Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №37» г. Улан-Удэ
СОГЛАСОВАНО
Руководитель МО учителей
русского языка и литературы
______________ С.С. Арбаева
Протокол заседания МО № 1
от «__» 08 2022 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
________ Л.Н. Буяева
от «__» 08 2022 г.
УТВЕРЖДЕНО
Приказ № ____
от «» 09 2022 г.
ПРОЕКТ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Русский язык»
11 класс
Срок реализации 2022-2023 учебный год.
Составила: Буяева Л.Н., учитель
русского языка и литературы
Улан-Удэ
2022
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 11 класса составлена на основе:
1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ. от
29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов
Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ).
3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г.
№ 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015
г. № 1577).
4. Письма Минобрнауки от 09.10.2017 № ТС-945/08.
5. Примерной программы по учебному предмету «Родная русская литература» для
образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования.
6. Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ «СОШ
№37».
7. Школьного учебного плана МАОУ «СОШ №37» на 2022-2023 учебный год.
8. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством
образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных
учреждениях на 2022-2023 учебный год;
9. Примерной программы основного образования по русскому языку к учебнику для 10-11
классов на основе авторской программы курса «Русский язык. 10-11 классы» (Авторы Гольцова
Н.Г., И.В. Шамшин, М.А.Мищерина).
Календарно-тематическое планирование составлено с учетом программы воспитания на
основании следующих документов:
1. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р).
2. Приказа Министерства просвещения России от 11.12.2020 N 712;
3. Рабочей программы воспитания МАОУ «СОШ № 37».
Адресат
Программа рекомендована учащимся для обучения русскому языку в 11 классе
общеобразовательной школы.
Объем и сроки обучения
Программа по русскому языку общим объемом 34 часа изучается в течение учебного года
согласно Базисному учебному плану ОУ.
Роль и место дисциплины
Курс входит в число дисциплин, включенных в учебный план для общеобразовательных
учреждений РФ. Особое место данного курса обусловлено необходимостью формирования
представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о
языке как основе национального самосознания. Изучение данного курса тесно связано с такими
дисциплинами, как литература, история России. Изменения в общественных отношениях и
средствах коммуникации, происходящие в России, требуют повышения коммуникационной
компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки. В связи с этим в
языковом образовании значительно повышается статус предмета «Русский язык».
Особенности программного материала
Рабочая программа составлена на основе требований образовательных стандартов и на
основе авторской программы курса «Русский язык. 10-11 классы» (Авторы Гольцова Н.Г., И.В.
Шамшин, М.А.Мищерина)-3-е изд. - М: - ООО «ТИД «Русское слово – РС», - 2018-2021 к
учебнику Русский язык. 10 – 11 классы: учебник для общеобразовательных
учреждений/Н.Г.Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мещерина. – 3-е изд. – М.: ООО «ТИД
«Русское слово – РС», 2018-2021. Разделы учебника позволяют осознать русский язык в
единстве его уровней (как систему). В учебнике представлены все уровни и сферы
функционирования языка, теория сочетается с практикой. Наряду с повторением и обобщением
включены дополнительные сведения углублённого, развивающего характера. Продуманы
построение параграфов, система вопросов, сформулированы задания для самостоятельной
работы. Практические задания доступны восприятию учащихся, позволяют успешно работать с
учащимися разного уровня подготовки. Большое количество упражнений способствует
выработке орфографической и пунктуационной зоркости, а подборка текстов разных жанров и
стилей позволяет разнообразить формы и виды работы учащихся, способствует
дифференциации и индивидуализации на уроке. Все это делает возможным использование
учебника при подготовке учащихся к ЕГЭ.
Учебник в полной мере отражает компетентностный подход в обучении. Большое внимание
отводится повторению грамматических вопросов на практическом уровне. Параллельно
продолжается работа по совершенствованию речевого, орфографического и пунктуационного
оформления текста. Почти каждое упражнение нацелено на продуктивную деятельность
учащихся ("аргументируйте...", "мотивируйте ответ..." и т.д.)
В учебник включены тексты различных стилей, жанров, что способствует развитию речи
учащихся.
Предусмотрены
задания
творческого
характера,
самостоятельные,
исследовательские работы. Данный учебник воспитывает бережное отношение к русскому
языку, содействует сохранению его самобытности, богатства и чистоты.
Особый акцент в программе сделан на использование коллективных дискуссий, проектную,
групповую и парную работу, что является очевидным признаком соответствия современным
требованиям к организации учебного процесса. Программа ориентирована на применение
широкого комплекса медиасредств, технических средств и справочной литературы.
Обновление содержания образования и воспитания предполагает учет национальных,
региональных социокультурных особенностей. Отобранные тексты, и составленные задания к
ним по разделам русского языка на этнокультурном материале, отрывках из художественных,
публицистических произведений бурятских писателей, позволяют формировать не только
комплекс необходимых знаний, но и культурологическую компетентность.
Изучение материалов Государственного образовательного стандарта и данного учебника
показало, что объем и качественное представление материала не входит в противоречие с
типовой государственной программой.
В программе предусмотрены уроки, направленные на реализацию дистанционного
обучения. Дистанционное обучение в настоящее время рассматривается как инновационная
форма обучения, которая позволяет получать знания через интернет под контролем учителя.
Цель данного обучения – предоставить ученикам элементы универсального образования,
которые позволят эффективно адаптироваться в современных условиях общества, так как
дистанционное обучение базируется на основе передовых информационных технологиях.
С помощью дистанционного обучения удается решать такие педагогические задачи, как:
создание эффективного образовательного пространства;
формирование познавательной самостоятельности и активности;
развивать у учащихся критическое мышление, умение отстаивать свою точку зрения;
конструктивно обсуждать различные точки зрения.
Содержание образования по русскому языку в 11 классе, включающее дистанционное
обучение, реализуется посредством форм обучения:
участие (онлайн, офлайн) в разнообразных интернет мероприятиях;
подготовка к ЕГЭ;
осуществление проектной и исследовательской деятельности;
подготовка к олимпиадам;
подготовка к различным конкурсам по предмету.
Дистанционное обучение позволяет:
использовать дифференцированный и личностно - ориентированный подход к обучению;
повысить мотивацию к изучению предмета;
развивать творческий подход к изучению предмета;
активизировать познавательную деятельность.
Для реализации ДО выбраны платформы Учи. ру, Zoom, для выполнения заданий –
интерактивная тетрадь.
Целевая установка
Таким образом, целью прохождения настоящего курса является:
• дальнейшее развитие универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных
и коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими
основу умения учиться и межпредметными понятиями;
усвоение знаний о языке в соответствии с обязательным минимумом содержания среднего
(полного) общего образования;
•
содействие формированию умения проектировать собственную деятельность;
• создание условий для анализа ситуации и принятия решений, представления и
оценивания результатов, а также корректировки собственной деятельности;
• формирование целостного представления о гуманистических ценностях и нормах
поведения.
В ходе достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
• углублять и расширять представления о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
• развивать диалогическую и монологическую устную и письменную речь;
• развивать коммуникативные умения, нравственные и эстетические чувства, способность
к творческой деятельности;
• развивать ключевые компетенции, составляющие основу умения учиться;
• создать основу для мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловой установки
обучающихся, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции,
личностные качества;
• продолжить формирование основы гражданской идентичности.
Формы организации учебного процесса
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, уроков-лекций,
практических занятий, семинаров, экскурсий, конференции, диспутов.
Взаимосвязь коллективной (аудиторной) и самостоятельной работы обучаемых
При изучении курса для обучаемых предусмотрены возможности для самостоятельной
работы, а именно использование заданий, требующих поиска, переработки и представления
информации в новом виде. Освоение курса предполагает изменения роли ученика и учителя в
учебном процессе относительно традиционной парадигмы, а также учета динамики передачи
ученику ответственности за собственное учение. В ходе прохождения программы обучающиеся
самостоятельно могут выбирать уровень сложности и характер задания, роль и характер
участия в групповой работе, выполнять исследовательские задания на разрешение проблем и
проектные работы.
Структура программы
Программа по русскому языку для 11 класса включает следующие разделы (темы):
Повторение изученного.
Орфография.
Синтаксис и пунктуация.
Культура речи. Стилистика.
Итоговый контроль
Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью контрольных работ (зачета,
диктанта, сочинения, итогового теста, экзамена), которые включают вопросы по основным
проблемам курса.
Предполагаемый результат:
Личностными результатами освоения программы по русскому языку являются:
1.понимание русского языка как одной из основных национально – культурных ценностей
русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих
способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе школьного образования;
2. осознание эстетической ценности русского языка, гордость за него, потребность
сохранения чистоты языка, стремление к речевому совершенствованию;
3.достаточный объем словарного запаса и усвоение грамматических средств для свободного
выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.
Метапредметными результатами освоения программы по русскому языку являются:
1. владение всеми видами речевой деятельности:
адекватного понимания устного и письменного сообщения;
свободно извлекать информацию из различных источников, пользоваться словарями
различных типов, справочной литературой;
умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию,
сохранению и передаче информации.
Умение создать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров.
2. применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни.
3. коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе
речевого общения.
Предметными результатами освоения программы по русскому языку являются:
• повышение практической грамотности обучающихся;
• развитие учебно-познавательных, речеведческих, коммуникативных, культуроведческих
компетенций;
• воспитание любви к русскому языку.
Учебно – тематический план
по русскому языку
№
1
2
3
4-5
6
7
8-9
10
11
1213
14
1718
1516
17
18
19
2021
22
23
24-
Наименование
разделов, тем
Всего
часов
Слово о русском языке
Повторение
изученного
Принципы русской
орфографии
Правописание
безударных гласных в
корне слова
Контрольный диктант.
Употребление гласных
после шипящих иУ
Правописание приставок
О сочинении по
проблеме текста.
Правописание Ь иЪ
НЕ и НИ с разными
частями речи
Контрольный тест
Н и НН в различных
частях речи
Слитное, дефисное и
раздельное написание
слов
Автор и авторская
позиция в тексте.
Синтаксис и
пунктуация
Словосочетание
Предложение.
Классификация
предложений
Простое предложение.
Виды предложений по
структуре.
Простое осложнённое
предложение с
однородными членами
предложения.
Знаки препинания при
обобщающих словах.
Обособленные и
1
В том числе на:
лабор.
и
конт разви
практ
р.раб
тие
ич
оты
речи
работ
ы
план
и
руем
ая
факт
и
ческа
я
Основные
направления
воспитательной
деятельности
Воспитание
интереса, уважения к
русскому языку,
культурному
наследию
многонационального
народа России.
1
2
1
Дата
1
1
2
1
1
1
2
1
1
Воспитание интереса
к познанию родного
языка, истории,
культуры своего
народа, своего края,
других народов
России, Российской
Федерации.
3
1
1
13
1
1
2
1
1
2
1
Ориентирование на
традиционные
духовные ценности и
моральные нормы
народов России,
российского
общества в
ситуациях
нравственного
выбора.
Воспитание
активного неприятия
аморальных,
асоциальных
поступков,
поведения.
25
26
27
28
29
30
3132
33
3435,
3637
3839
4041
4243
4445
46
4748
4950
51
52
53
54
5556
57
необособленные члены
предложения
Контрольный тест
Анализ работ.
Уточняющие члены
предложения.
Пояснительные и
присоединительные
члены предложения.
Неполное предложение.
Тире в неполном
предложении.
Слова и конструкции,
грамматически не
связанные с
предложением
Контрольная работа в
формате ЕГЭ.
Сложное предложение.
Знаки препинания в
сложносочинённом
предложении
Общий второстепенный
член предложения.
Сложноподчинённое
предложение
Виды придаточных
предложений.
Сложноподчинённые
предложения с
несколькими
придаточными
предложениями.
Бессоюзное сложное
предложение
Знаки препинания в
бессоюзных сложных
предложениях.
Контрольный тест в
формате ЕГЭ. Анализ
выполненных работ.
Период. Знаки
препинания в периоде.
Сложное синтаксически
целое и абзац.
Синонимия разных типов
сложного предложения.
Подготовка к сочинению
по проблеме текста.
Сочинение по проблеме
текста.
Анализ работ.
1
1
1
Воспитание
личности, знающего
язык, культуру
своего народа,
своего края, основы
культурного
наследия народов
России и
человечества;
испытывающего
чувство уважения к
русскому и родному
языку, литературе,
культурному
наследию
многонационального
народа России.
1
1
1
2
1
1
4
2
2
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
2
1
2
Ориентирование
в
деятельности
на
систему
научных
представлений
о
закономерностях
развития человека,
природы и общества,
взаимосвязях
человека
с
природной
и
социальной средой.
Развитие
личных
навыков
использования
различных средств
познания,
накопления знаний о
мире
(языковая,
читательская
культура,
деятельность
в
информационной,
цифровой среде).
Воспитание интереса
к познанию родного
языка, истории,
культуры своего
народа, своего края,
58- Способы передачи чужой
59 речи.
60 Сочетание знаков
препинания.
61 Факультативные знаки
препинания.
62- Культура речи.
64 Стилистика
65 Контрольный тест в
формате ЕГЭ.
.66 Работа над ошибками
67- Повторение и обобщение
68 изученного.
Итого
других народов
России, Российской
Федерации.
2
1
- Воспитание
сознательного
отношения к языку
как явлению
культуры,
основному средству
общения и
получения знаний.
1
3
1
1
1
2
68
6
5
Учебно-методическое обеспечение
1. Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина. Русский язык. 10-11
классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М., ООО «Русское
слово – РС», 2018-2020г.г.
2. Н.Н.Будникова, Н.И.Дмитриева, Т.Г.Холявина «Поурочные
разработки по русскому языку: 10-11кл.» - М., ВАКО, 2020г.
3. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки:
учебно-методическое пособие /Н.А.Сенина – Ростов-на-Дону «Легион»,
2020г.
4. Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ: 2020 – М.,
:АСТ Астрель, 2020г.
5. ЕГЭ 2020.Русский язык. Типовые тесты задания / Л.И.Пучкова – М.,
«Экзамен», 2020
6. В.И.Капинос, Л.И.Пучкова, И.П.Цыбулько ЕГЭ 2020.Русский язык.
Универсальные материалы для подготовки учащихся/ФИПИ – М.,
Интеллект-Центр, 2020г.
Интернет – ресурсы:
Информационные источники Интернета:
•
http:// eoreduru – Федеральный центр информационнообразовательных ресурсов.
•
http //ww /ict.ru/ - Информационно-коммуникационные
технологии в образовании.
Образовательные сайты:
•
www.mon.gov.ru
–
Официальный
сайт
Министерства
образования и науки РФ.
•
www.fipi.ru – ФИПИ – Федеральный институт педагогических
измерений.
•
http://www.schooi.edu.ru/ Российский образовательный портал.
•
http://www.philology.ru./default.htm/ Российский филологический
портал
•
http://som.fio.ru/ - Сетевое объединение методистов.
•
http://pedsovet.org - Всероссийский Интернет-педсовет.
•
http:/www.gramota.ru - сайт специализируется на материалах
русского языка.
•
http://mlis.ru - методико-литературный Интернет-сервис