Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №37» г. Улан-Удэ
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО учителей
русского языка и литературы
______________ С.С. Арбаева
Протокол заседания МО № 1
от «__» 08 2022 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
________ Л.Н. Буяева
«__» 08 2022 г.
УТВЕРЖДЕНО
Приказ № ____
от «____» 09 2022 г.
ПРОЕКТ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Литература»
9 класс
Срок реализации 2022-2023 учебный год.
Составила: Жамьянова О.И., учитель
русского языка и литературы
Улан-Удэ
2022
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе:
1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ.
от 29.12.2012.
2. Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17.12.2010 №1897.
3. Примерной программы основного образования по литературе для 5-11 классов
под редакцией Т.Ф. Курдюмовой и учебнику «Литература» для 9 класса под
редакцией Т.Ф. Курдюмовой;
4. Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ
«СОШ №37».
5. Школьного учебного плана МАОУ «СОШ №37» на 2022-2023 учебный год.
Календарно-тематическое планирование составлено с учетом программы
воспитания на основании следующих документов:
1. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года №
996-р).
2. Приказа Министерства просвещения России от 11.12.2020 N 712;
3. Рабочей программы воспитания МАОУ «СОШ № 37».
Адресат
Программа рекомендована для обучения литературе учащихся 9 класса
общеобразовательной школы.
Объём и сроки обучения
Программа по литературе рассчитана на 102 часа, изучается в течение учебного
года согласно Базисному учебному плану образовательного учреждения.
Роль и место дисциплины
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных
учреждений РФ предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного
общего образования. Курс входит в число дисциплин, включенных в учебный план для
образовательных учреждений РФ. Его особое место обусловлено тем, что литература как
один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует
формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина,
патриота. Общение школьников с произведениями русских и зарубежных писателей необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями.
Особенности программного материала
Программа построена с учётом принципов системности, научности, доступности, а
также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Её
специфика обусловлена возрастными и психологическими особенностями учащихся,
основана на принципах индивидуализации и дифференциации материала.
Предлагаемая программа построена на основе УМК под редакцией
Т.Ф.Курдюмовой, рекомендованного Департаментом общего среднего образования МО
РФ и реализованная в учебнике-хрестоматии «Литература. 9 класс» под ред. Т. Ф.
Курдюмовой.
Некоторые разделы программы завершаются итоговой письменной работой, целью
которой является развитие творческих и речевых способностей учащихся, целостное
осмысление произведения на новом уровне, формирование умения интерпретации
художественного текста.
Программу отличает от других прежде всего выбор произведений для изучения и
самостоятельного чтения. Основу программы составляют классические произведения
русской и зарубежной литературы.
Дистанционное обучение в настоящее время может рассматриваться как
инновационная форма обучения, которая позволяет получать знания через интернет под
контролем учителя.
На основании п.2 ст.16 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об
образовании в РФ» организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе
применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при
реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Цель дистанционного обучения – предоставить ученикам элементы универсального
образования, которые позволят им эффективно адаптироваться к изменяющимся
социально-экономическим условиям и успешно интегрироваться в современное общество.
Данный вид обучения базируется на основе передовых информационных технологий,
применение которых обеспечивает быструю и гибкую адаптацию под изменяющиеся
потребности ученика.
С помощью дистанционного обучения по литературеудается решать такие
педагогические задачи, как:
• формирование у учеников познавательной самостоятельности и активности;
•создание эффективного образовательного пространства с использованием
дистанционных технологий, где учащиеся могут воспользоваться лучшими
дидактическими и методическими материалами по всем темам с учётом ФГОС;
• развитие у детей критического мышления и способности конструктивно
обсуждать различные точки зрения.
Содержание образования по литературе в 9 классе, включающее дистанционное
обучение, реализуется посредством форм обучения: участие (онлайн, офлайн) в
разнообразных интернет мероприятиях (интернет-фестивали, олимпиады, конкурсы,
викторины, видеоуроки, задания для самопроверки, тесты, интерактивные сценарии
уроков и т. д.);
подготовка к контрольным работам, тестам;
осуществление проектной и исследовательской деятельности;
организация дополнительного обучения по«интересам».
Применение дистанционного обучения в учебном процессе позволяет:
сделать урок наглядным, красочным, информативным;
использовать дифференцированный и личностно-ориентированный подход к
обучению, при этом осуществляя мгновенную обратную связь с обучающимся;
активизировать познавательную деятельность учащегося, организуя проверку на
знание прочитанного текста с помощью составленного учителем теста;
повысить мотивацию учащихся к изучению предмета и выстроить их
индивидуальную образовательную траекторию;
развивать мышление и творческие способности детей.
Целевая установка
Целью прохождения настоящего курса является:
- Воспитание духовно развитой личности;
- Развитие эмоционального восприятия художественного текста;
- Освоение текстов художественных произведений в единстве формы
и
содержания, основных историко – литературных сведений и теоретико-литературных
понятий;
- Овладение умениями чтения и анализа художественных произведенй с
привлечением базовых литературоведческих понятий.
Важнейшими задачами курса являются:
- изучение литературного произведения, его художественной специфики и на этой
основе приобщение учащихся к духовным богатствам отечественной и зарубежной
литературы;
- развитие воображения, памяти, ассоциативного и образного мышления, речи,
творческих потенций учащихся;
- расширение опыта переживаний и формирование эмоциональной
интеллектуальной культуры личности;
- подготовка квалифицированного, эстетически развитого читателя и духовно
богатой, полноценной личности.
Взаимосвязь коллективной и самостоятельной работы обучаемых
При изучении курса для обучаемых предусмотрены
возможности для
самостоятельной работы, а именно использование заданий требующих поиска,
переработки и представления информации в новом виде. Освоение курса предполагает
изменение роли ученика и учителя в учебном процессе относительно традиционной
парадигмы, а также учета динамики передачи ученику ответственности за собственное
учение. В ходе прохождения программы обучающиеся самостоятельно могут выбирать
уровень сложности и характер заданий, роль и характер участия в групповой работе,
выполнять исследовательские задания на разрешения проблемы и проектные работы.
Итоговый контроль
Оценка достижений требований предполагает сравнение реального уровня
обученности ученика с эталонным уровнем, зафиксированным в стандарте. Оценка знаний
и умений обучающихся проводится с помощью устного сообщения, доклада, зачёта,
сочинения, тестирования (с заданиями альтернативного типа, с заданиями на
множественный выбор, на перегруппировку, на распознавание и т.п.)
Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает проведение нетрадиционных форм уроков, деловых и
ролевых игр, проблемных дискуссий, уроков-лекций, практических занятий, семинаров,
экскурсий, конференций, диспутов, межпредметных интегрированных уроков.
индивидуальная;
парная;
групповая;
коллективная;
фронтальная.
Структура программы.
1. Пояснительная записка;
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета;
3. Содержание учебного предмета;
4. Календарно-тематическое планирование.
Предполагаемый результат
Умение применять на практике понятия, связанные со структурой и языком
художественного произведения, понятия о родах и жанрах литературы; развитие умения
читательской и литературно-творческой деятельности; развитие речеведческих,
коммуникативных и культуроведческих компетенций.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Литература»
результатами освоения учащимися программы по литературе
Личностными
являются:
1. совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства
любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской
литературе, к культурам других народов;
2. использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных
источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметными результатами освоения учащимися программы по литературе
являются:
формирование универсальных учебных действий.
1. Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; иметь способность к
целеполаганию, включая постановку новых целей;
самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать
свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
2. Познавательные УУД:
самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную,
подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную
информацию текста, воспринятого на слух;
пользоваться
разными
видами
чтения:
изучающим,
просмотровым,
ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст;
несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);
пользоваться различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным,
детальным);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую
(составлять план, таблицу, схему);
излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато,
выборочно;
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.
3. Коммуникативные УУД:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и
координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего
решения в совместной деятельности;
уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать
решения и делать выборы;
уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,
в том числе в ситуации столкновения интересов;
уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности
и сотрудничества с партнёром;
уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
адекватно
использовать
речевые
средства
для
решения
различных
коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи,
различными видами монолога и диалога;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметными результатами освоения учащимися программы по литературе
являются:
в познавательной сфере:
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и
фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в.,
русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной
литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление
заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их
современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность
к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею,
нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев,
сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе
литературного произведения;
в ценностно-ориентационной сфере:
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры,
сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы,
их оценка;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных
произведений;
понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
в коммуникативной сфере:
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное
чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с
использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на
вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные
монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой,
проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие
работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
в эстетической сфере:
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического
вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительновыразительных языковых средств в создании художественных образов
литературных произведений.
Содержание учебного предмета «Литература»
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России.
Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир
русской литературы, ее гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Национальная
самобытность русской литературы. Русская литература в контексте мировой.
Теория. Понятие о литературном процессе.
Древнерусская литература
Беседы о древней русской литературе. Богатство жанров литературы Древней Руси.
Летописи как исторические повествования. Жанр жития (с использованием повторения).
«Слово о полку Игореве». Высокопоэтическое патриотическое произведение— первое
произведение национальной классики. Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр
и композиция «Слова...». Образ русской земли и нравственно-поэтическая идея «Слова...».
Образы русских князей. «Золотое слово» Святослава. Князь Игорь. Ярославна как
идеальный образ русской женщины. Художественные особенности памятника. Связь
«Слова...» с устным народным творчеством. Поэтические переводы (В. Жуковский. К.
Бальмонт, современные переводы). Роль памятника в судьбах русской культуры. Тема
«Слова...» в лирике русских поэтов.
Теория. Стихотворный перевод.
Литература XVIII века
Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Классицизм и его
особенности. Идея прославления величия и могущества Российского государства.
Зарождение в литературе антикрепостнической направленности. Сентиментализм как
литературное направление. Особенности классицизма и сентиментализма в русской
литературе.
М.В.Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества
государыни императрицы Елисаветы Петровны. 1747года». Ломоносов — учёный,
реформатор русского языка, поэт. Прославление родины, науки и просвещения, мира в
художественных произведениях поэта. Безграничность мироздания и богатство «Божьего
мира» в его лирике. Жанр оды.
Теория. Ода. Силлабо-тоническое стихосложение.
Д.И.Фонвизин. «Недоросль». Сатирическая направленность комедии. Герои и события
комедии. Резкое противопоставление позиции Простаковых, Скотининых и Правдина,
Стародума. Классицизм в драматическом произведении.
Теория. Классицизм в драматическом произведении.
Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза». Карамзин— писатель и ученый. Лирика и проза
Карамзина. «Бедная Лиза» как произведение русского сентиментализма. Мир природы и
психологическая характеристика героев. Авторская позиция. Язык и стиль повести.
Карамзин-историк.
Теория. Сентиментализм.
Литература XIX века
Человек в его связи с национальной историей. Взаимодействие культур. Золотой век
русской поэзии. В.А. Жуковский. К.Н. Батюшков. А.С. Пушкин. Н.М. Языков. А.В.
Кольцов. Е.А. Баратынский. Совершенство поэтического мастерства поэтов золотого века.
Проза и драматургия в эпоху золотого века поэзии. Комедия А.С. Грибоедова и проза А.С.
Пушкина.
Романтизм в русской литературе. Соотношение мечты и действительности в
романтических произведениях. Формирование представления о национальной
самобытности. А.С. Пушкин как родоначальник новой русской литературы. Роль
литературы в формировании русского языка.
Теория. Эпоха и литература. Романтизм в русской литературе.
А.С. Грибоедов. «Горе от ума». Очерк жизни Грибоедова. История создания комедии.
Смысл названия и проблема ума в комедии. Сатирическое изображение жизни и нравов
московского дворянства. Особенности развития комедийной интриги; своеобразие
конфликта. Система образов. «Фамусовская» Москва. Герои и их судьбы. Чацкий и
Фамусов. Чацкий и Молчалин. Чацкий и Софья. Новаторство драматурга; черты
классицизма и романтизма, жанровое своеобразие, язык. «Открытость» финала пьесы.
Пьеса в восприятии критики. (И.А. Гончаров.«Мильон терзаний» и др.). Сценическая
жизнь комедии.
Теория. Внесценические персонажи пьесы.
А.С. Пушкин.«К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Я вас любил: любовь еще, быть
может...», «Храни меня, мой талисман...», «Сожженное письмо», «Если жизнь тебя
обманет...», «Элегия», «Поэт», «Осень» (отрывок), «Я памятник себе воздвиг
нерукотворный...» и др. Творческий путь А.С. Пушкина (на основе ранее изученного).
Годы ссылки. Болдинская осень 1830г. Стихотворения Пушкина разных лет. Богатство
тематики и совершенство формы. Любовная лирика Пушкина («Храни меня, мой
талисман...», «Сожженное письмо», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Я вас
любил: любовь еще, быть может...», «На холмах Грузии...»). Любовь как источник
творческого вдохновения. Красота любовного чувства лирического героя, преклонение
перед любимой женщиной. Особые формы метафоризации в стихотворениях о любви.
Философские размышления о жизни («К Чаадаеву», «Если жизнь тебя обманет...»,
«Элегия»). Оптимизм философской лирики Пушкина. Дружба в лирике Пушкина («19
октября»). Искренняя привязанность поэта к друзьям лицейских лет. Размышления поэта
о скоротечности человеческого бытия. Сущность творчества, тема поэта и поэзии («Поэт»,
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» и др.). Поиски своего места в поэзии.
Вдохновение поэта как особое состояние. Философско-эстетические раздумья поэта,
вечность идей, отраженных в лирике. Роль архаичной лексики в создании философского
настроя стихотворения.
Маленькие трагедии. «Моцарт и Сальери». Нравственная проблематика трагедии («Гений
и злодейство две вещи несовместные»). Талантливость и гениальность. Характеры и
поступки героев и позиция автора.
«Евгенин Онегин»— роман в стихах. История создания. Особенности жанра и
композиции романа в стихах. Единство лирического и эпического начала; нравственнофилософская проблематика произведения. Сюжет романа и темы лирических
отступлений. Жизнь столицы и мир деревни. Автор и его герои. Образ Онегина и тема
«лишнего человека» в русской литературе. Татьяна как «милый идеал» Пушкина.
Картины родной природы. «Открытый» финал романа. Онегинская строфа. Реализм
романа. А.С. Пушкин в русской критике (статьи В. Г. Белинского и др.).
Теория. Реализм. Роман в стихах. Онегинская строфа.
Донские критики о А.С.Пушкине: В.Л.Моложавенко «Донские были».
М.Ю. Лермонтов.«Ангел», «Ужасная судьба отца и сына...», «Поэт» («Отделкой золотой
блистает мой кинжал...»), «Монолог», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «Дума»,
«Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Пленный рыцарь», «Нищий» и др. Краткая
биография (на основе ранее изученного). Трагичность судьбы поэта. Светлые и грустные
воспоминания детства (стихотворения «Ангел», «Ужасная судьба отца и сына...» и др.).
Поиск своего места в поэзии («Поэт», «Нет, я не Байрон, я другой...» и др.). Любовные
стихи Лермонтова («Нищий», «Я не унижусь пред тобой...» и др.). Мотив трагедии
поколения («Монолог», «Пленный рыцарь», «Дума» и др.). Одиночество и мечты о
счастье и взаимопонимании в творчестве поэта. Символика в стихах Лермонтова.
Развитие в творчестве Лермонтова пушкинских традиций. Природа и человек в
философской лирике Лермонтова.
«Герой нашего времени». Жанр социально-психологического романа. Особенности
композиции романа, ее роль в раскрытии образа Печорина. Фабула и сюжет. Печорин
среди других героев романа. Печорин в галерее «лишних» людей. Роль повести «Максим
Максимыч». Повесть «Тамань». Сюжет и герои повести. Реалистическое и романтическое
начала в повести. Художественное совершенство языка повести. Нравственнофилософская проблематика произведения, проблема судьбы. Черты романтизма и
реализма в романе.
Теория. Фабула и сюжет. Социально-психологический роман.
Н.В. Гоголь. «Мертвые души» (главы). Краткий обзор творчества (на основе ранее
изученного). Пьесы Гоголя (повторение). «Мёртвые души». Замысел, жанр и композиция
поэмы. Авантюра Чичикова как сюжетная основа повествования. Роль и место Чичикова в
системе образов поэмы. Помещики и чиновники в поэме и приемы создания их образов.
«Живая Русь» в поэме и мотив дороги. Единство эпического и лирического начала в
поэме, написанной прозой. Место «Повести о капитане Копейкине» в поэме. Сатира в
поэме. Художественные приемы Гоголя (использование контраста, роль гиперболы и
сравнения, алогизм и лиризм в повествовании, использование амплификации и др.).
Теория. Поэма в прозе. Лирические отступления. Сатира.
Ф.Д.Крюков «Казачка».
Ф.И. Тютчев «Как сладко дремлет сад темно-зеленый...», «День и ночь», «Эти бедные
селенья...», «Еще томлюсь тоской...», «С поляны коршун поднялся...», «Она сидела на
полу...». Краткая биографическая справка. Лирика природы. Тютчев о поэте. Любовная
лирика. Философские миниатюры.
А.А. Фет. «Я тебе ничего не скажу...», «Как беден наш язык!..», «Чудная картина...», «Я
вдаль иду...», «Нет, я не изменил...», «Я был пять в сад твоем...», «Деревня», «На заре ты
ее не буди...», «Вечер» (по выбору). Необычность судьбы поэта. Лирика любви, природы,
патриотическая тематика. Роль метафор и сравнений в поэтических текстах Фета.
Теория. Лирика. Тематика и жанры лирических произведений.
Н.А. Некрасов. «Вчерашний день, часу в шестом...». Представление Некрасова о поэте и
поэзии. Своеобразие некрасовской Музы.
Теория. Трехсложные стихотворные размеры.
И.С. Тургенев. Первая любовь» (фрагменты). Краткая биография писателя. «Первая
любовь»— любимая повесть Тургенева. Сюжет повести и ее герои. Роль снов в сюжете.
Нравственная проблематика повести.
Теория. Стиль писателя.
Л.Н. Толстой. «Юность». Творческий путь великого писателя. Автобиографическая
трилогия. Герой трилогии Николенька Иртеньев среди других героев повести.
«Диалектика души» героев в повести «Юность». Мастерство и сила нравственного
воздействия автора.
Теория. Автобиографические произведения: роман, повесть, рассказ; циклы
автобиографических произведений.
А.П. Чехов. «Человек в футляре». Творческий путь писателя. Многообразие тем и
сюжетов чеховской прозы.
«Маленькая трилогия» («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви») как цикл
произведений, рисующих ложные представления, определяющие судьбы людей.
Композиция и общая идея цикла. Сюжет и герои «Человека в футляре». Трагизм судьбы
героя рассказа «Тоска». Тема «маленького человека» в рассказах Чехова. Особенности
авторской позиции в рассказах.
Теория. Юмор и сатира в их соотношении.
Русская литература XX века
Русская литература XX в.: богатство поисков и направлений. Рождение новых жанров и
стилей. Тема родины и ее судьбы.
И.А. Бунин.«Слово», «Русская сказка», «Изгнание. «Жизнь Арсеньева» (главы). Бунин —
поэт и прозаик. Тесная связь его творчества с традициями XIX в. Первый лауреат
Нобелевской премии в русской литературе. «Жизнь Арсеньева»— автобиографическая
повесть. Главы о юности героя. Стилистическое мастерство поэта, прозаика, переводчика.
Теория. Стилистическое мастерство.
М. Горький. «Мои университеты». Судьба писателя и его раннее творчество.
Автобиографическая трилогия. Главы из повести «Мои университеты». Герой повести —
Алёша Пешков и его судьба. Элементы публицистики в художественной прозе.
Теория. Публицистика.
А.А. Блок. «Россия», «Девушка пела в церковном хоре...» и др. Слово о Блоке. Лирика
поэта. Образ Прекрасной Дамы как воплощение вечной женственности. Любовь к России,
вера в ее будущее. Трагедия поэта в «страшном мире». Художественное своеобразие
поэзии Блока.
С.А. Есенин. «Отговорила роща золотая...», «Я покинул родимый дом» и др. Слово о
Есенине и его судьбе. Тема родины в лирике поэта. Поэтизация крестьянской Руси в
творчестве Есенина. Эмоциональность и философская глубина поэзии Есенина. Человек и
природа в художественном мире поэта. Народно-песенная основа стиха Есенина.
В.В. Маяковский. «Послушайте!», «Прозаседавшиеся» и др. Слово о Маяковском. Поэтпублицист, поэт-новатор. Сатирические стихи и стихи о любви. Тонический стих поэта.
Теория. Тонический стих.
А.А. Ахматова. «Песня последней встречи», «Сероглазый король» и др. Слово об
Ахматовой. Тема родной земли: стихи и поэмы. Звучание темы Родины и гражданского
долга в лирике Ахматовой. Стихи о любви. Музыка стиха и тонкий психологизм лирики.
Теория. Особенности стиха в творчестве поэтов различных направлений первой половины
XX в.
М.А. Булгаков. «Собачье сердце» Краткое описание творческого пути писателя. «Белая
гвардия»— судьбы страны и участники трагических свершений. «Собачье сердце».
Поэтика Булгакова-сатирика. Герои и события повести. «Шариковщина» как социальное и
моральное явление. Классические произведения русской прозы и пьесы Булгакова,
созданные на их основе.
Теория.Пьеса и инсценировка. Связь эпох в литературе.
М.А. Шолохов. «Судьба человека». Сложность человеческих судеб в годы Великой
Отечественной войны. Психологическая точность и доброжелательность повествования.
Андрей Соколов— образ простого и стойкого русского человека, который прошел войну и
плен. Андрей Соколов и Ванюшка. Забота о судьбе детей, пострадавших от войны. Роль
пейзажных зарисовок в рассказе. Гуманизм рассказа.
А.Т. Твардовский. «Василий Теркин» (главы). Военная тема в лирике Твардовского. Поэма
«Василий Теркин» и ее главный герой. Эволюция образа Василия Теркина в поэме:
утраты и обретения (главы «Два солдата», «Переправа», «Дед и баба»). Философские
раздумья автора (глава «О себе»). Связь лирики Твардовского с фольклором.
Теория. Создание народного характера.
А.И. Солженицын. «Как жаль».
В.В. Набоков. «Гроза», «Рождество», «Сказка» (по выбору учителя и учащихся). «Гроза»
как произведение о человеке и природе, о способности активно воспринимать
окружающий мир. Тонкость и четкость характеристики человеческих чувств
(«Рождество»). Связь с образами и традициями литературы разных народов («Сказка»).
Теория. Природа и человек в произведении искусства.
Г.В.Иванов. «Россия счастие, Россия свет…», «На взятие Берлина русскими»
В. Шукшин. «Ванька Тепляшин». Образы «чудиков» в рассказах Шукшина. Изображение
народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе.
Особенности повествовательной манеры Шукшина.
Теория. Суровый гуманизм прозы второй половины XX века.
В.П. Астафьев. «Царь-рыба» (главы). Краткий рассказ о писателе и его творчестве.
Нравственные проблемы произведения: ответственность человека перед природой за свое
отношение к ней и ее богатству. Смысл противоборства человека и царь-рыбы.
В.Г. Распутин. «Деньги для Марии» Распутин — писатель публицист, патриот российской
земли. Повесть «Деньги для Марии», ее гуманистический смысл. Различные
психологические типы персонажей повести. Противопоставление жизненных принципов
персонажей (Наталья, Степанида, председатель колхоза, бухгалтер, директор школы и
др.). Тема семьи: образы Марии и Кузьмы. Роль попутчиков Кузьмы в осмыслении идеи
повести. Смысл открытого финала произведения.
А.В. Вампилов. «Старший сын». Особенности драматургии Вампилова: тематика,
конфликты, художественные решения. Пьеса «Старший сын». Необычность ее
содержания и сюжета. Гуманистический смысл пьесы. Особенности драматической
интриги. Сложности человеческой судьбы. Глубина духовного мира Сарафанова при
внешней жизненной неудачливости.
Стихотворения и поэмы В.В.Высоцкого, Б.Окуджавы, Е. Евтушенко, А.Вознесенского
Литература народов России
Разнообразие мотивов лирики поэтов, представляющих литературу народов России.
Г.Тукай, М Карим и др.
Зарубежная литература
И. Гёте. «Фауст» (фрагменты). Трактовка народной легенды в трагедии «Фауст».
Неразрывность связи добра и зла. Фауст и Мефистофель. Фауст и Маргарита. Жажда
познания как свойство человеческого духа. Теория. «Вечные» образы в литературе.
Календарно-тематическое планирование
В том числе на:
№
п/п
Наименование разделов и
тем
Всего
часов
Литература и ее роль в
духовной жизни человека
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
1
Древнерусская
литература
«Слово о полку Игореве» величайший памятник
древнерусской литературы.
«Слово..» как высокопатриотическое и
высокохудожественное
произведение.
«Слово…» в русской и
мировой культуре. Спор об
авторе произведения.
Русская литература 18в.
Классицизм.
М.В.Ломоносов.
Ученый, поэт, реформатор
русского литературного
языка.
М.В.Ломоносов.
Оды. Прославление
Родины, мира, науки и
просвещения.
Г.Р.Державин. Поэт и
гражданин. Анализ
произведений
«Властителям и судьям»,
«Памятник»
Д.И.Фонвизин. «Сатиры
смелый властелин»
Д.И.Фонвизин
«Недоросль». Проблемы
гражданственности.
Д.И.Фонвизин
«Недоросль». Образование
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
к/р
р/р
п/р
Дата
пл Фак
ан. т
Основные
направления
воспитательной
деятельности
- Привлечение
школьников к
ценностному
аспекту изучаемых
произведений.
- Проявление
уважения,
ценностного
отношения к
историческому и
культурному
наследию своего
народа, к
символам,
праздникам,
памятникам,
традициям народов,
проживающих в
родной стране.
-Воспитание
чувства гордости за
свою Родину, науку
и просвещение
через произведения
русской
литературы 18 века
-Понимание своей
сопричастности
прошлому,
настоящему и
будущему народам
России,
тысячелетней
истории
российской
государственности.
- Формирование у
обучающихся
13
14
15
16
1718
19
2023
24
25
26
27
28
29
30
31
и воспитание в комедии.
Н.М. Карамзин – писатель и
историк.
Н.М. Карамзин- основатель
сентиментализма в России
Развитие речи.
Н.М. Карамзин. «Бедная
Лиза». Гуманистический
пафос произведения.
Подготовка к домашнему
сочинению.
Русская литература 19 в.
«Золотой век» русской
литературы.
В.А.Жуковский. Очерк
жизни и творчества. Элегии
и баллады.
А.С.Грибоедов. Личность и
судьба.
А.С.Грибоедов. «Горе от
ума». Чтение и анализ
1 -4 глав
А.С.Грибоедов «Горе от
ума». Нравственный идеал
А.С.Грибоедова.
И.А. Гончаров «Мильон
терзаний»
Развитие речи.
Сочинение по комедии А.С.
Грибоедова «Горе от ума»
А.С. Пушкин. Время
Пушкина.
А.С. Пушкин. Поэзия
свободы и дружбы. («К
Чаадаеву», «Анчар» и
другие).
А.С. Пушкин. Лирика
любовного чувства.
А.С. Пушкин. Стихи о
поэзии.
1
1
1
1
1
1
1
2
1
4
1
1
2
1
1
1
1
2
нравственных и
эстетических
чувств через
категории и
ценности бытия
произведений:
добро и зло,
истина,
справедливость,
совесть, дружба и
любовь, свобода и
ответственность.
- Осмысление
ключевых для
русского
национального
сознания
культурных и
нравственных
смыслов в
произведениях об
образе Петербурга
в русской
литературе.
- Проявление
уважения,
ценностного
отношения к
историческому и
культурному
наследию своего и
других народов
России.
-Осознание себя
патриотом своего
народа и народа
России в целом,
свою
общероссийскую
культурную
идентичность
-Проявление
интереса к
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
А.С. Пушкин. Образы
природы в лирике поэта.
А.С. Пушкин. Роман
«Евгений Онегин». Образ
автора. Широта охвата
действительности.
А.С. Пушкин. «Евгений
Онегин» Главные герой
романа, их жизненная
драма.
А.С. Пушкин. «Евгений
Онегин» Богатств и
своеобразие языка.
«Онегинская строфа»
А.С. Пушкин «Евгений
Онегин» - первый
реалистический роман.
Оценка в русской критике.
р/р Подготовка к
домашнему сочинению по
роману «Евгений Онегин»
А.С.Пушкин. «Моцарт и
Сальери». Проблема
таланта, гения. Сила
зависти.
М.Ю. Лермонтов. Жизнь и
творчество.
М.Ю. Лермонтов. Тема
поэта и поэзии.
М.Ю. Лермонтов. Поэзия
любви.
М.Ю. Лермонтов. Тема
Родины.
М.Ю.Лермонтов.
Поэтическая исповедь.
М.Ю.Лермонтов. «Герой
нашего времени» как
психологический роман.
Особенности композиции.
М.Ю. Лермонтов «Герой
нашего времени». История
души человека,
ненашедшего высокой цели
в жизни.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
познанию родного
языка, истории,
культуры своего
народа, своего
края.
- Воспитание
стремлений к
достойной жизни
на примерах
поступков героев
романа
- Формирование
желания жить с
честью
- Формирование
умения видеть
честь и бесчестие в
людях
- Воспитание
любви и интереса к
историческому
прошлому нашей
страны, творчеству
А.С. Пушкина.
- Формирование
интереса к
личности и
творчеству М. Ю.
Лермонтова;
- Способствование
развитию
нравственных
чувств к
историческому
прошлому России;
- Способствование
патриотическому
воспитанию
учащихся
- Воспитание
эмоциональной
отзывчивости
детей.
- Активизация
познавательного
57
М.Ю.Лермонтов «Герой
нашего времени».
Беспощадный самоанализ
Печорина. Противоречия
его натры.
М.Ю.Лермонтов. «Герой
нашего времени». Роль
других действующих лиц в
раскрытии характера
Печорина.
М.Ю.Лермонтов. Печорин
и Онегин. Оценка русской
критики.
Р\р Сочинение по
творчеству М.Ю.
Лермонтова.
Н.В. Гоголь. Страницы
жизни.
Н.В. Гоголь. Тема
«маленького человека», в
повести «Шинель».
Н.В. Гоголь. «Мертвые
души». Особенности
сюжета, система образов.
Своеобразие жанра.
Н.В. Гоголь. «Мертвые
души» Типичность
характеров, способы их
обрисовки.
Н.В. Гоголь «Мертвые
души». Идейно –
композиционное значение
образа Чичикова
Н.В. Гоголь «Мертвые
души». Единство
сатирического и
лирического начал в
произведении.
Р\р. Подготовка к
домашнему сочинению по
творчеству Н.В. Гоголя.
5859
Ф.И. Тютчев. Очерк жизни
и творчества. Любовная и
46
47
48
4950
51
52
53
54
55
56
1
1
2
2
1
1
1
1
1
1
1
2
1
интереса
-Привитие любви к
художественному
слову.
- Воспитание
любви к истории
Родины, чувства
патриотизма и
национальной
гордости;
- Осознание
ценностей
совместной
деятельности
- Проявление
уважения,
ценностного
отношения к
историческому и
культурному
наследию своего и
других народов
- Приобщение
учащихся к
русской культуре,
формирование
художественного
вкуса.
-Воспитание любви
к русским
национальным
традициям на
основе
произведений
русской
классической
литературы 19
века.
- Воспитание
квалифицированно
го читателя со
сформированным
эстетическим
вкусом.
6061
62
63
64
6567
68
69
7071
7274
7576
7778
7980
философская лирика.
А.А. Фет. Очерк жизни и
творчества. Основные
мотивы лирики.
Н.А. Некрасов. Место
Некрасова в русской поэзии
19 в. Основные темы
лирики.
И.С.Тургенев. «Первая
любовь». Нравственная
проблематика повести.
Л.Н. Толстой. Личность
писателя. Замысел
автобиографической
трилогии и его воплощение.
«Юность». Три эпохи
жизни человека в трилогии.
р/р Приемы
психологического
самоанализа героя. Анализ
главы «Я проваливаюсь».
А.П. Чехов. Очерк жизни и
творчества. Ранние
юмористические рассказы
А.П. Чехов. Цикл
произведений о ложном
представлении,
определяющем судьбу:
«Крыжовник», «Человек в
футляре», О любви».
И.А. Бунин. Человек и
прозаик 20
в.Автобиографическая
повесть «Жизнь Арсеньева»
А.М. Горький Раннее
творчество и
автобиографическая
трилогия «Мой
университеты».
Русская литература
20в.Блок и его время. Тема
Родины и любви в
творчестве поэта.
Слово об Анне Ахматовой.
Тема родной земли и любви
2
1
2
3
1
1
2
3
1
- Осознание себя
патриотом своего
народа и народа
России в целом,
своей
общероссийской
культурной
идентичности
- Проявление
интереса к
познанию родного
языка, истории,
культуры своего
народа.
- Привитие
интереса к чтению.
- Формирование
понятия о
нравственном
идеале автора на
примере
изображения
героев романа
- Формирование у
обучающихся
нравственных и
эстетических
чувств через
категории и
ценности бытия
романа: добро и
зло, истина,
справедливость,
совесть, дружба и
любовь, свобода и
ответственность.
2
2
2
- Воспитание
ответственного
отношения к
литературе как к
особому способу
познания мира,
93
в лирике.
В. Маяковский. Сведения о
жизни и творчестве.
Сатирическая и любовная
лирика.
С. Есенин. Очерк жизни и
творчества. Поэтические
образы. Родина и родная
природа как источник
лирических переживаний
Р\Р Сочинение по
творчеству С. Есенина, В
Маяковского, А. Блока.
М.А. Булгаков. Сведения
ожизни и творчестве.
«Собачье сердце» Шариков
и «шариковщина».
Булгаков – сатирик.
В.В.Набоков. Человеки
природа в произведениях
«Гроза», «Расстрел»,
«Родина»
М.А. Шолохов. «Судьба
человека». Душевная
стойкость и «незаметный»
героизм русского человека.
Особенности композиции.
А.Т.Твардовский. «Василий
Теркин». Образ русского
солдата в поэме.
Человек и природа в
повествовании рассказа
«Царь-рыба»
94
В.Г.Распутин «Деньги для
Марии». Гуманистический
смысл повести.
8182
8384
85
8688
89
9091
92
9596
9798
Человек и стечение
обстоятельств в повести
«Старший сын».
А.И.Солженицын.
Сведения о жизни и
творчестве. Тема
2
2
1
3
1
2
1
1
1
2
2
1
жизни.
-Воспитание
осознания
коммуникативноэстетических
возможностей
языка на основе
изучения
выдающихся
произведений
русской
литературы,
литературы своего
народа,
мировой
литературы.
- Воспитание
культуры
понимания
«чужой» позиции,
уважительного
отношения к
ценностям других
людей, к культуре
других эпох и
народов.
-Проявление
уважения
к
художественным
произведениям,
отражающим
разные
этнокультурные
традиции.
Уважение боевых
подвигов
и
трудовых
достижений своих
земляков, жителей
своего края, народа
России, героев и
защитников
Отечества
в
прошлом
и
современности.
- Воспитание через
99
100
101
праведничества в рассказе
«Матренин Двор»
В.М. Шукшин. Душевная
красота и своеобразие в
рассказах о «чудаках»
Тема Родины в творчестве
поэтов: Г.Иванова, Б.
Окуджавы. Е. Евтушенко,
Б. Вознесенского, Г.Тукай,
М. Карима, Р. Гамзатова.
Зарубежная литература.
И.Гете. «Фауст». Обзор.
Итоговый тест.
102
позицию автора
нравственных
качеств личности:
долга, чести,
совести,
гуманности.
- Воспитание у
учащихся
моральной
ответственности
человека за всё
происходящее
вокруг.
1
1
1
1
1
Итого:
102
1
1
6
- Формирование у
обучающихся
нравственных
и
эстетических
чувств.