться планировать свою
деятельность, критически оценивать её, принимать самостоятельные решения, отстаивать свои
взгляды и убеждения.
В процессе изучения математики школьники учатся излагать свои мысли ясно и
исчерпывающе, приобретают навыки чёткого и грамотного выполнения математических
записей, при этом использование математического языка позволяет развивать у учащихся
грамотную устную и письменную речь.
Знакомство с историей развития математики как науки формирует у учащихся
представления о математике как части общечеловеческой культуры.
Значительное внимание в изложении теоретического материала курса уделяется его
мотивации, раскрытию сути основных понятий, идей, методов. Обучение построено на базе
теории развивающего обучения, что достигается особенностями изложения теоретического
материала и упражнениями на сравнение, анализ, выделение главного, установление связей,
классификацию, обобщение и систематизацию. Особо акцентируются содержательное
раскрытие математических понятий, толкование сущности математических методов и области
их применения, демонстрация возможностей применения теоретических знаний для решения
задач прикладного характера, например, решения текстовых задач, денежных и процентных
расчётов, умение пользоваться количественной информацией, представленной в различных
формах.
Осознание общего, существенного является основной базой для решения упражнений.
Важно приводить детальные пояснения к решению типовых упражнений. Этим раскрывается
суть метода, подхода, предлагается алгоритм или эвристическая схема решения упражнений
определённого типа.
Предлагамая программа построена на основе УМК:
• Алгебра: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г.
Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С.Якир. – М.: Вентана–Граф, 2017.
• Алгебра: 7 класс: дидактические материалы: сборник задач и контрольных работ/ А.Г.
Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – М.: Вентана–Граф, 2017.
• Алгебра: 7 класс: методическое пособие / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. –
М.: Вентана–Граф, 2017.
• Алгебра: 7 класс: рабочая тетрадь/ А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – М.:
Вентана–Граф, 2017.
• Интернет-ресурс:http://www.pcmath.ru.
Базой данного курса является учебник, который полностью соответствует современным
методологическим концепциям обучения, предлагает новые педагогические технологии,
направленные на реализацию Государственного образовательного стандарта в практической
деятельности учителя.
Курс может использоваться и в качестве дистанционных занятий. В программе
предусмотрены уроки, направленные на реализацию дистанционного обучения. Дистанционное
обучение в настоящее время может рассматриваться как инновационная форма обучения,
которая позволяет получать знания через интернет под контролем учителя.
Цель дистанционного обучения – предоставить ученикам элементы универсального
образования, которые позволят им эффективно адаптироваться к изменяющимся социальноэкономическим условиям и успешно интегрироваться в современное общество. Данный вид
обучения базируется на основе передовых информационных технологий, применение которых
обеспечивает быструю и гибкую адаптацию под изменяющиеся потребности ученика.
С помощью дистанционного обучения удается решать такие педагогические задачи, как:
• формирование у учеников познавательной самостоятельности и активности;
• создание эффективного образовательного пространства;
• развитие у детей критического мышления и способности конструктивно обсуждать
различные точки зрения.
Содержание образования,
посредством форм обучения
включающее
дистанционное
обучение,
реализуется
• участие (онлайн, офлайн) в разнообразных интернет мероприятиях (интернетфестивали, олимпиады, конкурсы, викторины и т. д.);
• подготовка к экзаменам;
• осуществление проектной и исследовательской деятельности;
• организация дополнительного обучения по «интересам».
Применение дистанционного обучения в учебном процессе позволяет:
• сделать урок наглядным, красочным, информативным;
• использовать дифференцированный и личностно-ориентированный подход к обучению;
• активизировать познавательную деятельность учащегося;
• повысить мотивацию учащихся к изучению предмета;
• развивать мышление и творческие способности детей.
Информационные средства:
• мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания по основным
разделам курса математики;
• инструментальная среда по математике.
Техническое обеспечение:
1. Персональный компьютер, подключенный к интернету.
2. Сканер.
3. Микрофон, наушники или колонки.
Интернет – ресурсы: Сайты для учащихся:
1. Интерактивный
учебник. Алгебра 7 класс.
Правила,
задачи, примеры
https://schoolassistant.ru/?class=7_algebra
2. Энциклопедия для детей http://the800.info/yentsiklopediya-dlya-detey-matematika
3. Энциклопедия по
математике http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/matematika/MATEMATIKA.html
4. Справочник по математике для школьников https://may.alleng.org/d/math/math520.htm
5. Математика он-лайнhttp://uchit.rastu.ruСайты для учителя:
1.
Педсовет, математика http://pedsovet.su/load/135
2. Учительский портал. Математика http://www.uchportal.ru/load/28
3. Уроки.
Нет.
Для
учителя
математики,
алгебры,
геометрии
http://www.uroki.net/docmat.htm
4. Видеоуроки по математике – 7 класс , UROKIMATEMAIKI.RU ( Игорь Жаборовский )
5. Электронный учебник
6. "Математика. 5-7 классы. Таблицытренажеры"https://adminlibrary.moy.su/news/matematika_5_7_klassy_tablicy_trenazhery_svetl
ana_tokareva/2017-08-25-64
7.
Тренажер по математике. Издательство « Экзамен»
8. Я иду на урок математики (методические разработки).- Режим доступа:
www.festival.1september.ru
9. Единая
коллекция
образовательных
ресурсов.
Режим
доступа:
http://schoolcollection.edu.ru/
10. Федеральный центр информационно – образовательных ресурсов . – Режим доступа:
http://fcior.edu.ru/
Цели изучения учебного предмета
Изучение математики направлено на достижение следующих целей:
• интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для
полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности:
ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления,
элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к
преодолению трудностей;
• формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка
науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
• воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой
культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Содержание образования по математике в 6 классе определяет следующие задачи:
• развить представления о натуральном числе, десятичной и обыкновенной дроби и роли
вычислений в человеческой практике;
• сформировать практические навыки выполнения устных, письменных вычислений,
развить вычислительную культуру;
• развить представления об изучаемых понятиях: уравнение, координаты и координатная
прямая, процент, упрощение буквенных выражений, угол и треугольник, формула и методах
решения текстовых задач как важнейших средствах математического моделирования реальных
процессов и явлений;
• получить представление о статистических закономерностях и различных способах их
изучения, об особенностях прогнозов , носящих вероятностный характер;
• развить логическое мышление и речь-умение логически обосновывать суждения,
проводить несложные систематизации, проводить примеры, использовать словесный и
символический языки математики для иллюстрации, аргументации и доказательства.
Форма организации образовательного процесса:
индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные.
На уроках используются такие формы занятий как:
практические занятия; тренинг, консультация;
Технологии, используемые в обучении:
– технологии полного усвоения;
– технологии обучения на основе решения задач;
– технологии обучения на основе схематичных и знаковых моделей; – технология
развивающего обучения – технологии проблемного обучения.
Основные виды контроля:
Текущий и итоговый контроль проводится в форме контрольных работ, рассчитанных на
45 минут, тестов и самостоятельных работ на 15 – 20 минут с дифференцированным
оцениванием. Текущий контроль проводится с целью проверки усвоения изучаемого и
проверяемого программного материала; содержание определяются учителем с учетом степени
сложности изучаемого материала, а также особенностей обучающихся класса.
Итоговые контрольные работы проводятся:
- после изучения наиболее значимых тем программы, - в конце учебной четверти.
Взаимосвязь коллективной и самостоятельной работы.
При изучении курса для обучаемых предусмотрены большие возможности для
самостоятельной работы, а именно использование заданий, требующих поиска, переработки и
представления информации в новом виде. Освоение курса предполагает изменения роли
ученика и учителя в учебном процессе относительно традиционной парадигмы, а также учета
динамики передачи ученику ответственности за собственное учение. В ходе прохождения
программы, обучающиеся самостоятельно смогут выбирать уровень сложности и характер
задания, роль и характер участия в групповой работе, выполнять исследовательские задания на
разрешение проблем и проектные работы.
Итоговый контроль.
Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью контрольной работы,
которая включает вопросы по основным проблемам курса.
Предполагаемый результат.
Приобретение математических знаний и умений, развитие коммуникативных,
рефлексивных, личностного саморазвития, ценностно-ориентационных и смыслопоисковых
компетенций, воспитание культуры личности
Планируемые результаты изучения алгебры в 7 классе
Изучение математики способствует формированию у учащихся личностных,
метапредметныхи предметных результатов обучения, соответствующих требованиям
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Личностные результаты:
1)
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
2)
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3)
осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с
учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного
отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
4)
умение контролировать процесс и результат учебной и математической
деятельности;
5)
критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении
математических задач.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
1)
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий
в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
2)
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
3)
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
4)
развитие
компетентности
в
области
использования
информационно-коммуникационных технологий;
5)
первоначальные представления об идеях и о методах математики как об
универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
6)
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других
дисциплинах, в окружающей жизни;
7)
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для
решения математических проблем, и представлять её в понятной форме, принимать решение в
условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;
8)
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики,
таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
9)
умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их
проверки;
10)
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в
соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные результаты
1)
осознание значения математики для повседневной жизни человека;
2)
представление о математической науке как сфере математической деятельности,
об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
3)
развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать,
извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением
математической
терминологии
и
символики, проводить
классификации, логические обоснования;
4)
владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
5)
систематические знания о функциях и их свойствах;
6)
практически значимые математические умения и навыки, их применение к
решению математических и нематематических задач предполагающее умения:
7)
выполнять вычисления с действительными числами;
8)
решать уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств;
9)
решать текстовые задачи арифметическим способом, с помощью составления и
решения уравнений, систем уравнений и неравенств;
10)
использовать алгебраический язык для описания предметов окружающего мира и
создания соответствующих математических моделей;
11)
проверить практические расчёты: вычисления с процентами, вычисления с
числовыми последовательностями, вычисления статистических характеристик, выполнение
приближённых вычислений;
12)
выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
13)
выполнять операции над множествами;
14)
исследовать функции и строить их графики;
15)
читать и использовать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы
(столбчатой или круговой);
16)
решать простейшие комбинаторные задачи.
Содержание курса алгебра 7 класса
Алгебраические выражения
Выражение с переменными. Значение выражения с переменными. Допустимые значения
переменных. Тождества. Тождественные преобразования алгебраических выражений.
Доказательство тождеств.
Степень с натуральным показателем и её свойства. Одночлены. Одночлен стандартного
вида. Степень одночлена Многочлены. Многочлен стандартного вида. Степень многочлена.
Сложение, вычитание и умножение многочленов Формулы сокращённого умножения: квадрат
суммы и квадрат разности двух выражений, произведение разности суммы двух выражений.
Разложение многочлена на множители. Вынесение общего множителя за скобки. Метод
группировки. Разность квадратов двух выражений. Сумм и разность кубов двух выражений.
Уравнения
Уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Равносильные уравнения. Свойства
уравнений с одной переменной. Уравнение как математическая модель реальной ситуации.
Линейное уравнение. Рациональные уравнения. Решение рациональных уравнений,
сводящихся к линейным. Решение текстовых задач с помощью рациональных уравнений.
Уравнение с двумя переменными. График уравнения с двумя переменными. Линейное
уравнение с двумя переменными и его график.
Системы уравнений с двумя переменными. Графический метод решения системы
уравнений с двумя переменными. Решение систем уравнений методом подстановки и сложения.
Система двух уравнений с двумя переменными как модель реальной ситуации.
Функции
Числовые функции
Функциональные зависимости между величинами. Понятие функции. Функция как
математическая модель реального процесса. Область определения и область значения функции.
Способы задания функции. График функции. Линейная функция, ее свойства и графики.
Календарно-тематический план по математике Алгебра 7 класс.
№
Номер
Наименование разделов и тем
п/
урока
п
Повторение
и
систематизация
учебного
материала
Глава 1. Линейное уравнение с одной переменной
1
2
7-9
10-12
3
13-16
17
18
Введение в алгебру
Линейное уравнение с одной
переменной
Решение задач с помощью уравнений
Повторение и систематизация
учебного материала
Контрольная работа № 1
Глава 2. Целые выражения
4 19-20
Тождественно равные выражения.
Тождества
5 21-23
Степень с натуральным показателем
6 24-26
Свойства степени с натуральным
показателем
7 27-28
Одночлены
8 29
Многочлены
9 30-31
Сложение и вычитание многочленов
32
Повторение и систематизация
учебного материала
33
Контрольная работа № 2
10 34-37
Умножение одночлена на многочлен
11 38-41
Умножение многочлена на многочлен
12 42-44
Разложение многочленов на
множители.
Вынесение общего множителя за
скобки
13 45-47
Разложение многочленов на
множители. Метод группировки
48
Контрольная работа № 3
14 49-51
Произведение разности и суммы двух
выражений
15 52-53
Разность квадратов двух выражений
16 54-56
Квадрат суммы и квадрат разности
двух выражений
17 57-59
Преобразование многочлена в квадрат
суммы или разности двух выражений
60
Повторение и систематизация
учебного материала
61
Контрольная работа № 4
18 62-63
Сумма и разность кубов двух
выражений
19 64-66
Применение различных способов
Всего
часов
к/р
Основные направления
воспитательной деятельности
Воспитание у учащихся
устойчивого интереса к
изучению математики,
творческого отношения к
учебной деятельности
математического характера
6
1
2
3
3
4
1
1
50
- формирование качеств личности,
обеспечивающих социальную
мобильность, способность
принимать самостоятельные
решения;
2
3
3
2
1
2
1
1
4
4
3
3
1
3
2
3
3
1
1
2
3
- формирование привычки к
самопроверке,
подчинения
своих действий поставленной
задаче,
доведения
начатой
работы до конца.
разложения многочлена на множители
67
Повторение и систематизация
учебного материала
68
Контрольная работа № 5
Глава 3. Функции
20 69-70
Связи между величинами. Функция
21 71-72
Способы задания функции
22 73-74
График функции
23 75-78
Линейная функция, её график и
свойства
79
Повторение и систематизация
учебного материала
80
Контрольная работа № 6
Глава 4. Системы линейных уравнений с
переменными
24 81-82
Уравнения с двумя переменными
25 83-85
Линейное уравнение с двумя
переменными и его график
26 86-88
Системы уравнений с двумя
переменными. Графический метод
решения системы двух линейных
уравнений с двумя переменными
27 89-90
Решение систем линейных уравнений
методом подстановки
28 91-93
Решение систем линейных уравнений
методом сложения
29 94-96
Решение задач с помощью систем
линейных уравнений
97
Повторение и систематизация
учебного материала
98
Контрольная работа № 7
Повторение и систематизация учебного материала
99-101 Упражнения для повторения курса 7
класса
102
Итоговая контрольная работа
Итого - 102
1
1
12
2
2
2
4
-развитие у обучающихся умения
использовать различные языки
математики (словесный,
символический, графический)
1
- воспитание аккуратности
при построении графиков
функций
1
двумя 18
- формирование понимания
уравнения как важнейшей
математической модели для
описания и изучения
разнообразных реальных
ситуаций;
2
3
3
2
3
3
1
1
4
3
1