Образовательная программа среднего общего образования МАОУ "СОШ № 37" 10-11 классы
Описание образовательной программы
Описание
образовательной программы среднего
общего образования ФГОС СОО (10 класс) Образовательная
программа среднего общего образования составлена на основе федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования (приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413) с
учетом примерной образовательной программы среднего общего образования,
согласована с Управляющим советом и Педагогическим советом ОУ, утверждена
приказом директора от 01.09.2020 № 99-од. Образовательная
программа среднего общего образования содержит, в соответствии с требованиями
Стандарта, три раздела: целевой, содержательный и организационный. Целевой
раздел определяет общее
назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации ООП СОО, а также
способы определения достижения этих целей и результатов. Целевой раздел
включает: пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися
основной образовательной программы среднего общего образования; систему оценки
достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы
среднего общего образования. Содержательный
раздел определяет общее
содержание среднего общего образования и включает образовательные программы,
ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных
результатов: программу формирования универсальных учебных действий у
обучающихся среднего общего образования; программы отдельных учебных курсов;
программу духовно-нравственного воспитания, развития обучающихся при получении
среднего общего образования; программу формирования экологической культуры,
здорового и безопасного образа жизни; программу коррекционной работы. Организационный
раздел определяет общие
рамки организации образовательной деятельности, а также механизм реализации
компонентов основной образовательной программы среднего общего образования.
Организационный раздел включает: календарный учебный график на учебный год;
учебный план среднего общего образования на учебный год; план внеурочной
деятельности; систему условий реализации основной образовательной программы
среднего общего образования в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта. Образовательная
программа сформирована с учетом индивидуальных особенностей и запросов учащихся
и их родителей (законных представителей), включая образовательные потребности
учащихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, значимости данного
уровня общего образования для продолжения обучения в профессиональной
образовательной организации или образовательной организации высшего
образования, профессиональной деятельности и успешной социализации. Нормативный
срок освоения образовательной программы составляет 1 год. Реализуется
технологический профиль, который к ориентирован на
производственную, инженерную и информационную сферы деятельности. На базовом
уровне технологического профиля изучаются следующие предметы: русский язык,
литература, иностранный язык, история, обществознание, физическая культура,
ОБЖ. На углубленном уровне технологического профиля изучаются предметы:
математика, информатика, физика. Универсальный профиль
ориентирован на обучающихся, чей выбор «не вписывается» в рамки
технологического профиля. Он позволяет ограничиться базовым уровнем изучения
учебных предметов, однако ученик также может выбрать учебные предметы на
углубленном уровне. На базовом уровне универсального профиля изучаются
предметы: иностранный язык, литература, информатика, физика, обществознание,
физическая культура, ОБЖ. На углубленном уровне универсального профиля
изучаются следующие предметы: математика, русский язык, история. В учебный план
включены курсы по выбору обучающихся, предлагаемые образовательным учреждением
в соответствии со спецификой и возможностями в соответствии со спецификой
выбранного профиля. Курсы по выбору в 10 классах направлены на усиление
профиля: Технологический профиль – «Математика. Решение задач с параметрами – 1
час». Универсальный профиль – «Математика. Решение нестандартных задач – 1
час», «Химия. Решение задач повышенной сложности –1 час», «Литература – 1 час»,
«Информатика – 1 час». Учебный план каждого
профиля состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений. Обязательная
часть учебного плана
определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей и учебное
время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Часть
учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на
изучение содержания образования, обеспечивающего реализацию интересов и
потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогического
коллектива, обеспечивает реализацию социального образовательного заказа и
индивидуальное развитие обучающихся, в том числе, на основе интеграции с
внеурочной деятельностью. Обязательным
элементом является выполнение обучающимися индивидуального проекта. Индивидуальный
проект представляет собой учебный проект или учебное исследование,
выполняемое обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с
целью приобретения навыков в самостоятельном освоении содержания и методов
избранных областей знаний и/или видов деятельности, или самостоятельном
применении приобретенных знаний и способов действий при решении практических
задач, а также развития способности проектирования и осуществления
целесообразной и результативной деятельности (познавательной, конструкторской,
социальной, художественно- творческой, иной). Для реализации индивидуального
проекта каждым учащимся 10-х классов в учебных планах 10-х классов ФГОС СОО
выделен 1 час из вариативной части учебного плана. В целях обеспечения индивидуальных
потребностей обучающихся основная образовательная программа предусматривает
внеурочную деятельность. Описание
образовательной программы среднего общего образования
ФКГОС (11 класс) Среднее общее образование (11
класс, очная форма, нормативный срок освоения - 1 год.). В основу разработки ООП СОО
положен федеральный компонент государственного образовательного стандарта и
федеральный базисный учебный план 2004 года с изменениями и дополнениями,
утвержденными приказами Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089 и от 9
марта 2004 г. № 1312. Программа согласована с Управляющим советом и
Педагогическим советом ОУ, утверждена приказом директора от 01.09.2020 № 99-од. ООП СОО по ФКГОС направлена на
обеспечение исполнения государственной политики в области образования и
составлена в соответствии с требованиями к соблюдению прав участников
образовательного процесса. Основная образовательная
программа среднего общего образования МАОУ «СОШ №37» строится в соответствии с
основными направлениями совершенствования системы образования и ориентирована
на реализацию социальных требований к системе российского образования. ООП СОО с учетом типа и вида
образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов
обучающихся, воспитанников включает в себя: Целевой раздел определяет нормативно-правовую
базу, планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной
программы среднего общего образования, требования к уровню подготовки
выпускников в соответствии с Федеральным компонентом государственного
образовательного стандарта, систему оценки достижений планируемых результатов
освоения обучающимися основной образовательной программы среднего общего
образования; Содержательный раздел включает программу формирования
общеучебных умений и навыков, программы отдельных учебных предметов, программу
воспитания и социализации учащихся на уровне среднего общего образования,
программу по формированию экологической культуры, культуры здорового и
безопасного образа жизни, программу коррекционной работы. Организационный раздел содержит учебный план,
календарный учебный график, систему условий реализации основной образовательной
программы среднего общего образования. Целями реализации ООП СОО являются: - обеспечение планируемых
результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений,
навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными,
общественными, государственными потребностями и возможностями учащегося
старшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и
состояния здоровья; - становление и развитие личности
в её индивидуальности, самобытности уникальности неповторимости. Достижение поставленных целей
предусматривает решение следующих основных задач: - обеспечить соответствие ООП СОО
требованиям ФКГОС; - обеспечить преемственность
начального общего, основного общего, среднего общего образования; - обеспечить доступность
получения качественного среднего общего образования, достижение планируемых
результатов освоения ООП СОО всеми учащимися, в том числе детьми с
ограниченными возможностями здоровья; - установить требования к
воспитанию и социализации учащихся как части образовательной программы и
соответствующему усилению воспитательного потенциала Учреждения, обеспечению
индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого
учащегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на
знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию
необходимых условий для её самореализации; - обеспечить эффективное
сочетание урочных и внеурочных форм организации образовательной деятельности,
взаимодействия всех участников образовательных отношений; - выявить и развить способности
учащихся, в том числе, одарённых детей, детей с ограниченными возможностями
здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему секций,
кружков, организацию общественно полезной деятельности с использованием
возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей; - организовать интеллектуальные и
творческие соревнования, проектную и исследовательскую деятельность; - включить учащихся в процессы познания
и преобразования внешкольной социальной среды (района, города) для приобретения
опыта реального управления и действия; - привлечь учащихся к социальному
и учебно-исследовательскому проектированию; организовать профессиональную
ориентацию учащихся при поддержке заместителя директора по воспитательной
работе, педагогов, психолога сотрудничества с учреждениями профессионального
образования; - способствовать сохранению и
укреплению физического, психологического и социального здоровья учащихся,
обеспечению их безопасности. - обеспечение планируемых
результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений,
навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными,
общественными, государственными потребностями и возможностями учащегося
старшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и
состояния здоровья; - становление и развитие личности
в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости. Среднее общее образование –
завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную
грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному
и гражданскому самоопределению. Эти функции предопределяют направленность целей
на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей
свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей потенциальные
возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Эффективное достижение указанных
целей возможно при введении системы специализированной подготовки в старших
классах. Переход к такой системе за счет изменений в структуре содержания и
организации образовательного процесса позволяет: - создать условия для
дифференциации содержания обучения старшеклассников; - обеспечить углубленное изучение
отдельных учебных предметов; - установить равный доступ к
полноценному образованию разным категориям обучающихся, расширить возможности
их социализации; - обеспечить преемственность
между общим и профессиональным образованием. Учебный план старшей ступени
обучения в образовательном учреждении предусматривает увеличение количества
часов за счет регионального и школьного компонента на отдельные учебные
предметы в рамках образовательных областей «филология», «обществознание», «математика»,
«естествознание». При организации обучения образовательное учреждение, исходя
из существующих условий и образовательных запросов обучающихся и их родителей,
использует эти часы для профильной направленности по отдельным предметам. Национально-региональный
компонент учебного
плана среднего общего образования в 11 классах представлен изучением учебных
предметов «Литература Бурятии» и «История Бурятии» с учебной нагрузкой по 1
часу в неделю. В целях повышения мотивации
учения, удовлетворения познавательных интересов обучающихся, а также реализации
программы развития школы введен элективный курс: «Математика. Решение
нестандартных задач» для учащихся 11 классов. Данная программа направлена на
удовлетворение потребностей: - обучающихся — в программах
обучения, направленных на развитие познавательных и творческих возможностей
личности; - родителей – в воспитании
личности, умеющей самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело
реагировать на разные жизненные ситуации; - государства — в реализации
программ развития личности, направленных на «раскрытие способностей каждого
ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к
жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире».